Еврейский музей, открытый в 2001 году в здании, построенном по проекту американского архитектора Даниэля Либескинда, – самый посещаемый музей Берлина. В среднем здесь бывает более 700 тысяч гостей в год. Музей, возглавляемый родившимся в Германии бывшим министром финансов США Михаэлем Блюменталем, работает без выходных и открыт даже во время еврейских праздников. Еврейский музей не перестает удивлять, и выставка "Правда о том, что вы всегда хотели узнать о евреях" – еще один большой сюрприз.
Среди экспонатов выставки... живой еврей. На специальной подставке, окруженной с трех сторон стеклом, но с одной все-таки открытой посетителям, восседает еврей (мужчина или женщина), готовый ответить на любой вопрос о своих… единоверцах? соотечественниках?.. Сложно сказать, так как и сами евреи не едины в ответе на вопрос, что определяет в первую очередь принадлежность к еврейству – вера или кровь?
Выставку открывает остроумный анимационный видеотрейлер с вопросами:
Как становятся евреями?
Все ли евреи религиозны?
По каким признакам можно узнать еврея?
Был ли он обрезан? (Тут, скорее всего, речь идет о самом известном в мире еврее)
Почему он (Давид у Микеланджело) не обрезан?
Что делают евреи на Рождество?
Как приходят в шаббат в синагогу?
Действительно ли евреи – избранный народ?
Живыми евреями в витрине будут представители еврейских общин из разных городов Германии. Первой стала Ольга Манхайм из Мюнхена, ее сменил художник Даниэль Лауфер, и эта эстафета продолжится до закрытия выставки в сентябре. Об идее экспозиции и ее создании РС рассказывает Цилли Кугельман, программный директор Еврейского музея Берлина:
– Еврейские музеи представляют публике взгляд на историю и культуру, который большинству посетителей неизвестен и, возможно, может показаться чуждым. В Германии восприятие еврейства заряжено тяжелым прошлым: европейские евреи были уничтожены от имени всех немцев, и последствия этого ощутимы и остаются в памяти многих и многих людей. Это и приводит к возникновению разнообразных вопросов, которые задают посетители музея по поводу еврейства. Идея посвятить выставку вопросам посетителей витала в воздухе с момента открытия музея, но нам все время что-то мешало. Когда мы увидели подобную выставку в Еврейском музее города Хоэнэмс в Австрии, это был тот импульс, после которого мы окончательно принялись за работу в содружестве с австрийскими коллегами.
В самом начале постоянной экспозиции нашего музея есть искусственное гранатовое дерево, и каждый может добавить ему плодов, написав что-нибудь на обратной стороне плоского бумажного граната – например, обратиться к всевышнему с просьбой или задать ему вопрос. Мы изучили 1,8 миллиона "гранатовых" текстов, собранных за годы работы музея, и проанализировали содержание более 800 гостевых книг с 30 тысячами ежегодных комментариев и вопросов посетителей музея. Эти тонны бумаги изучили кураторы выставки. После отбора вопросов возникла наша собственная концепция выставки: предоставить ответы на вопросы информационного характера и проанализировать ситуации, когда сложность предмета не позволяет дать однозначный ответ.
Принцип многоголосья, плюрализма, множественности точек зрения в отношении еврейской истории и религии, в вопросах отношений евреев между собой и с внешним миром подчеркнут нами экспонатом "Еврей в витрине". Традиция приписывать евреям некую "особость" наложила отпечаток на формирование образа евреев в глазах других народов мира. Это вызов для нас – сделать стереотипы восприятия евреев предметом открытой дискуссии. Вы можете считать то, что мы сделали, хэппенингом, лайф-перформансом или критическим пародированием – как захотите, – предлагает Цилли Кугельман.
Получат ли посетители выставки ответы на все свои вопросы? По этому поводу существует еще один стереотип. Одного раввина, говорят, спросили: "Почему евреи часто отвечают вопросом на вопрос?"
– А почему нет? – ответил раввин.
Фрагмент итогового выпуска программы "Время Свободы"
Среди экспонатов выставки... живой еврей. На специальной подставке, окруженной с трех сторон стеклом, но с одной все-таки открытой посетителям, восседает еврей (мужчина или женщина), готовый ответить на любой вопрос о своих… единоверцах? соотечественниках?.. Сложно сказать, так как и сами евреи не едины в ответе на вопрос, что определяет в первую очередь принадлежность к еврейству – вера или кровь?
Выставку открывает остроумный анимационный видеотрейлер с вопросами:
Как становятся евреями?
Все ли евреи религиозны?
По каким признакам можно узнать еврея?
Был ли он обрезан? (Тут, скорее всего, речь идет о самом известном в мире еврее)
Почему он (Давид у Микеланджело) не обрезан?
Что делают евреи на Рождество?
Как приходят в шаббат в синагогу?
Действительно ли евреи – избранный народ?
Живыми евреями в витрине будут представители еврейских общин из разных городов Германии. Первой стала Ольга Манхайм из Мюнхена, ее сменил художник Даниэль Лауфер, и эта эстафета продолжится до закрытия выставки в сентябре. Об идее экспозиции и ее создании РС рассказывает Цилли Кугельман, программный директор Еврейского музея Берлина:
– Еврейские музеи представляют публике взгляд на историю и культуру, который большинству посетителей неизвестен и, возможно, может показаться чуждым. В Германии восприятие еврейства заряжено тяжелым прошлым: европейские евреи были уничтожены от имени всех немцев, и последствия этого ощутимы и остаются в памяти многих и многих людей. Это и приводит к возникновению разнообразных вопросов, которые задают посетители музея по поводу еврейства. Идея посвятить выставку вопросам посетителей витала в воздухе с момента открытия музея, но нам все время что-то мешало. Когда мы увидели подобную выставку в Еврейском музее города Хоэнэмс в Австрии, это был тот импульс, после которого мы окончательно принялись за работу в содружестве с австрийскими коллегами.
В самом начале постоянной экспозиции нашего музея есть искусственное гранатовое дерево, и каждый может добавить ему плодов, написав что-нибудь на обратной стороне плоского бумажного граната – например, обратиться к всевышнему с просьбой или задать ему вопрос. Мы изучили 1,8 миллиона "гранатовых" текстов, собранных за годы работы музея, и проанализировали содержание более 800 гостевых книг с 30 тысячами ежегодных комментариев и вопросов посетителей музея. Эти тонны бумаги изучили кураторы выставки. После отбора вопросов возникла наша собственная концепция выставки: предоставить ответы на вопросы информационного характера и проанализировать ситуации, когда сложность предмета не позволяет дать однозначный ответ.
Принцип многоголосья, плюрализма, множественности точек зрения в отношении еврейской истории и религии, в вопросах отношений евреев между собой и с внешним миром подчеркнут нами экспонатом "Еврей в витрине". Традиция приписывать евреям некую "особость" наложила отпечаток на формирование образа евреев в глазах других народов мира. Это вызов для нас – сделать стереотипы восприятия евреев предметом открытой дискуссии. Вы можете считать то, что мы сделали, хэппенингом, лайф-перформансом или критическим пародированием – как захотите, – предлагает Цилли Кугельман.
Получат ли посетители выставки ответы на все свои вопросы? По этому поводу существует еще один стереотип. Одного раввина, говорят, спросили: "Почему евреи часто отвечают вопросом на вопрос?"
– А почему нет? – ответил раввин.
Фрагмент итогового выпуска программы "Время Свободы"