В Историческом музее открылась выставка "Портрет династии". Это одно из немногих крупных культурных событий, посвященных пришедшемуся на этот год четырехсотлетию со дня воцарения Романовых на российском престоле. Экспонатов на выставке тоже 400, и все они – из собрания музея.
Выставка устроена по простому хронологическому принципу: с изображений самого первого царя, Михаила Романова, начинается и завершается последним. Большая часть вещей – это парадные царские и великокняжеские портреты. Что может быть скучнее официоза? Задача художника – не просто польстить модели, но и представить ее во всем блеске величия.
Индивидуальность неизбежно отходит на второй план. На первом – мастеровито написанные шелка, бриллианты или доспехи. Тут даже лучшие живописцы не всегда достигали вершин, а ведь бывали и не лучшие – просто модные, проверенные. Зачастую ко двору приглашали западных портретистов, уже зарекомендовавших себя на изображении венценосных особ. Сейчас имена таких авторов известны только узким специалистам.
Тем радостнее отыскать на преимущественно парадной выставке исключения. К примеру, карандашный портрет Павла I, сделанный Сальватором Тончи, превратившемся в России из Сальватора в Николая Ивановича. Черты курносого императора узнаваемы, но, в отличие от живописи в роскошных рамах, это лицо неожиданно значительно. На беглом рисунке оно кажется более живым и, кажется, тут больше портретного сходства.
Показывает Исторический музей и уникумы иного рода. Куратор проекта "Романовы. Портрет династии" Евгений Лукьянов говорит, что особую ценность представляют миниатюрные портреты Петра Первого:
"Их автор – художник-любитель Густав Магдефельд, который был прусским посланником в России. Есть документы, свидетельствующие о том, что Петр Магдефельду позировал, так что это натурные портреты. Они практически не известны специалистам, и мы предоставляем посетителям выставки редкую возможность познакомиться с этими миниатюрами".
Еще одна знаковая и полузабытая вещь – мраморный бюст Александра III. Было время, скульптура встречала посетителей Исторического музея в так называемых "парадных сенях" (сотрудники говорят – император присматривал за людьми). Неподъемное, из огромной каменной глыбы, произведение искусства подарил музею Николай II. По известным причинам с приходом советской власти бюст императора почетное место покинул. В запасниках он пребывал почти столетие и все это время нигде не экспонировался.
Теперь есть планы вернуть Александра III в парадные сени. Стоит ли? Этот вопрос остается открытым. Примиряет то, что бюст там как минимум никому не помешает.
Выставка устроена по простому хронологическому принципу: с изображений самого первого царя, Михаила Романова, начинается и завершается последним. Большая часть вещей – это парадные царские и великокняжеские портреты. Что может быть скучнее официоза? Задача художника – не просто польстить модели, но и представить ее во всем блеске величия.
Индивидуальность неизбежно отходит на второй план. На первом – мастеровито написанные шелка, бриллианты или доспехи. Тут даже лучшие живописцы не всегда достигали вершин, а ведь бывали и не лучшие – просто модные, проверенные. Зачастую ко двору приглашали западных портретистов, уже зарекомендовавших себя на изображении венценосных особ. Сейчас имена таких авторов известны только узким специалистам.
Тем радостнее отыскать на преимущественно парадной выставке исключения. К примеру, карандашный портрет Павла I, сделанный Сальватором Тончи, превратившемся в России из Сальватора в Николая Ивановича. Черты курносого императора узнаваемы, но, в отличие от живописи в роскошных рамах, это лицо неожиданно значительно. На беглом рисунке оно кажется более живым и, кажется, тут больше портретного сходства.
Показывает Исторический музей и уникумы иного рода. Куратор проекта "Романовы. Портрет династии" Евгений Лукьянов говорит, что особую ценность представляют миниатюрные портреты Петра Первого:
"Их автор – художник-любитель Густав Магдефельд, который был прусским посланником в России. Есть документы, свидетельствующие о том, что Петр Магдефельду позировал, так что это натурные портреты. Они практически не известны специалистам, и мы предоставляем посетителям выставки редкую возможность познакомиться с этими миниатюрами".
Еще одна знаковая и полузабытая вещь – мраморный бюст Александра III. Было время, скульптура встречала посетителей Исторического музея в так называемых "парадных сенях" (сотрудники говорят – император присматривал за людьми). Неподъемное, из огромной каменной глыбы, произведение искусства подарил музею Николай II. По известным причинам с приходом советской власти бюст императора почетное место покинул. В запасниках он пребывал почти столетие и все это время нигде не экспонировался.
Теперь есть планы вернуть Александра III в парадные сени. Стоит ли? Этот вопрос остается открытым. Примиряет то, что бюст там как минимум никому не помешает.