Ссылки для упрощенного доступа

Казенная задушевность


Наверное, я должна быть польщена, ведь лично мне написал сам Сергей Собянин. Во всяком случае, в вынутом из почтового ящика письме значились именно мое имя и мое отчество. Предвыборное послание выдержано одновременно в задушевных и торжественных тонах. Призывая проголосовать за себя, автор не скупится на комплименты: "Москва – это город, которому Вы отдали свои силы, талант и душу. Низкий поклон Вам за это". Вообще-то мы с Сергеем Семеновичем не знакомы. Откуда он узнал о моем жизненном подвиге, ума не приложу. Впрочем, не стоит придираться. Понятно ведь, что точно такие же письма получили все прочие московские избиратели, включая тех, кто не удосужился отдавать городу означенные силы, талант и душу.

Процитированное высказывание – не более чем риторический прием. Это имитация общения. Проявляется она, в частности, в том, что при обращении на "вы" местоимение пишется с большой буквы – "Вы", как будто автор и впрямь хорошо знает адресата, да еще и невероятно уважает его. Между тем, по сути, предвыборная листовка – это не личное послание, ее адресат – неопределенный круг лиц, даром что кто-то старательно вписал конкретные имена, так что в таком тексте уместнее была бы строчная буква. Кроме того, даже в реальной переписке, если это не особо торжественные случаи (дорогой начальник, поздравляю Вас с юбилеем), торжественным "Вы" лучше не злоупотреблять. Правда, большого греха тут нет, допустимы оба варианта, но все же считается, что обращение к одному лицу во множественном числе, то есть не "ты", а "вы", – уже достаточное проявление вежливости. Но нет, обычная демократическая процедура – выборы градоначальника – переводится в ранг судьбоносного события, что и подчеркивается графически.

Заглавной буквой возвышено и слово "мэр": "Я избираюсь Мэром, чтобы честно и добросовестно трудиться на благо всех жителей Москвы". В этом случае фанфары уже звучат, громче некуда. Доставленная на дом листовка с фотографией улыбающегося человека, подписанная дружески "искренне Ваш, Сергей Собянин", приравнивается к серьезному официальному документу. Только в каких-нибудь президентских указах, текстах законов или дипломатических документах допустима при титуловании чиновников и прочих сильных мира сего заглавная буква. Во всех иных случаях для этого нет никаких оснований. Добавим, пока нет. Практика и правила употребления больших букв в русском языке потихоньку меняются. Не случайно лингвисты называют орфографию "социальным договором", с помощью которого можно повысить или понизить значимость отдельных понятий и явлений. Так, до переворота 1917 года писали "Пасха" и "Рождество", в советскую эпоху заглавные буквы понизились до рядовых, а в наше время церковным праздникам вернули прежнее написание.

Многое носителям русского языка навязывается, что называется, сверху. Однако вот парадокс: обилие больших букв перестает их делать содержательно большими, а порой и начинает раздражать. К примеру, если в длинном названии организации все слова выделены таким способом, к структуре начинаешь относиться с недоверием, как к чему-то крикливому и трудному для восприятия.

Партнеры: the True Story

XS
SM
MD
LG