Ссылки для упрощенного доступа

Журналист Анастасия Кириленко – о фестивале прессы


В итальянском городе Перуджа проходит крупный международный фестиваль журналистики с участием нескольких сотен профессионалов из разных стран мира. Это один из крупнейших европейских медиафорумов, который проводится уже в седьмой раз. Среди предметов обсуждения – перспективы расследовательской журналистики, проблема цензура и деятельности прессы в несвободных обществах. В этой связи в Перудже упоминается и история Сергея Магнитского, и "список Магнитского", и позиция российских властей по этому делу. В работе фестиваля участвует московский журналист Анастасия Кириленко. Слушателям РС и посетителям нашего сайта Анастасия известна, в частности, как автор расследования, связанного с публикацией так называемого досье Марины Салье – документов об экономической деятельности Владимира Путина в период его работы в петербургской мэрии.

– Фестиваль журналистики в Перудже – это три сотни мероприятий и выступлений на различных площадках. Здесь очень много итальянских журналистов, со всего мира приехали специалисты по расследовательской журналистике, эксперты по новым медиа, по цифровым технологиям. Фестиваль, организованный по инициативе итальянских медиаменеджеров, проходит уже в седьмой раз и становится все более масштабным. Удивительно, насколько все здесь интернационально! Выступают звезды международной журналистики: итальянский репортер, который живет под охраной полиции из-за своих расследований о мафии, обсуждается работа журналистского консорциума против международной организованной преступности. Кстати, в деле Магнитского этот консорциум помогал разоблачать международные схемы отмывания денег. Интерес к фестивалю огромный, залы очень большие, но при этом не хватает мест, люди стоят в проходах.

– Что самое главное в этом фестивале: этические проблемы журналистики, новые медиа, роль социальных сетей, проблемы глобального распространения информации?

– Общий фон – это борьба с цензурой. Итальянские журналисты, например, подчеркивают, что в Италии, если что-то "не то" скажешь в эфире, тебя сразу "попросят", контракт не продлят. Если говорить о новых медиа, о новых способах доставки информации, то эта тема актуальна в связи с задачами профессии; в частности, как журналисту-расследователю, например, отследить путь отмывания денег через Финляндию, если этот журналист не владеет финским языком. Для этого и создаются подобные консорциумы. В целом, общий пессимизм присутствует по поводу цензуры, по поводу ухудшающихся условий работы журналистов.

– Имя Владимира Путина часто звучит в контексте тех проблем, о которых вы рассказываете?

– Ситуации в России посвящены две дискуссии: одна вокруг событий 2011–2012 годов и волны гражданских протестов, а вторая о том, трудно ли быть журналистом в России и как в России проводить журналистские расследования. Имя Владимира Путина звучало, например, когда обсуждалось дело Магнитского: как через другие страны отследить пути отмывания денег при такой системе управления, которая сложилась при Путине, когда власти ничего с этой проблемой не собираются делать.Россия, впрочем, не главная тема фестиваля, и вот почему: когда обсуждается "арабская весна", то это волнует всех, а в России революция, которую все ждали, еще не случилась. Так что градус обсуждения немного другой.

Я буду выступать на тему расследования, которое провела, работая на Радио Свобода. Раллледования было посвящено докладу Марины Салье. Я продолжаю работать в этом направлении, искать новые документы. Меня, кстати, удивил интерес к этой теме. Я уже приготовилась было доказывать организаторам, что эта тема важна, несмотря на давность, поскольку относится напрямую к первым лицам страны. Оказалось, что ничего доказывать и не надо. Я еще буду говорить о том, что в России как обществу, так и журналистам необходимо преодолеть фатализм: очень часто мы слышим рассуждения о том, что правду по поводу каких-то ключевых правонарушений, убийств, финансовых махинаций никогда не узнать. Эта философия родилась на фоне страха и общественной апатии, а также понимания того, что журналистом в России быть опасно.

– С одной стороны, вы говорите о громадном интересе публики к журналистике, с другой стороны, о пессимизме и обеспокоенности журналистов проблемами своего цеха. Чего все-таки больше? Есть у вас ощущение того, что журналистика движется вперед, несмотря ни на что? Или проблемы, которые довлеют над профессией, сильнее этого движения?

– Журналистика движется вперед, это общий вывод. Здесь очень много молодых людей, студентов факультетов журналистики, которые с оптимизмом смотрят в будущее профессии, которую только начинают осваивать. Буквально напротив основной площадки фестиваля вывешен баннер, на котором написано: "Мы хотим изменений". Это относится, конечно, к итальянской политике, но для меня этот лозунг - символ того, что люди повсюду хотят изменений, и перемены должны наступить. Есть, по крайней мере, какая-то рефлексия на эту тему, в том что касается проблем журналистского цеха. И это уже хорошо.

Фрагмент итогового выпуска программы "Время Свободы"
XS
SM
MD
LG