В Музее изобразительных искусств имени Пушкина открылась обреченная на успех выставка "Прерафаэлиты: викторианский авангард". В экспозицию вошли произведения искусства из различных музеев и частных собраний, но в первую очередь – из Галереи Тейт (Великобритания). Выставку уже показали в Лондоне и Вашингтоне. Теперь пришла очередь Москвы.
Прерафаэлиты – справляемся в энциклопедии – это направление в английских поэзии и живописи второй половины XIX века, ставившее своей задачей художественную борьбу против условностей викторианской эпохи, академических традиций и слепого подражания классическим образцам. Название "прерафаэлиты" должно было обозначать духовное родство с флорентийскими художниками эпохи раннего Возрождения. Главные имена "Братства прерафаэлитов" – Данте Габриэль Россетти, Эдвард Бёрн-Джонс, Уильям Холман Хант, Джон Эверетт Миллес, Артур Хьюз, Мэдокс Браун, Уильям Уотерхаус. О значении школы прерафаэлитов для британской культуры говорит британский профессор искусствоведения из лондонской Галереи Тейт Тим Барринджер.
– Мы считаем искусство прерафаэлитов викторианским авангардом и видим в нем признаки современного искусства потому, что они создали необычную, ненормативную для своего времени и радикальную живопись. Да, они вдохновлялись идеалами мастеров раннего Возрождения, но при этом полностью преобразили их идеи. Именно это вызывало негодование художественных критиков в 1848 году. Они не имитировали старое искусство, а превращали его в новую, невиданную до них живопись, используя собственные представления о мире. Прерафаэлиты выглядят частью искусства модерна еще и потому, что, подобно импрессионистам, кубистам или футуристам, выступили единой группой со своим манифестом. Они восстали против своих учителей и заявили, что намерены преобразить искусство и мир.
Работы этих художников, быть может, не слишком известны в России, но между прерафаэлитами и вашей страной бесспорно существует определенная связь. Не думаю, что в начале существования своей группы "Братство прерафаэлитов" они были знакомы с русской иконой или с настенной живописью старых русских мастеров. Если бы они знали о них, то наверняка были бы восхищены. Это русское искусство эстетически близко вдохновлявшему прерафаэлитов дорафаэлевскому художественному идеалу. Однако существует тесная связь между искусством прерафаэлитов и русской живописью XIX века. Например, Михаил Врубель был захвачен их художественными идеями. Он заимствовал некоторые элементы их стиля, преобразовав их в очень русскую художественную идиому.
Прерафаэлиты вновь стали модными в Европе во время экспансии поп-культуры в 60-е годы. Свойственный их искусству психоделический элемент пришелся по вкусу "свингующему Лондону" того времени. Кроме того, прерафаэлиты были озабочены идеей массового рынка. В частности, их привлекали проекты грандиозных выставок для широких масс. Они стремились тиражировать свои работы и распространять их так, как это делается в наше время. Конечно, у них не было интернета, но были другие средства тиражирования своих произведений. Так что в огромной мере их можно назвать современными художниками. Они вписались в тот мир поп-искусства, который существует в наше время. И это также одна из причин, по которой мы назвали их викторианским авангардом, – говорит Тим Барринджер.
Выставка в Москве – важное культурное событие, поскольку произведений художников "Братства прерафаэлитов" в российских музеях нет и даже на временные выставки их отдельные работы попадают чрезвычайно редко. Правда, в 2008 году работы прерафаэлитов экспонировались в Третьяковке, но это был показ всего 14 полотен. Подробная же, монографическая выставка братства художников, совершивших в XIX веке революцию в искусстве, в России проходит впервые.
Первое авангардное движение Великобритании принято считать предтечей модерна, которому сполна отдали дань и в России. Но почему же произведений прерафаэлитов нет в российских собраниях? По версии директора Музея изобразительных искусств Ирины Антоновой, все дело в обособленности островной культуры.
– В общем, прерафаэлиты не распространялись широко, не поступали в коллекции. На каком-то этапе они были достаточно замкнуты, да и к ним не было интереса. Поэтому в коллекциях многих европейских музеев или нет прерафаэлитов совсем, или они присутствуют только отдельными примерами, говорит Ирина Антонова.
– Были и другие причины, – считает куратор выставки с российской стороны Анна Познанская – Очень испортила нам жизнь русско-турецкая война, где, на самом-то деле, основное противостояние было между Россией и Британией, так что в середине XIX века, когда прерафаэлиты заявили о себе, у Петербурга с Лондоном были очень сложные отношения. Мне кажется, только поэтому картины прерафаэлитов не приехали в Россию еще около 100 лет назад. И потом уже, на рубеже XIX и XX столетий, когда искусство прерафаэлитов было открыто нашими художниками, критиками и коллекционерами, поднялся очень большой ажиотаж. "Мир искусства" и другие известные журналы публиковали о них статьи, им посвящали публичные лекции. Одна дама отметила в дневнике после очередной такой лекции: "Они так прекрасны, но как обидно – они явно замечательные, но мы никак не можем посмотреть на них, как же они выглядят?".
И вот, наконец, спустя сто лет с хвостиком, впервые такая возможность – увидеть эти картины. В галерее Тейт прошла очень масштабная выставка, целью которой было собрать очень много вещей, в том числе из провинции. Из провинции – я имею в виду из более маленьких городов, чем Лондон, – Манчестера, Ливерпуля, Бирмингема. Эти музеи неохотно расстаются со своими экспонатами, потому что прерафаэлиты – лучшая часть их коллекции. Но, естественно, в Галерею Тейт эти полотна предоставили. Из этого списка несколько крупных вещей в Москву не приехали. Кроме того, отличие московского показа в том, что здесь нет большого блока график и фотографий, мы решили сосредоточиться на живописи. Мы даже взяли несколько работ, которых не было на лондонской выставке – просто по той причине, что для британцев они хрестоматийные, там их знают все с детства. Поэтому я утверждаю – наша выставка очень высокого качества, – говорит Анна Познанская.
Выставка начинается с "Мадонны" Боттичелли из собрания Музея изобразительных искусств, то есть с картины одного из тех самых живописцев XVI столетия, на которых равнялись молодые английские художники, считавшие, что подлинное искусство существовало только до Рафаэля. Картина Боттичелли служит камертоном – нельзя не поразиться внешнему сходству типажей прерафаэлитов с изображениями у старых мастеров: если кого-то и одолевают сильные страсти, то об этом можно лишь догадаться. Статичность, глубокий покой, затаенное страдание, смерть, похожая на сон, и сон, напоминающий смерть, – вот главные внешние приметы. Вот строки из стихотворения сестры Данте Габриэля Россетти Кристины Джорджины Россетти: "Был вымыт пол. Стояла полумгла. Плющ обнимал постель, где я лежала. Боярышником убрана была и розмарином траурная зала. И он пришел. Он думал, я спала. И слышать не могла, но я внимала".
Сострадать и сопереживать персонажам прерафаэлитов мешают чистые звонкие краски и то, что красоты природы значат не меньше, чем красота человека. А некрасивых людей у прерафаэлитов нет. Это искусство слишком декоративно. Тут в первую очередь следует упомянуть едва ли не самую известную, эталонную картину прерафаэлитов – "Офелию" Джона Эверетта Миллеса.
Фрагмент итогового выпуска программы "Время Свободы"
Прерафаэлиты – справляемся в энциклопедии – это направление в английских поэзии и живописи второй половины XIX века, ставившее своей задачей художественную борьбу против условностей викторианской эпохи, академических традиций и слепого подражания классическим образцам. Название "прерафаэлиты" должно было обозначать духовное родство с флорентийскими художниками эпохи раннего Возрождения. Главные имена "Братства прерафаэлитов" – Данте Габриэль Россетти, Эдвард Бёрн-Джонс, Уильям Холман Хант, Джон Эверетт Миллес, Артур Хьюз, Мэдокс Браун, Уильям Уотерхаус. О значении школы прерафаэлитов для британской культуры говорит британский профессор искусствоведения из лондонской Галереи Тейт Тим Барринджер.
– Мы считаем искусство прерафаэлитов викторианским авангардом и видим в нем признаки современного искусства потому, что они создали необычную, ненормативную для своего времени и радикальную живопись. Да, они вдохновлялись идеалами мастеров раннего Возрождения, но при этом полностью преобразили их идеи. Именно это вызывало негодование художественных критиков в 1848 году. Они не имитировали старое искусство, а превращали его в новую, невиданную до них живопись, используя собственные представления о мире. Прерафаэлиты выглядят частью искусства модерна еще и потому, что, подобно импрессионистам, кубистам или футуристам, выступили единой группой со своим манифестом. Они восстали против своих учителей и заявили, что намерены преобразить искусство и мир.
Работы этих художников, быть может, не слишком известны в России, но между прерафаэлитами и вашей страной бесспорно существует определенная связь. Не думаю, что в начале существования своей группы "Братство прерафаэлитов" они были знакомы с русской иконой или с настенной живописью старых русских мастеров. Если бы они знали о них, то наверняка были бы восхищены. Это русское искусство эстетически близко вдохновлявшему прерафаэлитов дорафаэлевскому художественному идеалу. Однако существует тесная связь между искусством прерафаэлитов и русской живописью XIX века. Например, Михаил Врубель был захвачен их художественными идеями. Он заимствовал некоторые элементы их стиля, преобразовав их в очень русскую художественную идиому.
Прерафаэлиты вновь стали модными в Европе во время экспансии поп-культуры в 60-е годы. Свойственный их искусству психоделический элемент пришелся по вкусу "свингующему Лондону" того времени. Кроме того, прерафаэлиты были озабочены идеей массового рынка. В частности, их привлекали проекты грандиозных выставок для широких масс. Они стремились тиражировать свои работы и распространять их так, как это делается в наше время. Конечно, у них не было интернета, но были другие средства тиражирования своих произведений. Так что в огромной мере их можно назвать современными художниками. Они вписались в тот мир поп-искусства, который существует в наше время. И это также одна из причин, по которой мы назвали их викторианским авангардом, – говорит Тим Барринджер.
Выставка в Москве – важное культурное событие, поскольку произведений художников "Братства прерафаэлитов" в российских музеях нет и даже на временные выставки их отдельные работы попадают чрезвычайно редко. Правда, в 2008 году работы прерафаэлитов экспонировались в Третьяковке, но это был показ всего 14 полотен. Подробная же, монографическая выставка братства художников, совершивших в XIX веке революцию в искусстве, в России проходит впервые.
Первое авангардное движение Великобритании принято считать предтечей модерна, которому сполна отдали дань и в России. Но почему же произведений прерафаэлитов нет в российских собраниях? По версии директора Музея изобразительных искусств Ирины Антоновой, все дело в обособленности островной культуры.
– В общем, прерафаэлиты не распространялись широко, не поступали в коллекции. На каком-то этапе они были достаточно замкнуты, да и к ним не было интереса. Поэтому в коллекциях многих европейских музеев или нет прерафаэлитов совсем, или они присутствуют только отдельными примерами, говорит Ирина Антонова.
– Были и другие причины, – считает куратор выставки с российской стороны Анна Познанская – Очень испортила нам жизнь русско-турецкая война, где, на самом-то деле, основное противостояние было между Россией и Британией, так что в середине XIX века, когда прерафаэлиты заявили о себе, у Петербурга с Лондоном были очень сложные отношения. Мне кажется, только поэтому картины прерафаэлитов не приехали в Россию еще около 100 лет назад. И потом уже, на рубеже XIX и XX столетий, когда искусство прерафаэлитов было открыто нашими художниками, критиками и коллекционерами, поднялся очень большой ажиотаж. "Мир искусства" и другие известные журналы публиковали о них статьи, им посвящали публичные лекции. Одна дама отметила в дневнике после очередной такой лекции: "Они так прекрасны, но как обидно – они явно замечательные, но мы никак не можем посмотреть на них, как же они выглядят?".
И вот, наконец, спустя сто лет с хвостиком, впервые такая возможность – увидеть эти картины. В галерее Тейт прошла очень масштабная выставка, целью которой было собрать очень много вещей, в том числе из провинции. Из провинции – я имею в виду из более маленьких городов, чем Лондон, – Манчестера, Ливерпуля, Бирмингема. Эти музеи неохотно расстаются со своими экспонатами, потому что прерафаэлиты – лучшая часть их коллекции. Но, естественно, в Галерею Тейт эти полотна предоставили. Из этого списка несколько крупных вещей в Москву не приехали. Кроме того, отличие московского показа в том, что здесь нет большого блока график и фотографий, мы решили сосредоточиться на живописи. Мы даже взяли несколько работ, которых не было на лондонской выставке – просто по той причине, что для британцев они хрестоматийные, там их знают все с детства. Поэтому я утверждаю – наша выставка очень высокого качества, – говорит Анна Познанская.
Выставка начинается с "Мадонны" Боттичелли из собрания Музея изобразительных искусств, то есть с картины одного из тех самых живописцев XVI столетия, на которых равнялись молодые английские художники, считавшие, что подлинное искусство существовало только до Рафаэля. Картина Боттичелли служит камертоном – нельзя не поразиться внешнему сходству типажей прерафаэлитов с изображениями у старых мастеров: если кого-то и одолевают сильные страсти, то об этом можно лишь догадаться. Статичность, глубокий покой, затаенное страдание, смерть, похожая на сон, и сон, напоминающий смерть, – вот главные внешние приметы. Вот строки из стихотворения сестры Данте Габриэля Россетти Кристины Джорджины Россетти: "Был вымыт пол. Стояла полумгла. Плющ обнимал постель, где я лежала. Боярышником убрана была и розмарином траурная зала. И он пришел. Он думал, я спала. И слышать не могла, но я внимала".
Сострадать и сопереживать персонажам прерафаэлитов мешают чистые звонкие краски и то, что красоты природы значат не меньше, чем красота человека. А некрасивых людей у прерафаэлитов нет. Это искусство слишком декоративно. Тут в первую очередь следует упомянуть едва ли не самую известную, эталонную картину прерафаэлитов – "Офелию" Джона Эверетта Миллеса.
Фрагмент итогового выпуска программы "Время Свободы"