Ссылки для упрощенного доступа

"Спорт-Экспресс" как упадок и прорыв


В издательстве "Индепендент Спорт" выходит книга спортивных журналистов Игоря Рабинера и Сергея Микулика "СЭкс в большом спорте". Книга посвящена истории газеты "Спорт-Экспресс", с начала девяностых годов остававшейся лидером на российском рынке спортивной прессы. Газету создали в 1991 году бывшие сотрудники газеты "Советский спорт" во главе с Владимиром Кучмием. В последние годы "Спорт-Экспресс", сохраняя привычные информативность и довольно высокий уровень аналитики, переживает не лучшие времена: газета меняет владельцев и главных редакторов, испытывает проблемы с финансированием. Рабинер был уволен из "Спорт-Экспресса" в прошлом году. Собеседник РС – соавтор книги Сергей Микулик входил в число основателей издания.

– Газета возникла в 1991 году, и я там четыре года по-честному оттрубил. Ушел я сам, меня никто не выгонял, поэтому мыслей сводить с кем-то счеты у меня никогда не было. Но случилось так, что летом прошлого года из "Спорт-Экспресса" уволили моего хорошего друга Игоря Рабинера, уволили нехорошо, некрасиво и неправильно, как мне показалось. Он подал в суд, и одновременно возникла идея написать книгу воспоминаний. Главным основателем "Спорт-Экспресса" был, увы, уже покойный теперь Владимир Кучмий. Он много раз мне говорил: "Старик, вот бы кто-нибудь когда-нибудь отложил все спортивные газеты в сторону и написал книгу под называнием "Как это делалось", люди пришли бы в восторг. Читатели же не представляют себе, чем журналисты занимаются "внутри" газеты". И вот мы решили этот совет воплотить в жизнь.

– Обычно в таких случаях из вынесения сора из избы ничего хорошего не получается. В таких книгах люди, которые остаются на прежнем месте работы, про себя ничего хорошего не прочитают. Ваша книга – исключение?

– Вы правы, но в большей степени эти слова могут относиться к части, написанной Игорем, поскольку у него, что называется, свежа обида. У меня обиды нет никакой, в моих главах вообще нет ни одного отрицательного персонажа, за исключением разве что генерального директора Ивана Рубина, от которого, собственно, я и уходил в свое время. Но и Рубин (он продал газету не так давно) тоже у меня, в общем-то, не сильно негативным персонажем получился, он просто человек из другого мира. Но в целом книга – это такой, знаете, веселый вариант прошлого, в жанре "как это делалось в газете", если слегка перефразировать Исаака Бабеля.

– В начале 1990-х годов появление "Спорт-Экспресса" произвело фурор на рынке спортивной прессы, это была какая-то газета абсолютно нового типа. С чем это было связано?

– "Спорт-Экспресс" основали журналисты, бежавшие из "Советского спорта", от его главного редактора Валерия Кудрявцева. У лучшей бригады спортивных журналистов под руководством такого главреда не было никакой возможности себя реализовать, и появился "СЭ". Я, в общем, для этого и замыслил книгу: чтобы объяснить пропасть между партийным "Советским спортом" и "Спорт-Экспрессом". Название, кстати, придумал Леонид Трахтенберг, со слоганом: "Экспресс – быстрее не бывает". Главная разница заключалась вот в чем. В советской печати, даже в Москве, результаты вечерних соревнований можно было узнать не то что завтра, а только послезавтра. Таким был производственный газетный цикл. А в провинции результат сыгранного в воскресенье матча узнавали в среду. Не было тогда ни интернета, ни мобильных телефонов, а было сплошное советское телевидение, и болельщики скучали от отсутствия информации. "Спорт-Экспресс" все это давал уже на следующий день: мы изменили график выхода номера. Это был прорыв. Доходило до того, что результаты матчей в далекой советской провинции, где корреспондентов ТАСС даже не было, мы узнавали у болельщиков, задержанных за хулиганство: звонили в отделения милиции, в которых телефоны работали круглосуточно. И в 6 утра свежий номер газеты с полными результатами матчей ложился в киоск.

– Что, по вашему мнению, дал "Спорт-Экспресс" российской спортивной журналистике?

– В свое время это был несомненный прорыв, это просто была другая планета. В "Советском спорте", представьте себе, не было подписки на ленты иностранных информационных агентств, они были просто не нужны, потому что журналисты прославляли достижения советских спортсменов, а если нас обыгрывали, то объяснялось это происками врагов или несправедливостью судей. К началу 2000-х годов "Спорт-Экспресс" стал газетой, вполне сопоставимой с ведущими спортивными газетами Западной Европы.

– Сейчас газета "Спорт-Экспресс" переживает не лучшие времена. Это, на ваш взгляд, связано с творческим кризисом или просто изменились времена: в эпоху мультимедиа ежедневная газета просто не способна выдержать конкуренцию?

– Я думаю, проблемы "СЭ" во многом связаны с тем, что в 2009 году умер Владимир Михайлович Кучмий. Не в обиду коллегам будет сказано, новых идей у ребят, как показывает рынок, не появилось. Но у "СЭ" и сейчас нет особенных конкурентов: "Советский спорт" остался в своей нише, две ежедневные спортивные газеты вполне могли бы в России существовать. Однако в провинции, где интернет далеко не так широко развит, как в больших городах, интерес к "Спорт-Экспрессу" по-прежнему высокий. Новый коллектив "СЭ", омоложенный, пытается искать что-то новое, но насколько получается – вопрос сложный. Подводить итог, я думаю, преждевременно, но я уверен, что люди вырулят куда-то. Я многих из них лично хорошо знаю, очень талантливые ребята, дай им бог удачи.

– На ваш взгляд, спортивная журналистика вообще сильно изменилась с советских времен?

– Исчезла внутренняя цензура, сейчас меньше думаешь о том, какими будут последствия твоей статьи. Однако от погони за оперативностью, конечно, сильно страдает качество, и этого, увы, нельзя не признать.

– А мне кажется, что мир спортивной журналистики по-прежнему остается высокоцензурируемым. Один раз нелестно написать о ком-то – часто означает потерять доступ к спортсмену, к тренеру.

– Вынужден с вами согласиться. Тем более что и реалии времени изменились, раньше выступающие за границами России спортсмены часто узнавали о публикациях "СЭ" в пересказах, а теперь ко всей информации – прямой и быстрый доступ. Да и слово теперь меньше "весит".

– Спорт высших достижений в России, как и прежде в СССР, не просто спорт, а политика. Крупные турниры, вроде Олимпийского, сопряжены с большими общественными проблемами: коррупцией, разбазариванием средств, нарушением прав граждан, которых, скажем, незаконно выселяют из какой-нибудь Имеретинской долины… Специализированная спортивная пресса должна писать об этом, или ее удел – "голы, очки, секунды"?

– Вы знаете, я все-таки думаю, что нет. Когда мы создавали "Спорт-Экспресс", идея была такая: писать о спорте, и только о нем. Все, что вокруг, мы старательно отметали. Эта традиция поддерживается, и это правильно, – считает спортивный журналист Сергей Микулик.

Тему о состоянии российской спортивной журналистики продолжает спортивный обозреватель РС Алексей Кузнецов.

Линия размежевания в современной российской спортивной прессе проходит сразу в нескольких местах. Cпортивная пресса не избежала влияния интернета, и сегодня любое бумажное, теле- и радио СМИ имеет свою интернет- и мобильную версию. Появилось множество небольших спортивных сайтов, принципиально не имеющих иной версии, кроме электронной. Мультимедийные СМИ в России еще не имеют глобального охвата аудитории, тем не менее большое число потребителей спортивной информации следит за ней не по газетам, а по сайтам, в том числе и тем, которые предлагают прямые теле- и радиотрансляции. Увы, в том числе и пиратские. Чем активнее будет развиваться интернет в российских регионах, тем менее значимой будет "бумажная" спортивная пресса.

Поскольку интернет-журналистика предполагает большую раскованность и меньшую ответственность за слово и информацию, следует понимать, что это дурное влияние блогосферы уверенно переливается и в журналистику – в том числе и спортивную. Изменения эти касаются и контента. В спортивной журналистике резко упала роль комментария и аналитики. Вернее, под аналитикой часто понимают простое сравнивание статистических данных, а под комментарием – своего рода "путевые записки" репортера с описанием событий, подсмотренных им в перерывах соревнований. Увидеть за суетливым и с виду хаотичным миром спортивных данных тенденции, вывести из сочетания "голы, очки, секунды" скрытые от глаза простого болельщика-фаната закономерности, спрогнозировать направление развития спорта как общественного и культурного явления способны сегодня все меньше мастеров спортивной журналистики. Не говоря уж о том, что профессии спортивного журналиста в России практически никто не учит.

Кроме того, есть еще одно примечательное для современной России явление, которого не избежала спортивная журналистика. Это финансовая зависимость и вытекающая из нее идеологическая ангажированность. Крупнейшая в России сеть кабельного спортивного телевидения находится полностью на содержании "Газпрома". Журналистам позволяется изрядная внешняя раскованность, популярная у молодежной аудитории, но любая, даже случайная критика либо фирмы-владельца, либо подведомственных ей клубов, мгновенно и жестко пресекаются. Примерно в том же режиме работают локальные клубные СМИ. Что уж говорить о государственных теле- и радиоканалах: ни честно работающей службы информации, ни серьезной аналитики там давно уже не осталось.

Фрагмент итогового выпуска программы "Время Свободы"
XS
SM
MD
LG