Очень бурно обсуждается статья Андрея Лошака на Colta.ru – о ксенофобской, националистической риторике, захлестнувшей, по его мнению, российское общество. И о том, что все это приведет (а) к погромам, (б) к массовым убийствам и (в) к распаду России. Лошак начинает с рассказов о Тесаке, самостоятельно и абсолютно незаконно отлавливающем предполагаемых педофилов, о его последователе Филиппе по кличке Дениц, публично унижавшем юных геев, потом об операторе телеканала «Дождь», который «придурок», потому что по сути с Тесаком согласен, потом про «Спутник и погром»: «Моя генетическая память при слове «погром» включает сигнал тревоги».
От сайта Андрей Лошак переходит к описанию реальных погромов в оккупированной нацистами Украине – сначала против евреев, потом против поляков. И вывод: Печально, что для большинства даже вполне интеллигентных москвичей мигранты — это безликая овощебаза, оккупировавшая столицу. Вечный источник раздражения. Они разносят антисанитарию (хотя убирают за нами). Они занимают наши рабочие места (хотя мы сами нанимаем их за копейки на работу: вспомните, кто делал вам последний раз ремонт?). Они — главные преступники (хотя мигрантов обирают все кому не лень — от работодателей до полиции). Мы возмущаемся, что власть относится к нам, гражданам, надменно и неуважительно. Но сами ведем себя точно так же по отношению к людям, у которых прав еще меньше, чем у нас. Так чем же мы тогда лучше той власти, с которой боремся?
Дальше Андрей Лошак признается, что чувство, которое он испытал, наблюдая за событиями на Манежной площади в декабре 2010 года, «идеально описывается выражением «е***ный стыд». На этом длинная статья заканчивается, и начинается длинная череда комментариев.
На самой «Кольте» под статьей. Виктор Северин: Господин Лошак! Своими мерзкими завываниями про русский фофызм в то время, когда волгоградский асфальт ещё не высох от русской крови и кишок, вы можете очень сильно огорчить ироничную и оборачиваемую русскую реальность, которой вполне по силам отправить вас лечиться от всей этой русофобской хери на милый и уютный кирпичный заводик в Дагестане. Не гневите Господа: не русские начинали вот это всё, но только им по силам всё это закончить.
Юзер Мимо проходил: Что объединяет Навального, Просвирина и Марцинкевича? Выражаясь простым и понятным каждому языком: у них есть я**а. То чего нет у т.н. "либералов". Хотя правильнее назвать взгляды этих людей «советско-либеральными». Вы боитесь погромов, но не можете ничего предложить взамен. Люди хотели перемен, клеили листовки, был наблюдателями на выборах в госдуму, после этих выборов выходили на первый несанкционированный митинг. Что они увидели за это время? Кучку людей, узурпировавших роль лидеров этого движения, людей безвольных, неспособных найти идею способную объединить людей, людей растерянных, незнающих, что делать, людей не способных ни на что кроме блаблабла… Ваше время прошло, часы пробили полночь. Из лидеров креативного класса вы превратились в евнухов и фокусников. Всё что вам осталось это писать истеричные, путаные статьи про фофыстов, вызывающие чувство, которое идеально описывается выражением «е*аный стыд».
Mickey_Mickey: Кроме яиц человеческому существу необходимо много чего еще. Например, мозги. А так, действительно страна мутантов - у одних только яйца, у других - только мозги. Отсюда и непонимание.
И так далее до бесконечности. Тот же Mickey_Mickey ставит в вину Навальному его слова о необходимости существования националистов в легальном поле, обставленном связными политическими дискуссиями, и затем долго не может объяснить, почему этого делать нельзя. В общем, впечатление от этого обмена мнениями идеально описывается теми же самыми словами, что и впечатления Андрея Лошака от Манежки.
Из комментариев в фб. Лида Юсупова: Деградация протеста произошла тогда, когда люди, наступив на собственные идеалы, проголосовали за Навального - вот это была точка невозврата, после этого Россия покатилась вниз.
Михаил Иоссель: Если Лошак нашёл 200 "френдов" своих на ФБ, поставивших "лайки" «Спутнику и погрому», то я -- только 20. Но и 20 -- довольно-таки удивительное для меня число. Френды мои дорогие, как виртуальные, так и -- тем паче! -- реальные: вы это... чего, вообще? Вы это в плане академического рисёрча эту шнягу "залайкали," чтоб руку держать типа на яростном пульсе доброго русского расизма -- или так, ради искромётной погромной шутки? Или -- давно это было, и на бегу, и вообще, пошло оно нафиг? Или же, напротив, вас тоже, как всякого гордого своей русскостью русского человека, достали/задрали уже эти, по меткому определению автора текстов СиП, "многонационалы"?
В любом случае -- дело ваше, конечно. Ну, и моё тоже, в какой-то мере.
Пока идет поиск точек невозврата, а интеллигенция делит себя на лайковших и не лайкавших «Спутник и погром», сети выдают много неприятных новостей по теме. Хоспис для кошек-инвалидов сообщает в фб, что в Петербурге избили врача, человека «неславянской внешности»: Пару часов назад нашего Доктора, Человека совершенно "не славянской внешности" ударили в лицо двое "молодых славянских патриотов" на выходе из пирожковой, где он обычно покупает себе пирожки и где весь персонал ему всегда без очереди отпускает - потому что знают, что бежит на дежурство. "Патриотов" не остановило даже то, что куртка была накинута на мед.форму. Он выходил, и в дверях один из идиотов толкнул его и сказал: "О, черножопые уже в очках ходят!", ударил в лицо. У Доктора повреждены оба глаза, сломан нос. И это Человеку, на лечение к которому попасть считают за большую удачу, никогда не отказывающему в помощи никому, отцу 4 детей (2 приёмные), Нашему незаменимому, почти неоплачиваемому Доктору, спасшему не одну "славянскую" и "не славянскую " жизнь, про кошачьи я уже и не говорю. Виват, Росея! Это придёт в каждый дом. Тем или иным способом
В апдейте говорится, что жизнь доктора вне опасности, а обращаться в правоохранительные органы он не собирается, «т.к. живёт на Руси уже больше 10 лет и уезжать не собирается, почитает всё наше мракобеснующиеся государство своей Родиной и Родиной своих детей,стало быть своим домом, а "выносить сор из избы нехорошо. Всё в жизни бывает. Люди есть люди"».
Еще одна жертва насилия – популярный среди тинейджеров видеоблогер Рома Желудь. Его избили сегодня ночью в Москве, хотя ни в полиции, ни в скорой эту информацию не подтвердили. Как бы то ни было, вот видео Ромы Желудя после избиения:
Известно о произошедшем примерно следующее
По одним данным, Рому Желудя избили выходцы с Кавказа, по другим – националисты. Есть версия, что на него напал некий гражданин Италии
— Насонов Кирилл (@nasonovkirill) October 24, 2013
А реакция у «взрослых» примерно такая
Фанаты Ромы Жёлудя решили устроить погромы и митинг, но им нужно делать уроки, а вечером мамка не отпускает на улицу((( Ввели тег #РомаЖиви
— Данилов Гена (@Mr_Gena) October 24, 2013
Еще один предмет для дискуссий – видео «Белый вагон», размещенное на ютьюбе в конце сентября:
В ролике довольно быстро опознали события декабря 2010 года. Вопрос, почему его выложили в сеть только сейчас? Александр Фельдберг: Мне кажется, что это не случайно так получилось - вдруг возникло видео трехлетней давности, которое все стали шерить. И с названием "белый вагон", которое пошло месяц назад из Саратова (это, впрочем, надо проверять). Я имею в виду - выдать прошлое за настоящее, с одной стороны, еще больше напугать, с другой - виртуально придать массовый вид акциям, которые проходит под этим названием.
И вот очень здравый комментарий, отделяющий тему зашкаливающей в России агрессии от темы национализма. Пишет Белла Рапопорт: С тех пор, как я начала самостоятельно выходить из дома (а это случилось уже больше 20 лет назад), я испытываю жуткий дискомфорт, заходя в парадную с перспективой оказаться в лифте с незнакомым мужчиной. Или если поздно вечером рядом со своим домом долго не могу найти в сумке ключи (да даже если могу - все равно страшно, пока за мной не захлопнется дверь). Завидев компанию из нескольких мужчин, я всегда замедляю или ускоряю шаг - в зависимости от того, где эти мужчины по отношению ко мне находятся. В ответ на слишком внимательный взгляд в транспорте или на улице я всегда делаю каменное лицо, а внутренне готовлюсь дать отпор, потому что знаю, что через пять минут комплименты перерастут в агрессию. Это настолько укоренившиеся привычки, что даже чистка зубов не так естественна для меня, как этот постоянный страх. Так было, так есть, так будет. Покуда я живу в Петербурге. Это я все к чему. Не надо мне тут рассказывать про разгул этнической преступности. Про то, как вам внезапно стало страшно ходить по улицам родного города, тоже не надо. Потому что это фэйспалм и е***ный стыд.
согласна с Рапопортом, для женщины нет разницы кто идет по другой стороне улицы; мигрант, русскийвася, опасны все(( https://t.co/Rw2xRpSYA1
— Изабель Магкоева (@isabelmagkoeva) October 24, 2013
Много мемуарных откликов в фб вызвала вчерашняя публикация неизвестного ранее интервью Иосифа Бродского на Colta.ru. Начала обмен воспоминаниями Анна Наринская (чтобы понять ее реплику, надо знать, что она дочь Евгения Рейна, а ее отчим – Анатолий Найман): Насчет интервью Бродского. История, которую я никогда не рассказывала письменно. В 1992 мы с моим тогдашним мужем Денисом приехали по стипендии в нью-йоркский Колумбийский университет и, через какое-то время, я, собравшись с духом, позвонила Бродскому. Он принял нас очень радушно и сразу. Они с Марией пригласили нас на ланч у них (тогда еще на Мортон-стрит), а потом весь день водили по вилладжу и сохо - поили в барах, кормили китайским и тд. И почти все это время он говорил мне примерно то же, что в этом и-ю -- меня корежило, потому что он говорил о тех, кто мне дорог, но я молчала, потому что это же был Он. Денис плелся сзади, требовал, чтоб ему показалми сибиджиби. И. А сказал, что понятия не имеет -- что это такое и продолжал свое.
Вечером мы сели в кафе, заказали кофе, а Денис - виски. Отхлебнул, посмотрел на понурую меня, посмотрел на Бродского и сказал: "Ну вы сами -то, конечно, понимаете, что стихи Брюсова -- гораздо лучше ваших?!".
Я никогда не забуду лицо Бродского в этот момент. И то, как он разозлился. И молчание после. И вообще. Это я к тому, что его самого-то оч легко было задеть и обидеть. А поэт он великий, да
На воспоминания Анны Наринской откликнулся Антон Носик: Фабула простая: живём всю жизнь, представляя себе Бродского эдаким лёгким моцартианским гением, а потом вдруг натыкаемся на текст, в котором сам он изо всех сил разрушает это представление. Или, как в Анином случае, натыкаемся на самого Бродского, который делает это без посредников. И как, спрашивается, дальше жить. А просто нужно услышать, наконец, пушкинское про "детей ничтожных мира", потому что это очень глубокая и выстраданная правда. Настоящий поэт не может быть nice, он просто обязан быть где-то внутри enfant terrible. Накатить вискаря и нахамить в ответ — это, конечно, очень понятная человеческая реакция на такое открытие. Ещё можно до конца жизни огорчаться, что "оказался наш отец не отцом, а сукою". Но мне как-то ближе третий путь. Попробовать понять, что и зачем сказано.
Катя Капович – по содержанию: По-моему, нам сильно повезло, что нашлось такое интервью - живое, почти детское, и нервное... Чувствуется, что он глупо счастлив вопросам. Любой поэт поначалу счастлив, когда его спрашивают о поэзии - если, конечно, разговор не затягивается. В России никто никого не спрашивает ни о чем, все знают лучше поэта, еще и учить берутся. Бродский говорит сбивчиво, потому что рад, что спросили его, волнуется, хочет, чтоб поняли, хочет, как это у него всегда, очаровать собеседников... А говорит вполне нормальные вещи. Я их понимаю, несмотря на то, что он не все проговаривает, мечется мыслью. Чужой размер, чужая поэтическая интонация, как чужой голос у певца, убивает смысл... Можно петь красиво, но это ровно никакого значение не имеет. Далее он отзывается о нескольких друзьях-современниках поэтах (исключением делается для Бобышева, о котором с пиететом!) снисходительно. Следует разлепить в наших ощущениях, друзья, то, что ИБ говорит о стансовой строфе (тут он большой поклонник Одена!) и то, что он думает (имеет право!) о Еремине. В первом случае он многое продумал, кстати, еще в ссылке, читая Одена, пробую перенести английскую стансовую мелодику на русскую почву, во втором, в отношении поэтов-совеременников - не возьмусь судить, я тоже, например, в Еремине ни черта понимаю.
Игорь Гулин предъявляет претензии к манере публикации: Конечно в этом интервью Бродского фрустрирует снобизм, полное отсутствие интереса, прикрывающееся показной тонкостью высказывания, и манера а ля наш друг Игорь Бобырев (о магии инициалов), но больше - какая-то мучительная пустота мысли.
Претензия, конечно, не к самому Бродскому - он в своем тогдашнем (и в своем нынешнем) положении никому не обязан, а к любимейшей Кольте, манерой публикации превратившей это архивное ворчание в актуальное, авторитетное высказывание
(я не знаю, как надо публиковать такие вещи, но, кажется, как-то не так)
Расставляющая все по местам реплика Романа Лейбова: Лет двадцать с хвостом тому назад в Москве проходила конференция о масонах, ознаменовавшаяся, в частности, безобразным масонским скандалом с участием В.В. Налимова. После конференции мы с коллегами остановились отдохнуть в стеклянно-пластмассовом заведении там же, неподалеку - в виду бурно текущей Яузы.
На жестоком ветру ледяных девяностых мы пили стеклянную водку из бумажных стаканчиков и ели пластмассовый шашлык в тревожном красно-коричневом соусе, и один из нас, только что вернувшийся из новой для него тогда Америки рассказал примерно следующее:
"Я сюда ехал на тачке, и бомбила всю дорогу вел со мной беседы критического содержания. Ельцин ему не нравится, Гайдар не нравится, в общем, он на все смотрит скептически, как тот Демон. А в конце спрашивает меня: ты телек смотришь? Я говорю: ну смотрю, если футбол. А он тогда говорит: а мультики смотришь? Я переспросил: какие мультики? Он говорит: ну про бурундуков, знаешь? Американские. Вот ведь уроды эти американцы. Помнишь, в советских мультиках? Там если бурундук - так бурундук! А эти нормально нарисовать не могут. Не бурундуки, а какие-то у**ща!"
Коллега посмотрел на нас пронзительно и подвел итог со смешанным выражением удивления и восторга: "Нет, вот ведь богоносец, никогда не знаешь, чем он может быть недоволен. Бурундуки ему не угодили!"
Вот о чем я вспомнил, слушая многообразные соображения о старинном интервью поэта и будущего нобелевского лауреата.
Алхас Абгаджава комментирует вчерашнее известие о том, что активистов Greenpeace больше не обвиняют в пиратстве: В Муранске мне подтвердили, что переквалификация имеет место. Я уж не стал спрашивать у следователей, как это оформлено. Знаю, что никак. В ближайшее время будут перепредъявлять обвинение, но уже объявили о переквалификации. Понятно, почему такая спешка. Только опять в спешке не подумали головой, и юристов, судя по всему, в СК не осталось. Понятно, что хулиганство у нас подо все можно подогнать. Но, черт возьми: хулиганство - это, прежде всего, нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, и уже далее иные признаки. Помятуя дело "Пусси Райт", боюсь даже предположить, что напишут в обвинении. Ну что-то типа "Активист Гринпис такой-то пытался влезть на платформу, всем своим видом выражая явное неуважение к обществу. При этом, кощунственно намеревался развернуть баннер с оскорбительным текстом. Своими действиями "культурно унизил" и "морально повредил" сознание находившихся на платформе людей, поливавших его струей воды из брандспойтов."
Арестовали-то всех, как пиратов! Суд, в том числе апелляционный, указал, что следствие предоставило достаточно данных, свидетельствующих об обоснованности подозрения в пиратстве.
А теперь получается, пиратства нет. Ай-ай-ай. Значит, не только следствие ошиблось, но и суды двух инстанций? А потом и хулиганство посыпется. Кто будет отвечать за арест 30 человек, большинство из которых иностранные граждане?
Ответ, на самом деле, известен заранее: никто.
"они проявляли неуважение к устоявшимся нормам общества, находясь в ста километрах от берега".
— Alexey Navalny (@navalny) October 23, 2013
Глава муниципального округа Ново-Переделкино (Православие. Профессионализм. Патриотизм):
Сомалийское пиратство в упадке, сообщила ООН. Конечно, все пираты теперь подались в "экологи" Гринпис:))
— Эрнест Макаренко (@ErnestMakarenko) October 23, 2013
По закону сохранения, Pussy Riot сейчас должны переквалифицировать на пиратство.
— Bob (@BobIFarber) October 23, 2013
Вчера поздно вечером в сети многие высказывали надежду, что в связи с изменеинем обвинения будет изменена и мера пресечения для участников арктической экспедиции Greenpeace. Сегодня в Мурманске суд напомнил о тщете надежд и мечтаний:
Апелляция Пола Ружицки отклонена. Он остается под арестом в Мурманском СИЗО до 24 ноября #arctic30
— Greenpeace Russia (@gp_russia) October 24, 2013
Апелляция Руслана Якушева с "Арктик Санрайз" отклонена. Он остается под арестом до 24 ноября. Поддержите активистов: http://t.co/tmYdixC3L3
— Greenpeace Russia (@gp_russia) October 24, 2013
Апелляция ативистки из Бразилии Аны Паулы тоже отклонена.
А вот такое граффити нарисовал бразильский художник на улице Москвы в поддержку Аны Паулы с Арктик Санрайз #arctic30 pic.twitter.com/s2f9VjHIKC
— Greenpeace Russia (@gp_russia) October 24, 2013
Вчерашние дебаты по вопросу в Палате общин (участвовали 15 человек). Крис Брайант (лейборист): Задержанные британские граждане в Мурманске находятся в очень плохих условиях, у них ограничен доступ к адвокатам и переводчикам. Судя по тому, что нам известно о том, как проходит процесс, не соблюдаются основные нормы международного права. Мы не питаем иллюзий по поводу того, что Россия будет считаться с правами человека, но у нас есть некоторые требования к собственному премьер-министру и вопросы к Министерству иностранных дел. Спустя месяц с момента ареста наш премьер-министр не потрудился взять телефон и позвонить Путину!
Россия не будет участвовать в судах, которые она может проиграть. Если голландцы хотят с нами судиться, пусть обращаются в мурманский суд!
— Мuд Роисси (@Fake_MIDRF) October 23, 2013
Журналист Дмитрий Губин пишет в ЖЖ: При Ельцине из моих знакомых посадили только Юру Шутова (мы познакомились еще при Горбачеве) - убийства, создание банды и т.д., а также Диму Быкова и Сашу Никонова (они отсидели к в КПЗ за выпуск матерного приложения к газете "Собеседник" "Мать").
А при Путине за решетку умудрилось хоть на час залететь столько знакомых, что начинаешь чувствовать неловкость оттого, что не побывал сам. Из недавно посаженных - мой давний товарищ и коллега Андрей Аллахвердов и фотограф Денис Синяков. С Андреем я знаком больше 10 лет: он был главредом Фонда Радио, с которым я сотрудничал и сотрудничаю. А арестовали Андрея и Дениса вместе с командой судна "Гринписа" Arctic Sunrise - сначала как пиратов, а теперь, вот, как хулиганов. Про Дениса писали много, про Андрея - куда меньше: он в момент ареста был пресс-секретарем российского "Гринписа", то есть как бы не журналистом, а должностным лицом. Но арестовать Аллахвердова - это, не знаю, как арестовать зайца, выколоть глаза белке или оторвать крылья бабочке (но суть суть нынешнего правления именно такова: хватит стыдиться того, чего Европа стыдится, и давайте этим гордиться).
Аллахвердов, если бы я вздумал давать ему прозвище, получил бы Тишайший. И правда, маленький, тихонький, бородатый, бровастый, очкастый, мужичок-лесовичок. Ни громких заявлений, ни повышения голоса. Но на каком-нибудь осуждении, на разборе вдруг поднимается и говорит: "Это противоречит всем принципам нашей профессии. Так нельзя. Это аморально". И переубедить его - в смысле, уговорить закрыть глаза на пятно, ведь в целом скатерть чиста! - было невозможно. С грязной скатерти нельзя есть. Журналистику нельзя марать. И объяснял, дотошно и без капли злобы, почему нельзя, отчего нельзя. Мог на очень хорошем английском, если по-русски не понимали. Антикварный совершенно человек. И точно так же жестко заступался за других, если было нужно. А отпадет надобность - снова Тишайший.
В общем, я к тому, что свинство нельзя спускать, даже если поделать со свиньями ничего не можешь. Нельзя сажать в тюрьму - отказываясь выпустить даже под залог - людей, которые никому не представляют никакой угрозы. Нельзя бить слабых, руководствуясь принципом "слабых бьют". Нельзя унижать, насмехаясь, тех, кто не способен причинить вред - и чем безобиднее противник, тем унижать яростнее. Я даже не по сути обвинения (какое такое злостное хулиганство могли учинить безоружные люди на резиновых лодках платформе, рассчитанной на противостояние льдам?!), я по сути нынешнего содержания. У нас тюрьма, автозак, решетка (унизительнейшая - в зале суда еще до всякого приговора - решетка: где вы еще такое видели?) - это знак, что с человеком можно делать что угодно, гнать и гнуть в любой рог, в уверенности, что в ответ не получишь сдачи.
Я знаю (ну, Швыдкой проболтался - впрочем, он никогда не пробалтывается просто так), что идут за спиной мурманского суда переговоры. Что всех должны выпустить после решения суда, то есть впаяют срок, но условно. Но пока пусть, суки (нет-нет, Швыдкой этого уже не говорил!) - сидят и нюхают парашу.
Скорее всего, так и будет. И все письма, и все посты, и все обращения - это дробина пьяному слону. Но это не значит, что этот шанс не надо использовать. То, что три десятка людей из "Гринписа" в тюрьме, что Андрей и Денис в тюрьме - я знаю, как это назвать, и вы, вероятно, знаете.
Сегодня азербайджанский портал 1news.az сообщил следующее: Егор Щербаков, в убийстве которого подозревается гражданин Азербайджана Орхан Зейналов, был задержан в московском аэропорту Внуково на таможне, когда намеревался вылететь в Варшаву, пишет газета "Йени Мусават". Газета сообщает, что девушка Егора Щербакова [Ксения Попова] два дня назад покинула Россию и вылетела в Париж.
Первая реакция. Вера Акулова: У меня нет слов просто. Полина Калнитская: У нас все может быть. Жуть
Вторая реакция:
В интернете появилось сообщение о том, что Зейналов находится в Баку и у него все хорошо.
— Неваша Фролова (+16) (@masfka) October 24, 2013
Разрешение. Рустем Адагамов: Поговорил по телефону с Ларисой Яковлевой, которая знала Егора Щербакова с детства и была на его похоронах на Даниловском кладбище. По её словам, там были только близкие друзья и родственники, никто не фотографировал и не снимал видео. Все очень удивлены и возмущены информацией, которую распространяют азербайджанские СМИ о якобы задержании Егора во Внуково.
Об этом сообщает городской портал «Фонтанка.ру»: Сначала факелоносцы пробегут по Московскому проспекту до набережной Фонтанки. Затем свернут на Гороховую улицу и выйдут на Исаакиевскую площадь. Здесь в 13.13 предусмотрена техническая остановка для проведения мероприятия от партнера эстафеты и обеда для факелоносцев. Далее эстафета выйдет к Александровскому парку. Здесь, как предполагается, начнется этап эстафеты с участием министра культуры РФ Владимира Мединского.
Вице-губернатор города Василий Кичеджи уже наставляет петербуржцев на предмет выражения лиц:
Кичеджи: Всех, кто придет на эстафету олимпийского огня, я прошу улыбаться. Не должно быть ни одного хмурого л... http://t.co/ggelBeqG6H
— Фонтанка. Новости (@fontanka_news) October 24, 2013
Но есть и альтернативные предложения на тему, как себя вести. Театральный критик Лилия Шитенбург пишет в фб: Ой, а давайте все его немножечко встретим! Наш специальный корреспондент сообщает: "Министр культуры Мединский творчески подошел к своей важной миссии. Сначала он просто бежал с факелом, потом, тепло встреченный сотрудниками Института на Исаакиевской, какое-то время в экстазе валялся на гостеприимной петербургской земле в пухе и перьях, потом предпринял смелую попытку бежать с олимпийским факелом в мешке, после чего с чисто имперским изяществом упрыгал в сторону Манежа. Где с тех пор полусгоревший мешок из-под министра выставляется в качестве экспоната актуального искусства."
У сотрудников Института истории искусств на Исаакиевской есть серьезный повод устроить министру теплый прием. Все-еще-сотрудник института Аркадий Блюмбаум вчера цитировал в фб Лидию Яковлевну Гинзбург: "- Не едете ли вы в Институт истории искусств? - Нет, я больше не имею к нему отношения" (Л. Гинзбург. Записные книжки. Воспоминания. Эссе. СПб.: Искусство-СПб., 2002, С. 96)
В комментариях – пояснение: Сегодня я (и не я один) получил уведомление, что в связи с оптимизацией штатного расписания мой контракт будет расторгнут 27 декабря - предупрежден за 2 месяца. Основание - приказ о внесении изменений в штатное расписание. То есть никаких оснований, кроме большого желания. Ожидается, что будут уволены до 20 человек. Но изгнание нас сопровождается приглашением других - из тургаевской лавки.
Еще один сотрудник института, Игорь Вдовенко, получил свое уведомление еще 16 октября: Получил сейчас приказ об увольнении из института. Мне кажется, они поспешили. Я бы на их месте завтра уволил - в день рожденья. Заранее ведь не поздравляют.
Помимо Мединского с факелом по Петербургу будет бегать еще футболист Александр Кержаков.
Сами факелы, кстати, по мере приближения к северной столице дорожают: Завод "Карсмаш", которому Оргкомитет Сочи-201 без конкурса отдал тендер на производство факелов, установил стоимость каждого из них - 12 тыс. 942 руб. Поскольку каждый факел переходит в собственность факелоносца, то последний обязан его выкупить у Оргкомитета. Одни выкупают его за собственные деньги, другие получают в дар от генеральных партнеров эстафеты: Coca-Cola, Ингоcстрах и РЖД. Потом собственник факела может делать с ним, что хочет: повесить на стенку или продать. На интернет-аукционе "E-Bay" стартовая цена за факел изначально составляла 86 тыс. руб. За неделю она выросла до 255 тыс. 631 руб. На сайте бесплатных объявлений "Avito" сейчас можно обнаружить 19 предложений купить факел по разным ценам от 76 тыс. до 200 тыс. руб. Средняя цена факела на этом портале составляет 158 тыс. руб.
Полная иконографика по стоимости олимпийского факела – здесь.
Муниципальный депутат Максим Кац выступил в ЖЖ с критикой законопроекта о контроле за ЖКХ, разработанного командой Навального. Кац пишет: Самоцензура штука очень опасная. Мы все постоянно говорим о том, что телекомпании, радиостанции и СМИ даже без звонков из Кремля или ФСБ зачастую сами устраивают цензуру похлеще иной государственной. Но давайте поищем соринку и у себя в глазу, в наших независимых свободных медиа — что происходит, когда кто-то пытается открыть рот, чтобы завести дискуссию о том, всё ли правильно делает Алексей Навальный?
Алексей написал законопроект и предложил внести его в Мосгордуму путём гражданской законодательной инициативы: то есть инициативная группа в 500 человек соберет 60 тысяч авторизованных (собранных на бумаге, с паспортными данными) подписей москвичей за данный законопроект и таким образом Мосгордума должна будет его рассмотреть.
Это очень ресурсоёмкий проект. По опыту сбора подписей на своих выборах могу сказать, что обычно удаётся собрать 5-6 подписей за час хождения по подъездам.
Если мы говорим о 60 тысячах подписей, то речь о 12 тысячах часов работы. Переводя это в деньги, речь примерно о 4-5 миллионах рублей. Каждый из 500 человек инициативной группы должен пожертвовать около 24 часов рабочего времени, а это, учитывая трудоёмкость дела, примерно одна рабочая неделя.
Цель всей этой адской работы — принятие законопроекта «О применении отдельных способов проверки обоснованности установления, изменения или применения цен (тарифов) на коммунальные услуги», вот его полный текст. Я депутат не законодательного органа, поэтому плохо понимаю в принятии законов и не очень хорошо разбираюсь в ЖКХ (хотя на совещаниях часто сижу), поэтому я обратился к экспертам и попросил сделать для меня справку. Один из экспертов готовил такие документы ранее по основному месту работы.
Дальше Кац задает Навальному семь вопросов: зачем предлагается создать новый бюрократический орган для контроля за ЖКХ, зачем вводить новый аудит, когда предприятиям ЖКХ и так не продохнуть от сложной отчетности, почему не сформулированы критерии обоснованности тарифов, почему аудит (который ничего не решит) вместо комплексного подхода, который контролировал бы схемы подрядов, тендеров - и т.д. и т.п.
Кац завершает: Я понимаю, что иногда уместна тактика «не рефлексируем, распространяем». Но, по-моему, никак не в случае с трудозатратами в 12 тысяч человекочасов и вообще политической деятельности, которая в случае, если МГД, руководствуясь претензиями выше, отклонит эту всю историю, может разочаровать тысячи людей, которые могут опять начать считать, что всё тлен и ничего не изменить. Так что давайте обсудим. Не будем ругаться, наезжать друг на друга и обвинять в скрытых мотивах и запускать в твиттере мем «всё ли правильно делает Алексей Навальный» вместо адекватного обсуждения. Давайте просто обсудим законопроект. P.S. чтобы для ФБК этот пост не был сюрпризом, я отправил им справку экспертов ещё неделю назад и предупредил о том, что этот пост выйдет
В комментариях Навальный дал такой ответ: 1. Ты глупый.
2. Люба Соболь ответит по существу.
3. А можно узнать имена "экспертов", на основании мнения которых ты требуешь имен экспертов? :)
4. А всё ли правильно делает Алексей Навальный?
В твиттере начался ад:
— Неправильно ты, Алексей Навальный, бутерброд ешь!™
— Руслан Левиев (@RuslanLeviev) October 24, 2013
Удивляют те, кто думают что Навальный умеет все делать правильно. Вы что, забыли как он в третьем Крайзисе босса с щупальцами убить не мог?!
— Я дико извиняюсь (@traktor_bang) October 24, 2013
Люба Соболь отвечает по каждому из заданных Кацем семи вопросов, но предваряет свой ответ следующим образом: Человек, который просто с пеной у рта кричал про "бесполезность публичных обращений и советов", вдруг выступает с некомпетентным публичным обращением, вместо того, чтобы просто задать вопрос авторам законопроекта.
В этом публичном обращении человек вместо "ЖКХ" зачем-то через слово "Навальный", "самоцензура" и т.д.
Обращение выходит ровно накануне крайне неприятного и болезненного для единороссовской Мосгордумы решения о регистрации нашей инициативной группы. Такая регистрация должна произойти ВПЕРВЫЕ в истории и города Москвы и России. "Единая Россия" готова сделать всё, чтобы это не случилось.
Было бы очень неприятно узнать, что просто человек очень хочет стать депутатом этой самой мосгордумы и решил действовать очень рационально - оказывать мелкие (и не очень) услуги тем, кто раздаёт депутатские мандаты.
Желающих оказывать мелкие услуги там и так много, депутатских мест очень мало, а вот репутация, созданная на наблюдениях за велосипедами и колбасами в Голландии, исчезнет раз и навсегда.
Кушать колбасу конечно будет на что, но кампанию составит только Пётр Петрович Бирюков и другие, кому наш законопроект поперёк горла.
(за ответами по существу идите по ссылке, там много букв)
У Марии Бароновой такая интерпретация этого обмена постами:
(1/3) Бесплатная двухходовочка, учитесь: 1) Берешь в штаб связующего с мэрией и разрешаешь принимать ему ВСЕ кадровые решения.
— Maria Baronova (@ponny1) October 24, 2013
(2/3) 2) Он, естественно, почувствовав власть и выполняя текущую работу, настраивает против себя ВСЕХ старожилов. Это же штаб, а не фонд
— Maria Baronova (@ponny1) October 24, 2013
(3/3) 3)Штаб закрыт, Фонд остался. Зам.главы Ш. возвращается к прежней работе. И однажды он оппонирует тебе. (Дальше все понятно, надеюсь?)
— Maria Baronova (@ponny1) October 24, 2013
Кац отреагировал следующим образом:
Удивительно — вместо нормального обсуждения происходят попытки высмеивания и какие-то нападки странные
— Максим Кац (@max_katz) October 24, 2013
Удивительная мерзость. Весь формат реакции такой, как будто нашист написал купленный пост с набросом какой-нибудь штуки про Госдеп
— Максим Кац (@max_katz) October 24, 2013
Избиратели тоже скандализированы
В ужасе от ответа @navalny на пост @max_katz Надо было ему избирателям на не слишком умные вопросы так отвечать. Точно бы к успеху пришел.
— Юрий Урсу (@yuriursu) October 24, 2013
Впрочем, кто чем. Некоторые – вот этим твитом Навального:
Люба Соболь @devo4ka_e одела новые красные туфли и прыгает в них на голове депутата Каца http://t.co/mewguKeWUj почитайте
— Alexey Navalny (@navalny) October 24, 2013
Последовала череда замечаний от блюстителей чистоты языка.
Можно сделать что угодно, но если вместо "Надевает" написать "одевает", то берегись
— Alexey Navalny (@navalny) October 24, 2013
Сегодня 10-я годовщина ареста Михаила Ходорковского.
The New York Times публикует в этот день колонку самого узника Сегежской колонии. Михаил Ходорковский сначала пишет о том, сколь многое изменилось за эти 10 лет в жизни его семьи, страны и всего мира (русский текст письма можно прочитать здесь):
Да и мир здорово изменился. О букридерах и планшетах я читаю только в журналах, как, впрочем, и о Фейбуке, Google, Twitter, других вещах, ставших совершенно обычными, вроде гибридных двигателей и электромобилей.
Родные говорят, что и Москву я не узнал бы – много новостроек, и население столицы стало зримо другим, менее советским.
Однако экономика России и ее общественная жизнь будто бы застыли на месте. Причина этого - несменяемая, бесконтрольная центральная власть теряет способность адаптации ко все более переменчивому миру.Она не способна предложить привлекательное видение будущего, которое может увлечь за собой. Поэтому все средства, силы по выходу на международную арену, тактические достижения пропадают втуне.
Рецепты Ходорковского:единственная надежда на перемены – успешное широкое мирное протестное движение.
По мнению Ходорковского, после победы оппозиционных сил необходимо отказаться от мести и дать возможность представителям нынешней "элиты" участвовать в делах страны наравне со всеми - например, в роли оппозиции. Примером здесь служит Нельсон Мандела:
Только достижение национального согласия предоставит России шанс на выживание
При этом Ходорковский категорически утверждает:
У России есть, что предложить миру. Мы – не Азия, и даже не Евразия, а неотделимая часть Европы. Той самой Европы, которая не только создала нынешнюю цивилизацию, но и по-прежнему является главной мировой лабораторией, где опробуются все новые и новые социальные, этические подходы, которые затем, в адаптируемом виде, внедряются по всему миру.
По мнению Ходорковского, сотрудничество России и ЕС может быть взаимовыгодным - как для возвращения России на европейский путь развития, так и для преодоления Европой ее текущего кризиса. Итогом будет
новая Европа - от Атлантического до Тихого океана.
Специальные проекты Пресс-центра Ходорковского и Лебедева, приуроченные к 10-летию ареста МБХ. Первый - десять судеб людей, связанных с делом ЮКОСа:
Одиннадцатилетний Георгий Алексанян подходит к дедушке и говорит, что он тоже хочет стать юристом…Светлана Бахмина рассказывает, почему ее бывший коллега по ЮКОСу Алексей Курцин после освобождения выбрал работу в Фонде помощи хосписам… Сам Алексей Курцин, вспоминая ЮКОС, объясняет, почему разгромленная компания «навсегда осталась в колонтитулах истории»… Люди о ЮКОСе, люди о людях. Десять интервью.
Второй - "От подъема до отбоя" - истории известных людей о заключении. Своими воспоминаниями о днях (месяцах, годах) за решеткой делятся Николай Кавказский, Александр Подрабинек, Сергей Ковалев, Владимир Буковский, Эдуард Лимонов и другие. Борис Немцов (был арестован на Новый 2011 год на 15 суток):
Никому не желаю в Новый год оказаться в одиночной камере. Но представить себе, что так можно жить 10 лет…у меня это в голове не укладывается. И как Миша – дай Бог ему здоровья и освобождения – все это выдержал, я, честно говоря, даже побыв всего 15 суток за решеткой, понять не могу. Могу только восхититься.
И третий:
Как выглядит срок Михаила Ходорковского, если измерить его в событиях своей жизни? Месяц назад мы попросили наших читателей ответить на этот вопрос, начав свой рассказ со слов «Пока Ходорковский сидит…» Сегодня мы публикуем присланные истории. Их 61. Одна из них начинается так: «Пока Ходорковский сидит, ... выросла моя дочь Надя Толоконникова».
К годовщине ареста Ходорковского приурочено и заявление правозащитников с требованием освободить политзаключенных:
Найдет ли власть в себе силы заново выстроить отношения с гражданским обществом? Наилучшим средством для выхода из тупика стала бы широкая амнистия, которая обязательно включала бы в себя всех преследуемых по политическим и рейдерским делам, всех, кто с высокой вероятностью мог стать жертвой карательной юстиции. Среди них, безусловно, все «юкосовцы», все «гринписовцы», все «узники 6 мая».
Такая широкая амнистия является последней возможностью повернуть российское общество к гражданскому миру и реальному диалогу с властью.
Редакционная статья "Ведомостей" отсчитывает срок нынешней "инкарнации" правящего режима от дня ареста Ходорковского:
Значимость процессов над Ходорковским, его партнером Платоном Лебедевым и 200 сотрудниками компании не ограничивается историей конкретных людей, большинство из которых были, по сути, заложниками. Ход дела ЮКОСа переломил взаимоотношения государства и бизнеса и во многом предопределил дальнейшее развитие страны. Ради достижения некоторых (тогда не ясных) целей власть пожертвовала развитием институтов, а именно формированием в России независимого суда и укреплением института собственности. Серия демонстративно жестоких приговоров и других решений по делам компании показала, что законы в России перестают работать, когда они противоречат интересам влиятельных фигур в окружении первых лиц государства и могущественных группировок в силовых ведомствах.
"Левада-центр" провел в Москве опрос к 10-летию ареста Ходорковского.
Кирилл Рогов:
"Почти две трети москвичей приветствовали бы освобождение Михаила Ходорковского после отбытия им его почти одиннадцатилетнего срока тюремного заключения... При этом треть опрошенных жителей Москвы уверена, что решение об освобождении зависит лично от Путина".
73% москвичей считают, что судебная власть используется сегодня Кремлем в политических целях, для преследования политических оппонентов.
70% считают, что в стране есть политические заключенные.
поколение шестидесятых уже никому не интересно. Я обратила внимание, что вокруг интервью в Евтушенко в фб стебутся только люди моего и чуть старшего поколения - пишет в ЖЖ Тамара Зибунова. Это не совсем так - обсуждают диалоги Соломона Волкова с Евтушенко и 30-летние. Но, конечно, не в связи с поэзией Евтушенко, а из-за его "исповеди" об отношениях с Иосифом Бродским. Бродского, кстати, тоже обсуждают - причем в его недавно опубликованное на Colta.ru "неизвестное интервью" летят, главным образом, критические стрелы.
mbla: У меня, собственно, один вопрос: а зачем на него все дают ссылки?
Да, стыдно и неприятно читать. Высокомерное, несправедливое, мелочное неумное интервью.
Но в конце концов, не впервые. По-моему, ещё неприятней читать похвалы Бродского заведомо ничего не значащим стихам: с барского плеча, не жалко... <...>
Что прибавляет к пониманию Бродского чтение этого интервью? Осознание, что гениальный поэт может быть неумным и мелким в высказываньях? И так все знают, и зачем лишний раз повторять?
Папа любил цитировать Лидию Корнеевну Чуковскую, с которой он несколько раз в Москве общался. Он сказал что-то очень неприязненное о Евтушенко, а Лидия Корнеевна ему в ответ: «поэта надо судить по лучшему».
Дмитрий Ольшанский:
Думаю, что в давнем и знаменитом конфликте Бродского с Евтушенко и Вознесенским кругом правы были, конечно, Евтушенко и Вознесенский.
Они были добродушные, хлебосольные, всегда готовые похлопотать, заступиться и дать денег, веселые и светские пошляки и бездарности.
А он был невротик, истерик и психологически травмированный (измена М.Б., дурдом, арест и ссылка, безденежье и непечатание и т.п.) гений.
И он ненавидел их тем больше, чем больше они - такие успешные - хотели что-нибудь хорошее для него сделать, и вообще "дружить".
Талант жесток, добродетель заурядна - вот и все.
В комментариях - уточнение о сути конфликта:
Basil Lourié но было еще важное различие: Е. и В. были -- употреблю этот не всегда понятный интеллигенции технический термин -- зашкваренные. а Б. не был. свежее первобытное сознание -- а у хорошего поэта оно не может быть несвежим -- ничего с этим поделать не может, даже если очень хочет проигнорировать. физическая невозможность есть с ними из одной посуды. (наверное, не надо объяснять, что между коммунизмом Маяковского и коммунизмом Е. и В. были существенные, с точки зрения ритуальной чистоты, различия).
Александр Тимофеевский к Евтушенко суров:
Е. - типичный средний, прочно забытый модный поэт, но такие иногда возвращаются. И страстная ругань Бродского, сейчас вытащенная на свет, может весьма способствовать возвращению.
Фейсбук обнаруживает пугающее число новых поклонников Е. Неужто вернулся?
Вряд ли.
далее следует грубая, но смешная пародия на знаменитое "Постель была расстелена".
Татьяна Толстая добавляет:
Татьяна Н. Толстая А еще - исполняли вальс под рояль - "Постель была расстелена и ты была растеряна. учительница первая моя!"
Распространенное мнение - что Евтушенко велик не как поэт, а как, так сказать, памятник эпохи:
Сергей Семенов Как по мне, ничего страшного. Улица корчится, безъязыкая, ей тоже хочется кричать и разговаривать, и Евтушенко - не худший вариант. К тому же - нечестно оценивать Евтушенко и Вознесенского как поэтов, это - явления поп-культуры, и тут их масштаб велик.
Аргументы Глеба Морева:
В обсуждении фильма часто попадаются суждения типа - Евтушенко никто, тень Бродского, плохой поэт, забыт-почти забыт-будет окончательно забыт скоро, не о чем говорить. Это не так.
Масштаб художника измеряется не одними текстами. Там, в области гамбургского подсчета букв, где, Хлебников, как говорится, был чемпион, - там все ясно. Там царит Бродский, Евтушенко там нет.
Но есть и другое измерение - биографическое. <...>
Евтушенко гением не был. И то что сегодня он на Первом канале - его огромная победа. Не в сражении с Бродским, оно давно проиграно, но в его собственной поэтической биографии.<...>Он не получил Нобелевской премии. Но как велик должен был быть заработанный им к тому времени капитал, чтоб процентов с него хватило еще на тридцать лет. Чтоб понятный человек К.Л. Эрнст и непонятный К. Клейменов решили сегодня, что стоит по разным причинам отдать ему золотое безо всяких кавычек время Первого канала. И сделали это в соответствии с его, Евтушенко, режиссурой. Ведь инициатором фильма о себе был он. И у него все получилось. Невозможно не признать, что это не клякса, но именно точка - и красивая - в конце биографии. Художник, которому такое удается, заслуживает уважения.
Станислав Яковлев "Рыцарь биографии", хм. Отличная формулировка, между прочим.
Inna Sh как должна была остановиться в развитии если не регрессировать страна, где вечный 1988 год - и это в лучшем случае
Александр Самарцев невыясненные мотивы с Бродским стали для Евтушенко трагедией, в которой он признался всему миру и посредством которой все-таки победил.
Ирина Петровская считает, что "исповеди" у Евтушенко не получилось:
в какой-то момент дар лицедейства, которым щедро наделен поэт, берет верх над попыткой искренности, и исповедь выливается в ласкающие до сих пор душу воспоминания о «подвигах, о доблести, о славе»: о дружбе с сильными мира сего, о невероятных для любого советского человека возможностях, позволявших чуть ли не открывать дверь ногой любых кабинетов, ездить по всему миру и принимать у себя в гостях именитых иностранных гостей. Кажется, если о чем и жалеет самый знаменитый поэт второй половины 60-х, так это о своем утраченном влиянии <...> Впрочем, горький итог жизни легко читается в кадрах одиноких прогулок Евтушенко: хромая, опираясь на палочку, он медленно бредет по совершенно пустынным улицам маленького американского городка, как будто осмысливая всю тщету прежней невероятной славы и размышляя о цене бесконечных компромиссов, обернувшихся во многом личностным крахом. «Барин от литературы», как его называли когда-то, кажется в эти мгновения барином разорившимся и разоренным.
Вывод Олега Кашина:
Евтушенко — тот, кому под старость День лицея пришлось торжествовать одному, он прекрасно понимает, что «евтушенковскую речь» произнести некому, и произносит ее сам в трех сериях на Первом канале. Это вообще в его стиле, и он ему, слава богу, верен.
В Чехии сегодня парламентские выборы. Многие общественные деятели и интеллектуалы опасаются, что в случае успеха левых сил в коалиции со сторонниками президента Милоша Земана Чехия может сменить внешнеполитическую ориентацию. В знак протеста против сближения с путинской Россией активисты организации "Декоммунизация" установили на месте, где когда-то стоял памятник Сталину, огромный баннер с изображением Путина:
Не допустим повторения мрачной истории. Не позволим Милошу Земану, чтобы он отдал нас в объятия Путина. Сегодня и завтра - решающие дни. Призываем голосовать ответственно:
Возвращение к темным временам настолько пугает активистов, что они с начала недели пугают жителей пяти крупных городов Чехии, вывешивая на улицах манекены "повешенных", символизирующие более 250 казненных в годы коммунистического режима.
***
Руководителем Федерального агентства научных организаций, которое будет после реформы РАН управлять научными институтами и имуществом академии, назначен 36-летний Михаил Котюков, занимавший пост заместителя министра финансов.
Как пишет "Коммерсант", Кремль при согласовании кандидатуры исходил из того, что "предложенная фигура не должна вызывать раздражения, как большинство чиновников Минобразования, а также из того, что возможное назначение ученого переросло бы в перетягивание каната внутри академии". Априори негативное отношение многих ученых к "назначенцу", немедленно язвительно нареченному "эффективным менеджером", очевидно, входит в комплект допустимых издержек:
Биолог Михаил Гельфанд уверен, что в агентство "прислали финансиста, который будет заниматься распродажей академии".
Андрей Мальгин немногословен:
Михаил Котюков был участником эстафеты Олимпийского огня в Москве. Член Наблюдательного совета Олимпиады в Сочи. Награжден орденом "За заслуги перед Отечеством" 2 степени. Увлекается баскетболом.
sdiki "В академии наук заседает князь Дундук". Смешно и печально одновременно, как этот мальчик будет командовать наукой...
и так далее. Дарья Митина обращает внимание на то, что пост главы ФАНО ранее сам Путин обещал президенту РАН Владимиру Фортову:
Ну, Фортова, как и следовало ожидать, злобно на...ли, а руководить всей российской наукой (повторяю для тех, кто плохо расслышал - ВСЕЙ, не только академической, но и вузовской) поставлен вьюнош, всю жизнь занимавшийся финансами - чистый бухгалтер, НЕ ИМЕЮЩИЙ НАУЧНОЙ СТЕПЕНИ.
Это уже даже не деградация. Это, граждане, пи...ц.
Есть и возражающие:
Иван Шаблов Зато может честный человек, не списал он её точно, раз нет оной)
А могли бы депутата какого поставить во главе, который в 25 лет уже доктор наук и академик раен)
Но у большинства комментаторов настроение грустное.
Александр Евдокимов у многих ученых то, что называется чемоданное настроение. У кого в переносном, а у кого и в прямом смысле слова
Elena Tokareva Ну, вот и хорошо. Владимир Владимирович, наконец, окончательно стал персонажем из "Горе от ума", полковник Скалозуб. Знакомьтесь. "Я вас обрадую: всеобщая молва, Что есть проект насчет лицеев, школ, гимназий; Там будут лишь учить по нашему: раз, два; А книги сохранят так: для больших оказий".
Andrey Stepanov Ещё один "Сердюков". Будет и ещё одна "Васильева" - теперь уже в науке... и - развал и "зачистка"...
Максим Соколов же и в назначении "эффективного менеджера" видит повод для того, чтобы уязвить нелюбимых "белоленточников" Гельфанда и Сергея Пархоменко:
На фоне фановых труб беззаветная борьба М. С. Гельфанда и С. Б. Пархоменко против диссертационного плагиата -- кому при тов. Котюкове и при общей сокрушительной победе над наукой будут нужны ученые степени, хоть заслуженные, хоть краденые? -- напоминает тактику генерала-от-инфантерии Ф. Ф. Буксгевдена, при Австерлице с нечеловеческим упорством продолжавшего штурмовать третьестепенный пункт французской позиции, невзирая на то, что армия двух императоров уже была наголову разбита и обратилась в беспорядочное бегство.
ИТАР-ТАСС : Международный трибунал по морскому праву 6 ноября рассмотрит обращения Нидерландов по делу Greenpeace http://t.co/kkL5co2UTF
— Greenpeace Russia (@gp_russia) October 25, 2013
Дуглас Гилфойл, специалист по международному праву, преподаватель University College of London, объясняет, есть ли у России аргументы в этом деле: Самые убедительные доводы России касаются юрисдикции, распространяющейся на нефтяные платформы. Международное право позволяет государствам объявлять зонами безопасности территорию в 500 метров вокруг закрепленных платформ, например, нефтяных вышек, и тот, кто находится на такой закрепленной платформе, подпадает под действие законов прибрежного государства (статья 60 Конвенции). Так, Австралия применяет Закон о преступлениях 1914 года к закрепленным платформам согласно Закону о конструкциях в море 1987 года. Попытка попасть на нефтяную платформу, по-видимому, нарушила применимые здесь законы о безопасности. Однако это позволяет лишь распространить определенную форму юрисдикции на активистов, которые использовали небольшие лодки, чтобы подплыть и попытаться забраться на платформу.
Вправе ли Россия арестовывать «Arctic Sunrise»? По существу, прибрежное государство обладает юрисдикцией для провозглашения зон безопасности в пределах 500 метров от нефтяной платформы (статья 60 Конвенции). Может ли арест судна считаться применением Россией этих законов или правил о зонах безопасности, принятых в ИЭЗ? Не существует никакого точного эквивалента полномочиям, описанным в статье 73 Конвенции, предусматривающей арест суден, занимающхся незаконной рыбной ловлей в ИЭЗ.
Однако статья 111 Конвенции, посвященная праву преследования по горячим следам, что прежде всего подразумевает право на арест в открытом море, применяется к зонам безопасности «mutatis mutandis». Далее, если «судно-база» использует свои шлюпки, чтобы войти в зону, находящуюся под юрисдикцией прибрежного государства и нарушает соответствующие законы и правила, закон преследования по горячим следам позволяет арестовать судно-базу, даже если оно находится вне значимой зоны.
Если преследование по горячим следам точно применимо к зонам безопасности, то применение правил зоны безопасности против судна, находящегося вне этой зоны — но отправившего свои шлюпки для входа в эту зону, — момент непроверенный, но далеко не бесспорный: см. часть 2 статьи 111 Конвенции. При этом, чтобы арест был правомерен, Россия в таком случае должна была соблюсти все требования закона о преследовании по горячим следам.
С другой стороны, Нидерланды будут утверждать, что суда, плавающие под флагом любого государства, пользуются свободой навигации в ИЭЗ, равно как и «другими правомерными с точки зрения международного права видами использования океана» [в тексте Конвенции: «моря»], если они а) «должным образом» учитывают права и интересы прибрежного государства и б) соблюдают законы и правила прибрежного государства, «принятые... в соответствии с» Конвенцией.
Конечно, я слышал утверждения, что российская зона безопасности вокруг «Приразломной» существенно превышает максимальные 500 метров, обычно позволяемых в соответствии со статьей 60. Таким образом, Нидерланды могут пытаться заявлять, что весь режим зоны безопасности несостоятелен с юридической точки зрения (или, в качестве альтернативы, что любое преследование «Arctic Sunrise» «по горячим следам» было несостоятельно). Россия, со своей стороны, вероятно, будет заявлять, что «свобода судоходства» не охватывает медленного движения рядом с нефтяной платформой и что акции, противоречащие законам безопасности прибрежного государства, не являются «правомерным, с точки зрения международного права, использованием» океана. Безусловно, это будет интересный процесс.
В Майкопе проходит акция в защиту активистов #Гринпис. Секретаря ЭкоВахты Ивана Карпенко запихали в милицейский воронок и куда-то увезли.
— Дмитрий Шевченко (@da_shevchenko) October 25, 2013
Lenta.ru сегодня публикует дневник фотографа Дениса Синякова, арестованного на Arctic Sunrise, и его жены Алины: Денис. Всю свою профессиональную жизнь я старался быть очевидцем самых важных событий, критически смотреть на вещи, делать свои собственные истории. Важной историей для меня стала история об Арктике. Ее я снимаю уже несколько лет, работая и с Greenpeace, и с «Газпромнефтью». Сейчас эта история и вовсе стала поворотной в моей жизни. Ваши письма заканчиваются словами «Не унывай». Я обещаю вам, что не буду. Нахожу себя в рисовании, чтении Солженицына и УПК. Довольно интересно, спасибо библиотекарю! Хочу поблагодарить всех вас за поддержку, письма и протесты. Низко кланяюсь. Боритесь, пожалуйста, за нашу и вашу свободу! Оказалось, так легко загреметь сюда, даже просто выполняя свою работу. Денис
Алина. У меня никогда не было ни одного друга-адвоката. Даже близких приятелей с такой странной профессией не было. Я только фильм «Адвокат дьявола» смотрела, и все. А теперь адвокат — это тот человек, от которого фактически зависит моя жизнь. Только он может беспрепятственно видеться с Денисом, узнавать, как у него дела, и только в его руках — исправить этот ад, который происходит сейчас с нами, со мной. А пока я изучаю, какие есть суды и инстанции, как проходят апелляции, какой минимальный срок задержания, сколько времени могут держать под арестом человека без предъявления обвинения, как проходят домашние аресты... Кажется, я скоро смогу сдавать экзамены по праву экстерном и давать консультации. Надо кому?
Рисунок фотографа @gp_russia Дениса Синякова. Вид из камеры СИЗО №1 г. Мурманска. https://t.co/ZQ83Y4mm1X pic.twitter.com/GjSHDdfPHD
— Грани.ру (@GraniTweet) October 25, 2013
Философ Михаил Ямпольский пытается понять, что движет российскими властями в этом безумном деле, и в итоге ставит диагноз: у России фантомные имперские боли: Поведение российских властей относительно активистов Green Peace кажется мало адекватным. Сначала сбрасывают десант ФСБ на голландское судно вне территориальных вод, нагло захватывают его и конвоируют в Мурманск, потом выдвигают идиотские обвинения в пиратстве, бросают в тюрьму экологов, фотографа и врача. Все это производит впечатление какой-то невменяемости. Мне, однако, кажется, что эта невменяемость имеет объяснение. После крушения Российской империи, почти весь двадцатый век прожившей под именем СССР, имперский фантом не перестает смущать воображение некоторых государственных умов, снедаемых жаждой минувшего величия. Расширяться России некуда, кроме Арктики, которая все больше становится фантомной областью, в которую устремляется территориальная фантазия ущемленного величия. Россия в каком-то странном мороке присваивает себе северный полюс, шельф на сотни миль во все стороны, начинает оборудовать на арктических островах бессмысленную военную базу (не с белыми медведями же там воевать?). И вдруг в зону этой невидимой империи попадает "враг", не признающий суверенитет России надо льдами вне прибрежной зоны, не принимающий всерьез пассионарность воображаемой полярной экспансии. И на этого "врага" обрушивается вся мощь имперского гнева, ярость призрачной арктической сверхдержавы. В принципе можно расширить империю и вверх прямо до Луны и начать ловить пролетающие над российской территорией космические корабли. Арестовать бы каких-нибудь космонавтов за нарушение границ... Сразу бы зауважали!