Ежемесячники обычно, и уж мне ли не знать, верстают за месяц, полтора до рассылки и до выброса на прилавки. Поэтому известия, даже если они требуют особенного внимания, часто опаздывают. Увы, иногда на целых пять недель. Одно из печальных событий произошло в конце августа, но лишь в нынешнем ноябрьском выпуске «Даунбита» опубликована небольшая заметка о, как пишет Скот Яноу «самом недооцененном пианисте и композиторе эпохи хард-бопа». Мне довелось говорить в сентябре о двух потерях в мире джаза: Седар Уолтон и Мэриан МакПартлэнд покинули наш мир. Сегодня я хочу вернуться к творчеству Седара Уолтона, но в большом объеме.
Ваши личные хрипящие аки при хроническом бронхите Вэфы и Спидолы настроены на частоты «Свободы». В эфире очередное «Время Джаза», которое, можно так же, и гораздо чище и стабильнее, слушать на нашем сайте www.svoboda.org. У микрофона в Париже – Дмитрий Савицкий
Art Blakey & The Jazz Messengers - Sweet 'n' Sour – 5:28 (Art Blakey & The Jazz Messengers)
«Sweet 'n' Sour», «Сладко-кислое», композиция саксофониста Уейна Шортера. Фредди Хаббард – труба; Уейн – тенор-сакс; Кёртис Фуллер – тромбон; Седар Уолтон – рояль; Реджи Уоркмэн – контрабас и Арт Блейки – лидер и ударник. «Вестники Джаза», 23 октября 1962 года, студия звукозаписи «Plaza Sound», продюсер – Оррин Кипньюз.
«Один из самых разносторонних ценнейших пианистов хард-бопа, - замечает Скот Яноу, - великолепнейший аккомпаниатор, funky touch, с великолепным чувством мелодии, украсивший своей игрой записи наиболее одаренных солистов эпохи, был одновременно самым недооцененным музыкантом хард-бопа. И как будто этого мало, он оказался еще и недооцененным композитором, автором таких блестящих пьес, как «Мозаика», Маэстро», «Бронежилет», «Полночный Вальс», «Рука в перчатке», «Ugetsu» и «Ohos de Rojos».
Так вот нынче разговор пойдет о Седаре Уолтоне, который скончался 19 августа в Бруклине, Нью-Йорк в возрасте 79 лет, рассказ о нем, но с другими иллюстрациями и его собственными воспоминаниями о том, как изменил его жизнь Арт Блейки. Эти строки я и нашел в опоздавшем на пять недель «Даунбите».
Cedar Walton - Midnight Waltz - 5:03 (Milt Jackson - It Don't Mean A Thing – Pablo)
«Midnight Waltz», «Полночный Вальс», Седара Уолтона. Милт Джексон – лидер и вибрафон; Уолтон – рояль; Рей Браун – контрабас и Мики Роукер – ударные. Студия звукозаписи RCA, Нью-Йорк, июль 84 года.
Напомню, Седар Энтони Уолтон вырос в Далласе, Техас. Как это обычно и случается, первым учителем молодого Седара Энтони Уолтона была его мать – профессиональная пианистка. Но Энтони-Младший играл так же и на кларнете. Его, скажем пластиночными и радио-учителями, а в редких случаях и клубными персонажами были Нэт-Кинг-Коул, Бад Пауэл, Телониус Монк и Арт Тейтум. О лучшей образовательной программе трудно мечтать. Седар Уолтон учился композиции в университете Денвера. Он рано выбрал карьеру музыканта, и какое-то время играл в местных оркестрах ритма-и-блюза. Но его мечтой был Нью-Йорк, куда он и переехал в 1955 году, однако ранний дебют был оборван: с 1956 года по 1958 он тянул армейскую лямку. По возвращению в Нью-Йорк он начинает играть с саксофонистами Джиджи Грайсом, Лу Дональдсоном и в декабре 1958 года занимает место пианиста Томми Флэнэгена в квинтете Джей Джей Джонса. С июля 1960 года и по август 1961 он входит в Jazztet Арта Фармера и Бенни Голсона, а затем (и вплоть до 64 года) Седар Уолтон становится одним из «Вестников Джаза».
Я должен извиниться перед нашими слушателями, которые пишут мне о городах и реках на букву Ы! Например, наш слушатель Bartali пишет, цитирую «граница между Татарстаном и Башкирией проходит по реке Ык, впадающей в реку Белую…»! А Геннадий Трущелёв прислал мне герб поселка Ыллымах! Каюсь, буду учиться, но все равно должен напомнить, что вы слушаете еженедельное свингующее «Время Джаза» на коротких волнах «Свободы», через спутники HotBird и AsiaSat-3, а так же с нашего сайта www.svoboda.org. У микрофона в Лютеции, уже открывший атлас на букву Ы, ваш ДС.
«Тема Для Эрни» Джона Колтрейна длится почти что 12 минут. Седар Уолтон, рояль, играет с Дэйвидом Уильямсом – контрабас и Билли Хиггинсом – ударные. Запись была сделана 28 марта 1985 года во время концерта в Болонье, Италия. Четыре звездочки по шкале Скотта Яноу.
Cedar Walton - Theme For Ernie – 11:42 (Cedar Walton - The Trio – Red)
«Theme For Ernie» Джона Колтрейна. Трио Седара Уолтона на гастролях в Италии, март 1985 года.
Из СД Уолтона я бы рекомендовал “Breakthrough” 1972 года, “Blues for myself” 86 года; “Cedar Walton plays” так же 1986 года, «Композитор» 1996 год, и «Восточное Восстание, том первый» 1975 год.
Седар Уолтон был идеальным аккомпаниатором, аранжировщиком, сайдмэном, но он был и великолепным солистом. Он умел, как в последней пьесе, скрывать свою виртуозность под узорами разбегающихся арабесок и неизменно всплывающем чувством юмора. Правая рука его зачастую расписывалась подписью Бада Пауэла, а, начиная с семидесятых, он позволял себе устраивать звуковой коктейль из блюза, страйда и бибопа. При этом иногда он намекал на Билла Эванса и на чисто классические реплики, вовремя удирая на крыльях пересмешника.
Волею судьбы или же волею соседей, запускающих звук на всю округу, вы слушаете нас, сонливо или с интересом, на коротких волнах «Свободы» и с нашего сайта www.svoboda.org . У микрофона в городке на Сене, где осенние листья скоро станут лишь воспоминанием, ваш ДС.
Но у нас есть возможность вернуться на полтора месяца назад. И без помощи «Даунбита»!
Karrin Allyson - Autumn Leaves (Les Feuilles Mortes) – 4:46 (Karrin Allyson – Collage - Concord Jazz)
«Autumn Leaves, Les Feuilles Mortes», «Осенние или Мёртвые Листья» - музыка 1945 года франко-венгерского композитора Жозефа Косма. Слова были написаны дважды: в первом варианте французским поэтом Жаком Превером, во втором – американским поэтом-песенником Джонни Мерсером. Каррин Эллисон поет «Опавшие», как мы привыкли их называть, «Листья» в двух вариантах. Она аккомпанирует себе на фортепьяно. Клод «Фиддлер» Уильямс – скрипка; в ритм группе так же Род Флимэн – гитара и Боб Боумэн – контрабас. Этот диск «Коллаж» вышел в июне 1996 года. Приятный, чуть хриплый голос канзасской певицы, которой в июле исполнилось пятьдесят лет, но которой не дашь больше сорока. И шарм здесь играет не последнюю роль.
Но, отдав дань сезону, вернемся к нашему герою.
Среди квартетов, квинтетов, секстетов, октетов и так далее есть «Jazztet», родившийся в 1959 году. Родителями были трубач Арт Фармер и саксофонист Бенни Голсон. Секстет-«Jazztet» несколько раз менял состав участников и в июле 1960 года пианистом Jazztet’a» стал Седар Уолтон.
Jazztet - Farmer's Market – 8:24 (Jazztet -Live At The Birdhouse-61 – Verve)
«Farmer's Market», «Фермерский Рынок», вестимо, Арта Фармера, чья фамилия переводится, как Фермер. Арт Фармер – труба; Бенни Голсон – тенор-саксофон; Томас Макинтош – тромбон; Седар Уолтон – рояль; Томас Уильямс – контрабас и Элберт Хиз – ударные. Май 1961 года, клуб «Birdhouse», Чикаго. Отличное соло Седара Уолтона.
«Даунбит» называет, кроме участия в указанных мной формированиях («Jazz Messengers» и «Jazztet») и игру Седара Уолтона с Джоном Колтрейном, Сонни Роллинсом, Кенни Дорэмом, Ли Морганом, Декстером Гордоном, Орнеттом Коулмэном, Джином Аммонсом и Сонни Ститтом. Здесь же указано, что Уолтон был награжден степенью Jazz Master – это высшая награда для джазменов в США. Он так был награжден премией NEA – за вклад в национальное искусство. «Даунбит» приводит слова пианиста, которые меня и заинтересовали больше всего.
Он писал в «Даунбите» в 1981 году: «Когда я вошел в комбо Арта Блейки, я понял, что играть надо мощнее, сильнее и нужно научиться выбирать паузы для вступления. Иначе при этой (шквальной) игре ударника тебя просто не слышно. Это было потрясающее время: в состав «Вестников» в ту эпоху входили трубач Фредди Хаббард, саксофонист Уейн Шортер и тромбонист Кёртис Фуллер. Арт Блейки подбадривал нас, чтобы мы учились тому, как и самим, быть лидерами. Он очень чётко составлял репертуар, и он был внимателен к аудитории. Эти качества мы унаследовали от него».
Финишная прямая вашего личного «Времени Джаза». Если вы опоздали к началу передачи – не беда! Вы всегда найдете подкасты последних передач на нашем сайте www.svoboda.org .
Cedar Walton - Underground Memoirs – 5:35 (Cedar Walton - Underground Memoirs – HighNote)
«Underground Memoirs», «Тайные Воспоминания» Седара Уолтона. Он же – соло. Он записал этот альбом в 1992 году для «Concord Jazz», но СД появился в продаже лишь в 2005 году на фирме «HighNote». Седар Уолтон чрезвычайно редко, особенно после того, как ему стукнуло 60 – записывался соло.
Ну и на прощанье отрывок из 12-минутной композиции Уолтона «Мозаика» с тем самым знаменитым составом «Вестников Джаза». Двойной альбом называется «Три слепых мыши»:
Art Blakey – Mosaic – 12:27 (Art Blakey - Three Blind Mice – Blue Note)
«Mosaic», «Мозаика» Седара Уолтона. Фредди Хаббард – труба; Уейн Шортер – тенор-саксофон; Кёртис Фуллер – тромбон; Седар Уолтон – рояль; Джимми Мэррит – контрабас и Арт Блейки – ударные. «Renaissance Club», Голливуд, март 1962 года.
Вот на этом отрывке двенадцатиминутной композиции Уолтона мы сегодня и расстанемся. «Время Джаза» снова будет вместе с вами на коротких волнах «Свободы» или же на нашем сайте www.svoboda.org . через неделю. Всех вам благ, чао, бай!
Ваши личные хрипящие аки при хроническом бронхите Вэфы и Спидолы настроены на частоты «Свободы». В эфире очередное «Время Джаза», которое, можно так же, и гораздо чище и стабильнее, слушать на нашем сайте www.svoboda.org. У микрофона в Париже – Дмитрий Савицкий
Art Blakey & The Jazz Messengers - Sweet 'n' Sour – 5:28 (Art Blakey & The Jazz Messengers)
«Sweet 'n' Sour», «Сладко-кислое», композиция саксофониста Уейна Шортера. Фредди Хаббард – труба; Уейн – тенор-сакс; Кёртис Фуллер – тромбон; Седар Уолтон – рояль; Реджи Уоркмэн – контрабас и Арт Блейки – лидер и ударник. «Вестники Джаза», 23 октября 1962 года, студия звукозаписи «Plaza Sound», продюсер – Оррин Кипньюз.
«Один из самых разносторонних ценнейших пианистов хард-бопа, - замечает Скот Яноу, - великолепнейший аккомпаниатор, funky touch, с великолепным чувством мелодии, украсивший своей игрой записи наиболее одаренных солистов эпохи, был одновременно самым недооцененным музыкантом хард-бопа. И как будто этого мало, он оказался еще и недооцененным композитором, автором таких блестящих пьес, как «Мозаика», Маэстро», «Бронежилет», «Полночный Вальс», «Рука в перчатке», «Ugetsu» и «Ohos de Rojos».
Так вот нынче разговор пойдет о Седаре Уолтоне, который скончался 19 августа в Бруклине, Нью-Йорк в возрасте 79 лет, рассказ о нем, но с другими иллюстрациями и его собственными воспоминаниями о том, как изменил его жизнь Арт Блейки. Эти строки я и нашел в опоздавшем на пять недель «Даунбите».
Cedar Walton - Midnight Waltz - 5:03 (Milt Jackson - It Don't Mean A Thing – Pablo)
«Midnight Waltz», «Полночный Вальс», Седара Уолтона. Милт Джексон – лидер и вибрафон; Уолтон – рояль; Рей Браун – контрабас и Мики Роукер – ударные. Студия звукозаписи RCA, Нью-Йорк, июль 84 года.
Напомню, Седар Энтони Уолтон вырос в Далласе, Техас. Как это обычно и случается, первым учителем молодого Седара Энтони Уолтона была его мать – профессиональная пианистка. Но Энтони-Младший играл так же и на кларнете. Его, скажем пластиночными и радио-учителями, а в редких случаях и клубными персонажами были Нэт-Кинг-Коул, Бад Пауэл, Телониус Монк и Арт Тейтум. О лучшей образовательной программе трудно мечтать. Седар Уолтон учился композиции в университете Денвера. Он рано выбрал карьеру музыканта, и какое-то время играл в местных оркестрах ритма-и-блюза. Но его мечтой был Нью-Йорк, куда он и переехал в 1955 году, однако ранний дебют был оборван: с 1956 года по 1958 он тянул армейскую лямку. По возвращению в Нью-Йорк он начинает играть с саксофонистами Джиджи Грайсом, Лу Дональдсоном и в декабре 1958 года занимает место пианиста Томми Флэнэгена в квинтете Джей Джей Джонса. С июля 1960 года и по август 1961 он входит в Jazztet Арта Фармера и Бенни Голсона, а затем (и вплоть до 64 года) Седар Уолтон становится одним из «Вестников Джаза».
Я должен извиниться перед нашими слушателями, которые пишут мне о городах и реках на букву Ы! Например, наш слушатель Bartali пишет, цитирую «граница между Татарстаном и Башкирией проходит по реке Ык, впадающей в реку Белую…»! А Геннадий Трущелёв прислал мне герб поселка Ыллымах! Каюсь, буду учиться, но все равно должен напомнить, что вы слушаете еженедельное свингующее «Время Джаза» на коротких волнах «Свободы», через спутники HotBird и AsiaSat-3, а так же с нашего сайта www.svoboda.org. У микрофона в Лютеции, уже открывший атлас на букву Ы, ваш ДС.
«Тема Для Эрни» Джона Колтрейна длится почти что 12 минут. Седар Уолтон, рояль, играет с Дэйвидом Уильямсом – контрабас и Билли Хиггинсом – ударные. Запись была сделана 28 марта 1985 года во время концерта в Болонье, Италия. Четыре звездочки по шкале Скотта Яноу.
Cedar Walton - Theme For Ernie – 11:42 (Cedar Walton - The Trio – Red)
«Theme For Ernie» Джона Колтрейна. Трио Седара Уолтона на гастролях в Италии, март 1985 года.
Из СД Уолтона я бы рекомендовал “Breakthrough” 1972 года, “Blues for myself” 86 года; “Cedar Walton plays” так же 1986 года, «Композитор» 1996 год, и «Восточное Восстание, том первый» 1975 год.
Седар Уолтон был идеальным аккомпаниатором, аранжировщиком, сайдмэном, но он был и великолепным солистом. Он умел, как в последней пьесе, скрывать свою виртуозность под узорами разбегающихся арабесок и неизменно всплывающем чувством юмора. Правая рука его зачастую расписывалась подписью Бада Пауэла, а, начиная с семидесятых, он позволял себе устраивать звуковой коктейль из блюза, страйда и бибопа. При этом иногда он намекал на Билла Эванса и на чисто классические реплики, вовремя удирая на крыльях пересмешника.
Волею судьбы или же волею соседей, запускающих звук на всю округу, вы слушаете нас, сонливо или с интересом, на коротких волнах «Свободы» и с нашего сайта www.svoboda.org . У микрофона в городке на Сене, где осенние листья скоро станут лишь воспоминанием, ваш ДС.
Но у нас есть возможность вернуться на полтора месяца назад. И без помощи «Даунбита»!
Karrin Allyson - Autumn Leaves (Les Feuilles Mortes) – 4:46 (Karrin Allyson – Collage - Concord Jazz)
«Autumn Leaves, Les Feuilles Mortes», «Осенние или Мёртвые Листья» - музыка 1945 года франко-венгерского композитора Жозефа Косма. Слова были написаны дважды: в первом варианте французским поэтом Жаком Превером, во втором – американским поэтом-песенником Джонни Мерсером. Каррин Эллисон поет «Опавшие», как мы привыкли их называть, «Листья» в двух вариантах. Она аккомпанирует себе на фортепьяно. Клод «Фиддлер» Уильямс – скрипка; в ритм группе так же Род Флимэн – гитара и Боб Боумэн – контрабас. Этот диск «Коллаж» вышел в июне 1996 года. Приятный, чуть хриплый голос канзасской певицы, которой в июле исполнилось пятьдесят лет, но которой не дашь больше сорока. И шарм здесь играет не последнюю роль.
Но, отдав дань сезону, вернемся к нашему герою.
Среди квартетов, квинтетов, секстетов, октетов и так далее есть «Jazztet», родившийся в 1959 году. Родителями были трубач Арт Фармер и саксофонист Бенни Голсон. Секстет-«Jazztet» несколько раз менял состав участников и в июле 1960 года пианистом Jazztet’a» стал Седар Уолтон.
Jazztet - Farmer's Market – 8:24 (Jazztet -Live At The Birdhouse-61 – Verve)
«Farmer's Market», «Фермерский Рынок», вестимо, Арта Фармера, чья фамилия переводится, как Фермер. Арт Фармер – труба; Бенни Голсон – тенор-саксофон; Томас Макинтош – тромбон; Седар Уолтон – рояль; Томас Уильямс – контрабас и Элберт Хиз – ударные. Май 1961 года, клуб «Birdhouse», Чикаго. Отличное соло Седара Уолтона.
«Даунбит» называет, кроме участия в указанных мной формированиях («Jazz Messengers» и «Jazztet») и игру Седара Уолтона с Джоном Колтрейном, Сонни Роллинсом, Кенни Дорэмом, Ли Морганом, Декстером Гордоном, Орнеттом Коулмэном, Джином Аммонсом и Сонни Ститтом. Здесь же указано, что Уолтон был награжден степенью Jazz Master – это высшая награда для джазменов в США. Он так был награжден премией NEA – за вклад в национальное искусство. «Даунбит» приводит слова пианиста, которые меня и заинтересовали больше всего.
Он писал в «Даунбите» в 1981 году: «Когда я вошел в комбо Арта Блейки, я понял, что играть надо мощнее, сильнее и нужно научиться выбирать паузы для вступления. Иначе при этой (шквальной) игре ударника тебя просто не слышно. Это было потрясающее время: в состав «Вестников» в ту эпоху входили трубач Фредди Хаббард, саксофонист Уейн Шортер и тромбонист Кёртис Фуллер. Арт Блейки подбадривал нас, чтобы мы учились тому, как и самим, быть лидерами. Он очень чётко составлял репертуар, и он был внимателен к аудитории. Эти качества мы унаследовали от него».
Финишная прямая вашего личного «Времени Джаза». Если вы опоздали к началу передачи – не беда! Вы всегда найдете подкасты последних передач на нашем сайте www.svoboda.org .
Cedar Walton - Underground Memoirs – 5:35 (Cedar Walton - Underground Memoirs – HighNote)
«Underground Memoirs», «Тайные Воспоминания» Седара Уолтона. Он же – соло. Он записал этот альбом в 1992 году для «Concord Jazz», но СД появился в продаже лишь в 2005 году на фирме «HighNote». Седар Уолтон чрезвычайно редко, особенно после того, как ему стукнуло 60 – записывался соло.
Ну и на прощанье отрывок из 12-минутной композиции Уолтона «Мозаика» с тем самым знаменитым составом «Вестников Джаза». Двойной альбом называется «Три слепых мыши»:
Art Blakey – Mosaic – 12:27 (Art Blakey - Three Blind Mice – Blue Note)
«Mosaic», «Мозаика» Седара Уолтона. Фредди Хаббард – труба; Уейн Шортер – тенор-саксофон; Кёртис Фуллер – тромбон; Седар Уолтон – рояль; Джимми Мэррит – контрабас и Арт Блейки – ударные. «Renaissance Club», Голливуд, март 1962 года.
Вот на этом отрывке двенадцатиминутной композиции Уолтона мы сегодня и расстанемся. «Время Джаза» снова будет вместе с вами на коротких волнах «Свободы» или же на нашем сайте www.svoboda.org . через неделю. Всех вам благ, чао, бай!