На 87-м году жизни умерла Джули Харрис – последняя из величайших актрис американского театра XX века. Десять раз она была номинирована на премию "Тони" – за лучшие достижения на драматической сцене и шесть раз получала эту награду. Среди ее ролей – шедевры драматургической классики: она играла Офелию и Джульетту в пьесах Шекспира, а однажды – одну из ведьм в "Макбете", демонстрируя величайший диапазон своего драматического искусства. Играла в современной классике – Жанну д’Арк в пьесе Ануя "Жаворонок" и Бланш Дюбуа в "Трамвае "Желание" Теннесси Уильямса. Среди ее театральных ролей – Нора в "Кукольном доме" Ибсена и Элиза Дулиттл в "Пигмалионе" Шоу. Одной из лучших ролей было исполнение ею великой поэтессы Эмили Дикинсон в пьесе "Краса Амхерста". Но решающей ее театральной ролью, которая открыла ей дорогу в звезды сцены, была роль девочки-подростка Фрэнки Аддамс в инсценировке романа Карсон Маккалерс "Участница свадьбы". Эта пьеса была тут же экранизирована, и я видел Джули Харрис в этой роли. Ей было тогда двадцать пять лет, и она играла двенадцатилетнюю, ни секунды не заставляя усомниться в ее подлинности. Этому, конечно, способствовала внешность Джули Харрис – небольшой рост, изящная девчоночья фигурка. В этой роли она была коротко острижена, носила шортики и ходила босиком. Незабываема была сцена ее встречи с солдатом, и я сильно подозреваю, что этой сценой вдохновился молодой Сэлинджер, когда писал рассказ "Дорогой Эсме". Вообще "Участница свадьбы" – замечательное сочинение, уступающее разве что другому шедевру Карсон Маккалерс – "Баллада о невеселом кабачке". И как тонко была проведена скрытая линия влюбленности Фрэнки в невесту ее брата, ее, сказать прямо, скрытая до времени бисексуальность.
Я беззаветно влюбился в Джули Харрис, посмотрев "К востоку от рая" – экранизацию романа Джона Стейнбека. Это сложный, многоплановый роман, очередная его и не совсем удавшаяся попытка дать американский эпос (удавшейся попыткой были "Гроздья гнева"). Режиссером фильма был Элиа Казан, известный своим умением работать с актерами, а среди актеров – восходящая звезда Джеймс Дин. Но Джули Харрис забивала его во всех их совместных сценах: вы смотрели не на него, а на нее – невозможно было отвести от нее взгляд, отнюдь не красавицы, а девушки вполне скромной внешности, от ее светло-рыжих волос и васильково-голубых глаз. По сюжету фильма Джули была невестой брата Дина, но в ходе развития фильма она начинала любить Дина. Это было сделано на высочайшем уровне – эта на наших глазах возрастающая любовь к другому.
Джули Харрис сыграла в еще одной экранизации Карсон Маккалерс, ее романа "Отражение в золотистом глазу". Это странная, почти сюрреалистическая вещь. Действие происходит в отдаленном военном гарнизоне. Джули Харрис играла больную жену одного из офицеров, изменяющего ей с Лиз Тейлор, женой другого офицера, в исполнении Марлона Брандо. На фоне этих киногигантов Джули Харрис совсем не потерялась, и помнится из этого фильма, в основном, она и ее дружба с чудаковатым слугой-малайцем.
Она немного играла в кино, и я, кажется, видел все ее фильмы – за одним исключением. Она была первой, сыгравшей роль Салли Боулз в экранизации повести Ишервуда. Позднейший ремейк назывался "Кабаре", а первая экранизация – "Я – фотоаппарат", этого фильма нет сейчас в видеопрокате. До этого на Бродвее в 1952 году шла пьеса по этой повести, и Джули Харрис сделала из нее хит. Тогда продюсеры вырезали из картона семифутовое ее изображение и вывесили у входа в театр. Это была ее первая театральная награда "Тони". Сам Ишервуд говорил, что Салли в исполнении Харрис была куда живее его литературной героини.
За исключением этой первой экранизации Ишервуда я видел, пожалуй, все ее фильмы, в том числе хоррор "Логово дьявола" (The Haunting), где Джули Харрис сходила с ума, и бытовую драму "Реквием по тяжеловесу" с Энтони Куинном, где она играла социального работника, помогающего потерявшему форму боксеру.
Джули Харрис родилась в 1925 году в богатой семье, родители не хотели, чтобы она стала актрисой, но она сумела настоять на своем. Актрисой она оставалась до последних своих дней. Несколько лет назад она перенесла удар, частично ее парализовавший, но в этом состоянии сыграла парализованную женщину в фильме 2005 года "Дорога домой".
Я считаю знакомство с искусством Джули Харрис одной из величайших удач моей американской жизни.
Я беззаветно влюбился в Джули Харрис, посмотрев "К востоку от рая" – экранизацию романа Джона Стейнбека. Это сложный, многоплановый роман, очередная его и не совсем удавшаяся попытка дать американский эпос (удавшейся попыткой были "Гроздья гнева"). Режиссером фильма был Элиа Казан, известный своим умением работать с актерами, а среди актеров – восходящая звезда Джеймс Дин. Но Джули Харрис забивала его во всех их совместных сценах: вы смотрели не на него, а на нее – невозможно было отвести от нее взгляд, отнюдь не красавицы, а девушки вполне скромной внешности, от ее светло-рыжих волос и васильково-голубых глаз. По сюжету фильма Джули была невестой брата Дина, но в ходе развития фильма она начинала любить Дина. Это было сделано на высочайшем уровне – эта на наших глазах возрастающая любовь к другому.
Джули Харрис сыграла в еще одной экранизации Карсон Маккалерс, ее романа "Отражение в золотистом глазу". Это странная, почти сюрреалистическая вещь. Действие происходит в отдаленном военном гарнизоне. Джули Харрис играла больную жену одного из офицеров, изменяющего ей с Лиз Тейлор, женой другого офицера, в исполнении Марлона Брандо. На фоне этих киногигантов Джули Харрис совсем не потерялась, и помнится из этого фильма, в основном, она и ее дружба с чудаковатым слугой-малайцем.
Она немного играла в кино, и я, кажется, видел все ее фильмы – за одним исключением. Она была первой, сыгравшей роль Салли Боулз в экранизации повести Ишервуда. Позднейший ремейк назывался "Кабаре", а первая экранизация – "Я – фотоаппарат", этого фильма нет сейчас в видеопрокате. До этого на Бродвее в 1952 году шла пьеса по этой повести, и Джули Харрис сделала из нее хит. Тогда продюсеры вырезали из картона семифутовое ее изображение и вывесили у входа в театр. Это была ее первая театральная награда "Тони". Сам Ишервуд говорил, что Салли в исполнении Харрис была куда живее его литературной героини.
За исключением этой первой экранизации Ишервуда я видел, пожалуй, все ее фильмы, в том числе хоррор "Логово дьявола" (The Haunting), где Джули Харрис сходила с ума, и бытовую драму "Реквием по тяжеловесу" с Энтони Куинном, где она играла социального работника, помогающего потерявшему форму боксеру.
Джули Харрис родилась в 1925 году в богатой семье, родители не хотели, чтобы она стала актрисой, но она сумела настоять на своем. Актрисой она оставалась до последних своих дней. Несколько лет назад она перенесла удар, частично ее парализовавший, но в этом состоянии сыграла парализованную женщину в фильме 2005 года "Дорога домой".
Я считаю знакомство с искусством Джули Харрис одной из величайших удач моей американской жизни.