Утром 1 января в Волгоград прибыл президент Путин. Он возложил цветы к месту взрыва троллейбуса 30 декабря, провел совещание по вопросам борьбы с терроризмом. Жители продолжают нести цветы и свечи к местам недавних трагедий – к железнодорожному вокзалу, где взрыв произошел 29 декабря, и туда, где был взорван троллейбус.
Всего в результате двух терактов, произошедших в Волгограде за сутки, – в воскресенье днем и в понедельник утром, пострадавших более 70, погибли 34 человека. В регионе по-прежнему повышенный уровень террористической угрозы. Улицы Волгограда патрулируют более пяти тысяч полицейских и военнослужащих внутренних войск.
В среду спецбортом в Москву на лечение в Российскую детскую клиническую больницу были доставлены две девочки – трех месяцев и девяти лет, пострадавшие при взрыве в троллейбусе. В московских больницах находятся 18 пострадавших, 46 человек остаются в лечебных учреждениях Волгограда.
Жители города сильно напуганы, многие избегают общественного транспорта, закрыты несколько развлекательных заведений и торговых комплексов, новогодняя ночь прошла без фейерверков. Мэр Волгограда Ирина Гусева выступила с инициативой, чтобы над городом пролетел вертолет с иконой Пресвятой Богородицы "Умягчение злых сердец". Акция, которая прошла сегодня, организована совместно с Волгоградской епархией. Как пояснила сотрудник городской администрации Марина Кригер, "городские власти решили, что икона Пресвятой Богородицы поможет прежде всего в душевном исцелении раненых от теракта, в утешении и умягчении сердец родственников погибших в Волгограде на вокзале и в троллейбусе". Власти города вспомнили легенду, что осенью 1942 года, когда в Сталинграде шли самые кровопролитные бои, по секретному приказу Сталина на самолете ночью сражающийся город облетела Казанская икона Божией Матери.
Несмотря на то что власти демонстрируют все большее беспокойство о мерах обеспечения безопасности и борьбы с терроризмом, жизнь под угрозой такой смерти и в трауре по несколько раз в год продолжается для россиян уже десятилетия. В 2014 году исполнится 10 лет захвату заложников в школе в Беслане. Итог силовой операции 3 сентября 2004 года при освобождении заложников бесланской школы – 334 человека погибли, из них 186 детей. То, как проходило расследование обстоятельств бесланской трагедии, и то, что спустя 10 лет остается множество вопросов без ответов, многих заставляет усомниться в искренности российских властей, когда они говорят, что намерены бороться за жизнь граждан страны.
1 сентября 2004 года ученики Бесланской школы в 9 утра собрались на торжественную линейку по случаю Дня знаний. Спустя полчаса на лентах мировых информационных агентств появилась информация о том, что произошел захват заложников. В первых сообщениях фигурировала цифра около 300 человек. Позже стало известно, что в заложниках оказалось более тысячи детей и взрослых. Два с половиной дня школа в окрестностях Владикавказа находилась в осаде. Третьего сентября началась силовая операция по освобождению заложников.
За время, прошедшее после трагедии, состоялось несколько судов, проведены парламентские и журналистские расследования. Однако вопросов, связанных с событиями в Беслане, по-прежнему больше, чем ответов. Политолог и журналист Марина Литвинович говорит, что ответственность за то, что организаторы теракта смогли осуществить свой план, лежит, прежде всего, на силовых структурах, отвечающих за безопасность.
– Безусловно, вина в значительной мере лежит на спецслужбах, работавших в Северной Осетии и Ингушетии, потому что они не сумели предотвратить этот теракт, хотя информация о его подготовке была. Была оперативная информация от задержанного человека о том, что 1 сентября в Беслане готовится теракт. Но ничего не было предпринято. Это провал спецслужб, провал их тактики двойных агентов, потому что, по нашему мнению, внутри бесланской банды был двойной агент. Ну и, конечно, местные милиционеры виноваты – они дежурили в тот день на дороге и пропустили машину, которая беспрепятственно проехала к школе.
3 сентября в 13.05 в спортзале бесланской школы, где находились заложники, последовательно произошли два мощных взрыва и частичное обрушение крыши здания. По официальной версии взрывы произвели террористы. Эта же информация содержалась и в выводах парламентской комиссии, которую возглавлял сенатор Александр Торшин. Однако у двух членов этой комиссии, депутатов Юрия Иванова и Юрия Савельева, было особое мнение. Специалист по взрывотехнике, а в 2004 году депутат от партии "Родина" Юрий Савельев 1 сентября оказался в командировке во Владикавказе.
– Мы улетали в этот день из Владикавказа. Самолет был в 10 утра. И перед этим Рогозин давал пресс-конференцию. Она началась в девять, а в 9:20 подбежали люди и сказали, что захвачена школа в Беслане. Мы бросили все и поехали, оказавшись там первыми. МВД в тот момент не понимало толком, что произошло. Так я оказался невольным участником этих всех событий. Второго я улетел в Москву. Меня Рогозин попросил, чтобы я полетел и рассказал Борису Грызлову, что на самом деле происходит в Беслане, потому что СМИ давали совершенно неверное представление. Когда формировалась комиссия верхней палаты, нижней палаты, фракция "Родина" меня туда выдвинула, тем более что я являлся единственным ученым-специалистом в области горения и взрыва.
Так я оказался в этой комиссии. Я начал внимательно изучать показания заложников, систематизировать этот огромный материал. По сути, я стал проводить работу, которую я не должен был проводить. Я же не следователь. Комиссия получала документы из ФСБ, из МВД, от МЧС, и вдруг показания заложников стали расходиться с этой официальной точкой зрения, которая была воплощена в документах. Я был вынужден заняться несвойственным себе делом – провести свое собственное расследование. Сначала я был абсолютно уверен, что школу взорвали террористы. Но после того, как я все это сопоставил, провел дополнительные встречи с выжившими, я пришел к совершенно противоположному мнению – первые взрывы прозвучали в результате обстрела школы из гранатометов. В результате этих взрывов возник пожар, особенно от того, который попал в крышу. Его два часа не тушили. Никто в этот зал не входил.
Операция силовых структур по освобождению заложников в Беслане была проведена именно так, как была задумана, считает Марина Литвинович, которая участвовала в журналистском расследовании трагедии:
– Идея была очень простой – имитировать ситуацию, что террористы взорвали зал, и после этого начать штурм. Но, как известно и из показаний заложников, и ряда исследований, физических и баллистических экспериментов, спортзал, в котором находились заложники (более 1000 человек), был обстрелян извне школы. Мне это совершенно точно известно. И стреляли, конечно, в него не террористы, а сотрудники силовых структур. А уже после этого был начат штурм. Хочу напомнить очень важный факт, о котором многие забывают, что значительная часть заложников – дети. Они не были убиты пулевыми ранениями или осколочными ранениями. Они просто сгорели заживо, потому что результат обстрела зала – это пожар, который в нем возник, и обрушение горящей крыши. Все это привело к тому, что у более чем 100 человек в свидетельствах о смерти четко написано, что смерть наступила в результате сгорания фактически заживо. Вот результат этой операции. Она как планировалась, так и была проведена. С точки зрения успешности в понимании спецслужб – это успешная операция. И не надо забывать о том, что наши власти отказались от переговоров. Были только небольшие сделаны шаги, непосредственно благодаря Аушеву. Он вывел несколько матерей и грудных детей. Очевидно было, что можно было в результате переговоров, в результате каких-то незначительных уступок спасти большее количество людей, вытащить их оттуда. Но позиция штаба была, что никаких переговоров даже о спасении людей. Эта сумма обстоятельств и привела к таким результатам.
Организации, созданные родственниками жертв трагедии "Матери Беслана" и "Голос Беслана", неоднократно обращались к российским руководителям, а также в судебные инстанции, обращая внимание на то, что расследование теракта проводится недостаточно тщательно и, возможно, часть фактов скрывается федеральными властями. Однако все суды в России по бесланскому теракту давно закончились. И теперь остался Европейский суд по правам человека. В материалах дела есть и экспертиза петербургского ученого Юрия Савельева.
– Насколько я знаю, все эти материалы переведены на английский, французский и немецкий языки и находятся в распоряжении этой комиссии. Я не знаю, рассматривает ли сейчас Европейский суд это дело. Я выполнил свой долг, потому что президент хотел узнать правду. И я эту правду написал".
После окончания работы специальной комиссии по расследованию событий в Беслане Юрий Савельев отправил семь томов своего расследования президенту Путину с личной сопроводительной запиской. По словам Савельева, доклад президент получил, однако рассказанная в нем правда о бесланской трагедии по сей день отлична от официальной версии.
Всего в результате двух терактов, произошедших в Волгограде за сутки, – в воскресенье днем и в понедельник утром, пострадавших более 70, погибли 34 человека. В регионе по-прежнему повышенный уровень террористической угрозы. Улицы Волгограда патрулируют более пяти тысяч полицейских и военнослужащих внутренних войск.
В среду спецбортом в Москву на лечение в Российскую детскую клиническую больницу были доставлены две девочки – трех месяцев и девяти лет, пострадавшие при взрыве в троллейбусе. В московских больницах находятся 18 пострадавших, 46 человек остаются в лечебных учреждениях Волгограда.
Жители города сильно напуганы, многие избегают общественного транспорта, закрыты несколько развлекательных заведений и торговых комплексов, новогодняя ночь прошла без фейерверков. Мэр Волгограда Ирина Гусева выступила с инициативой, чтобы над городом пролетел вертолет с иконой Пресвятой Богородицы "Умягчение злых сердец". Акция, которая прошла сегодня, организована совместно с Волгоградской епархией. Как пояснила сотрудник городской администрации Марина Кригер, "городские власти решили, что икона Пресвятой Богородицы поможет прежде всего в душевном исцелении раненых от теракта, в утешении и умягчении сердец родственников погибших в Волгограде на вокзале и в троллейбусе". Власти города вспомнили легенду, что осенью 1942 года, когда в Сталинграде шли самые кровопролитные бои, по секретному приказу Сталина на самолете ночью сражающийся город облетела Казанская икона Божией Матери.
Несмотря на то что власти демонстрируют все большее беспокойство о мерах обеспечения безопасности и борьбы с терроризмом, жизнь под угрозой такой смерти и в трауре по несколько раз в год продолжается для россиян уже десятилетия. В 2014 году исполнится 10 лет захвату заложников в школе в Беслане. Итог силовой операции 3 сентября 2004 года при освобождении заложников бесланской школы – 334 человека погибли, из них 186 детей. То, как проходило расследование обстоятельств бесланской трагедии, и то, что спустя 10 лет остается множество вопросов без ответов, многих заставляет усомниться в искренности российских властей, когда они говорят, что намерены бороться за жизнь граждан страны.
1 сентября 2004 года ученики Бесланской школы в 9 утра собрались на торжественную линейку по случаю Дня знаний. Спустя полчаса на лентах мировых информационных агентств появилась информация о том, что произошел захват заложников. В первых сообщениях фигурировала цифра около 300 человек. Позже стало известно, что в заложниках оказалось более тысячи детей и взрослых. Два с половиной дня школа в окрестностях Владикавказа находилась в осаде. Третьего сентября началась силовая операция по освобождению заложников.
За время, прошедшее после трагедии, состоялось несколько судов, проведены парламентские и журналистские расследования. Однако вопросов, связанных с событиями в Беслане, по-прежнему больше, чем ответов. Политолог и журналист Марина Литвинович говорит, что ответственность за то, что организаторы теракта смогли осуществить свой план, лежит, прежде всего, на силовых структурах, отвечающих за безопасность.
– Безусловно, вина в значительной мере лежит на спецслужбах, работавших в Северной Осетии и Ингушетии, потому что они не сумели предотвратить этот теракт, хотя информация о его подготовке была. Была оперативная информация от задержанного человека о том, что 1 сентября в Беслане готовится теракт. Но ничего не было предпринято. Это провал спецслужб, провал их тактики двойных агентов, потому что, по нашему мнению, внутри бесланской банды был двойной агент. Ну и, конечно, местные милиционеры виноваты – они дежурили в тот день на дороге и пропустили машину, которая беспрепятственно проехала к школе.
3 сентября в 13.05 в спортзале бесланской школы, где находились заложники, последовательно произошли два мощных взрыва и частичное обрушение крыши здания. По официальной версии взрывы произвели террористы. Эта же информация содержалась и в выводах парламентской комиссии, которую возглавлял сенатор Александр Торшин. Однако у двух членов этой комиссии, депутатов Юрия Иванова и Юрия Савельева, было особое мнение. Специалист по взрывотехнике, а в 2004 году депутат от партии "Родина" Юрий Савельев 1 сентября оказался в командировке во Владикавказе.
– Мы улетали в этот день из Владикавказа. Самолет был в 10 утра. И перед этим Рогозин давал пресс-конференцию. Она началась в девять, а в 9:20 подбежали люди и сказали, что захвачена школа в Беслане. Мы бросили все и поехали, оказавшись там первыми. МВД в тот момент не понимало толком, что произошло. Так я оказался невольным участником этих всех событий. Второго я улетел в Москву. Меня Рогозин попросил, чтобы я полетел и рассказал Борису Грызлову, что на самом деле происходит в Беслане, потому что СМИ давали совершенно неверное представление. Когда формировалась комиссия верхней палаты, нижней палаты, фракция "Родина" меня туда выдвинула, тем более что я являлся единственным ученым-специалистом в области горения и взрыва.
Так я оказался в этой комиссии. Я начал внимательно изучать показания заложников, систематизировать этот огромный материал. По сути, я стал проводить работу, которую я не должен был проводить. Я же не следователь. Комиссия получала документы из ФСБ, из МВД, от МЧС, и вдруг показания заложников стали расходиться с этой официальной точкой зрения, которая была воплощена в документах. Я был вынужден заняться несвойственным себе делом – провести свое собственное расследование. Сначала я был абсолютно уверен, что школу взорвали террористы. Но после того, как я все это сопоставил, провел дополнительные встречи с выжившими, я пришел к совершенно противоположному мнению – первые взрывы прозвучали в результате обстрела школы из гранатометов. В результате этих взрывов возник пожар, особенно от того, который попал в крышу. Его два часа не тушили. Никто в этот зал не входил.
Операция силовых структур по освобождению заложников в Беслане была проведена именно так, как была задумана, считает Марина Литвинович, которая участвовала в журналистском расследовании трагедии:
– Идея была очень простой – имитировать ситуацию, что террористы взорвали зал, и после этого начать штурм. Но, как известно и из показаний заложников, и ряда исследований, физических и баллистических экспериментов, спортзал, в котором находились заложники (более 1000 человек), был обстрелян извне школы. Мне это совершенно точно известно. И стреляли, конечно, в него не террористы, а сотрудники силовых структур. А уже после этого был начат штурм. Хочу напомнить очень важный факт, о котором многие забывают, что значительная часть заложников – дети. Они не были убиты пулевыми ранениями или осколочными ранениями. Они просто сгорели заживо, потому что результат обстрела зала – это пожар, который в нем возник, и обрушение горящей крыши. Все это привело к тому, что у более чем 100 человек в свидетельствах о смерти четко написано, что смерть наступила в результате сгорания фактически заживо. Вот результат этой операции. Она как планировалась, так и была проведена. С точки зрения успешности в понимании спецслужб – это успешная операция. И не надо забывать о том, что наши власти отказались от переговоров. Были только небольшие сделаны шаги, непосредственно благодаря Аушеву. Он вывел несколько матерей и грудных детей. Очевидно было, что можно было в результате переговоров, в результате каких-то незначительных уступок спасти большее количество людей, вытащить их оттуда. Но позиция штаба была, что никаких переговоров даже о спасении людей. Эта сумма обстоятельств и привела к таким результатам.
Организации, созданные родственниками жертв трагедии "Матери Беслана" и "Голос Беслана", неоднократно обращались к российским руководителям, а также в судебные инстанции, обращая внимание на то, что расследование теракта проводится недостаточно тщательно и, возможно, часть фактов скрывается федеральными властями. Однако все суды в России по бесланскому теракту давно закончились. И теперь остался Европейский суд по правам человека. В материалах дела есть и экспертиза петербургского ученого Юрия Савельева.
– Насколько я знаю, все эти материалы переведены на английский, французский и немецкий языки и находятся в распоряжении этой комиссии. Я не знаю, рассматривает ли сейчас Европейский суд это дело. Я выполнил свой долг, потому что президент хотел узнать правду. И я эту правду написал".
После окончания работы специальной комиссии по расследованию событий в Беслане Юрий Савельев отправил семь томов своего расследования президенту Путину с личной сопроводительной запиской. По словам Савельева, доклад президент получил, однако рассказанная в нем правда о бесланской трагедии по сей день отлична от официальной версии.