Монастырский – режиссер-эпоха для самарской и российской театральной сцены. Закончивший за год до Великой Отечественной войны ГИТИС (курс Бориса Захавы), Петр Львович десять лет работал режиссером в театрах российской провинции: в Воронеже (1940–1944, 1965–1967), Ярославле (1944–1945), Ворошиловграде (1945–1948), Красноярске (1948–1953) и Новосибирске (ТЮЗ, 1953–1955).
В 1955 году он приехал в Самару и поступил на службу режиссером в драматический театр. Никто не мог предполагать, что впоследствии Петр Львович создаст в Самаре свой театр, который называют "Театр Петра Монастырского".
С 1959 года Монастырский возглавлял Самарский театр драмы. Наиболее знаменитые его постановки: "Ричард III" с Николаем Засухиным, "Гамлет" с Юрием Демичем, "Усвятские шлемоносцы" с Натальей Радолицкой, "Старомодная комедия" с Верой Ершовой, "Золотая карета" с Владимиром Борисовым.
Петр Монастырский по-новому открыл для самарцев такого писателя, как Максим Горький. Он поставил "Дело Артамоновых", "Мать", "Зыковы", "Варвары", "Дачники", "Васса". Режиссер был тонким знатоком современной драматургии, это подтверждают его блестящие инсценировки пьес Леонида Леонова, Алексея Арбузова, Александра Володина и Виктора Розова.
В одном из своих выступлений на Радио Свобода Петр Монастырский рассказывал о том, каким должен быть современный театр:
Петр Монастырский много лет руководил театральной студией при Самарском академическом театре драмы. Он воспитал таких актеров, как Николай Засухин, Юрий Демич, Людмила Грязнова, Сергей Надеждин, Наталья Радолицкая, Ольга Шебуева, Елена Харитонова. О Петре Монастырском вспоминает зритель самарского драмтеатра с полувековым стажем, Вера Степанова:
"Петр Монастырский – эпоха театра. Я помню, как в театр ходили "на Монастырского". Мы не считали себя провинцией. И когда я была в Москве, москвичи меня часто спрашивали: "Вы из Самары? Это город, в котором "театр Монастырского"?" Да, наш драмтеатр по всей стране называли "театром Монастырского". За неповторимость его режиссерского стиля. За то, что он воспитывал нас своими спектаклями. И делал это тонко и ненавязчиво: мы могли смотреть классику – Шекспира, Островского, Горького, а потом – современных авторов – Виктора Розова или Леонида Зорина, например. И тогда, после сложнейших спектаклей "Братья Карамазовы" или "Ричард III" мы отдыхали на "Левше" или "Крошке".
О Петре Монастырском говорит писатель и искусствовед Татьяна Васильева:
"Режиссерская мудрость Петра Львовича была в том, что даже спектакль по пьесе откровенно советского драматурга Михаила Шатрова у него смотрелся выигрышно. Я знала: если веду ребенка на спектакль "Волки и овцы" по пьесе Островского, ему будет интересно не потому, что это нужно по школьной программе, а потому, что поставлено талантливым режиссером. Петр Львович учил зрителя рассуждать и воспринимать искусство театра. Зрительный зал всегда был в диалоге с происходящим на сцене действием. Работала в театре и превосходная секция театральной критики с превосходными разборами каждого премьерного спектакля. Как жаль, что сегодня такие режиссеры – исключение в современном театре. Мне будет очень не хватать Петра Монастырского, а телеверсии его спектаклей уже стали классикой".
Монастырский – автор одиннадцати мемуарных книг о театре и актерах, среди которых наиболее известны: "Моя Галатея", "Жил-был театр", "От первого лица", "Режиссер и режиссура" и другие.
После конфликта с руководством областного управления культуры Петр Монастырский в 1998 году оставил Самарский театр драмы. Продолжая работу профессором кафедры режиссуры и мировой художественной культуры Поволжской государственной социально-гуманитарной академии, в августе 2007 года в возрасте 92 лет он стал главным режиссером тольяттинского муниципального драматического театра "Колесо". Всего за время творческой деятельности Монастырским поставлено свыше 200 спектаклей, из них 120 на самарской сцене.
Творческие заслуги Петра Монастырского отмечены званием Народного артиста СССР, орденами "За заслуги перед Отечеством" и Трудового Красного Знамени. За постановку спектакля "Золотая карета" по пьесе Леонида Леонова режиссер в 1976 году удостоен Государственной премии РСФСР имени К.С. Станиславского, а за создание спектаклей "Ревизор" Н.В. Гоголя и "Чайка" А.П. Чехова в 1986 году – Государственной премии СССР.
Монастырский – лауреат Золотой медали имени А.С. Попова (1981) за постановку спектакля "Усвятские шлемоносцы" по повести Евгения Носова,
кавалер ордена Поморский Гриф (Западно-поморское воеводство, ПНР), почетный гражданин польского города Познани (1979), почетный гражданин города Самары (1995) и почетный гражданин Самарской области (2005).
Самарский академический театр драмы, этот сказочный теремок над Волгой, еще при жизни режиссера самарцы стали называть "Театром Петра Монастырского". И это было, наверное, для него куда важнее всех полученных им при жизни официальных наград.
В 1955 году он приехал в Самару и поступил на службу режиссером в драматический театр. Никто не мог предполагать, что впоследствии Петр Львович создаст в Самаре свой театр, который называют "Театр Петра Монастырского".
С 1959 года Монастырский возглавлял Самарский театр драмы. Наиболее знаменитые его постановки: "Ричард III" с Николаем Засухиным, "Гамлет" с Юрием Демичем, "Усвятские шлемоносцы" с Натальей Радолицкой, "Старомодная комедия" с Верой Ершовой, "Золотая карета" с Владимиром Борисовым.
Петр Монастырский по-новому открыл для самарцев такого писателя, как Максим Горький. Он поставил "Дело Артамоновых", "Мать", "Зыковы", "Варвары", "Дачники", "Васса". Режиссер был тонким знатоком современной драматургии, это подтверждают его блестящие инсценировки пьес Леонида Леонова, Алексея Арбузова, Александра Володина и Виктора Розова.
В одном из своих выступлений на Радио Свобода Петр Монастырский рассказывал о том, каким должен быть современный театр:
Петр Монастырский много лет руководил театральной студией при Самарском академическом театре драмы. Он воспитал таких актеров, как Николай Засухин, Юрий Демич, Людмила Грязнова, Сергей Надеждин, Наталья Радолицкая, Ольга Шебуева, Елена Харитонова. О Петре Монастырском вспоминает зритель самарского драмтеатра с полувековым стажем, Вера Степанова:
"Петр Монастырский – эпоха театра. Я помню, как в театр ходили "на Монастырского". Мы не считали себя провинцией. И когда я была в Москве, москвичи меня часто спрашивали: "Вы из Самары? Это город, в котором "театр Монастырского"?" Да, наш драмтеатр по всей стране называли "театром Монастырского". За неповторимость его режиссерского стиля. За то, что он воспитывал нас своими спектаклями. И делал это тонко и ненавязчиво: мы могли смотреть классику – Шекспира, Островского, Горького, а потом – современных авторов – Виктора Розова или Леонида Зорина, например. И тогда, после сложнейших спектаклей "Братья Карамазовы" или "Ричард III" мы отдыхали на "Левше" или "Крошке".
О Петре Монастырском говорит писатель и искусствовед Татьяна Васильева:
"Режиссерская мудрость Петра Львовича была в том, что даже спектакль по пьесе откровенно советского драматурга Михаила Шатрова у него смотрелся выигрышно. Я знала: если веду ребенка на спектакль "Волки и овцы" по пьесе Островского, ему будет интересно не потому, что это нужно по школьной программе, а потому, что поставлено талантливым режиссером. Петр Львович учил зрителя рассуждать и воспринимать искусство театра. Зрительный зал всегда был в диалоге с происходящим на сцене действием. Работала в театре и превосходная секция театральной критики с превосходными разборами каждого премьерного спектакля. Как жаль, что сегодня такие режиссеры – исключение в современном театре. Мне будет очень не хватать Петра Монастырского, а телеверсии его спектаклей уже стали классикой".
Монастырский – автор одиннадцати мемуарных книг о театре и актерах, среди которых наиболее известны: "Моя Галатея", "Жил-был театр", "От первого лица", "Режиссер и режиссура" и другие.
После конфликта с руководством областного управления культуры Петр Монастырский в 1998 году оставил Самарский театр драмы. Продолжая работу профессором кафедры режиссуры и мировой художественной культуры Поволжской государственной социально-гуманитарной академии, в августе 2007 года в возрасте 92 лет он стал главным режиссером тольяттинского муниципального драматического театра "Колесо". Всего за время творческой деятельности Монастырским поставлено свыше 200 спектаклей, из них 120 на самарской сцене.
Творческие заслуги Петра Монастырского отмечены званием Народного артиста СССР, орденами "За заслуги перед Отечеством" и Трудового Красного Знамени. За постановку спектакля "Золотая карета" по пьесе Леонида Леонова режиссер в 1976 году удостоен Государственной премии РСФСР имени К.С. Станиславского, а за создание спектаклей "Ревизор" Н.В. Гоголя и "Чайка" А.П. Чехова в 1986 году – Государственной премии СССР.
Монастырский – лауреат Золотой медали имени А.С. Попова (1981) за постановку спектакля "Усвятские шлемоносцы" по повести Евгения Носова,
кавалер ордена Поморский Гриф (Западно-поморское воеводство, ПНР), почетный гражданин польского города Познани (1979), почетный гражданин города Самары (1995) и почетный гражданин Самарской области (2005).
Самарский академический театр драмы, этот сказочный теремок над Волгой, еще при жизни режиссера самарцы стали называть "Театром Петра Монастырского". И это было, наверное, для него куда важнее всех полученных им при жизни официальных наград.