Спортивные эксперты и болельщики пытаются понять причины обидного поражения, которое потерпела вечером в среду сборная России по футболу. Выступая в квалификационном турнире чемпионата мира по футболу 2014 года, национальная сборная, которой руководит итальянский специалист Фабио Капелло, в выездном матче уступила команде Северной Ирландии, которая по игровой квалификации, позиции в рейтинге ФИФА и репутации существенно уступает России. Это второе подряд поражение команды Капелло в отборочном цикле – вполне можно сказать, что поражение унизительное, поскольку сборная России не показала ни воли к победе, ни умения побеждать, за всю игру не нанеся ни одного удара в створ ворот соперника.
До игры вся российская пресса провозгласила: мы едем за победой! Капитан сборной России Игорь Денисов так буквально и сказал: "Мы едем за тремя очками". И сомнений в этом на официальном уровне, похоже, ни у кого не было. Игра с Северной Ирландией должна была состояться еще в конце марта. Однако накануне матча стадион в Белфасте был завален снегом, который вскоре принялся таять – игру перенесли. Судя по составу, Фабио Капелло предпочел опереться на проверенных игроков и проверенную схему: играть
традиционно с одним нападающим Александром Кержаковым, с тройкой полузащитников в центре поля (Широков, Денисов, Файзулин), на краях – Дзагоев и Быстров. В общем, это говорит только о том, что Капелло собрался выиграть, но счет ему был не важен. Похоже, что россияне просто поверили в то, что североирландцы не способны создавать вблизи российских ворот опасных моментов, пошли большими силами в атаку, не очень заботясь об обороне. В результате получили две опаснейших контратаки. В первом случае нападающий Джимми Уорд ударил издали, и от гола россиян спасла только штанга. Через несколько минут новая отличная комбинация североирландцев, очень скоростная: мгновенная передача издалека, прострел с правого фланга, и Патерсон головой переиграл Василия Березуцкого, единственного российского защитника, который в то время был у своих ворот. Замены Капелло сделал после первого тайма, выпустив Дзюбу и Черышева, игроков атакующего плана, но через несколько минут Черышев получил травму. Третья замена – и Капелло остался без возможных способов влияния на игру. Ничего больше не вышло у россиян. На пресс-конференции после матча тренер сборной России заявил: "На поле была команда, которая играла быстрее нас, которой нам не удалось ответить той же целеустремленностью".
О причинах поражения сборной России в интервью РС рассуждает обозреватель интернет-сайта Sportbox.ru Борис Богданов.
– Тренер сборной Ирландии во время этой игры был в спортивном костюме, в отличие от Капелло, который нарядился в синий пиджак с отливом и в красный галстук с российским двуглавым орлом. Это часть контракта: итальянец Капелло обязан демонстрировать российский патриотизм?
– Костюм – дело выбора каждого тренера: кто-то появляется на поле в деловом костюме, кто-то в спортивном костюме, кто-то в куртке. Иногда бывает, что тренеры выбирают костюм "на удачу". Яркий пример – тренер "Рубина" Курбан Бердыев, который даже в 20-градусный мороз сидит на скамейке запасных в клубном пиджаке на всех международных матчах своего клуба. Футбольный народ суеверный – возможно, с этим выбор костюма связан. В спортивном костюме прыгать по технической зоне, давать указания игрокам, размахивать руками, заниматься тем, что обычно делают тренеры во время матча, конечно, удобнее. Вспомните бывшего тренера российской сборной Гуса Хиддинка – он обычно присутствует на матчах (по крайней мере, своего клуба) в спортивном костюме. В форменном тренировочном костюме, с гербом, с логотипом – видимо, так ему удобнее.
– Приходится констатировать: если Фабио Капелло надел галстук с гербом России на важную игру как талисман, то этот талисман "не сработал". Почему сборная России, на ваш взгляд, сыграла так бездарно?
– У нас на сайте с утра вывешен опрос, участникам которого предлагалось назвать возможные причины, и я проголосовал за такой вариант ответа: "Просто нет слов, чтобы это объяснить". Дело даже не в результате. Можно проиграть, можно потерять очки, но это можно сделать по-разному. Настолько бледно, неумело, настолько без страсти, без завода, который необходим,
играла российская команда! Важно качество поражения, а не само поражение. Я не помню, чтобы сборная России, проигрывая по ходу встречи, в конце матча устраивала бы штурм ворот соперника. Представьте, как в такой ситуации действовали бы англичане или немцы, или какой-то большой европейский клуб. Вот люди проигрывают, и в концовке матча начинается что-то невообразимое. Рвут на части оборону соперника, бьют по воротам, борются на каждый отскок. Бывает так, что не столько за счет красивых комбинаций, сколько за счет порыва, навала мяч запихивают в ворота противника и добиваются результата. Вот этого в исполнении сборной России я давно не видел, и вчера мы этого не увидели. Было ощущение, что это мы ведем в счете и никуда не торопимся, просто спокойно доигрываем матч. Мне кажется, причина поражения – в неумении российской команды "дожимать" соперника на морально-волевых качествах, умирать на поле, чтобы добиться результата.
– В российской премьер-лиге введен лимит на участие легионеров. Если я не ошибаюсь, на поле в составе команды может появляться одновременно семь игроков, которые не являются гражданами России и поэтому не могут быть кандидатами в сборную страны. Большинство команд этот лимит выбирают полностью. Путем несложных математических выкладок можно установить, что конкуренция среди игроков премьер-лиги на попадание в сборную не очень велика: 1 к 4 или 1 к 5. Может, здесь кроется одно из объяснений?
– Так и есть, вы верно говорите, но я взглянул бы на проблему шире. Во многих европейских странах лимита на легионеров как такового не существует, есть, скажем, ограничения для футболистов, приехавших не из Европы. В Англии есть ограничение для тех, кто не провел определенного количества матчей за свою национальную сборную. Когда Капелло работал со сборной Англии, кстати, он жаловался на эту проблему, говорил: из-за того что в английских клубах играют одни иностранцы, ему приходится выбирать футболистов в сборную примерно из 50 человек. Но, с другой стороны, посмотрим на Германию – там нет никакого лимита, там вообще теоретически могут играть одни иностранцы. Тем не менее сборная Германии никогда не испытывает недостатка в квалифицированных игроках. Так что, наверное, дело не только в лимите, но и в общей системе подготовки, во всей футбольной пирамиде, которая в той же Германии нацелена на то, чтобы отбирать, холить, лелеять, выращивать таланты, которые потом начинают блистать в сборной.
– Сборная Северной Ирландии – 109-я, если я не ошибаюсь, в рейтинге ФИФА. Понятно, что команда эта решает локальные задачи, вряд ли она попадет в финальную часть чемпионата мира. Тем не менее вчера на североирландцев было приятно было смотреть: глаза горят, все бьются за каждый мяч, стадион невероятно своих поддерживает… Люди упираются просто из любви к футболу, получается?
– Все британские команды этим отличаются. Они не всегда мастеровиты, может быть, игрокам не хватает технических или тактических знаний, иногда они играют, может быть, примитивно. Но вот этого у них не отнять – они всегда бьются, даже когда у них нет турнирных шансов.
– Давайте вернемся еще раз к фигуре Капелло. Можно ли на него возложить ответственность за проигрыш команды? Вы верно предугадали в своем предматчевом интервью РС пару замен, которые совершил тренер: вместо Кержакова и Дзагоева он выпустил сначала Черышева (который быстро ушел из-за травмы и был заменен Самедовым) и Дзюбу. Но бессмысленной оказалась что первая пара, что вторая.
– Можно, конечно, предъявить тренеру претензии насчет того, что он ставит Кержакова, хотя это давно уже не тот Кержаков, что раньше, не забивает. И Капелло, кстати, об этом спросили на пресс-конференции после матча, на что он сказал: "Пожалуйста, найдите мне хороших российских нападающих!" И, в общем, он отчасти прав: выбор действительно не так велик. Почему он не поставил сразу Дзюбу? Может быть, хотел построить игру низом, опустить мяч на землю – зная, что британцы здорово играют наверху. А Дзюба хорош все-таки, когда надо продавить соперника, сыграть наверху. Насколько я помню по отчетам о тренировках, которые проводились перед этим матчем, Капелло, как говорят, непрерывно произносил слово "скорость", заставлял игроков двигаться – и это правильно, потому что в игре с такой командой, как североирландцы, нужен высокий темп, а владение мячом на скорости – это то, что россияне по идее могут сделать лучше. Почему этого не получилось в игре, не знаю.
– Россия потерпела два поражения подряд. Турнирная ситуация не безнадежная, конечно, но тем не менее неприятная. Это нокаут или нокдаун?
– Нокдаун, конечно. Как надо было стараться выиграть все оставшиеся матчи, так и теперь надо. Другое дело, что уже нет пространства для маневра, что называется, а это ситуация, которая нервирует игроков. Два матча мы проводим дома, и второй из них, в Санкт-Петербурге, с Израилем. А Израиль сейчас всего на очко отстает от России. У этой команды в кои-то веки есть шанс попасть в стыковые матчи, и израильтяне будут биться, конечно. Эта команда достаточно организованная, и в принципе, взломать в Санкт-Петербурге ее оборону будет непросто. Если там пойдет дело туго, вот как вчера, можно снова потерять очки, – предостерегает спортивный обозреватель Борис Богданов.
Фрагмент итогового выпуска программы "Время Свободы"
До игры вся российская пресса провозгласила: мы едем за победой! Капитан сборной России Игорь Денисов так буквально и сказал: "Мы едем за тремя очками". И сомнений в этом на официальном уровне, похоже, ни у кого не было. Игра с Северной Ирландией должна была состояться еще в конце марта. Однако накануне матча стадион в Белфасте был завален снегом, который вскоре принялся таять – игру перенесли. Судя по составу, Фабио Капелло предпочел опереться на проверенных игроков и проверенную схему: играть
До игры вся российская пресса провозгласила: мы едем за победой! Капитан сборной России Игорь Денисов так буквально и сказал: "Мы едем за тремя очками"
О причинах поражения сборной России в интервью РС рассуждает обозреватель интернет-сайта Sportbox.ru Борис Богданов.
– Тренер сборной Ирландии во время этой игры был в спортивном костюме, в отличие от Капелло, который нарядился в синий пиджак с отливом и в красный галстук с российским двуглавым орлом. Это часть контракта: итальянец Капелло обязан демонстрировать российский патриотизм?
– Костюм – дело выбора каждого тренера: кто-то появляется на поле в деловом костюме, кто-то в спортивном костюме, кто-то в куртке. Иногда бывает, что тренеры выбирают костюм "на удачу". Яркий пример – тренер "Рубина" Курбан Бердыев, который даже в 20-градусный мороз сидит на скамейке запасных в клубном пиджаке на всех международных матчах своего клуба. Футбольный народ суеверный – возможно, с этим выбор костюма связан. В спортивном костюме прыгать по технической зоне, давать указания игрокам, размахивать руками, заниматься тем, что обычно делают тренеры во время матча, конечно, удобнее. Вспомните бывшего тренера российской сборной Гуса Хиддинка – он обычно присутствует на матчах (по крайней мере, своего клуба) в спортивном костюме. В форменном тренировочном костюме, с гербом, с логотипом – видимо, так ему удобнее.
– Приходится констатировать: если Фабио Капелло надел галстук с гербом России на важную игру как талисман, то этот талисман "не сработал". Почему сборная России, на ваш взгляд, сыграла так бездарно?
– У нас на сайте с утра вывешен опрос, участникам которого предлагалось назвать возможные причины, и я проголосовал за такой вариант ответа: "Просто нет слов, чтобы это объяснить". Дело даже не в результате. Можно проиграть, можно потерять очки, но это можно сделать по-разному. Настолько бледно, неумело, настолько без страсти, без завода, который необходим,
В опросе о причинах поражения России я проголосовал за такой варианта ответа: "Просто нет слов, чтобы это объяснить"
– В российской премьер-лиге введен лимит на участие легионеров. Если я не ошибаюсь, на поле в составе команды может появляться одновременно семь игроков, которые не являются гражданами России и поэтому не могут быть кандидатами в сборную страны. Большинство команд этот лимит выбирают полностью. Путем несложных математических выкладок можно установить, что конкуренция среди игроков премьер-лиги на попадание в сборную не очень велика: 1 к 4 или 1 к 5. Может, здесь кроется одно из объяснений?
– Так и есть, вы верно говорите, но я взглянул бы на проблему шире. Во многих европейских странах лимита на легионеров как такового не существует, есть, скажем, ограничения для футболистов, приехавших не из Европы. В Англии есть ограничение для тех, кто не провел определенного количества матчей за свою национальную сборную. Когда Капелло работал со сборной Англии, кстати, он жаловался на эту проблему, говорил: из-за того что в английских клубах играют одни иностранцы, ему приходится выбирать футболистов в сборную примерно из 50 человек. Но, с другой стороны, посмотрим на Германию – там нет никакого лимита, там вообще теоретически могут играть одни иностранцы. Тем не менее сборная Германии никогда не испытывает недостатка в квалифицированных игроках. Так что, наверное, дело не только в лимите, но и в общей системе подготовки, во всей футбольной пирамиде, которая в той же Германии нацелена на то, чтобы отбирать, холить, лелеять, выращивать таланты, которые потом начинают блистать в сборной.
– Сборная Северной Ирландии – 109-я, если я не ошибаюсь, в рейтинге ФИФА. Понятно, что команда эта решает локальные задачи, вряд ли она попадет в финальную часть чемпионата мира. Тем не менее вчера на североирландцев было приятно было смотреть: глаза горят, все бьются за каждый мяч, стадион невероятно своих поддерживает… Люди упираются просто из любви к футболу, получается?
– Все британские команды этим отличаются. Они не всегда мастеровиты, может быть, игрокам не хватает технических или тактических знаний, иногда они играют, может быть, примитивно. Но вот этого у них не отнять – они всегда бьются, даже когда у них нет турнирных шансов.
– Давайте вернемся еще раз к фигуре Капелло. Можно ли на него возложить ответственность за проигрыш команды? Вы верно предугадали в своем предматчевом интервью РС пару замен, которые совершил тренер: вместо Кержакова и Дзагоева он выпустил сначала Черышева (который быстро ушел из-за травмы и был заменен Самедовым) и Дзюбу. Но бессмысленной оказалась что первая пара, что вторая.
– Можно, конечно, предъявить тренеру претензии насчет того, что он ставит Кержакова, хотя это давно уже не тот Кержаков, что раньше, не забивает. И Капелло, кстати, об этом спросили на пресс-конференции после матча, на что он сказал: "Пожалуйста, найдите мне хороших российских нападающих!" И, в общем, он отчасти прав: выбор действительно не так велик. Почему он не поставил сразу Дзюбу? Может быть, хотел построить игру низом, опустить мяч на землю – зная, что британцы здорово играют наверху. А Дзюба хорош все-таки, когда надо продавить соперника, сыграть наверху. Насколько я помню по отчетам о тренировках, которые проводились перед этим матчем, Капелло, как говорят, непрерывно произносил слово "скорость", заставлял игроков двигаться – и это правильно, потому что в игре с такой командой, как североирландцы, нужен высокий темп, а владение мячом на скорости – это то, что россияне по идее могут сделать лучше. Почему этого не получилось в игре, не знаю.
– Россия потерпела два поражения подряд. Турнирная ситуация не безнадежная, конечно, но тем не менее неприятная. Это нокаут или нокдаун?
– Нокдаун, конечно. Как надо было стараться выиграть все оставшиеся матчи, так и теперь надо. Другое дело, что уже нет пространства для маневра, что называется, а это ситуация, которая нервирует игроков. Два матча мы проводим дома, и второй из них, в Санкт-Петербурге, с Израилем. А Израиль сейчас всего на очко отстает от России. У этой команды в кои-то веки есть шанс попасть в стыковые матчи, и израильтяне будут биться, конечно. Эта команда достаточно организованная, и в принципе, взломать в Санкт-Петербурге ее оборону будет непросто. Если там пойдет дело туго, вот как вчера, можно снова потерять очки, – предостерегает спортивный обозреватель Борис Богданов.
Фрагмент итогового выпуска программы "Время Свободы"