Мариэтта Чудакова о том, как сохранить традиционные ценности в современной школе.
Когда я преподавала в пятом классе и была классным руководителем, я тогда проверила свою гипотезу – почему к первому классу нужно уметь свободно читать, а не учиться этому в школе. И я оказалась права: грамотно пишет только тот человек, кто выучился читать в 5-6 лет. По той простой причине, что в этом возрасте мы рассматриваем слово как картинку и запоминаем его. Дальше, если человек в 1-2-м классе не читает бегло, у него не может возникнуть интереса к чтению. Человек тянется к книжке, когда ему это легко и нравится.
И тот факт, что Россия по грамотности чтения оказалась где-то на 13 месте среди остальных стран, меня огорчает. Ведь мы можем миру в целом предложить всего три вещи, на рынке конкуренции, - это нефть-газ, стратегическое оружие и русскую классику.
Но я смотрю на эту ситуацию оптимистически, потому что есть возможность изменить, даже при имеющихся часах, преподавание литературы в лучшую сторону. Придумал это еще в 1915 году филолог Борис Михайлович Эхинбаум. А неверный способ преподавания литературы был введен даже не в советское время, а в конце 19 века. Тогда в учебники литературы попало много квазилитературоведения, и утекла сама литература. Все мы проходили примерно одно и то же, вот кусок из учебника: "Реализм – художественный метод, следуя которому, художник изображает жизнь в образах, соответствующих сути явления самой жизни. Утверждая значение литературы, как средство познания человеком себя и окружающего мира, реализм стремится к глубинному познанию жизни…"
И если такое написано в учебнике, значит, это надо выучивать. А если человек это выучивает, это лучший способ оттолкнуть его от литературы навсегда! Борис Михайлович Эхинбаум просто и ясно говорит: "Из 45 минут урока полчаса надо отдавать чтению вслух классики". Читает учитель, и читают, сменяясь, ученики. На сегодняшний день это единственный способ, чтобы выйдя из школа после 11 лет обучения, человек знал "Капитанскую дочку", "Героя нашего времени", какие-то страницы "Войны и мира". И он будет знать – ведь он сидит на уроке.
Настоящее литературоведение нужно тому, кто пойдет в филологи. А любому другому человеку не надо рассказывать про реализм. Пусть мои слова звучат для многих странно, но пора с этим покончить! Нужен набор некоторых знаний, например – отличать ямб от хорея, от амфибрахия, элегию от оды, драму от эпоса… Какие-то элементарные вещи.