17 мая Тбилиси был шокирован нападением на митинг в защиту прав секс-меньшинств. Во главе толпы, избивавшей участников акции, были православные священники. Хотя церковная иерархия осудила акты насилия, в результате которых пострадали 17 человек, патриарх Грузинский Илия II еще за день до митинга призвал власти запретить его – поскольку, по его мнению, такая акция – "оскорбление грузинских традиций".
В ряде стран Восточной Европы – среди них Грузия, Россия, Сербия и Молдавия – идут, везде по-своему, процессы модернизации, в ходе которой заметных успехов добиваются движения в защиту прав женщин, этнических и сексуальных меньшинств. Но есть у этих стран и другая общая черта: во всех случаях православные церкви нередко выступают в роли тормоза, консервативной силы, которая рассматривает любое новшество как инспирированную извне угрозу священным национальным традициям.
Заза Давитая – один из тех, кто откликнулся на призыв консервативных священников и участвовал в разгоне митинга в защиту прав секс-меньшинств. "Мы против акций, которые противоречат грузинской морали и традициям. Их участники получают финансовую поддержку от некоторых зарубежных организаций, которые хотят, чтобы здесь проходили демонстрации, направленные против моральных традиций Грузии", – считает Заза.
Похожая, хоть и чуть менее драматичная ситуация возникла ранее в этом месяце в сербской столице – Белграде. Около трех тысяч человек собрались там 10 мая, чтобы выразить протест против недавнего соглашения о нормализации отношений между Сербией и Косово, заключенного при посредничестве ЕС. Националистически настроенные сербы рассматривают Косово как неотъемлемую часть своей страны. Демонстрацию организовали два консервативных православных епископа, хотя сербский патриарх Ириней дистанцировался от этой акции.
Один из ее организаторов, епископ Атанасие, заявил демонстрантам, что нынешний премьер-министр Сербии Ивица Дачич может разделить судьбу бывшего премьера, сторонника сближения с Европой Зорана Джинджича, убитого в 2003 году радикальными националистами, выступавшими против его реформ. "Премьер-министр говорил о том, что он сторонник политики реализма, но лишь в светской Сербии. Ему не нужна небесная Сербия. К несчастью, это то же, что говорил и Джинджич. И мы знаем, чем он кончил. Но пусть судит Бог. Светская Сербия без Сербии небесной – невозможна", – сказал епископ Атанасие. После этого он произнес заупокойную молитву за Дачича и его правительство – поступок шокирующий, поскольку речь идет о живых людях.
В Молдавии консервативные священнослужители ведут борьбу против усилий по интеграции страны в Европейский союз. Последний пример – недавний закон о запрете дискриминации по признаку сексуальной ориентации. Один из представителей церковной иерархии назвал его попыткой "содомизации" Молдавии.
Джеральдин Фейген – московский корреспондент информационного агентства Forum 18, специализирующегося на религиозной тематике. Она автор книги "Верить в России: религиозная политика после коммунизма". По словам журналистки, опирающийся на религиозные традиции национализм, хотя и считался в XIX веке еретическим течением, – очень заметное явление в православных культурах. "Во многих случаях православные церкви были церквями конкретной этнической группы, что в итоге способствовало возникновению национальных государств", – отмечает Джеральдин Фейген в интервью Радио Свобода. По ее мнению, "во многих частях православного мира существует устоявшееся представление о том, что национальная безопасность глубоко, даже мистически связана с необходимостью оставаться православным народом".
Тбилисский религиовед Бека Миндиашвили отмечает, что в проповедях многих православных священнослужителей звучат антизападные мотивы. Эти люди критикуют Запад за то, что он якобы "прокладывает путь Антихристу", поскольку отказывается от национальных традиций. Безусловно, исторически большинство организованных религий стремилось защищать то, что они считали фундаментальными традиционными ценностями, от напора модернизации. Но ни одна другая религиозная конфессия в Европе не делает это столь агрессивно, как православное христианство.
Более того, в отличие от секулярного Запада, православные церкви традиционно выстраивают тесные отношения с автократическими режимами – до тех пор, пока те хотя бы формально заявляют о своей приверженности православию. В России фундаментом сотрудничества между церковью и государством стал разделяемый ими обоими взгляд на остальной мир как на враждебный и полный дурных намерений по отношению к России. В апреле, когда президент Владимир Путин выступил с обвинениями в адрес ведущих некоммерческих организаций страны как "иностранных агентов", патриарх Кирилл заявил о том, что феминизм "очень опасен". Женщина, по его словам, – прежде всего "хранительница домашнего очага, центр жизни семьи". "И если разрушается эта чрезвычайно важная функция женщины, то вслед за этим разрушается все – и семья, и в широком смысле – родина", – считает патриарх.
Джеральдин Фейген утверждает, что в случаях, когда власти заходят слишком далеко по пути авторитаризма, тесные связи церкви с ними могут подорвать ее авторитет и доверие к ней. По словам Фейген, это происходит, например, в Белоруссии. Напротив, сосуществование со светскими демократическими правительствами – нечто новое для православных церквей региона. Политический аналитик из Кишинева Игорь Ботан говорит, что достижение определенного баланса в этой области – характерная черта современной политической жизни Молдавии: "В нашей стране, по конституции – сугубо светском государстве, церковь регулярно выражает свою позицию по разным вопросам в посланиях верующим. С другой стороны, государство оказывает на церковь определенное давление, стремясь к тому, чтобы церковь оставалась вне политики. И в определенной мере церковь старается делать это".
В отличие от Сербии и Грузии, где местные православные церкви культурно связаны с русской церковью, но не подчинены ей канонически, в Молдавии церковь находится в подчинении Московского патриархата и тем самым пребывает под его сильным влиянием. Как говорит Игорь Ботан, "мне кажется, что Молдавская православная церковь готова поддержать отход от курса на европейскую интеграцию потому, что она подчинена Русской православной церкви, которая не так давно заявила, что Республика Молдова – часть так называемого русского мира".
Правительства Грузии и Сербии отбивают атаки консервативных элементов в православных церквях. Премьер-министр Грузии Бидзина Иванишвили заявил недавно, что секс-меньшинства в Грузии имеют свои права и общество "постепенно привыкнет" к этому. Сербский премьер Дачич сказал, что заявления, сделанные православными иерархами на демонстрации в Белграде 10 мая, "совершенно неуместны", и отметил, что эти священнослужители "вели себя так, словно живут во времена инквизиции". По словам Дачича, он "иногда спрашивает себя, чем провинился Господь, коль скоро он представлен на земле такими людьми".
Борьба между светскими правительствами и консервативным православным духовенством на востоке Европы может оказаться долгой. Но примеры Греции, Кипра, Румынии и Болгарии показывают, что православие и европейская интеграция вполне совместимы.
По словам Джеральдин Фейген из агентства Forum 18, из нынешних православных лидеров в наибольшей мере разделяет так называемые западные ценности – в частности свободу вероисповедания – патриарх Константинопольский Варфоломей. Как отмечает Фейген, "вряд ли это связано с географическим положением – скорее с тем, что Варфоломей является лидером православного меньшинства в Турции, находящегося в непростой ситуации. Кажется, это причина того, что он понимает, что такое угнетение".
В ряде стран Восточной Европы – среди них Грузия, Россия, Сербия и Молдавия – идут, везде по-своему, процессы модернизации, в ходе которой заметных успехов добиваются движения в защиту прав женщин, этнических и сексуальных меньшинств. Но есть у этих стран и другая общая черта: во всех случаях православные церкви нередко выступают в роли тормоза, консервативной силы, которая рассматривает любое новшество как инспирированную извне угрозу священным национальным традициям.
Заза Давитая – один из тех, кто откликнулся на призыв консервативных священников и участвовал в разгоне митинга в защиту прав секс-меньшинств. "Мы против акций, которые противоречат грузинской морали и традициям. Их участники получают финансовую поддержку от некоторых зарубежных организаций, которые хотят, чтобы здесь проходили демонстрации, направленные против моральных традиций Грузии", – считает Заза.
Похожая, хоть и чуть менее драматичная ситуация возникла ранее в этом месяце в сербской столице – Белграде. Около трех тысяч человек собрались там 10 мая, чтобы выразить протест против недавнего соглашения о нормализации отношений между Сербией и Косово, заключенного при посредничестве ЕС. Националистически настроенные сербы рассматривают Косово как неотъемлемую часть своей страны. Демонстрацию организовали два консервативных православных епископа, хотя сербский патриарх Ириней дистанцировался от этой акции.
Один из ее организаторов, епископ Атанасие, заявил демонстрантам, что нынешний премьер-министр Сербии Ивица Дачич может разделить судьбу бывшего премьера, сторонника сближения с Европой Зорана Джинджича, убитого в 2003 году радикальными националистами, выступавшими против его реформ. "Премьер-министр говорил о том, что он сторонник политики реализма, но лишь в светской Сербии. Ему не нужна небесная Сербия. К несчастью, это то же, что говорил и Джинджич. И мы знаем, чем он кончил. Но пусть судит Бог. Светская Сербия без Сербии небесной – невозможна", – сказал епископ Атанасие. После этого он произнес заупокойную молитву за Дачича и его правительство – поступок шокирующий, поскольку речь идет о живых людях.
В Молдавии консервативные священнослужители ведут борьбу против усилий по интеграции страны в Европейский союз. Последний пример – недавний закон о запрете дискриминации по признаку сексуальной ориентации. Один из представителей церковной иерархии назвал его попыткой "содомизации" Молдавии.
Джеральдин Фейген – московский корреспондент информационного агентства Forum 18, специализирующегося на религиозной тематике. Она автор книги "Верить в России: религиозная политика после коммунизма". По словам журналистки, опирающийся на религиозные традиции национализм, хотя и считался в XIX веке еретическим течением, – очень заметное явление в православных культурах. "Во многих случаях православные церкви были церквями конкретной этнической группы, что в итоге способствовало возникновению национальных государств", – отмечает Джеральдин Фейген в интервью Радио Свобода. По ее мнению, "во многих частях православного мира существует устоявшееся представление о том, что национальная безопасность глубоко, даже мистически связана с необходимостью оставаться православным народом".
Тбилисский религиовед Бека Миндиашвили отмечает, что в проповедях многих православных священнослужителей звучат антизападные мотивы. Эти люди критикуют Запад за то, что он якобы "прокладывает путь Антихристу", поскольку отказывается от национальных традиций. Безусловно, исторически большинство организованных религий стремилось защищать то, что они считали фундаментальными традиционными ценностями, от напора модернизации. Но ни одна другая религиозная конфессия в Европе не делает это столь агрессивно, как православное христианство.
Более того, в отличие от секулярного Запада, православные церкви традиционно выстраивают тесные отношения с автократическими режимами – до тех пор, пока те хотя бы формально заявляют о своей приверженности православию. В России фундаментом сотрудничества между церковью и государством стал разделяемый ими обоими взгляд на остальной мир как на враждебный и полный дурных намерений по отношению к России. В апреле, когда президент Владимир Путин выступил с обвинениями в адрес ведущих некоммерческих организаций страны как "иностранных агентов", патриарх Кирилл заявил о том, что феминизм "очень опасен". Женщина, по его словам, – прежде всего "хранительница домашнего очага, центр жизни семьи". "И если разрушается эта чрезвычайно важная функция женщины, то вслед за этим разрушается все – и семья, и в широком смысле – родина", – считает патриарх.
Джеральдин Фейген утверждает, что в случаях, когда власти заходят слишком далеко по пути авторитаризма, тесные связи церкви с ними могут подорвать ее авторитет и доверие к ней. По словам Фейген, это происходит, например, в Белоруссии. Напротив, сосуществование со светскими демократическими правительствами – нечто новое для православных церквей региона. Политический аналитик из Кишинева Игорь Ботан говорит, что достижение определенного баланса в этой области – характерная черта современной политической жизни Молдавии: "В нашей стране, по конституции – сугубо светском государстве, церковь регулярно выражает свою позицию по разным вопросам в посланиях верующим. С другой стороны, государство оказывает на церковь определенное давление, стремясь к тому, чтобы церковь оставалась вне политики. И в определенной мере церковь старается делать это".
В отличие от Сербии и Грузии, где местные православные церкви культурно связаны с русской церковью, но не подчинены ей канонически, в Молдавии церковь находится в подчинении Московского патриархата и тем самым пребывает под его сильным влиянием. Как говорит Игорь Ботан, "мне кажется, что Молдавская православная церковь готова поддержать отход от курса на европейскую интеграцию потому, что она подчинена Русской православной церкви, которая не так давно заявила, что Республика Молдова – часть так называемого русского мира".
Правительства Грузии и Сербии отбивают атаки консервативных элементов в православных церквях. Премьер-министр Грузии Бидзина Иванишвили заявил недавно, что секс-меньшинства в Грузии имеют свои права и общество "постепенно привыкнет" к этому. Сербский премьер Дачич сказал, что заявления, сделанные православными иерархами на демонстрации в Белграде 10 мая, "совершенно неуместны", и отметил, что эти священнослужители "вели себя так, словно живут во времена инквизиции". По словам Дачича, он "иногда спрашивает себя, чем провинился Господь, коль скоро он представлен на земле такими людьми".
Борьба между светскими правительствами и консервативным православным духовенством на востоке Европы может оказаться долгой. Но примеры Греции, Кипра, Румынии и Болгарии показывают, что православие и европейская интеграция вполне совместимы.
По словам Джеральдин Фейген из агентства Forum 18, из нынешних православных лидеров в наибольшей мере разделяет так называемые западные ценности – в частности свободу вероисповедания – патриарх Константинопольский Варфоломей. Как отмечает Фейген, "вряд ли это связано с географическим положением – скорее с тем, что Варфоломей является лидером православного меньшинства в Турции, находящегося в непростой ситуации. Кажется, это причина того, что он понимает, что такое угнетение".