Ссылки для упрощенного доступа

Судьба "Росбалта": предупреждение строптивым?


"Росбалт" почти не виден
пожалуйста, подождите

No media source currently available

0:00 0:14:47 0:00
Скачать медиафайл

"Росбалт" почти не виден

Владимир Кара-Мурза: Сегодня День народного единства, но, помимо национального единения, существует и журналистская солидарность. И все журналистское сообщество вот уже который день продолжает обсуждать решение Мосгорсуда, отозвавшего у агентства "Росбалт" свидетельство о регистрации средства массовой информации. Роскомнадзор в начале октября обратился в суд с требованием аннулировать лицензию "Росбалта" из-за размещения материалов, содержавших нецензурную брань, в нарушение статьи 16-ой закона о прессе. Агентство получило предупреждение за видеоролик "Джигит из Краснодара" и видеозапись новой песни "Пуси Райт". Оба ролика с сайта агентства были удалены. Но в суде представитель Роскомнадзора сообщил, что прекращение регистрации "Росбалта" в качестве СМИ не означает прекращение его существования. Оно сможет продолжить свою работу в качестве информационного сайта.

Сегодня тема нашей беседы: судьба агентства "Росбалт" – предупреждение строптивым? Об этом мы говорим с секретарем Союза журналистов России Павлом Гутионтовым и нашим собкором в Санкт-Петербурге Татьяной Вольтской.

Татьяна, расскажите сначала, что за инцидент был в питерском метро с участием националистов? А потом вернемся к нашей главной теме.

Татьяна Вольтская: Сегодня у нас был и санкционированный марш, была попытка и несанкционированного марша, после чего 40 человек задержали. Был флеш-моб на Дворцовой площади, когда националисты пытались под магнитофон танцевать, но тоже там около 40 человек задержали. Казалось, что на этом все закончилось, но люди не остыли, и около 50 человек с битами отправились на Удельный рынок громить там ларьки. Есть неподтвержденная информация, что у метро "Удельная" были беспорядки.

По поводу "Росбалта", я бы сказала, что главная реакция журналистского сообщества – это возмущение. Высказался Петербургский союз журналистов, и в Москве журналисты высказывались за прекращение гонений на "Росбалт". Был у нас "Марш против ненависти", и там были плакаты "Оставьте в покое "Росбалт"", "Руки прочь от "Росбалта"". Но мнения разные. Большинство людей говорит, что это давление на СМИ, наступление на свободу слова. Тем более, судя по доказательствам защиты, оба эти ролика, за которые, кстати, корреспонденты были уже оштрафованы, они были размещены из ЮТуба, это не собственная информация "Росбалта", на эти ролики была ссылка. Но даже там эти выражения были сделаны нечитаемыми, неслышимыми благодаря специальным заглушкам. На нет и суда нет – говорит защита, но Роскомнадзор считает иначе.

Есть и конспирологические версии, потому что такие случаи бывают, Роскомнадзор дает предупреждение, и если СМИ убирает спорный материал со своего сайта, то все в порядке. Здесь этого не произошло. "Росбалт" убрал ролики, заплатил штраф – и все равно лицензия была отозвана. Значит, говорят некоторые люди, здесь все не так просто. Может быть, "Росбалт" опубликовал какой-то материал о чиновнике, которому это не понравилось, либо всем известно, что муж Натальи Черкесовой, Виктор Черкесов, известный человек, и может быть, с кем-то он поссорился. Но все это только на уровне догадок. Максим Резник, депутат петербургского Законодательного собрания, сказал, что вопрос "Росбалта" будет рассмотрен в комиссии, потому что эта ситуация их возмутила, и некоторые наши депутаты считают это недопустимым. И потом, говорят, что непонятно, что можно считать нецензурной лексикой, нет твердых и четких формулировок, и есть опасность, что таким образом можно манипулировать СМИ, и тогда прецедент "Росбалта" открывает нехорошую дорогу для всех остальных.

Владимир Кара-Мурза: У нас на прямой связи генеральный директор "Росбалта" Лариса Афонина.

Чем вы объясняете такое жесткое решение Мосгорсуда?

Лариса Афонина: Трудно сказать, чем руководствовался Мосгорсуд. И всех удивляет скорость, с которой Мосгорсуд принял это решение, на наш взгляд, абсолютно неправомерное. С точки зрения закона есть четыре позиции, по которым лицензия может быть отозвана, а именно: обманным путем зарегистрировано СМИ; СМИ не выходит в свет более года; не зарегистрировано в течение трех месяцев пост-ап; либо повторно зарегистрированное СМИ. Поскольку "Росбалт" не подпадает ни под одну из этих четырех позиций, стало быть, иск неправомерен. Это не только наше мнение, но и мнение известных юристов, скажем, Института правого мониторинга Общественной палаты, Елена Лукьянова такой вердикт вынесла; Владимир Энтин, один из авторов закон о СМИ; Михаил Федотов, председатель Совета по правам человека. Многие известные люди писали письма в Роскомнадзор, но никто из выдающихся замечательных людей и организаций не получил от Роскомнадзора никакого ответа. Мы не получили даже документов из Мосгорсуда, мы получили телефонный звонок о том, что через три дня (хотя по закону другие сроки предусмотрены) состоится заседание суда. Оно, правда, было перенесено, но тоже ненадолго – на неделю. И вот эта скорость принятия судьбоносных для нас решений просто поражает воображение и наводит на грустные размышления. Похоже, что все не так просто. Потому что достаточно долго у нас дела в судах слушаются, достаточно долгие процессы, а здесь такая спешка.

Владимир Кара-Мурза: Павел, чем вы объясняете эту ситуацию? И какую профессиональную репутацию имеет агентство "Росбалт"?

Павел Гутионтов: Сразу скажу, что понять логику Роскомнадзора и логику суда невозможно. Не думаю, что произошло нечто настолько чрезвычайное, что необходимо принимать сразу же самые могучие санкции, которые предусмотрены законом. Это первое. Мы приучены к тому, что сразу в таких случаях смотрим, кому и чем помешал "Росбалт". Возникает вопрос о генерале Черкесове, бывшем личном друге, товарище и коллеге президента страны. Наверное, охлаждение их отношений привело к таким неожиданным результатам. Второе, совершенно верно коллеги сказали, что та скорость, с которой решен этот вопрос, беспрецедентна. Ничего подобного я не помню. Я знаю более яркие, более злостные, более очевидные нарушения, которые наши коллеги допускали за последние годы, и ни разу контролирующие судебные органы не реагировали так жестко и так категорично. Совершенно понятно, что тот закон, на основании которого страдает "Росбалт", с самого начала абсолютно нечеток и юридически не выверен, он бессмысленен и очень опасен. Мы получили то, о чем предупреждали с самого начала.

Владимир Кара-Мурза: Лариса, освещение каких тем могло вызвать раздражение в Кремле?

Лариса Афонина: Мне очень сложно представить какую-то конспирологическую версию, особенно связанную с генералом Черкесовым. Прошу обратить внимание, что агентство работает на рынке 13 лет, и за это время получено множество наград, замечательных призов, и от президента мы получали письма, что мы стоим на передовом рубеже, что мы большие молодцы, по поводу наших юбилеев. Мы работаем каждый день, по 600 материалов публикуем, информационных и аналитических, у нас 5 миллионов уникальных читателей в месяц, 20 миллионов прочтений. Редко у какого СМИ такая огромная аудитория. Конечно, мы регулярно пишем про то, что, наверное, может каким-то чиновникам не понравиться, может быть, даже каким-то очень большим чиновникам, но на то мы и журналисты. У нас профессия такая – писать о том, что плохо, что нам представляется вредным для нашего государства, для нашего народа, для нашего общего процветания. Кому-то, наверное, перешли дорогу, не это была цель наших материалов, но такое, наверное, случалось. И теперь вспоминать, кого же мы так оскорбили и обидели, - можно навоображать себе что угодно. Мы имеем дело с информацией, с аналитикой, и мы этим занимаемся каждый день. Мы общественно-политическое СМИ, и этим все сказано! Мы занимаемся разным и стараемся быть полезными.



Полная версия видео доступна по ссылке

Материалы по теме

XS
SM
MD
LG