Ссылки для упрощенного доступа

Нужен ли Навальному второй тур


Алексей Навальный, январь 2014
Алексей Навальный, январь 2014

Выборы мэра Москвы, по предварительным данным Мосгоризбиркома, завершились победой Сергея Собянина. К 10 часам утра понедельника там подсчитали 100 процентов протоколов с участков для голосования. За Собянина отдали свои голоса 51,37 процентов избирателей, за его основного противника Алексея Навального – 27,24 процента избирателей. В штабе Навального с этими данными не согласны и требуют их пересмотра. Согласованный с властями митинг сторонников Навального в его поддержку пройдет вечером на Болотной площади.

По данным сторонников Алексея Навального, Сергей Собянин набрал лишь 46 процентов голосов избирателей, а сам оппозиционер – 35,5 процентов голосов. В штабе Навального сторонники требуют проведения второго тура.
Окончательные итоги выборов мэра могут быть подведены уже во вторник, заявил председатель Мосизбиркома Валентин Горбунов. "С сегодняшнего дня Мосизбирком приступает к приему документов от территориальных избирательных комиссий. Официальное подведение итогов состоится после того, как мы получим документы от всех 127 ТИКов", – отметил он. Заместитель руководителя движения в защиту прав избирателей "Голос" Григорий Мельконьянц считает, что окончательные итоги голосования в Москве еще могут быть пересмотрены.

В мэрии Москвы сообщили, что торжественная инаугурация Сергея Собянина, скорее всего, состоится 18 сентября. Сначала Мосизбирком должен официально принять решение о регистрации избранного градоначальника и вручить ему удостоверение об избрании. Сторонники Навального возмущены. Представитель штаба оппозиционера Владимир Ашурков написал в твиттере: "Ничего еще не закончилось. Мы докажем, что у нас украли голоса, и будем добиваться пересчета и второго тура".

Вопреки прогнозам социологов, явка на выборах мэра Москвы 8 сентября была рекордно низкой – около 32 процентов. Несмотря на это, итоги выборов удивили даже экспертов. Для политолога Марка Урнова неожиданными на московских выборах стали две вещи – низкая явка и результат Алексея Навального:

– Я, конечно, не ожидал, что будет 27 процентов. Думал, что будет не больше 20. Кроме того я думал, что Собянин наберет чуть больше, чем он в итоге набрал. С чем это связано? Я думаю, федеральная власть сделала все, чтобы Навальный получил все, что он получил. Такое было на него давление, что оно поднимало протест фантастически сильно. Не ожидал я также, что в Москве центральная власть настолько надоест и вызовет отрицательную реакцию. Процент проголосовавших за Навального – это не его собственный электорат, а электорат, протестующий против федерального центра. Это было мощнейшее протестное голосование.

– В штабе Алексея Навального утверждают, что данные Мосгоризбиркома сфальсифицированы. Как вы думаете, власть допустит второй тур на выборах мэра Москвы?

– Если бы я был властью, я бы его допустил. И с точки зрения Собянина, имело бы смысл пересмотреть результаты на спорных избирательных участках или, может быть, аннулировать результаты голосования за пределами избирательных участков и посмотреть, что получится. Потому что действительно два процента – это некий неустойчивый перевес в пользу отсутствия второго тура. Я абсолютно убежден в том, что если бы был второй тур, то Собянин получил бы очень много голосов. Та часть протестного электората, которая голосовала за Навального, имея в виду, что все равно победит Собянин, она бы ушла к врио мэра. Но думаю, что федеральная власть на это не решится. Она у нас, мягко говоря, не очень гибкая.

– Что вы думаете о политическом будущем Алексея Навального и просто о его будущем?

Навальный находится в беспроигрышной ситуации. Так или иначе, его популярность будет расти. Если не будет второго тура

– Все зависит от федеральной власти. Если они решат его посадить, то у него мгновенно появится перспектива стать, возможно, первым политиком федерального уровня, консолидирующим всю оппозицию и все протестные настроения. Он станет суперпопулярным человеком. Что они могут сделать кроме этого тупого решения? Они, наверное, могут предложить условный срок. Для того, чтобы он не мог участвовать в избирательной кампании. Все равно плохо, потому что общественным мнением это будет оценено как шулерство. Иными словами, Навальный находится в беспроигрышной ситуации. Так или иначе, его популярность будет расти. Если не будет второго тура. А вот если он будет, то, скорее всего, уровень поддержки его собьется, и он свои стартовые позиции ослабит. А сейчас они у него блестящие, – полагает Марк Урнов.

Политолог Станислав Белковский считает, что власти не допустят второго тура:

– Разумеется, Сергей Собянин и Кремль сделают все, чтобы второго тура не было. Что-то будет зависеть, конечно, и от количества людей, которые сегодня выйдут в центр Москвы, чтобы протестовать против итогов выборов. Мобилизация сторонников Навального сейчас предельно высока, поэтому явка на протестное мероприятие может быть достаточно значительной. Здесь власть может пойти на крайние меры, включая тюремное заключение Навального и его изоляцию, что, впрочем, никак не изменит самого политического контекста и ситуации в стране. Вчерашние выборы, особенно в Москве, показали, что "перестройка-2", о которой я говорил с 2010 года, стала абсолютно материальной реальностью. Активная часть горожан не доверяет власти и готова голосовать даже за того кандидата, который ей не нравится. Власть надоела хуже горькой редьки, и никакие компромиссы с ней уже не нужны и невозможны.

– Вы ожидали таких результатов?

– Нет, мой прогноз был в диапазоне 18-20% для Навального и 55-60% для Собянина. И хотя он оказался не точен, все равно я могу гордиться тем, что он вернее, чем у ведущих социологических служб страны. Масштаб неприятия существующей власти активной частью горожан был недооценен всеми: как сторонниками, так и противниками нынешней власти. Меня не устраивает сама тональность кампании Навального, истерика, которая была устроена его сторонниками, вождизм, который был помещен во главу угла этой кампании, но я не могу не признать, что сегодня это нарастающий тренд, за которым стоят не только активные горожане, но и совершенно новые избиратели, о которых недавно еще никто не думал. Молодежь, которая, закончив школы и вузы, неожиданно убедилась, что в этой стране у них нет ни малейших перспектив просто никаких. Впав в отчаяние, она политизировалась и примкнула к самому радиальному антивластному кандидату – не только к Навальному, но к тому же Ройзману в Екатеринбурге.

– Если вдруг будет второй тур, каковы шансы Навального на победу?

Кремль и Собянин находятся в типичном для перестроечной ситуации положении цугцванга, когда каждый ход ухудшает позицию

– Думаю, что второго тура не будет. Власть этого не допустит, пока у нее есть возможности не допустить. Но само решение не проводить второй тур будет очередным ударом по власти. Кремль и Собянин находятся в типичном для перестроечной ситуации положении цугцванга, когда каждый ход ухудшает позицию. Пойти на принцип и не допустить второго тура – значит дополнительно разозлить против себя активных горожан и молодежь, которую я называю поколением БМП (без меня поделили). Допустить второй тур – значит дать непростительную слабину и поставить под удар само положение мэра Собянина. Потому что во втором туре, с учетом дополнительной мобилизации протестного электората и воодушевления от самого факта назначения второго тура, Навальный может выиграть. И отменить победу будет уже достаточно сложно. Поэтому власть сама загнала себя в угол. Главная задача выборов, с точки зрения мэрии, легитимировать Собянина как избранного градоначальника, главу столицы, не решена и решена не будет, о чем я тоже предупреждал. Нынешние выборы, независимо от их результата, стали серьезнейшим политическим провалом власти, – полагает Станислав Белковский.

Политолог Мария Липман считает московскую выборную кампанию беспрецедентной:

Сильно сомневаюсь, что сторонники Собянина переживали вчера так же, как те, кто голосовал за Навального или сочувствовал его кампании

– Результаты выборов совершенно не соответствуют прогнозам. Ни о какой предсказуемости здесь речь совершенно не идет. Вся кампания, которая в Москве проходила, совершенно беспрецедентна. Ее результаты чрезвычайно важны. Они свидетельствуют о том, что режим, который был построен на полном отсутствии политической конкуренции, просто не выдерживает испытания относительно свободными выборами. Как только появляется серьезный соперник, оказывается, что общественная поддержка системы гораздо менее надежна, чем казалось. Сильно сомневаюсь, что сторонники Собянина переживали вчера так же, как те, кто голосовал за Навального или сочувствовал его кампании. Один раз система уже оказалась перед выбором, а именно – сажать ли Навального за решетку или разрешить ему участвовать в выборах. И тот, и другой вариант в себе содержали некоторые риски, то есть время, когда никаких политических рисков у системы нет, уже прошло. Теперь, несомненно, будет новый выбор, перед которым окажется система и новые риски. В частности, что делать с Алексеем Навальным сейчас, когда он набрал почти 30% голосов москвичей. Издержки того или иного решения для властей будут только расти.

– Штаб Навального собирается бороться за второй тур. Во что это может вылиться?

Мы видели, насколько организованно, эффективно и креативно проходила кампания Навального. Какие будут дальнейшие действия? Я опасаюсь, что противостояние окажется жестким, потому что власть настроена не допускать второй тур. Между тем количество голосов, которое собрал Собянин, настолько незначительно превышает 50%, что это вызывает подозрения: система уже множество раз давала основания думать, что фальсификация – это прием, которым она не гнушается. Если штаб Собянина сможет представить
убедительные свидетельства того, что это честные 51 с небольшим процентов, дальнейшие действия будут лежать в политической сфере, в сфере организации подготовки к выборам в Мосгордуму, которые состоятся через год, – полагает Мария Липман.

По официальным данным, третье место на выборах мэра Москвы занял коммунист Иван Мельников – у него около 10,69 процентов голосов, у лидера "Яблока" Сергея Митрохина – 3,51, у Михаила Дегтярева из ЛДПР – около 2,86, у Николая Левичева из "Справедливой России" – 2,79.

XS
SM
MD
LG