В мировой практике успешность университета измеряется в числе прочего присутствием в нем иностранных студентов. Этот критерий пытались применить и в шкале эффективности российских вузов, но кончилось тем, что решили давать больше бюджетных мест иностранцам. То есть, международная привлекательность российского высшего образования будет заключаться, главным образом, в его бесплатности.
Тогда как российские выпускники, с хорошими баллами и мотивацией к учебе все чаще ориентируются на получение высшего образования за рубежом – за собственный счет.
Так исторически сложилось, что хорошее образование в России это не столько высокий уровень подготовки, который может предъявить молодой специалист, и не приличный на старте заработок, и даже не гарантированное рабочее место в уважаемой компании, хорошее образование в России – билет в один конец. Например, из села – в город, из города – в столицу, из столицы – за границу.
Во всяком случае, так было до недавних пор. Потому что в этом году, разговаривая со школьниками из регионов, я обнаружила, что цепочка эта значительно сократилась. То ли помог ЕГЭ, благодаря которому выпускники российских школ стали намного мобильнее, то ли реформа образования и сопутствующие ей разоблачения открыли глаза детям и родителям на истинное качество отечественного образования, но только теперь обучение за границей нередко рассматривается в качестве альтернативы в самых разных городах и селах.
Два главных препятствия, которые возникают на этом пути – уровень знания иностранного языка и плата за обучение. Впрочем, еще несколько лет назад, потратив год, скажем, на изучение чешского, можно было поступить на бюджетное место в Высшей школе экономики в Праге, как это сделала одна из гостей «Классного часа» Кристина Алексеева. Ее семья, которая живет в Мурманске, решила, что дешевле будет финансировать первый год языковой школы и последующее проживание Кристины в Праге, чем оплачивать каждый зачет в родном вузе.
Правда, миграционная политика большинства стран сегодня такова, что найти работу и получить возможность остаться в стране обучения становится все труднее. Другой гость «Классного часа», Сергей Лебедев, выпускник магистратуры по финансам австралийского технологического университета Curtin, выбирал и страну, и направление обучения исключительно как место и способ для будущей жизни, но и он столкнулся с серьезной конкуренцией.
Впрочем, полученное за границей высшее образование ценится на родине – как набор редких пока в России умений и знаний и как способ повысить престиж работодателя. Официально это подтвердил и Владимир Путин, предложив обучать за государственный счет в лучших университетах мира наиболее востребованные в стране кадры.
Практика эта, впрочем, довольно распространенная, хотя предполагаемое число стипендиатов в российских масштабах - ничтожно. Кроме того, как рассказала выпускница магистратуры по социально-политическим наукам университета Гетеборга (Швеция) Диляра Хусейн-заде, полученные в демократической системе образования навыки в государственной структуре могут и не пригодиться.
Так и получается, что пока государство пытается доказать высокое качество российского образования, привлекая на бюджетные места иностранных студентов, российские граждане оплачивают обучение своих детей за границей, финансируя будущее страны из собственного кармана.