Ссылки для упрощенного доступа

Интернет не место для призывов


Под закон о пропаганде сепаратизма могут попасть дискуссии о независимости Абхазии и Южной Осетии
Под закон о пропаганде сепаратизма могут попасть дискуссии о независимости Абхазии и Южной Осетии

Новые законы – о пропаганде сепаратизма и о досудебной блокировке сайтов принимались в сильной спешке

Под Новый год российский президент подписал один за другим два законопроекта, первый из которых предполагает тюремные сроки за сепаратизм, а второй предусматривает немедленную блокировку сайтов за экстремизм.

Тексты обоих законов опубликованы на официальном интернет-портале правовой информации. Согласно документам, внесудебная блокировка возможна, если на сайте распространяются призывы к массовым беспорядкам, участию в несанкционированных акциях, а также содержатся материалы экстремистского характера. По запросу Генерального прокурора или его заместителей в Роскомнадзор, ведомство должно будет потребовать у операторов незамедлительно ограничить доступ к такому сайту, а провайдеры – потребовать у владельца сайта удаления информации. На выполнение требований отводятся сутки. Если информация удалена, доступ к ресурсу возобновляется. Уведомлять прокуратуру о противозаконной информации смогут все: от обычных граждан до организаций и любых органов государственной власти.

Другой закон ужесточает наказания за публичные призывы к сепаратизму, в том числе в интернете. Критические высказывания о территориальной целостности России, а также вопросы самоопределения отдельных регионов или народов теперь могут обернуться для автора тюремным заключением. Физическое лицо за такие призывы будут наказывать штрафом в размере до 300 тысяч рублей, обязательными работами на срок до 300 часов или лишением свободы на срок до трех лет. А вот если такие призывы были размещены в интернете или в СМИ, то по новому закону виновному грозят обязательные работы до 480 часов или лишение свободы на срок до пяти лет.

Главный редактор "Кавказского узла" Григорий Шведов
Главный редактор "Кавказского узла" Григорий Шведов
Григорий Шведов – главный редактор интернет-портала "Кавказский узел". На сайте опубликовано множество научных и исторических работ, посвященных вопросам самоопределения народов Кавказа. После реорганизации сайта под материалами читатели также могут оставлять свои комментарии.

– Премодерацию мы специально не делали, – рассказывает Григорий Шведов. Теперь придется проанализировать тексты новых законов, чтобы понять, как дальше действовать. Выражение мнения для любого СМИ, в том числе и для "Кавказского узла", всегда было широкой платформой для того, чтобы цитировать разных экспертов, обладающих сведениями из разных областей, и теперь мнения становятся уже запретной территорией, поскольку именно мнение специалиста по, например, вопросам территориального деления разных субъектов федерации, по вопросам вообще территориальной целостности России, вполне вероятно, станут табуированной темой. Для нас, людей, занимающихся Кавказом, это крайне сложно. Обсуждение территориальной целостности – это обсуждение Абхазии и Осетии, будут ли эти территории входить в состав России или нет. Это обсуждение осетино-ингушских вопросов. Недавно глава Дагестана принял решение, что Дагестан делится на четыре особых округа, и это, по сути, тоже сепаратизм, это разделение одного субъекта Федерации на разные регионы или округа, и в этой связи любые мнения на этот счет попадают в особо опасную зону, где они могут быть трактованы как поддержка сепаратизма. Очевидно, что это очередной шаг на наступление свободы СМИ.

Кроме того, отдельный вопрос – это мнения, которыми делятся комментаторы, те люди, которые комментируют статьи, пишут в блогах, которые не являются журналистами, а высказывают свободно свою позицию по тем или иным вопросам, вне зависимости от позиции редакции. Как будут трактоваться эти посты, эти публикации в соцсетях или в блогах издания, тоже открытый вопрос. Изданию будет крайне сложно теперь принимать решения по определенной публикации, которые сейчас делаются свободно, до модерации.

– Вы будете вводить предварительную модерацию комментариев пользователей на "Кавказском узле"?

– Надо обсудить с юристами этот опрос. Нам не хотелось бы этого делать. "Кавказский узел" остается свободным от премодерации, у нас зарегистрировано около 22 тысяч комментаторов. Пока СМИ были освобождены от ответственности за комментарии, которые сделаны без модерации, такого рода контент был приравнен к прямому эфиру. С прямыми эфирами в стране проблема неслучайно, возможно, и комментарии без премодерации вызывают такое же раздражение.

У нас есть действующее законодательство, есть свои правила и этический кодекс, которые ограничивают наших комментаторов, мы удаляем разного рода оскорбления, даже если они не попадают под статьи законов. Однако теперь будет идти речь не о том, чтобы "сеять рознь и вражду", а об аргументированном мнении, когда человек доказывает, что, например, Северная Осетия и Южная Осетия имеют то или иное будущее как самостоятельные государства, вне Российской Федерации. Законно ли теперь будет высказывать такое мнение, что Осетия может стать самостоятельным государством, вне Российской Федерации или Грузии, – предстоит выяснить у юристов.

– А также предстоит выяснить у юристов, смогу ли я дать подобный ваш комментарий, начиная с 9 мая 2014 года, когда вступит в силу закон о "пропаганде сепаратизма”.

– Чуть раньше, с 1 февраля вступает в силу закон о “досудебной блокировке сайтов”. Оба закона принимались в сильной спешке.

Так, законопроект о "блокировке сайтов" был рассмотрен Госдумой за неделю и принят в окончательном чтении 20 декабря, одобрен Советом Федерации и подписан президентом 30 декабря. Ранее Совет по правам человека при президенте выражал обеспокоенность этим законопроектом, утверждая, что увеличение запретов ведет к ущемлению прав и свобод человека. Юристы, в свою очередь, заявляли, что в действующем законодательстве и так есть все рычаги для блокирования противоправной информации, и новый закон будет дублировать действующее законодательство.

Законопроект "о сепаратизме" был внесен в Госдуму коммунистами в конце ноября, парламентарии приняли законопроект сразу во втором и третьем чтениях 20 декабря, а после одобрения Советом Федерации президент подписал его также 30 декабря.

В тексте закона ничего не сказано о том, какие именно материалы могут быть признаны сепаратистскими, подпадают ли под действие закона, к примеру, комментарии читателей к статьям в СМИ, высказывания на сайтах, публикации в блогах, в соцсетях.

Видимо, в каждом конкретном случае будет решать сначала обычный гражданин, обратившийся в прокуратуру, потом прокуроры, затем Роскомнадзор, направивший требование оператору немедленно заблокировать сайт, а затем уже суд, куда после блокировки может обратиться несогласный с таким решением владелец ресурса. Если, конечно, к тому времени он не будет посажен в тюрьму за распространение сепаратистских призывов.

Партнеры: the True Story

XS
SM
MD
LG