В Лондоне, в помещении аукционного дома "Сотбис" открылась выставка "Советское искусство. Советский спорт". Она продлится до 14 января, а 5 февраля откроется в Москве в помещении Института русского реалистического искусства, где ее можно будет посмотреть до мая 2014 года.
На посвященной спорту советской эпохи лондонской выставке экспонируются 35 работ, принадлежащих московскому Институту русского реалистического искусства, – живопись, графика, скульптура. В Москве выставка будет расширена, в нее войдут произведения из Русского музея и ряда частных собраний. Среди авторов крупные имена советской эпохи: Александр Дейнека, Юрий Пименов, Александр Самохвалов, Георгий Нисский, Сергей Лучишкин, Самуил Адливанкин, Кирилл Кустодиев, Виктор Попков. Спортивные парады, гимнасты, борцы, пловцы, волейболисты – вот сюжеты выставленных работ.
Спорт был наряду с космосом одним из важнейших брендов советской идеологии. Успехи в спорте возвеличивали престиж советской политической системы и служили доказательством преимущества советского образа жизни. Однако, глядя на выставленные работы крупных советских художников, трудно обнаружить в них ложный пафос советской пропаганды. В основном это добротные, реалистические произведения талантливых художников, имеющие сейчас не только художественную, но и историческую ценность.
Как правило, в аукционном доме "Сотбис" выставки не устраиваются – там происходят торги. На этот раз лондонский аукционный дом предоставил свое помещение своему важному клиенту, российскому банкиру, председателю совета директоров одного их крупнейших российских банков, Промсвязьбанка, Алексею Ананьеву. А московский Институт реалистического искусства, которому принадлежат выставленные работы, – это его частный музей, в котором хранятся более пятисот экспонатов как классической (дореволюционной), так и советской живописи. Выставка это состоялась прежде всего благодаря персональному участию в ее организации владельца одного из крупнейших частных музеев Москвы.
Организатор выставки "Советское искусство. Советский спорт" Алексей Ананьев отмечает, что для западного, в частности британского, зрителя первое знакомство с советским искусством должно быть созвучно каким-то темам, которые у него ассоциируются с Советским Союзом. А это или советская космическая программа, или балет, или спорт. Тем более что спорт – тема если не близкая, то по крайней мере понятная подавляющему большинству зрителей:
– Немаловажно, что художники того времени не обходили своим вниманием тему спорта и создали много замечательных произведений, выполненных в реалистической манере. Причем не пропагандистских картин, а хороших и глубоких работ, посвященных спорту. С моей точки зрения, одной из вершин русского изобразительного искусства являются произведения русских художников середины и второй половины XIX века. В первую очередь – передвижников. Собственно, идея создания Института русского реалистического искусства состояла в том, чтобы наглядно показать общественности, что художественная традиция передвижников не утеряна, а передавалась из поколения в поколения как художниками начала ХХ века, так и той школой, которая была сохранена и получила развитие в 40-50-е годы. Эта традиция самобытно реализовалась лучшими художниками 60-70-х годов в рамках именно этой традиции. Институт русского реалистического искусства на самом деле – это профессиональное музейное пространство, которое и в Москве, и в России, и в Европе предлагает зрителю советское или русское реалистическое искусство ХХ века (в первую очередь середины и второй половины ХХ века) с точки зрения ключевых имен советского реалистического направления, а также знакомит с региональными художественными школами, которые в то время и много значили, и внесли существенный вклад в становление советского искусства этого периода.
В аукционном доме Sotheby's время от времени проходят некоммерческие выставки, – рассказывает глава Русского отдела "Сотбис" Джоанна Викери:
– Идея выставки "Советское искусство. Советский спорт" возникла, когда летом этого года мы были в Москве в гостях у коллекционера Алексея Ананьева – владельца и создателя Института русского реалистического искусства. Идея состояла том, чтобы познакомить широкую публику с русским реализмом ХХ века. К сожалению, режим работы наших аукционов очень перегружен. Уже в середине января будущего года начинаются торги. На мой взгляд, для выставки выбрано очень хорошее время. У нас это время каникул, и мы надеемся, что публика найдет время и придет познакомиться с выставкой.
Моя любимая картина на выставке (это скорее эскиз, чем картина) – работа Виктора Попкова "Волейбол" 1968 года. На ней дети играют в волейбол. Это очень красивая работа одного из самых моих любимых советских художников. Очень впечатляет на выставке портрет Героя Советского Союза летчицы Кати Мельниковой, написанный в 1934 году Самуилом Адливанкиным. Адливанкин начинал как авангардист, но в 30-е годы начал работать в новом стиле. Это замечательный портрет, на мой взгляд. Надо сказать, что в 90-е годы и в начале двухтысячных годов работы советских реалистических художников покупали главным образом американцы. Самые крупные собрания советского реалистического искусства сейчас находятся в Америке. Однако лет десять назад в самой России появились коллекционеры, которые начали интересоваться такой живописью. И в итоге сейчас интерес к советскому искусству и цены на него начали расти. Характерный пример: в 2010 году мы продали в Америке картину Юрия Пименова, которая ушла за миллион пятьсот тысяч долларов. Эта работа была посвящена типичной советской теме – празднику 1 Мая. Это подтверждает существование значительного интереса к этому искусству.
Фрагмент итогового выпуска программы "Время Свободы"
На посвященной спорту советской эпохи лондонской выставке экспонируются 35 работ, принадлежащих московскому Институту русского реалистического искусства, – живопись, графика, скульптура. В Москве выставка будет расширена, в нее войдут произведения из Русского музея и ряда частных собраний. Среди авторов крупные имена советской эпохи: Александр Дейнека, Юрий Пименов, Александр Самохвалов, Георгий Нисский, Сергей Лучишкин, Самуил Адливанкин, Кирилл Кустодиев, Виктор Попков. Спортивные парады, гимнасты, борцы, пловцы, волейболисты – вот сюжеты выставленных работ.
Спорт был наряду с космосом одним из важнейших брендов советской идеологии. Успехи в спорте возвеличивали престиж советской политической системы и служили доказательством преимущества советского образа жизни. Однако, глядя на выставленные работы крупных советских художников, трудно обнаружить в них ложный пафос советской пропаганды. В основном это добротные, реалистические произведения талантливых художников, имеющие сейчас не только художественную, но и историческую ценность.
Как правило, в аукционном доме "Сотбис" выставки не устраиваются – там происходят торги. На этот раз лондонский аукционный дом предоставил свое помещение своему важному клиенту, российскому банкиру, председателю совета директоров одного их крупнейших российских банков, Промсвязьбанка, Алексею Ананьеву. А московский Институт реалистического искусства, которому принадлежат выставленные работы, – это его частный музей, в котором хранятся более пятисот экспонатов как классической (дореволюционной), так и советской живописи. Выставка это состоялась прежде всего благодаря персональному участию в ее организации владельца одного из крупнейших частных музеев Москвы.
Организатор выставки "Советское искусство. Советский спорт" Алексей Ананьев отмечает, что для западного, в частности британского, зрителя первое знакомство с советским искусством должно быть созвучно каким-то темам, которые у него ассоциируются с Советским Союзом. А это или советская космическая программа, или балет, или спорт. Тем более что спорт – тема если не близкая, то по крайней мере понятная подавляющему большинству зрителей:
– Немаловажно, что художники того времени не обходили своим вниманием тему спорта и создали много замечательных произведений, выполненных в реалистической манере
В аукционном доме Sotheby's время от времени проходят некоммерческие выставки, – рассказывает глава Русского отдела "Сотбис" Джоанна Викери:
Очень впечатляет на выставке портрет Героя Советского Союза летчицы Кати Мельниковой, написанный в 1934 году Самуилом Адливанкиным
Моя любимая картина на выставке (это скорее эскиз, чем картина) – работа Виктора Попкова "Волейбол" 1968 года. На ней дети играют в волейбол. Это очень красивая работа одного из самых моих любимых советских художников. Очень впечатляет на выставке портрет Героя Советского Союза летчицы Кати Мельниковой, написанный в 1934 году Самуилом Адливанкиным. Адливанкин начинал как авангардист, но в 30-е годы начал работать в новом стиле. Это замечательный портрет, на мой взгляд. Надо сказать, что в 90-е годы и в начале двухтысячных годов работы советских реалистических художников покупали главным образом американцы. Самые крупные собрания советского реалистического искусства сейчас находятся в Америке. Однако лет десять назад в самой России появились коллекционеры, которые начали интересоваться такой живописью. И в итоге сейчас интерес к советскому искусству и цены на него начали расти. Характерный пример: в 2010 году мы продали в Америке картину Юрия Пименова, которая ушла за миллион пятьсот тысяч долларов. Эта работа была посвящена типичной советской теме – празднику 1 Мая. Это подтверждает существование значительного интереса к этому искусству.
Фрагмент итогового выпуска программы "Время Свободы"