Ссылки для упрощенного доступа

Что доказывают видеозаписи?


Пикет у Мосгорсуда в поддержку обвиняемых по "болотному делу"
Пикет у Мосгорсуда в поддержку обвиняемых по "болотному делу"
В Московском городском суде 30 июля продолжилось рассмотрение основного "болотного дела" – в отношении 12 человек, которых обвиняют в участии в массовых беспорядках и применении силы по отношению к сотрудникам полиции во время событий 6 мая 2012 года на Болотной площади. Участники процесса, как и на предыдущих заседаниях, продолжили изучать доказательства стороны обвинения – смотреть видеозаписи тех событий. Адвокаты отмечают, что просмотренные ролики служат доказательством и стороне защиты, поскольку на видео не подтверждаются факты, представленные в обвинительном заключении.

На заседании 30 июля участники процесса посмотрели около десяти различных видеороликов, записанных во время событий на Болотной площади. Как отмечают защитники, в суде были представлены материалы и оперативной съемки, и любительской, а также записи телевизионных компаний. По словам Дмитрия Борко, общественного защитника Александры Духаниной, профессионального фотографа и фоторедактора, непонятно, на каких основаниях эти видеозаписи оказались на одном диске: "Обвинение представляет хаотический набор файлов. Обычно такая работа проводится на уровне следствия, криминалистами – чтобы найти людей, изучить все материалы. Это оперативная работа, а не материал для суда. Материал для суда должен быть представлен как доказательство, в соответствии с нормами УПК, а это просто куча любительских и профессиональных фрагментов, собранных на диске. Это не тот вид материала, который можно серьезно рассматривать в суде, на который можно ссылаться или спорить с ним", – уверен Дмитрий Борко.

У защитников также были претензии и к содержанию видеозаписей: адвокаты обращали внимание суда на то, что на видео видны многочисленные, ничем не мотивированные факты агрессии со стороны сотрудников полиции по отношению к гражданам, произвольные задержания. Подсудимый Сергей Кривов говорил о том, что на видео видно, как человека бьют уже после задержания, видно, как людей волокут по асфальту. Адвокат Ярослава Белоусова Екатерина Горяйнова обратила внимание суда на кадры, где женщина со слезами на глазах просила сотрудников ОМОНа прекратить избиения.

Представитель прокуратуры на все это заметила, что адвокаты превышают свои полномочия и пересказывают увиденное своими словами. Она попросила внести это в протокол заседания.

Адвокаты же уверены, что чем больше видеозаписей представляет сторона обвинения, тем больше становится понятно, что эти материалы не доказывают вину подсудимых, говорит Вадим Клювгант, представляющий интересы Николая Кавказского: "Чем больше видео, тем больше подробностей, что ничего из того, что написано в обвинении, не происходило. Очевидны попытки смягчить, сгладить самые жестокие сцены применения силы со стороны полиции – они отсутствуют в видео, которые нам показывают. Но даже после редактуры отчетливо видно, что асфальт целый, им никто не кидается, заборами никто не кидается, никто ничего не поджигает, не прорывается к Кремлю и не кричит "пошли на Кремль". И даже те, кого толпа выдавила сквозь цепочку оцепления, оказавшись на площади, не бегут в сторону Кремля, а пытаются отдышаться, ведут себя спокойно. Да, это доказательства обвинения, как считает обвинение, но это совершенно очевидно доказательства защиты. И нужно будет много лжи, чтобы их представить где-то, например, в приговоре как подтверждающие обвинение".

Десять подсудимых, которые во время предыдущих заседаний находились в одном небольшом стеклянном помещении, так называемом "аквариуме", на этот раз сидели в двух "аквариумах". Связано ли это изменение с жалобой в ЕСПЧ на условия содержания, которую подали адвокаты, или же с тем, что 30 июля в суде присутствовали международные наблюдатели от Human Rights Watch, адвокат Вадим Клювгант предположить не взялся. Он отмечает, что условия у подсудимых улучшились не существенно – стало лишь не так тесно. "Это такая малость на фоне всего остального, – говорит Клювгант. – Тем, кто дальше от экрана, теперь стало видно и слышно еще хуже. Мой подзащитный Николай Кавказский сказал, что с нового места ему не видно хронометража на видео. С чем эти изменения связаны, не имеет никакого значения. Важно, что сам образ тюремной жизни не совместим с работой в таком процессе. Людям нужно восстанавливаться, нужно, чтобы были силы, чтобы человек не со сном боролся, не с усталостью, не с болью в спине, в голове и так далее и не превозмогал себя в попытках что-то увидеть, а чтобы он мог интеллектуально работать. Этой возможности у подсудимых нет. Не говоря уже про все остальное: подъемы в 6 часов, возвращение за полночь, плохое питание, точнее, его отсутствие в течение дня. Это же все никуда не делось. А то, что мы видим, это витрина, внешняя часть", – считает Вадим Клювгант.

Следующее заседание по "болотному делу" назначено на 31 июля. Как ожидается, просмотр видеозаписей продолжится.

Партнеры: the True Story

XS
SM
MD
LG