Ссылки для упрощенного доступа

Шило и мешок


В начале этой недели комиссия ООН в рекордные сроки представила доклад о массовом применении в Сирии химического оружия, поражающего нервную систему. Уже в среду, тоже не откладывая дела в долгий ящик, заместитель министра иностранных дел Российской Федерации Сергей Рябов выступил с осуждением этого доклада, обвинив его в предвзятости. Такая история приводит на ум, если кто помнит, рассказ Льва Толстого для детей о сливах и косточках. Рябов неуклюже проговорился, хотя в сложившихся обстоятельствах другого выбора у российской дипломатии, видимо, не было.

Договоренность об отправке на место происшествия упомянутой комиссии, которая по стечению обстоятельств уже находилась в это время в Сирии, была достигнута вскоре после получения сообщений о предполагаемой химической атаке в предместье Дамаска Гута. В задачи комиссии входило исключительно подтверждение факта применения отравляющих веществ, у нее не было мандата на определение применившей их стороны, да и не могло быть, учитывая роль России в Совете Безопасности ООН и ее позицию в отношении Сирии. В состав комиссии входили специалисты с международной репутацией, никакого подозрения в их предвзятости изначально не было. Откуда же претензии у российского МИДа?

Строго следуя мандату, комиссия подтвердила факт применения химического оружия против гражданского населения, притом в неслыханных доселе масштабах (по крайней мере с тех пор, как Саддам Хуссейн использовал его в Халабдже против иракских курдов). При этом и члены комиссии, и Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун воздержались от указания виновной стороны. Тем не менее, шило все же вылезло из мешка. Во-первых, в докладе отмечается, что средствами доставки послужили ракеты, в том числе с надписями на кириллице, идентичные тем, которые имеются на вооружении у сирийских правительственных войск. Во-вторых, из некоторых наблюдений на месте происшествия удалось вычислить азимут и угол попадания – эти данные безошибочно указывают на пункт, из которого производился обстрел. Речь идет о горе Касиун, месте дислокации элитной республиканской гвардии и четвертой дивизии правительственной армии.

Эти данные экспертного анализа совпадают с выводами опубликованного ранее
Россия обвиняет ООН в необъективности. Но именно Россия менее всего вправе претендовать на объективность
доклада правозащитной организации Human Rights Watch, которая, не будучи связана мандатом ООН, прямо указала на правительственные войска как на сторону, виновную в военных преступлениях. Тем не менее, российский МИД продолжает упрямо настаивать на том, что газовую атаку "по своим" произвели повстанцы с целью провокации и вовлечения в конфликт третьей стороны, предположительно Соединенных Штатов. Если на минуту принять эту версию, приходится предположить следующее. Повстанцы привели в действие внушительный арсенал ракет, которых, по мнению независимых экспертов, у них на вооружении нет. Объем газа, доставленный этими ракетами, составляет сотни килограммов, и каким образом повстанцы могли выкрасть его с тщательно охраняемых правительственных объектов, совершенно неясно.

Но это еще не самое фантастическое. Для запуска ракет необходимы громоздкие пусковые установки, которых у оппозиции нет на вооружении и которые никто из их предполагаемых союзников не мог им предоставить. Для обстрела им пришлось бы выкатить эти установки в самый центр расположения элитных правительственных войск, а затем, видимо, еще и эвакуировать оттуда. И какой же мощи аргументы противопоставляют всем этим свидетельствам российские дипломаты? Рябов, выступив с вышеупомянутым заявлением, подкрепил его ссылкой на некие дополнительные доказательства, якобы предоставленные ему Башаром Асадом, но самих доказательств не предъявил. И уж совсем удивил шеф Рябова, Сергей Лавров, заявивший, что доклад комиссии ООН следует сопоставить с другими сведениями, циркулирующими в интернете. В частности, он сослался на рассуждения некоей ливанской монахини, которая не была свидетелем атаки; ранее министр приводил уже опровергнутую инсинуацию сочувствующих Асаду блогеров о том, что фото жертв атаки были вывешены за день до нее.

Россия обвиняет ООН в необъективности. Но в данном случае именно Россия менее всего вправе претендовать на объективность. Именно Россия поставляла Асаду оружие на всем протяжении войны, причем такой мощи и в таких количествах, какие повстанцам с их тайными коридорами на границе и не снились. При всей чудовищности преступления в Гуте оно стало лишь подстрочным примечанием к гибели свыше сотни тысяч человек и бедствиям миллионов беженцев. И как ни отговаривайся, апеллируя к интернету, надписи на осколках – все-таки кириллицей.

Алексей Цветков – нью-йоркский политический комментатор, поэт и публицист

Высказанные в рубрике "Право автора" мнения могут не отражать точку зрения редакции РС.
XS
SM
MD
LG