Ссылки для упрощенного доступа

Атака на беспилотники


Беспилотные летательные аппараты используются в Пакистане для атак на базы террористов
Беспилотные летательные аппараты используются в Пакистане для атак на базы террористов
В среду после встречи с президентом Бараком Обамой в Белом доме премьер-министр Пакистана Наваз Шариф заявил, что во время переговоров он настаивал на прекращении действий американских беспилотников на пакистанской территории. Но The Washington Post опубликовала статью, из которой следует, что Исламабад разделяет с Вашингтоном часть ответственности за воздушные атаки.

В качестве источника информации авторы статьи, а одним из них является легендарный американский журналист Боб Вудворд, использовали секретные документы ЦРУ и дипломатические меморандумы пакистанского посольства в Вашингтоне. Согласно секретным документам, в течение нескольких лет США и Пакистан сотрудничали в определении целей атак, пакистанское правительство получало полную информацию о воздушных операциях. Как эти документы попали в распоряжение газеты, неизвестно.

Досье, которое охватывает четыре года антитеррористических операций ЦРУ в Пакистане, – последние документы датируются 2011 годом – создает картину достаточно тесного сотрудничества между американскими и пакистанскими спецслужбами. Сотрудничества, впрочем, омрачаемого взаимными подозрениями и претензиями.

Американские документы, в которых содержится описание более чем шестидесяти пяти воздушных атак, представляют собой отчеты,
Десятки тысяч мирных жителей были убиты в последние годы, подавляющее большинство их стало жертвами не американских беспилотников, а пакистанских террористов
подготовленные ЦРУ для информирования посольства Пакистана в Вашингтоне. Эти брифинги, в которых участвовал бывший посол Пакистана в США Хуссейн Хаккани, были, судя по документам, постоянным мероприятием. ЦРУ оповещало пакистанцев о нанесенных ударах и предоставляло данные об их результатах, включая снимки, сделанные камерами беспилотников до и после воздушных атак.

В некоторых случаях удары наносились по наводке пакистанских спецслужб. Например, в документе, датируемом 2010 годом, есть ссылка на то, что уничтожение объекта было произведено по "просьбе вашего правительства". В другом месте есть упоминание о "ряде объектов, имеющих отношение к совместным усилиям ЦРУ и МВР (Пакистанской межведомственной разведки) по определению объектов атак".

Эти секретные бумаги дают представление об эволюции "воздушной войны" с террористами в Пакистане. Согласно The Washington Post, поначалу ЦРУ преследовало сравнительно скромные цели: уничтожение главных действующих лиц "Аль-Каиды" и ее филиалов, имевших отношение к атакам 11 сентября, до которых невозможно добраться другими способами. Затем объектом воздушных нападений стали радикальные группы, причастные к терроризму.

От поименного списка объектов атак ЦРУ перешло, образно говоря, к групповым. Беспилотники вели наблюдение за вооруженными группами людей и атаковали их, если их поведение выглядело подозрительным. Один из таких ударов был нанесен 14 января 2010 года по группе из семнадцати человек, находившейся в тренировочном лагере талибов, после того как операторы беспилотников пришли к выводу, что эта группа "занималась изучением методов физической ликвидации людей".

ЦРУ уведомило Пакистан, что в первой половине 2011 года было убито 152 боевика и 26 ранено. В графе "жертвы среди мирных жителей" стоит ноль.
Официальных данных о результатах атак беспилотников нет. По данным неправительственных организаций, их жертвами стали около трех тысяч человек, среди них несколько сотен мирных жителей.

В среду во время своего первого визита в Вашингтон новый премьер-министр Пакистана Наваз Шариф после встречи с президентом Бараком Обамой заявил о том, что он "сделал акцент на необходимости положить конец подобным ударам". Глава Пакистана, впрочем, не сказал ничего конкретного о том, как он намерен этого добиваться.

Воздушная кампания ЦРУ вызывает громкую критику и жалобы пакистанцев на то, что воздушные удары контрпродуктивны, что они увеличивают ряды сторонников талибов. Однако публикация в The Washington Post лишь подтвердила давние предположения американских аналитиков о согласии Вашингтона и Исламабада относительно таких методов борьбы с радикальными группами.

Как говорит Дэниэл Марки из нью-йоркского Совета по международным отношениям, враги Соединенных Штатов являются врагами и Пакистана:

– Пакистанское государство борется с экстремистскими группами за выживание. Мирное население подвергается постоянной угрозе. Десятки тысяч мирных жителей были убиты в последние годы, подавляющее большинство их стало жертвами не американских беспилотников, а пакистанских террористов. Талибы, которые по своей идеологии все больше сближаются с "Аль-Каидой", переносят свои атаки из приграничных областей в города. Они взрывают церкви, мечети, организуют взрывы на рынках, атакуют государственные институты. Это наша общая с пакистанцами борьба. Талибы ищут любую возможность для атак в Пакистане, они готовы к атакам в США – достаточно напомнить, что организатор неудачной террористической атаки на Таймс-сквер в Нью-Йорке прошел подготовку в лагере талибов в Пакистане. Объектами атак талибов станет Индия, станут западные страны, и пакистанское правительство рассматривает их в качестве угрозы.

Тем не менее секретные документы ЦРУ подтверждают предположения о том, что Вашингтон опасается двойной игры со стороны пакистанских спецслужб. В одном из меморандумов госсекретаря Хиллари Клинтон, переданном пакистанскому послу содержится, например, упрек в том, что, по американским данным, пакистанская разведка связана с экстремистскими группами, действующими в Афганистане. В 2011 году заместитель директора ЦРУ передал послу Пакистана материалы видеосъемки, где была запечатлена спешная эвакуация одного из складов взрывчатки, принадлежавшего экстремистской группе. Вывоз материалов начался после того, как ЦРУ предоставило сведения об этом хранилище пакистанской разведке.

Партнеры: the True Story

XS
SM
MD
LG