Ссылки для упрощенного доступа

Повесть о двух городах


На прошлой неделе Нью-Йорк, город, где я живу, сделал резкий шаг влево. И не то чтобы Майкл Блумберг, предыдущий мэр, был особенно правым – он одержал первую победу на выборах как умеренный республиканец, но затем вышел из партии и приобрел известность как один из инициаторов национальной кампании за ограничение владения оружием, борец с курением и ожирением. Это, я бы сказал, скорее репутация прогрессивного активиста.

Однако преемник Блумберга Билл Де Блазио, избранный в мэры сокрушительным большинством ньюйоркцев, скроен совсем из другого материала. Его корни – в левом крыле демократической партии, в молодости он был поклонником никарагуанского сандинистского режима (и жил некоторое время в Никарагуа) и других стандартных кумиров этого направления. В то время как Блумберг – предприниматель, миллиардер и создатель крупного информационного агентства, Де Блазио – общественный организатор, избранный затем членом нью-йоркского городского совета. В последнее время он занимал тоже выборную должность общественного адвоката, в функции которого входит помощь горожанам в их отношениях с городской бюрократией.

В ходе предвыборной кампании он резко противопоставлял себя Блумбергу, избрав главным лозунгом название романа Чарльза Диккенса "Повесть о двух
Одно дело заигрывать с избирателями в ходе кампании, и совсем другое – выполнять данные обещания
городах": дескать, за время администрации Блумберга город фактически разделился на два лагеря, основная масса богатств сосредоточена в руках финансистов Уолл-Стрит, тогда как представители среднего класса не в состоянии найти себе жилье по карману. Де Блазио намерен обложить акул Уолл-Стрит новым налогом, фонды из которого пойдут в основном на создание общедоступных детских садов. Кроме того, он обещал покончить с практикой так называемого "расового профилирования", когда полиция в неблагополучных районах останавливает и обыскивает подозрительных на ее взгляд прохожих – в первую очередь афроамериканцев и испаноязычных.

Один из упреков противников Де Блазио в его адрес заключается в том, что он не имеет реального опыта руководства и административной работы, в то время как Нью-Йорк – город покрупнее иного государства. Одно дело заигрывать с избирателями в ходе кампании, и совсем другое – выполнять данные обещания. Предлагаемый налог на богатеев вряд ли станет реальностью, поскольку его нельзя ввести без санкции губернатора штата Эндрю Куомо, которую он давать не намерен. Возрастающее имущественное расслоение в городе, о котором твердил Де Блазио, – печальная реальность, но это не местная проблема, а общенациональная, и решить ее силами одного мэра вряд ли удастся: богатеи просто снимутся с места и эвакуируются в места с более благоприятным налогообложением, а налоговые поступления Нью-Йорка только сократятся. Один процент наиболее состоятельных нью-йоркцев и без того отвечает за 43 процента всех налоговых поступлений города.

Но избирателям явно надоела слишком тесная дружба Блумберга с финансистами – посмотрим, как они теперь без этой дружбы обойдутся. Как правило, выборы в США проходят в четные годы, когда переизбирается вся Палата представителей и треть Сената, а такие вот нечетные, хоть они и не столь важны, обычно прочитываются как некий прогноз на будущее, и прогноз на этот раз выходит неординарный. Вот некоторые из показательных результатов.

В Виргинии, выбиравшей губернатора, было нарушено твердое эмпирическое правило сорокалетней давности, согласно которому на таких выборах неизменно побеждает представитель партии, не имеющей в Белом доме президента. Но победил на этот раз демократ, причем не какой-нибудь видный политик, а закулисный воротила Терри Маколифф – по-русски политтехнолог. Такой результат интересен еще и потому, что изначально фаворитом был нынешний прокурор штата Кен Кучинелли, принадлежавший к крайне правому крылу республиканской партии, но избиратели явно возложили на него вину за действия его единомышленников в Конгрессе, парализовавшие на две недели всю страну, хотя он и пытался всячески от них отмежеваться.

А вот в Нью-Джерси, соседнем с Нью-Йорком штате, победу на губернаторских выборах одержал республиканец Крис Кристи, избиравшийся уже на второй срок. В то время как Виргиния – традиционно республиканский штат, Нью-Джерси – демократический, и тем не менее, его избиратели обеспечили Кристи победу над демократической соперницей с огромным перевесом. Дело в том, что он, в отличие от Кучинелли, зарекомендовал себя не как идеолог, а как прагматик, учитывающий интересы всех слоев населения, и немало сделал для ликвидации последствий прошлогоднего урагана "Сэнди", в том числе публично пожал руку Президенту Обаме, оказавшему помощь в ликвидации последствий бедствия, за что подвергся резкой критике в рядах собственной партии.

Эти два, казалось бы, разнонаправленных результата свидетельствуют, пожалуй, об одном и том же – о кризисе в рядах республиканской партии с ее резко активизировавшимся правым крылом, в результате чего значительная часть электората осталась в кильватере. О Кристи сегодня поговаривают как о реальном претенденте на пост президента, но это будет возможным лишь в том случае, если ему окажет поддержку собственная партия. А сегодня, похоже, некоторые в рядах республиканцев недовольны его победой еще больше, чем поражением Кучинелли. Так что прогнозы выходят смешанные, но в пользу республиканцев – вряд ли.

Алексей Цветков – нью-йоркский политический комментатор, поэт и публицист

Высказанные в рубрике "Право автора" мнения могут не отражать точку зрения редакции РС
XS
SM
MD
LG