Президиум Верховного суда России сегодня признал законным приговор бывшему сотруднику службы безопасности ЮКОСа Алексею Пичугину и отказался вносить в него изменения, передает РАПСИ.
Верховный суд России вернулся к делу Пичугина в связи с решением Европейского суда по правам человека. В марте 2013 года Страсбургский суд признал, что Россия нарушила право Пичугина на справедливое судебное разбирательство. Кроме того, судьи пришли к выводу, что не было причин проводить процесс в закрытом режиме, а главному свидетелю обвинения необоснованно разрешили не отвечать на некоторые вопросы защиты.
Вот как отреагировали на решение суда мать Алексея Пичугина Алла Николаевна и адвокат Ксения Костромина:
По словам Ксении Костроминой, она рассчитывала на то, что постановление ЕСПЧ в отношении ее подзащитного все же будет принято во внимание.
– Формально они отменили решение, касающееся меры пресечения. Европейский суд признал нарушение 5-й статьи, и они все эти решения отменили. Но на суть дела это никоим образом не влияет, потому что Европейский суд признал нарушение 6-й статьи в двух аспектах, а приговор остался в силе. Ни приговор, ни кассационное определение не отменили. Таким образом, я считаю, что решение Европейского суда выполнено не будет, поскольку публичность была нарушена, и ЕСПЧ признал, что основной свидетель обвинения не был должным образом допрошен стороной защиты при попустительстве суда. Мы думаем пока про дальнейшие действия. Я не ожидала такого решения Президиума Верховного суда, честно скажу, очень надеялась на отмену приговора.
Президиум Верховного суда рассматривал вопрос об отмене приговора Алексею Пичугину по его перовому уголовному делу. Это связано с вынесенным ровно год назад постановлением Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ) по делу "Пичугин против России". Согласно этому решению, бывший сотрудник ЮКОСа Алексей Пичугин был лишен права на справедливое правосудие (закрепленного ст. 6 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод).
По первому приговору Пичугин был осужден на 20 лет лишения свободы за убийство супругов Гориных, покушение на жизнь бывшего начальника управления общественных связей мэрии Москвы Ольги Костиной, а также избиение бывшего начальника управления делами ЗАО "Роспром" Виктора Колесова. По итогам второго процесса его осудили на пожизненное заключение – Пичугина признали виновным в организации в 1998 году убийства главы ТОО "Торговая фирма "Феникс" Валентины Корнеевой и мэра Нефтеюганска Владимира Петухова.
Мать Алексея Пичугина – Алла Николаевна рассказала в интервью РС, что имеет возможность видеть сына лишь раз в полгода. Но до сих пор у Пичугина, который находится в заключении уже 10 лет, не было ни одного длительного свидания.
– Все же надеялась я на хорошее. А как он ждет этого решения, если бы вы знали! 10 лет 4 месяца человек невиновный сидит.
– Вы можете видеться с Алексеем?
– Я два раза в год только вижусь с ним, в декабре теперь поеду. Июнь и декабрь – два раза в год, по четыре часа вижу его, он сидит в клетке. Надеялись, что суд хотя бы обратит внимание на решение Европейского суда.
Любое решение Европейского суда по правам человека в день его вынесения направляется с сопроводительным письмом секретаря ЕСПЧ в Комитет министров Совета Европы. Комитет министров по регламенту рассматривает процесс исполнения решений суда. По словам заместителя директора Центра содействия международной защите Валентина Моисеева, решение ЕСПЧ России рано или поздно придется выполнить:
– Нельзя рассматривать сегодняшние события как какой-то единичный случай. Они вписываются в поведение России и отражают в целом уровень ее сотрудничества с международным сообществом. Естественно, Россия, как и все другие европейские государства, взяла на себя добровольные обязательства следовать решениям Европейского суда. Эти решения являются обязательными в том смысле, что они должны исправить те судебные ошибки, которые были допущены на национальном уровне. И государство в целом должно быть заинтересовано в том, чтобы их выполнять. Естественно, следующим шагом в данном случае будет обращение в Комитет министров, который наблюдает за выполнением решений Европейского суда. Там есть специальный департамент, который этим занимается, и периодически на заседаниях министров иностранных дел эти вопросы обсуждаются. Комитет министров может обратиться опять же в Европейский суд, который может признать неправомерными действия российской судебной системы. Других рычагов воздействия на правительство России или на российскую судебную систему, кроме морального воздействия, конечно, нет.
Решение Президиума Верховного суда России по делу Пичугина не добавило к репутации российской судебной системы ничего нового ни на международном уровне, ни внутри страны. Репутация эта уже и без того ниже всякой критики, считает Валентин Моисеев:
– Мне кажется, что в глазах мирового сообщества российская судебная система и так не очень высоко ценится, в первую очередь, поскольку ее не ценят внутри страны, и репутационное отношение к судам в России очень низкое. И это будет еще одним показателем уровня развития российской судебной системы.
Несмотря на решение Президиума Верховного суда, адвокаты Пичугина намерены добиваться исполнения постановления ЕСПЧ.
В августе 2007 года Пичугин был осужден к пожизненному лишению свободы по обвинению в организации нескольких убийств и покушений.
Журналист Вера Васильева, написавшая об Алексее Пичугине несколько книг, считает его заложником в войне за контроль над нефтяными ресурсами, а также – человеком, сумевшим сохранить честь и достоинство.
Хроника уголовного преследования Алексея Пичугина
Алексей Пичугин был арестован 19 июня 2003 года в связи с обвинением его в организации убийства (якобы в интересах компании ЮКОС) в 2002 году тамбовских бизнесменов Ольги и Сергея Гориных, а также в 1998 году – покушения на главу Управления по общественным связям мэрии Москвы Ольгу Костину и разбойного нападения и покушения на управляющего компании "РОСПРОМ" Виктора Колесова.
14 июля 2003 года в СИЗО ФСБ "Лефортово" в ходе допроса двое неизвестных – предположительно, сотрудники ФСБ – применили к Алексею Пичугину так называемую "сыворотку правды". Результатом стали провалы в памяти, головные боли, галлюцинации, повышенное артериальное давление, перепады психического состояния, сильнейший фурункулез, повышенная температура и потеря 30 килограммов веса.
4 октября 2004 года в Московском городском суде под председательством Натальи Олихвер в закрытом режиме начались слушания по делу Алексея Пичугина, на которые по инициативе Генеральной прокуратуры РФ был наложен гриф "секретно". Однако ни одного секретного документа в ходе всех слушаний рассмотрено так и не было.
30 марта 2005 года судья Наталья Олихвер вынесла Алексею Пичугину приговор. Сотрудник НК ЮКОС был осужден на 20 лет лишения свободы в колонии строгого режима.
14 апреля 2005 года Алексею Пичугину были предъявлены новые обвинения – в частности, в организации убийств в 1998 году мэра Нефтеюганска Владимира Петухова и директора московской торговой фирмы "Феникс" Валентины Корнеевой. По версии гособвинения, Алексей Пичугин действовал, руководствуясь поручением вице-президента ЮКОСа Леонида Невзлина.
17 августа 2006 года был вынесен первый приговор по второму делу Алексея Пичугина. Судья Мосгорсуда Владимир Усов приговорил Алексея Пичугина к 24 годам лишения свободы с отбыванием наказания в колонии строгого режима.
21 февраля 2007 года Судебная коллегия по уголовным делам Верховного суда РФ своим определением отменила этот приговор, а дело вернула в ту же инстанцию на новое рассмотрение, в ином составе суда. При этом суд указал в своем определении, что Алексею Пичугину нужно назначить более строгое, чем 24 года лишения свободы, наказание.
6 августа 2007 года был вынесен второй приговор по второму делу Алексея Пичугина. Судья Петр Штундер приговорил его к пожизненному лишению свободы с отбыванием наказания в колонии особого режима.
4 марта 2007 года Алексей Пичугин был этапирован в Федеральное казенное учреждение "Исправительная колония номер 6" города Соль-Илецк Оренбургской области ("Черный дельфин") для осужденных к пожизненному лишению свободы.
23 октября 2012 года Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) признал несправедливым разбирательство по первому уголовному делу Пичугина. Страсбургский суд постановил, что в отношении бывшего начальника отдела службы безопасности ЮКОСа были нарушены статья 6 ("право на справедливое судебное разбирательство") и статья 5 ("право на свободу и личную неприкосновенность") Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.
22 января 2013 года представители Российской Федерации обжаловали решение ЕСПЧ по делу "Пичугин против России".
18 марта 2013 года Страсбургский суд признал неприемлемой жалобу правительства РФ. Таким образом, решение ЕСПЧ вступило в силу.
Верховный суд России вернулся к делу Пичугина в связи с решением Европейского суда по правам человека. В марте 2013 года Страсбургский суд признал, что Россия нарушила право Пичугина на справедливое судебное разбирательство. Кроме того, судьи пришли к выводу, что не было причин проводить процесс в закрытом режиме, а главному свидетелю обвинения необоснованно разрешили не отвечать на некоторые вопросы защиты.
Вот как отреагировали на решение суда мать Алексея Пичугина Алла Николаевна и адвокат Ксения Костромина:
По словам Ксении Костроминой, она рассчитывала на то, что постановление ЕСПЧ в отношении ее подзащитного все же будет принято во внимание.
– Формально они отменили решение, касающееся меры пресечения. Европейский суд признал нарушение 5-й статьи, и они все эти решения отменили. Но на суть дела это никоим образом не влияет, потому что Европейский суд признал нарушение 6-й статьи в двух аспектах, а приговор остался в силе. Ни приговор, ни кассационное определение не отменили. Таким образом, я считаю, что решение Европейского суда выполнено не будет, поскольку публичность была нарушена, и ЕСПЧ признал, что основной свидетель обвинения не был должным образом допрошен стороной защиты при попустительстве суда. Мы думаем пока про дальнейшие действия. Я не ожидала такого решения Президиума Верховного суда, честно скажу, очень надеялась на отмену приговора.
Президиум Верховного суда рассматривал вопрос об отмене приговора Алексею Пичугину по его перовому уголовному делу. Это связано с вынесенным ровно год назад постановлением Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ) по делу "Пичугин против России". Согласно этому решению, бывший сотрудник ЮКОСа Алексей Пичугин был лишен права на справедливое правосудие (закрепленного ст. 6 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод).
По первому приговору Пичугин был осужден на 20 лет лишения свободы за убийство супругов Гориных, покушение на жизнь бывшего начальника управления общественных связей мэрии Москвы Ольги Костиной, а также избиение бывшего начальника управления делами ЗАО "Роспром" Виктора Колесова. По итогам второго процесса его осудили на пожизненное заключение – Пичугина признали виновным в организации в 1998 году убийства главы ТОО "Торговая фирма "Феникс" Валентины Корнеевой и мэра Нефтеюганска Владимира Петухова.
Мать Алексея Пичугина – Алла Николаевна рассказала в интервью РС, что имеет возможность видеть сына лишь раз в полгода. Но до сих пор у Пичугина, который находится в заключении уже 10 лет, не было ни одного длительного свидания.
– Все же надеялась я на хорошее. А как он ждет этого решения, если бы вы знали! 10 лет 4 месяца человек невиновный сидит.
– Вы можете видеться с Алексеем?
– Я два раза в год только вижусь с ним, в декабре теперь поеду. Июнь и декабрь – два раза в год, по четыре часа вижу его, он сидит в клетке. Надеялись, что суд хотя бы обратит внимание на решение Европейского суда.
Любое решение Европейского суда по правам человека в день его вынесения направляется с сопроводительным письмом секретаря ЕСПЧ в Комитет министров Совета Европы. Комитет министров по регламенту рассматривает процесс исполнения решений суда. По словам заместителя директора Центра содействия международной защите Валентина Моисеева, решение ЕСПЧ России рано или поздно придется выполнить:
– Нельзя рассматривать сегодняшние события как какой-то единичный случай. Они вписываются в поведение России и отражают в целом уровень ее сотрудничества с международным сообществом. Естественно, Россия, как и все другие европейские государства, взяла на себя добровольные обязательства следовать решениям Европейского суда. Эти решения являются обязательными в том смысле, что они должны исправить те судебные ошибки, которые были допущены на национальном уровне. И государство в целом должно быть заинтересовано в том, чтобы их выполнять. Естественно, следующим шагом в данном случае будет обращение в Комитет министров, который наблюдает за выполнением решений Европейского суда. Там есть специальный департамент, который этим занимается, и периодически на заседаниях министров иностранных дел эти вопросы обсуждаются. Комитет министров может обратиться опять же в Европейский суд, который может признать неправомерными действия российской судебной системы. Других рычагов воздействия на правительство России или на российскую судебную систему, кроме морального воздействия, конечно, нет.
Решение Президиума Верховного суда России по делу Пичугина не добавило к репутации российской судебной системы ничего нового ни на международном уровне, ни внутри страны. Репутация эта уже и без того ниже всякой критики, считает Валентин Моисеев:
– Мне кажется, что в глазах мирового сообщества российская судебная система и так не очень высоко ценится, в первую очередь, поскольку ее не ценят внутри страны, и репутационное отношение к судам в России очень низкое. И это будет еще одним показателем уровня развития российской судебной системы.
Несмотря на решение Президиума Верховного суда, адвокаты Пичугина намерены добиваться исполнения постановления ЕСПЧ.
В августе 2007 года Пичугин был осужден к пожизненному лишению свободы по обвинению в организации нескольких убийств и покушений.
Журналист Вера Васильева, написавшая об Алексее Пичугине несколько книг, считает его заложником в войне за контроль над нефтяными ресурсами, а также – человеком, сумевшим сохранить честь и достоинство.
Хроника уголовного преследования Алексея Пичугина
Алексей Пичугин был арестован 19 июня 2003 года в связи с обвинением его в организации убийства (якобы в интересах компании ЮКОС) в 2002 году тамбовских бизнесменов Ольги и Сергея Гориных, а также в 1998 году – покушения на главу Управления по общественным связям мэрии Москвы Ольгу Костину и разбойного нападения и покушения на управляющего компании "РОСПРОМ" Виктора Колесова.
14 июля 2003 года в СИЗО ФСБ "Лефортово" в ходе допроса двое неизвестных – предположительно, сотрудники ФСБ – применили к Алексею Пичугину так называемую "сыворотку правды". Результатом стали провалы в памяти, головные боли, галлюцинации, повышенное артериальное давление, перепады психического состояния, сильнейший фурункулез, повышенная температура и потеря 30 килограммов веса.
4 октября 2004 года в Московском городском суде под председательством Натальи Олихвер в закрытом режиме начались слушания по делу Алексея Пичугина, на которые по инициативе Генеральной прокуратуры РФ был наложен гриф "секретно". Однако ни одного секретного документа в ходе всех слушаний рассмотрено так и не было.
30 марта 2005 года судья Наталья Олихвер вынесла Алексею Пичугину приговор. Сотрудник НК ЮКОС был осужден на 20 лет лишения свободы в колонии строгого режима.
14 апреля 2005 года Алексею Пичугину были предъявлены новые обвинения – в частности, в организации убийств в 1998 году мэра Нефтеюганска Владимира Петухова и директора московской торговой фирмы "Феникс" Валентины Корнеевой. По версии гособвинения, Алексей Пичугин действовал, руководствуясь поручением вице-президента ЮКОСа Леонида Невзлина.
17 августа 2006 года был вынесен первый приговор по второму делу Алексея Пичугина. Судья Мосгорсуда Владимир Усов приговорил Алексея Пичугина к 24 годам лишения свободы с отбыванием наказания в колонии строгого режима.
21 февраля 2007 года Судебная коллегия по уголовным делам Верховного суда РФ своим определением отменила этот приговор, а дело вернула в ту же инстанцию на новое рассмотрение, в ином составе суда. При этом суд указал в своем определении, что Алексею Пичугину нужно назначить более строгое, чем 24 года лишения свободы, наказание.
6 августа 2007 года был вынесен второй приговор по второму делу Алексея Пичугина. Судья Петр Штундер приговорил его к пожизненному лишению свободы с отбыванием наказания в колонии особого режима.
4 марта 2007 года Алексей Пичугин был этапирован в Федеральное казенное учреждение "Исправительная колония номер 6" города Соль-Илецк Оренбургской области ("Черный дельфин") для осужденных к пожизненному лишению свободы.
23 октября 2012 года Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) признал несправедливым разбирательство по первому уголовному делу Пичугина. Страсбургский суд постановил, что в отношении бывшего начальника отдела службы безопасности ЮКОСа были нарушены статья 6 ("право на справедливое судебное разбирательство") и статья 5 ("право на свободу и личную неприкосновенность") Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.
22 января 2013 года представители Российской Федерации обжаловали решение ЕСПЧ по делу "Пичугин против России".
18 марта 2013 года Страсбургский суд признал неприемлемой жалобу правительства РФ. Таким образом, решение ЕСПЧ вступило в силу.