12 ноября арестованных активистов Greenpeace привезли из Мурманска в Петербург. Теперь интернациональная компания экологов и членов экипажа судна "Арктик Cанрайз", попытавшихся забраться на платформу "Приразломная" в Печорском море в знак протеста против добычи нефти в Арктике, переместилась из мурманского СИЗО в несколько петербургских. Необходимость такого перемещения объяснил Следственный комитет: оказывается, деяния, в совершении которых их обвиняют, не относятся к юрисдикции судов Мурманской области.
Поезд №21 из Мурманска подошел к 11-й платформе минута в минуту, но журналистов, подавшихся к последнему вагону, туда не пустили: место было загодя оцеплено полицейскими и омоновцами, а вскоре после остановки поезда к последнему вагону, где действительно находились арестованные, подогнали локомотив, вагон отцепили и увезли куда-то назад, в сторону Веселого Поселка и Пороховых. Там-то спецпассажиров и пересадили в автозаки, чтобы отвезти в СИЗО.
Представитель пресс-службы "Гринпис России" Евгений Усов был явно разочарован: "Им так важно было увидеть знакомые лица после стольких дней заключения!" Тем не менее он надеется, что в Петербурге можно будет скорее переломить ситуацию в пользу коллег, которых обвинили сначала в пиратстве, а теперь в хулиганстве:
– Самая главная задача – это вытащить из заключения несправедливо обвиненных людей. Работает целая группа адвокатов, работают волонтеры, пресс-секретари, которые помогают распространять правдивую информацию.
Евгения Усова поразило то, как мрачно был обставлен приезд арестованных активистов в Петербург – как будто везут страшных преступников, убийц или воров. Пресс-секретарь петербургского отделения "Гринпис" Виолетта Рябко тоже считает, что очень важно рассказать всем правду – с этой целью в конце недели у некоторых станций метро будут установлены информационные палатки этой организации, где можно будет получить разные материалы – в том числе о платформе "Приразломная":
– Это очень старая платформа, она работает с 80-х годов по устаревших технологиям, наносящим большой ущерб природе, так что наши коллеги знали, против чего они протестуют. Надо, чтобы теперь об этом узнали и все остальные.
В Петербурге активистов и членов экипажа судна "Арктик Cанрайз" развезли по трем СИЗО – №1, №5 и №3, по другим сведениям – №4. СИЗО №1 все знают как тюрьму "Кресты". "Эта тюрьма является самой большой действующей тюрьмой в Европе, – объясняет сотрудник экологического правозащитного центра "Беллона", член общественной наблюдательной комиссии по контролю за соблюдением прав человек в местах принудительного содержания Николай Рыбако:
– Остальные изоляторы рядом, это так называемый тюремный треугольник. Как только пройдет карантин и к арестованным начнут пускать посетителей, мы сразу же постараемся туда прийти и выяснить, нет ли у них жалоб на условия этапирования и на условия содержания в изоляторах. Конечно, содержание там не лучшее, хотя я не думаю, что оно хуже, чем было в Мурманске. Все же за последние годы состояние следственных изоляторов несколько улучшилось, при этом все понимают, что за соблюдением прав представителей "Гринпис" будет особый контроль, поэтому, надеюсь, что таких нарушений, какие бывают в подобных местах в России, там не допустят. Тем не менее, можно представить, что это будет для людей большим шоком, особенно для иностранцев.
Председатель правления “Беллоны” Александр Никитин надеется, что, возможно, в Санкт-Петербурге условия содержания задержанных активистов-экологов будут лучше. Никитин отмечает и другие “преимущества” их перевода из Мурманска:
– С моей точки зрения, это беспрецедентный случай, когда экологов, которые проводят акции, вдруг объявляют сначала пиратами, потом хулиганами. Может, еще террористами объявят?! Это все очень странно. “Гринпис” всегда был организацией, которая выступала с протестными акциями. И все понимали, что это попытка обратить внимание на какую-либо проблему. И тут вдруг одна из таких акций превращается в уголовное дело. Российские спецслужбы явно знали, что нет на судне "Арктик Санрайз" никаких террористов и никакой реальной угрозы, но тем не менее “Гринпис” попал под эту "раздачу". Я считаю, что надо оценить адекватно моменты, которые, может быть, связаны с каким-то хулиганством. Но превращать это в политическую акцию с уголовным делом и серьезными наказаниями – это очень недальновидно и глупо со стороны России.
– Как вы относитесь к мнению о том, что "Гринпис" иногда выступает на стороне каких-либо крупных компаний, желающих потеснить конкурентов?
– Глядя на прошедшие акции "Гринпис", такой закономерности нельзя найти. "Гринпис" протестовал против "Шелл", против ТНК, против других компаний. Но это всегда протест не против компании как таковой, а против идеи, которую компания несет в том или ином регионе. Акции не всегда происходят в России, бывают и в других местах. Мне кажется, это абсолютно выдуманная история, что "Гринпис" на чьей-то стороне.
– Перевод задержанных активистов из мурманского СИЗО в Петербург ухудшит или улучшит их положение?
– В Петербурге можно привлечь больше внимания, чем в Мурманске. Мурманск – далекий провинциальный город, там меньше адвокатов, меньше общественности. А здесь и консульства, и активные общественные организации, адвокаты. Да и Москва недалеко. С точки зрения привлечения внимания к ситуации вокруг задержанных активистов "Гринпис" в Петербурге ситуация все-таки лучше.
Во вторник Президентский совет по правам человека на своем сайте разместил обращение к главе Следственного комитета РФ Александру Бастрыкину освободить из-под ареста членов экипажа судна "Арктик Санрайз". В обращении сказано: "Совет при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека обращается к Вам, уважаемый Александр Иванович, с просьбой рассмотреть вопрос об изменении меры пресечения активистам-экологам на иную, например, на подписку о невыезде или залог".
В качестве аргумента в пользу активистов "Гринпис" в обращении говорится, что органами предварительного следствия принято решение о переквалификации преступления с пиратства на хулиганство и об этом написано на официальном сайте Следственного комитета.
Однако директор "Гринпис" России Сергей Цыпленков подчеркивает: официальных документов, которые бы подтверждали, что с членов экипажа судна "Арктик Санрайз" сняты обвинения в пиратстве, у адвокатов нет:
– Пока уверенности в том, что сняты обвинения в пиратстве, нет никакой. То, что говорил господин Маркин, можно очень по-разному трактовать. То ли как то, что обвинение заменено, то ли как то, что к первоначальному обвинению добавлено обвинение в хулиганстве. А если вспомнить, как все происходило, начиная с конца сентября, то я боюсь, что даже если в предварительных документах будет сказано о том, что обвинения в пиратстве сняты, то потом это обвинение может опять появиться.
Сергей Цыпленков является членом Совета по правам человека при президенте России. На вопрос, не было ли конфликта интересов при написании обращения к Александру Бастрыкину в поддержку активистов "Гринпис", он отвечает так:
– Обращение было инициировано не мною, меня даже не было на заседании Совета, где обсуждался окончательный вариант текста, я был в командировке. Обращение было поддержано большинством членов Совета. При этом предыдущее письмо, которое ушло генпрокурору, было поддержано единогласно. В нем содержалась просьба, если называть вещи своими именами, чтобы было торжество закона, а не понятий. Среди членов Совета много квалифицированных юристов, и обвинения в пиратстве они считают абсурдом. Письмо генпрокурору инициировал тоже не я, и юристы "Гринпис" не принимали участия в юридической оценке. Мое участие в письме Бастрыкину ограничивается лишь моим заявлением, что я готов стать, если нужно, поручителем, но в финальной версии письма обошлись без указания конкретных имен членов Совета, кто готов стать поручителями".
Инициатором обращения к главе Следственного комитета России в защиту активистов "Гринпис" была Анита Соболева, главный эксперт-консультант некоммерческой организации "Юристы за конституционные права и свободы", ее поддержала Светлана Айвазова, главный научный сотрудник Института социологии РАН, а затем и другие члены президентского Совета по правам человека.
Заместитель руководителя политического отдела "Гринпис" в Берлине Тобиас Мюнхмайер, который провел две недели в Мурманске в попытке оказания помощи своим коллегам по организации, недоумевает по поводу действий российских властей в отношении арестованных:
– По нашим сведениям, условия в СИЗО в Петербурге не лучше, чем в Мурманске. Что стоит за нынешним их перемещением, понять сложно. Если их в конце концов намерены выслать из России, то да, сделать это, наверное, проще и быстрее из Петербурга. Что я хотел бы еще раз отметить – это мирный характер самой акции у "Приразломной", ведь "Гринпис" – мирная организация. Год назад проводилась подобная акция, и реакция с российской стороны не была столь экстремальной, как сейчас. Если бы что-то подобное произошло в Германии, то рассматривалось бы как административное правонарушение, уголовные обвинения, как сейчас в России, не выдвигались бы.
Поезд №21 из Мурманска подошел к 11-й платформе минута в минуту, но журналистов, подавшихся к последнему вагону, туда не пустили: место было загодя оцеплено полицейскими и омоновцами, а вскоре после остановки поезда к последнему вагону, где действительно находились арестованные, подогнали локомотив, вагон отцепили и увезли куда-то назад, в сторону Веселого Поселка и Пороховых. Там-то спецпассажиров и пересадили в автозаки, чтобы отвезти в СИЗО.
Представитель пресс-службы "Гринпис России" Евгений Усов был явно разочарован: "Им так важно было увидеть знакомые лица после стольких дней заключения!" Тем не менее он надеется, что в Петербурге можно будет скорее переломить ситуацию в пользу коллег, которых обвинили сначала в пиратстве, а теперь в хулиганстве:
– Самая главная задача – это вытащить из заключения несправедливо обвиненных людей. Работает целая группа адвокатов, работают волонтеры, пресс-секретари, которые помогают распространять правдивую информацию.
Евгения Усова поразило то, как мрачно был обставлен приезд арестованных активистов в Петербург – как будто везут страшных преступников, убийц или воров. Пресс-секретарь петербургского отделения "Гринпис" Виолетта Рябко тоже считает, что очень важно рассказать всем правду – с этой целью в конце недели у некоторых станций метро будут установлены информационные палатки этой организации, где можно будет получить разные материалы – в том числе о платформе "Приразломная":
– Это очень старая платформа, она работает с 80-х годов по устаревших технологиям, наносящим большой ущерб природе, так что наши коллеги знали, против чего они протестуют. Надо, чтобы теперь об этом узнали и все остальные.
В Петербурге активистов и членов экипажа судна "Арктик Cанрайз" развезли по трем СИЗО – №1, №5 и №3, по другим сведениям – №4. СИЗО №1 все знают как тюрьму "Кресты". "Эта тюрьма является самой большой действующей тюрьмой в Европе, – объясняет сотрудник экологического правозащитного центра "Беллона", член общественной наблюдательной комиссии по контролю за соблюдением прав человек в местах принудительного содержания Николай Рыбако:
– Остальные изоляторы рядом, это так называемый тюремный треугольник. Как только пройдет карантин и к арестованным начнут пускать посетителей, мы сразу же постараемся туда прийти и выяснить, нет ли у них жалоб на условия этапирования и на условия содержания в изоляторах. Конечно, содержание там не лучшее, хотя я не думаю, что оно хуже, чем было в Мурманске. Все же за последние годы состояние следственных изоляторов несколько улучшилось, при этом все понимают, что за соблюдением прав представителей "Гринпис" будет особый контроль, поэтому, надеюсь, что таких нарушений, какие бывают в подобных местах в России, там не допустят. Тем не менее, можно представить, что это будет для людей большим шоком, особенно для иностранцев.
Председатель правления “Беллоны” Александр Никитин надеется, что, возможно, в Санкт-Петербурге условия содержания задержанных активистов-экологов будут лучше. Никитин отмечает и другие “преимущества” их перевода из Мурманска:
– С моей точки зрения, это беспрецедентный случай, когда экологов, которые проводят акции, вдруг объявляют сначала пиратами, потом хулиганами. Может, еще террористами объявят?! Это все очень странно. “Гринпис” всегда был организацией, которая выступала с протестными акциями. И все понимали, что это попытка обратить внимание на какую-либо проблему. И тут вдруг одна из таких акций превращается в уголовное дело. Российские спецслужбы явно знали, что нет на судне "Арктик Санрайз" никаких террористов и никакой реальной угрозы, но тем не менее “Гринпис” попал под эту "раздачу". Я считаю, что надо оценить адекватно моменты, которые, может быть, связаны с каким-то хулиганством. Но превращать это в политическую акцию с уголовным делом и серьезными наказаниями – это очень недальновидно и глупо со стороны России.
– Как вы относитесь к мнению о том, что "Гринпис" иногда выступает на стороне каких-либо крупных компаний, желающих потеснить конкурентов?
– Глядя на прошедшие акции "Гринпис", такой закономерности нельзя найти. "Гринпис" протестовал против "Шелл", против ТНК, против других компаний. Но это всегда протест не против компании как таковой, а против идеи, которую компания несет в том или ином регионе. Акции не всегда происходят в России, бывают и в других местах. Мне кажется, это абсолютно выдуманная история, что "Гринпис" на чьей-то стороне.
– Перевод задержанных активистов из мурманского СИЗО в Петербург ухудшит или улучшит их положение?
– В Петербурге можно привлечь больше внимания, чем в Мурманске. Мурманск – далекий провинциальный город, там меньше адвокатов, меньше общественности. А здесь и консульства, и активные общественные организации, адвокаты. Да и Москва недалеко. С точки зрения привлечения внимания к ситуации вокруг задержанных активистов "Гринпис" в Петербурге ситуация все-таки лучше.
Во вторник Президентский совет по правам человека на своем сайте разместил обращение к главе Следственного комитета РФ Александру Бастрыкину освободить из-под ареста членов экипажа судна "Арктик Санрайз". В обращении сказано: "Совет при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека обращается к Вам, уважаемый Александр Иванович, с просьбой рассмотреть вопрос об изменении меры пресечения активистам-экологам на иную, например, на подписку о невыезде или залог".
Слова господина Маркина можно очень по-разному трактовать. Как то, что обвинение заменено, так и как то, что к первоначальному обвинению добавлено обвинение в хулиганстве
Однако директор "Гринпис" России Сергей Цыпленков подчеркивает: официальных документов, которые бы подтверждали, что с членов экипажа судна "Арктик Санрайз" сняты обвинения в пиратстве, у адвокатов нет:
– Пока уверенности в том, что сняты обвинения в пиратстве, нет никакой. То, что говорил господин Маркин, можно очень по-разному трактовать. То ли как то, что обвинение заменено, то ли как то, что к первоначальному обвинению добавлено обвинение в хулиганстве. А если вспомнить, как все происходило, начиная с конца сентября, то я боюсь, что даже если в предварительных документах будет сказано о том, что обвинения в пиратстве сняты, то потом это обвинение может опять появиться.
Сергей Цыпленков является членом Совета по правам человека при президенте России. На вопрос, не было ли конфликта интересов при написании обращения к Александру Бастрыкину в поддержку активистов "Гринпис", он отвечает так:
– Обращение было инициировано не мною, меня даже не было на заседании Совета, где обсуждался окончательный вариант текста, я был в командировке. Обращение было поддержано большинством членов Совета. При этом предыдущее письмо, которое ушло генпрокурору, было поддержано единогласно. В нем содержалась просьба, если называть вещи своими именами, чтобы было торжество закона, а не понятий. Среди членов Совета много квалифицированных юристов, и обвинения в пиратстве они считают абсурдом. Письмо генпрокурору инициировал тоже не я, и юристы "Гринпис" не принимали участия в юридической оценке. Мое участие в письме Бастрыкину ограничивается лишь моим заявлением, что я готов стать, если нужно, поручителем, но в финальной версии письма обошлись без указания конкретных имен членов Совета, кто готов стать поручителями".
Инициатором обращения к главе Следственного комитета России в защиту активистов "Гринпис" была Анита Соболева, главный эксперт-консультант некоммерческой организации "Юристы за конституционные права и свободы", ее поддержала Светлана Айвазова, главный научный сотрудник Института социологии РАН, а затем и другие члены президентского Совета по правам человека.
Заместитель руководителя политического отдела "Гринпис" в Берлине Тобиас Мюнхмайер, который провел две недели в Мурманске в попытке оказания помощи своим коллегам по организации, недоумевает по поводу действий российских властей в отношении арестованных:
– По нашим сведениям, условия в СИЗО в Петербурге не лучше, чем в Мурманске. Что стоит за нынешним их перемещением, понять сложно. Если их в конце концов намерены выслать из России, то да, сделать это, наверное, проще и быстрее из Петербурга. Что я хотел бы еще раз отметить – это мирный характер самой акции у "Приразломной", ведь "Гринпис" – мирная организация. Год назад проводилась подобная акция, и реакция с российской стороны не была столь экстремальной, как сейчас. Если бы что-то подобное произошло в Германии, то рассматривалось бы как административное правонарушение, уголовные обвинения, как сейчас в России, не выдвигались бы.