Ссылки для упрощенного доступа

Евгений Ройзман: горе от политического веса


Евгений Ройзман
Евгений Ройзман

Продолжается расследование дела против екатеринбургского фонда "Город без наркотиков" и его руководителя Евгения Ройзмана. По данным следствия, в одном из помещений фонда пациент содержался вопреки его желанию

Согласно официальной версии, молодой человек, музыкант, насильно удерживался сотрудниками фонда "Город без наркотиков" с 23 апреля по 10 мая, а "неустановленные лица" оказывали на него "психологическое воздействие". Евгений Ройзман, не сдерживаясь в выражениях, рассказал, что этот человек сам пришел в "Город без наркотиков" – он употреблял синтетические наркотики и хотел избавиться от зависимости:

"Парень – "нарколыга", причем с "подъехавшей" головой. Родители обратились к наркологам. Наркологи сказали: "Вам его не спасти, вам легче похоронить и забыть". Мать решила бороться. Разговаривали с ним, убеждали. Он приехал сам. И сам оставался там с 26 апреля. Написал заявление, написал под видео. Письменно. Совершенно нормально, тихо, на общих основаниях. Там же нет нянечек никаких. Ну и одновременно… Никто же не знает, что он употреблял и когда его накроет. Накрыло – начал дергаться, писать своим друзьям письма. Внешне сохранял спокойствие. Ну и девочка его – наркоманка, пошла в полицию".

Для "Города без наркотиков" это не первое подобное уголовное дело. Летом 2012-го в женском реабилитационном центре скончалась девушка. Этот случай и стал отправной точкой в череде проблем общественной организации, получившей известность во всей России. Сотрудники полиции тогда нагрянули в женский центр. Пациентки, которых они там обнаружили, также дали показания – об удержаниях и побоях. Это дело уже дошло до суда. Обвиняемым стал сотрудник фонда Игорь Шабалин, сам бывший наркоман, прошедший реабилитацию. Он отвергает все обвинения и заявляет, что наркоманы добровольно содержатся в центрах фонда.

Деятельность фонда "Город без наркотиков" вызывает бурную дискуссию. Сторонники Ройзмана доказывают, что избавить наркоманов от зависимости можно только жесткими методами. Ройзман признавался, что до 2008 года в реабилитационных центрах фонда использовались наручники. Наркоманов приковывали к кроватям. Сейчас этого не практикуют, однако есть "карантины", где в "условиях ограничений" содержатся только что поступившие пациенты. При этом медицинские методы выведения из наркотической зависимости в центрах не практикуются.

Методы работы фонда – лишь один из аспектов этой сложной истории. Внимание к "Городу без наркотиков" со стороны властей и правоохранительных органов периодами то ослабевает, то усиливается, отмечает екатеринбургский правозащитник Вячеслав Башков:

"Дискуссия длится давным-давно, еще с того момента, когда "реабилитационные центры" только появились. Общественникам, правозащитникам организовывали целые экскурсии, чтобы показать, что нет ничего там страшного, что все наркозависимые живы-здоровы, играют в футбол. Большинство по-прежнему считает, что в этих реабилитационных центрах правильно удерживают наркозависимых. Несмотря на то что их там удерживают без соответствующего решения суда. Похоже, что на самом деле права человека полицию интересуют меньше всего, потому что ничего нового не произошло. Как раньше держали там людей, скажем так, практически силой, так и сейчас это происходит. Почему раньше не брались за фонд – непонятно. Мы знаем, что сменилась в области команда силовиков, что Ройзман критиковал эту команду. Мне кажется, что именно с этим и связано преследование".

Глава ГУ МВД РФ по Свердловской области Михаил Бородин не так давно сменил на этом посту Михаила Никитина, при котором проблем у фонда не было. Ройзман регулярно обвинял Бородина, приехавшего из Москвы, в том, что тот насаждает свои порядки и расставляет своих людей на руководящих постах в полиции. И с Бородиным у Евгения Ройзмана отношения явно не сложились, особенно после истории с потасовкой в Сагре, которая получила всероссийский и нежелательный для властей резонанс благодаря фонду "Город без наркотиков". Есть и еще один политический момент: в Екатеринбурге вскоре состоятся выборы депутатов городской думы и главы города.

Позиция Евгения Ройзмана будет играть роль. Его политическое влияние пытаются ослабить, уверен депутат городской думы, политик Леонид Волков:

"Ройзмана побаиваются как потенциально сильного игрока и пытаются вывести его из игры. Выборы в Екатеринбургскую городскую думу – это, может быть, самое главное политическое событие 2013 года в масштабах страны. Здесь будут московские журналисты. Ну, может быть, еще сравнятся с ними выборы губернатора Подмосковья, и то если в Подмосковье будет какая-то конкуренция. Местные власти все это прекрасно понимают, неожиданности и скандалы на выборах им не нужны. С этим, безусловно, связана атака на Ройзмана. Мне хотелось бы, чтобы деятельность "реабилитационных центров" была подвергнута внимательному изучению на предмет законности, допустимости, этичности методов. Я не являюсь сторонником его реабилитационных центров, но в ситуации, когда Ройзмана преследуют явно по политическим мотивам, наверное, не очень корректно об этом говорить. Этот разговор стоило бы отложить до того момента, когда мы будем жить в нормальной цивилизованной стране. Тогда вопрос об этих центрах, наверное, встал бы очень остро".

Медицинской статистики у фонда нет. При этом Ройзман, как отмечают наблюдатели, искренне верит, что делает добро, борясь с наркотиками и открывая реабилитационные центры. Не так давно он встречался со свердловским губернатором Евгением Куйвашевым, которого весь последний год нещадно критиковал. Ранее в социальных сетях Ройзман писал, что готов договариваться с властями, если это поможет спасти "Город без наркотиков". Политолог Сергей Мошкин не сомневается, что попытки заключить перемирие уже сделаны, как со стороны самого Ройзмана, так и со стороны свердловских властей, но есть еще и третья сила, которая заинтересована в эскалации конфликта. Возможно, это силовые структуры, или полпредство президента, предполагает Мошкин:

"Общественности предъявляется конфликт "Ройзман и власть", но надо сказать, что власть неоднородна. Там тоже есть и ястребы, и голуби, разные субъекты и силы влияния. У этих групп влияния есть свои интересы. Если между областной властью и Ройзманом возможны контакты, то не появляется ли здесь какая-то третья сила, которая заинтересована в эскалации напряженности? Особенно, если вспомнить последние обыски и силовые акции в отношении фонда? Я думаю, в любом случае фонд сохранится. Пройдет ажиотаж и предвыборный цикл. Ведь чрезвычайно власти боялись, что он пойдет на выборы. Сейчас как будто бы Ройзман не идет. Это говорит о его договороспособности и осторожности".

Совсем от участия в выборах Евгений Ройзман пока не отказался. Он заявил о готовности возглавить партийный список "Гражданской платформы" Михаила Прохорова, правда, в качестве "политического паровоза". А вот участвовать в выборах главы Екатеринбурга Ройзман, судя по всему, уже точно не будет. Официально о начале предвыборной кампании в Екатеринбурге еще не объявлено. Это значит, что ситуация будет развиваться, а новые обыски в помещениях фонда и уголовные дела в отношении "Города без наркотиков" не исключены.

Партнеры: the True Story

XS
SM
MD
LG