В Байройте не принято много говорить. Здесь принято петь и молчать о прошлом. Прекрасную музыку Вагнера сопровождает множество теней и призраков: антисемитизм композитора и его потомков, личное присутствие Адольфа Гитлера, вовлеченность фестиваля в пропагандистскую машину нацизма, изгнание многолетних сотрудников еврейского происхождения… Поэтому и молчат по большей части руководители фестиваля – правнучки композитора Катарина Вагнер и Ева Вагнер-Паскье. Последняя вообще не дает интервью, а ее младшая сестра по отцу – Катарина, когда бывает вынуждена говорить с журналистами, уходит от ответов на трудные вопросы. В этом году из-за юбилея 200 лет со дня рождения Рихарда Вагнера настроение более торжественное; поклонники Вагнера стараются говорить только о творчестве своего кумира, и больше ни о чем. Немецкий дирижер Кристиан Тилеман считает, что Байройтский фестиваль должен оставаться "местом Вагнера", где его произведения играют так, чтобы указать направление для исполнения сочинений этого автора.
Еще одна правнучка композитора Ники Вагнер напоминает о том, что "есть прекрасная формула французского композитора Пьера Булеза, сказавшего, что Байройт – это мать всех фестивалей" (именно мать, поскольку в немецком языке город – женского рода). "Эта фраза содержит сразу два смысла. Байройтский фестиваль был основан потому, что другие театры не могли поставить цикл "Кольцо нибелунга", – объясняет Ники Вагнер. – И тогда было решено построить собственный дом, свое пространство. С 70-х годов прошлого века театральные и музыкальные постановки ставятся в бывших заводских помещениях, в ангарах, церквях. Сейчас мы уже не осознаем, что когда-то был сделан первый шаг, состоялся побег из традиционных старых оперных зданий. Пьер Булез вкладывал в свои слова еще и эстетический смысл. Сначала было сочинено "Кольцо нибелунга", а затем возник фестивальный театр. Таким образом, искусство создает для себя пространства, которые ему необходимы".
Оперный цикл "Кольцо нибелунга" можно услышать в Байройте не каждый год. Последнюю постановку осуществили в 2006-м, а в этом году для новой пригласили двух дебютантов: 62-летнего режиссера Франка Касторфа и первого в истории фестиваля дирижера российского происхождения Кирилла Петренко. 40-летний дирижер уже несколько лет не дает интервью, что заинтриговало многих. 12 лет назад Петренко прославился на всю Германию, когда в городе Майнингене в Тюрингии, где он был музыкальным руководителем театра, четыре вечера подряд дирижировал при постановке "Кольца нибелунга".
В ту пору, когда Петренко еще давал интервью, он рассказал мне об опыте этой постановки: "В самом начале, когда меня пригласили работать над этим проектом, я написал письмо, что это невозможно. Но письма и просьбы остались неуслышанными, и пришлось выбирать: делать или не делать. Я решил все-таки попробовать. И это был колоссальный и удачный опыт, потому что он дает целостное понимание произведения Вагнера ''Кольцо нибелунга'': когда начинаешь дирижировать первый сегмент, уже знаешь, как закончится четвертый, не только что касается сюжета, но и партитуры. Это помогает найти правильный подход для первого сегмента. В физическом отношении было очень тяжело, но с опытом стало легче. На четвертом прогоне я научился расходовать свои силы более экономно". Надо полагать, опыт Майнингена пригодится Петренко в Байройте, где эпический цикл прозвучит трижды. Из 30 спектаклей фестиваля Петренко продирижирует 13 ("Золото Рейна" будет сыграно один раз дополнительно). Шесть вечеров придутся на новую версию "Летучего голландца", дирижер – Кристиан Тилеман. Еще шесть вечеров за пультом будет немец Алекс Кобер ("Тангейзер и состязание певцов в Вартбурге"), и еще пять отдано 34-летнему латвийскому дирижеру Андрису Нельсонсу с "Лоэнгрином".
О новой интерпретации главного представления фестиваля Франк Касторф рассказал журналу "Шпигель". Он призвал не ждать многого от постановки: "Я не готовлю "Кольцо" столетия, мне будет достаточно "Кольца" года". В интервью он критиковал условия работы при подготовке к фестивалю: на постановку "Золото Рейна" у него было девять репетиционных дней, что крайне тяжело для режиссера. Критически можно отнестись и к традиции приглашать для постановок режиссеров с репутацией скандалистов и эксцентриков. В 2016 году "Парсифаля" на Байройтском фестивале будет ставить Йонатан Мезе – современный немецкий художник, живописец и скульптор, которого ожидает суд за публичное нацистское приветствие. Художник считает его частью провокационного перформанса.
Еще одна правнучка композитора Ники Вагнер напоминает о том, что "есть прекрасная формула французского композитора Пьера Булеза, сказавшего, что Байройт – это мать всех фестивалей" (именно мать, поскольку в немецком языке город – женского рода). "Эта фраза содержит сразу два смысла. Байройтский фестиваль был основан потому, что другие театры не могли поставить цикл "Кольцо нибелунга", – объясняет Ники Вагнер. – И тогда было решено построить собственный дом, свое пространство. С 70-х годов прошлого века театральные и музыкальные постановки ставятся в бывших заводских помещениях, в ангарах, церквях. Сейчас мы уже не осознаем, что когда-то был сделан первый шаг, состоялся побег из традиционных старых оперных зданий. Пьер Булез вкладывал в свои слова еще и эстетический смысл. Сначала было сочинено "Кольцо нибелунга", а затем возник фестивальный театр. Таким образом, искусство создает для себя пространства, которые ему необходимы".
Оперный цикл "Кольцо нибелунга" можно услышать в Байройте не каждый год. Последнюю постановку осуществили в 2006-м, а в этом году для новой пригласили двух дебютантов: 62-летнего режиссера Франка Касторфа и первого в истории фестиваля дирижера российского происхождения Кирилла Петренко. 40-летний дирижер уже несколько лет не дает интервью, что заинтриговало многих. 12 лет назад Петренко прославился на всю Германию, когда в городе Майнингене в Тюрингии, где он был музыкальным руководителем театра, четыре вечера подряд дирижировал при постановке "Кольца нибелунга".
В ту пору, когда Петренко еще давал интервью, он рассказал мне об опыте этой постановки: "В самом начале, когда меня пригласили работать над этим проектом, я написал письмо, что это невозможно. Но письма и просьбы остались неуслышанными, и пришлось выбирать: делать или не делать. Я решил все-таки попробовать. И это был колоссальный и удачный опыт, потому что он дает целостное понимание произведения Вагнера ''Кольцо нибелунга'': когда начинаешь дирижировать первый сегмент, уже знаешь, как закончится четвертый, не только что касается сюжета, но и партитуры. Это помогает найти правильный подход для первого сегмента. В физическом отношении было очень тяжело, но с опытом стало легче. На четвертом прогоне я научился расходовать свои силы более экономно". Надо полагать, опыт Майнингена пригодится Петренко в Байройте, где эпический цикл прозвучит трижды. Из 30 спектаклей фестиваля Петренко продирижирует 13 ("Золото Рейна" будет сыграно один раз дополнительно). Шесть вечеров придутся на новую версию "Летучего голландца", дирижер – Кристиан Тилеман. Еще шесть вечеров за пультом будет немец Алекс Кобер ("Тангейзер и состязание певцов в Вартбурге"), и еще пять отдано 34-летнему латвийскому дирижеру Андрису Нельсонсу с "Лоэнгрином".
О новой интерпретации главного представления фестиваля Франк Касторф рассказал журналу "Шпигель". Он призвал не ждать многого от постановки: "Я не готовлю "Кольцо" столетия, мне будет достаточно "Кольца" года". В интервью он критиковал условия работы при подготовке к фестивалю: на постановку "Золото Рейна" у него было девять репетиционных дней, что крайне тяжело для режиссера. Критически можно отнестись и к традиции приглашать для постановок режиссеров с репутацией скандалистов и эксцентриков. В 2016 году "Парсифаля" на Байройтском фестивале будет ставить Йонатан Мезе – современный немецкий художник, живописец и скульптор, которого ожидает суд за публичное нацистское приветствие. Художник считает его частью провокационного перформанса.