Ссылки для упрощенного доступа

Елена Мизулина изучит нецензурные слова


Запрет ненормативной лексики, по мнению экспертов, можно будет легко обойти
Запрет ненормативной лексики, по мнению экспертов, можно будет легко обойти
В Государственной думе во вторник должен состояться круглый стол, на котором депутаты вместе с представителями профессионального сообщества обсудят проблему нецензурной брани в интернете, сообщила председатель комитета палаты по вопросам семьи, женщин и детей Елена Мизулина. Она считает, что российское интернет-сообщество само должно разработать предложения по избавлению сетевого контента от ненормативной лексики.

В противном случае, по словам депутата, в России может быть принят закон, позволяющий блокировать сайты, форумы и страницы пользователей в социальных сетях, на которых такие слова будут найдены. Впрочем, не все коллеги Елены Мизулиной эту инициативу поддерживают. В частности, депутат Государственной думы Илья Пономарев называет это предложение абсолютной глупостью. "Такое могут делать люди, ничего в интернете не понимающие – ни к чему, кроме как к обострению противостояния в обществе это не приведет", – считает депутат.

Проблема все более широкого распространения нецензурной лексики в русскоязычном сегменте интернета сегодня действительно существует, признают отраслевые эксперты. Однако, по их мнению, ситуацию вряд ли можно исправить только лишь решениями профессионального сообщества. В том, что оно никак не может повлиять на чистоту языка сетевых пользователей, уверен и интернет-обозреватель радио "Эхо Москвы" Александр Плющев. "Может быть, соберутся все ведущие игроки интернета, какие-то интернет-авторитеты и скажут, что материться нехорошо. Но что они еще смогут сделать?" – спрашивает эксперт. Вычистить из интернета всю ненормативную лексику, по словам Плющева, уже невозможно – это миллионы и миллиарды страниц:

– Многообразие русского языка такое, что никакими техническими средствами с ним не справиться. Да и главное, зачем? Может быть, запретить еще Пушкину задним числом употреблять матерные слова? Если бы Госдума издавала законы, после которых не хотелось бы материться, может быть, мата и стало бы меньше. Может быть, она начнет именно с этого?

Схожего мнения придерживается депутат Госдумы Илья Пономарев. Он считает, что проблема использования ненормативной лексики в интернете должна решаться не административными методами, а путем саморегулирования и общественной реакцией:

– Лично мне это неприятно, я не употребляю нецензурную лексику в том, что я публикую, я так воспитан. Конечно, в разговоре я могу что-то в сердцах сказать, но в письменной форме… Если кто-то воспитан по-другому, то это вопрос реакции пользователей – если они считают это нормальным, то, значит, это будет. А если люди считают это ненормальным, то это будет уходить.

Однако российские чиновники, похоже, думают иначе, предпочитая усиливать административное регулирование интернета. Поправки, о которых говорит Елена Мизулина, могут стать частью уже действующего закона "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию". Он уже сегодня позволяет во внесудебном порядке блокировать интернет-сайты с детской порнографией, пропагандой наркотиков и призывами к самоубийству.
Кроме того, с 1 августа в России вступает в силу так называемый "антипиратский" закон, позволяющий применять аналогичные санкции к интернет-пользователям, нарушившим, по мнению властей, законодательство о защите авторских прав. Впрочем, Александр Плющев, например, уверен, что ни закон о борьбе с пиратством, ни закон о борьбе с ненормативной лексикой эффективно работать не будут:

– Это абсолютно невозможно сделать. Так же как невозможно технически запретить выдачу на пиратский ресурс, то есть поисковик должен проверить, есть ли лицензия у того, кто разместил у себя какое-либо видео, ссылку или текст. Также технически невозможно отследить весь мат. Например, слово "страхуй" совершенно спокойно может в него попасть. Но точно также можно и маскировать мат – он будет существовать и его никак нельзя будет вычислить. Это гигантская, но, главное, совершенно бессмысленная работа.

И все же, предполагает депутат Государственной думы Илья Пономарев, у инициативы Елены Мизулиной есть достаточно много шансов стать очередной нормой российского права, поскольку все подобные инициативы, по его словам, сегодня проходят "со свистом":

– Это большая проблема, когда люди ничего не понимают. Вот этот пресловутый "антипиратский" закон прошел, потому что никто не понимает суть. Я разговаривал с людьми, которые его вносили, они не могли объяснить, что они внесли – прямо не приходя в сознание. Они исходили из благих пожеланий: им сказали, что это позволит защищать авторов. Но это не защищает авторов, это защищает правообладателей. Но разницу они не видят.

В случае принятия поправок в законодательство о блокировании сайтов или персональных страниц с нецензурной лексикой, опасаются эксперты, эта норма может также стать методом сведения счетов, ведь санкции, скорее всего, можно будет применять и по заявлениям интернет-пользователей. Безусловно, это будет происходить так же, как сегодня происходит с соблюдением авторского права, особенно если будет предоставлено право блокировать страницы или целые ресурсы без решения суда, опасается интернет-обозреватель радио "Эхо Москвы" Александр Плющев:

– Это будет просто конец интернета. Он уже сейчас наступает в связи с законом об авторском праве, но, видимо, депутаты решили перестраховаться и окончательно его добить. Другое дело, что интернет – это такая среда, которая на всякий закон придумывает свое техническое или технологическое средство для того, чтобы его обходить. Поэтому я надеюсь, что ничего реально плохого с интернетом не случится – просто он приспособится и переживет всех депутатов.
В течение какого срока представители российского интернет-сообщества должны представить свои предложения об избавлении сетевого контента от ненормативной лексики, Елена Мизулина пока не сообщила. Однако очевидно, что эта тема может стать актуальной не ранее осени, после возвращения депутатов Государственной думы с летних каникул.

Партнеры: the True Story

XS
SM
MD
LG