Ссылки для упрощенного доступа

Халип: Бывших политзаключенных в Белоруссии не бывает


Ирина Халип
Ирина Халип
19 июля суд Партизанского района Минска принял решение освободить от уголовного наказания по истечении отсрочки приговора Ирину Халип – корреспондента российской "Новой газеты" в Белоруссии, жену экс-кандидата в президенты Андрея Санникова на выборах 2010 года.

Предложение об освобождении Ирины Халип от наказания подала уголовно-исполнительная инспекция Партизанского района Минска, его поддержала и прокурор Наталия Соколова. В итоге суд постановил, что Халип встала на "твердый путь исправления", и снял с нее обвинения. Адвокат Анна Бахтина констатировала, что ее подзащитная – свободный человек, а поскольку речь шла об отсрочке приговора, то журналистка считается несудимой.



Комментируя решение суда, Ирина Халип заявила, что режим отнял у нее практически три года жизни. Но если кто-то считает, что отныне она действительно свободный человек, то это ошибка. По ее словам, так же радостно, как сегодня, ранее уже встречали многих якобы бывших политзаключенных, например, Владимира Ероменка и дважды побывавшего в тюрьме Василия Парфенкова, в отношении которых несколько дней назад возбуждены новые уголовные дела. "Бывших политзаключенных в Белоруссии не бывает – пока этот режим существует. И мало того: те, кто не сидит в тюрьме в данный момент, все равно остаются политзаключенными", – сказала Халип.

Белорусские власти неоднократно заявляли, что жена экс-кандидата в президенты Андрея Санникова сама создает себе образ "страдалицы", хотя никто и ни в чем ее не ограничивает. В частности, президент Александр Лукашенко публично заявлял, что Халип может в любой момент выехать за пределы страны. Однако в Министерстве внутренних дел на запрос журналистки ответили, что остановят ее при попытке пересечения границы и это негативно отразится на будущих решениях суда. Покинуть страну ей разрешили лишь после того, как во время пресс-конференции белорусскому президенту вновь задали вопрос о том, почему Халип запрещено покидать пределы Белоруссии. 13 февраля она посетила Великобританию для встречи с мужем Андреем Санниковым, который к тому времени уже получил политическое убежище в этой стране, а затем выехала в Россию для участия в редакционных мероприятиях "Новой газеты", с которой она сотрудничает.

После освобождения Халип заявила, что не собирается никого благодарить за то, что ее снова не посадили. Она собирается отпраздновать свое освобождение в кругу друзей, поскольку впервые не обязана возвращаться домой до десяти часов вечера. Журналистка отметила, что у нее нет претензий к сотрудникам уголовно-исполнительной инспекции Партизанского района Минска, на учете в которой она находилась более двух лет: "У них не было желания создать невыносимые условия для моей жизни, однако такова сущность приговора".

Ирина Халип была задержана вместе со своим мужем Андреем Санниковым сразу после многотысячной акции несогласных с результатами голосования 19 декабря 2010 года и помещена в следственный изолятор Комитета госбезопасности Белоруссии. Несмотря на то что ее сыну Даниилу было всего три года, в СИЗО Ирину удерживали полтора месяца, причем несколько недель о ее месте нахождения ничего не сообщалось.

29 января 2011 года Ирину перевели под домашний арест, где она находилась до суда. 16 мая того же года суд Заводского района Минска признал Халип виновной в участии в массовых беспорядках в день президентских выборов и приговорил к двум годам лишения свободы с отсрочкой исполнения наказания на два года. Все это время журналистка не имела права покидать Минск, каждую неделю была обязана отмечаться в милиции и находиться дома после 22.00.
XS
SM
MD
LG