19 июля в Грузии пройдет День памяти Владимира Маяковского – в связи со 120-летием со дня рождения знаменитого советского поэта. Маяковский родился в 1893 году в городке Багдати и прожил в Грузии 13 лет. Сегодня цветы возлагают к памятникам Маяковскому в Тбилиси и Багдати и на могилу отца поэта в Кутаиси. Из Грузии сообщает корреспондент РС Георгий Кобаладзе.
Юбилей Владимира Маяковского стал в Грузии заметным событием. Правда, не обошлось и без политики: чиновники из окружения президента Саакашвили намекали на нежелательность "совместных поэтических вечеров с гостями из России" в то время, когда, по их словам, "оккупационные силы продолжают строить заграждения из колючей проволоки на границе Южной Осетии и похищают местных жителей". С таким заявлением накануне юбилея выступил, например, губернатор региона Шида Картли, соседнего с Южной Осетией, Зураб Чхеидзе.
Но омрачить юбилей эти инциденты не смогли. Грузины всегда гордились, что реформатор поэзии и символ целой эпохи, Владимир Маяковский, родился и вырос именно в Грузии, – в городке Багдати западногрузинского региона Имерети. Этот городок в течение полувека носил имя "Маяковский". Дом-музей Маяковского в Багдати стал центром юбилейных мероприятий. О юбилее и о том, помнят ли сегодня в Грузии Маяковского, РС рассказал директор дома-музея Маковского Бека Кучухидзе.
– Запланировано много мероприятий, в Грузию прибыли делегации из 35 стран. С точки зрения материально-технической базы музей Маяковского – один из лучших в стране. Несколько лет назад, с помощью фонда Бидзины Иванишвили, проведены всеобъемлющие ремонтные работы. Что касается самой экспозиции, то она создана еще в 1983 году. Тогда творчество Маяковского преподносилось с советско-коммунистической точки зрения, что, конечно, не полностью отражает всю глубину феномена Маяковского. Сейчас у нас есть очень профессиональные экскурсоводы, способные рассказать посетителям о жизни и творчестве поэта. Естественно, экспозиция постоянно обновляется по мере изучения наследия Маяковского.
– У музея Маяковского довольно богатая и интересная история. Как к вам относились грузинские власти, насколько они помогали сохранить наследие поэта?
– Наш музей стал свидетелем сложного периода истории Грузии, в том числе в 1990-х годов прошлого века. Имею в виду не только гражданскую войну и конфликты, но и тотальную ревизию традиционных ценностей. Возникал даже вопрос: быть или не быть музею Маяковского? Это неудивительно, ведь тогда сомнение вызывало вообще стремление общества к высокому и способность воспринимать художественные ценности. Но никто не посмел нанести нашему музею ни малейшего урона даже в ходе боевых действий и повсеместных грабежей. Должен признать, что власти всегда относились к музею Маяковского с особым уважением. Возможно, в этом большая заслуга и тех людей, кто руководил музеем в прежние времена. Музей Маяковского, можно сказать, даже был в привилегированном положении по отношению к иным музеям. А ведь наш регион, Имерети, – колыбель гениальных грузинских поэтов со множеством домов-музеев.
– Ходили слухи, что якобы в Доме-музее Маяковского кое-кто пытался открыть филиал Музея советской оккупации. Ведь Маковский был советским поэтом, мы все учили наизусть его стихи о советском паспорте.
– Я тоже слышал о подобном, но на самом деле всерьез никогда никто об этом не помышлял. Грузины, и в первую очередь жители Багдати, гордятся тем, что парень, выросший у местной речки Ханисцкали, в течение десятилетий был голосом великой державы. Его слушали, ему верили, и то, что такой человек – выходец из наших мест, для нас очень почетно.
– Каково ваше личное восприятие феномена Владимира Маяковского?
– В советский период Маяковский, как великий художник и незаурядная личность, был как бы утерян. Можно сказать, что его репрессировали сразу после смерти, честно говорить о творчестве Маяковского запретили. Отношение в нему изменилось лишь через пять лет, в 1935 году, когда Сталин написал в письме Ежову: "Маяковский был и останется лучшим и талантливейшим поэтом советской эпохи. Преступно забывать его заслуги перед Советской страной". Только после этого начали анализировать творчество Маяковского. Но – уродливо и неполноценно, из-за идеологической зашоренности тех, кто этим занимался. "Стихи о советском паспорте" объявили чуть ли не вершиной его богатейшего творчества. Настоящий Маяковский, его истинные шедевры, "Флейта-позвоночник", "Облако в штанах", по сути, находились в тени его патриотической лирики. Только в последние десятилетия начались попытки полноценного осмысления творчества поэта, который дышал своей героической эпохой. Именно поэтому, как и другие великие поэты, Маяковский останется актуальным на все времена. Маститые критики справедливо говорили: "Южный темперамент и грузинская природа стиха придавали неповторимую красоту и привлекательность поэзии Маяковского". Надо только знать и читать его истинные шедевры.
– Долгое время городок Багдати назывался Маяковским в честь поэта.
– Наш городок носил имя Маяковского практически с момента основания музея, то есть с 1940 года и до конца 1980-х годов. Тогда решили вернуть старые имена населенным пунктам. Но в Багдати остались музей и памятники Маяковскому, школа имени Маяковского и, конечно, музей. Маяковские приехали в Багдади в 1889 году и арендовали этот дом у местного жителя Константина Кучухидзе. В 1940 году здесь был открыт музей Маяковского. С 1959 года музеем руководил внук владельца дома – Николоз Кучухидзе. Он внес значительный вклад в популяризацию творчества Маяковского и увековечивание его имени. Николоз Кучухидзе заведовал музеем 40 лет, до 2000 года, вплоть до своей смерти. А я – его сын, то есть правнук Константина Кучухидзе, у которого Маяковские арендовали дом в конце позапрошлого века. Таким образом, я ответственен не только перед именем великого поэта, но и перед памятью своих предков за сохранность очага, обогревавшего гения, – рассказал Бека Кучухидзе.
Отец Владимира Маяковского Константин служил лесничим в Багдати. Мать поэта, Александра Павленко, родилась на Кубани. Два брата Маяковского умерли в раннем детстве, обе его сестры надолго пережили поэта (сестра Людмила скончалась в 1972 году). А 1902 году Маяковский поступил в гимназию в Кутаиси, он свободно говорил по-грузински и в Грузии начал участвовать в революционной деятельности. Летом 1906 года, после смерти отца, семья Маяковских переехала в Москву.
Фрагмент итогового выпуска программы "Время Свободы"
Юбилей Владимира Маяковского стал в Грузии заметным событием. Правда, не обошлось и без политики: чиновники из окружения президента Саакашвили намекали на нежелательность "совместных поэтических вечеров с гостями из России" в то время, когда, по их словам, "оккупационные силы продолжают строить заграждения из колючей проволоки на границе Южной Осетии и похищают местных жителей". С таким заявлением накануне юбилея выступил, например, губернатор региона Шида Картли, соседнего с Южной Осетией, Зураб Чхеидзе.
Но омрачить юбилей эти инциденты не смогли. Грузины всегда гордились, что реформатор поэзии и символ целой эпохи, Владимир Маяковский, родился и вырос именно в Грузии, – в городке Багдати западногрузинского региона Имерети. Этот городок в течение полувека носил имя "Маяковский". Дом-музей Маяковского в Багдати стал центром юбилейных мероприятий. О юбилее и о том, помнят ли сегодня в Грузии Маяковского, РС рассказал директор дома-музея Маковского Бека Кучухидзе.
– Запланировано много мероприятий, в Грузию прибыли делегации из 35 стран. С точки зрения материально-технической базы музей Маяковского – один из лучших в стране. Несколько лет назад, с помощью фонда Бидзины Иванишвили, проведены всеобъемлющие ремонтные работы. Что касается самой экспозиции, то она создана еще в 1983 году. Тогда творчество Маяковского преподносилось с советско-коммунистической точки зрения, что, конечно, не полностью отражает всю глубину феномена Маяковского. Сейчас у нас есть очень профессиональные экскурсоводы, способные рассказать посетителям о жизни и творчестве поэта. Естественно, экспозиция постоянно обновляется по мере изучения наследия Маяковского.
– У музея Маяковского довольно богатая и интересная история. Как к вам относились грузинские власти, насколько они помогали сохранить наследие поэта?
– Наш музей стал свидетелем сложного периода истории Грузии, в том числе в 1990-х годов прошлого века. Имею в виду не только гражданскую войну и конфликты, но и тотальную ревизию традиционных ценностей. Возникал даже вопрос: быть или не быть музею Маяковского? Это неудивительно, ведь тогда сомнение вызывало вообще стремление общества к высокому и способность воспринимать художественные ценности. Но никто не посмел нанести нашему музею ни малейшего урона даже в ходе боевых действий и повсеместных грабежей. Должен признать, что власти всегда относились к музею Маяковского с особым уважением. Возможно, в этом большая заслуга и тех людей, кто руководил музеем в прежние времена. Музей Маяковского, можно сказать, даже был в привилегированном положении по отношению к иным музеям. А ведь наш регион, Имерети, – колыбель гениальных грузинских поэтов со множеством домов-музеев.
– Ходили слухи, что якобы в Доме-музее Маяковского кое-кто пытался открыть филиал Музея советской оккупации. Ведь Маковский был советским поэтом, мы все учили наизусть его стихи о советском паспорте.
– Я тоже слышал о подобном, но на самом деле всерьез никогда никто об этом не помышлял. Грузины, и в первую очередь жители Багдати, гордятся тем, что парень, выросший у местной речки Ханисцкали, в течение десятилетий был голосом великой державы. Его слушали, ему верили, и то, что такой человек – выходец из наших мест, для нас очень почетно.
– Каково ваше личное восприятие феномена Владимира Маяковского?
– В советский период Маяковский, как великий художник и незаурядная личность, был как бы утерян. Можно сказать, что его репрессировали сразу после смерти, честно говорить о творчестве Маяковского запретили. Отношение в нему изменилось лишь через пять лет, в 1935 году, когда Сталин написал в письме Ежову: "Маяковский был и останется лучшим и талантливейшим поэтом советской эпохи. Преступно забывать его заслуги перед Советской страной". Только после этого начали анализировать творчество Маяковского. Но – уродливо и неполноценно, из-за идеологической зашоренности тех, кто этим занимался. "Стихи о советском паспорте" объявили чуть ли не вершиной его богатейшего творчества. Настоящий Маяковский, его истинные шедевры, "Флейта-позвоночник", "Облако в штанах", по сути, находились в тени его патриотической лирики. Только в последние десятилетия начались попытки полноценного осмысления творчества поэта, который дышал своей героической эпохой. Именно поэтому, как и другие великие поэты, Маяковский останется актуальным на все времена. Маститые критики справедливо говорили: "Южный темперамент и грузинская природа стиха придавали неповторимую красоту и привлекательность поэзии Маяковского". Надо только знать и читать его истинные шедевры.
– Долгое время городок Багдати назывался Маяковским в честь поэта.
– Наш городок носил имя Маяковского практически с момента основания музея, то есть с 1940 года и до конца 1980-х годов. Тогда решили вернуть старые имена населенным пунктам. Но в Багдати остались музей и памятники Маяковскому, школа имени Маяковского и, конечно, музей. Маяковские приехали в Багдади в 1889 году и арендовали этот дом у местного жителя Константина Кучухидзе. В 1940 году здесь был открыт музей Маяковского. С 1959 года музеем руководил внук владельца дома – Николоз Кучухидзе. Он внес значительный вклад в популяризацию творчества Маяковского и увековечивание его имени. Николоз Кучухидзе заведовал музеем 40 лет, до 2000 года, вплоть до своей смерти. А я – его сын, то есть правнук Константина Кучухидзе, у которого Маяковские арендовали дом в конце позапрошлого века. Таким образом, я ответственен не только перед именем великого поэта, но и перед памятью своих предков за сохранность очага, обогревавшего гения, – рассказал Бека Кучухидзе.
Отец Владимира Маяковского Константин служил лесничим в Багдати. Мать поэта, Александра Павленко, родилась на Кубани. Два брата Маяковского умерли в раннем детстве, обе его сестры надолго пережили поэта (сестра Людмила скончалась в 1972 году). А 1902 году Маяковский поступил в гимназию в Кутаиси, он свободно говорил по-грузински и в Грузии начал участвовать в революционной деятельности. Летом 1906 года, после смерти отца, семья Маяковских переехала в Москву.
Фрагмент итогового выпуска программы "Время Свободы"