Человека, с которого начинается джазовый календарь года, зовут Милт Джексон. Он родился первого января 1923 года в Детройте. Его профессиональная (явно не по делу) кличка Bags. Не было у Милта этих самых мешков под глазами, этого намека на отвратительную работу почек, не способных отфильтровать бурбон, водку, джин и прочие коньячные изделия местного разлива. Но собратья по оружию, по саксофонам, трубам и прочим контрабасам были суровы: назвали Bags и баста. На всю жизнь. Что ж, он взял и сочинил «Bags’ Groove», пьеску, вошедшую в первую сотню лучших стандартов!
Я надеюсь, что в вашем личном случае все было отфильтровано и вдова Клико не мешала вам мечтать о рассвете! О новом рассвете 2014. Без промозглой сырости, без обвала и оползней стабильно негативных новостей в эфире… Если все же рассветы были серыми, а синее небо в полдень было конфисковано, может быть, Старый Новый Год изменит ситуацию и не нужно будет удирать на Канары или Багамы, дабы пополнить запасы витамина «Д»…
Альтернативой солнечным странам является еженедельная порция «Времени Джаза», которое выходит в эфир на коротких волнах «Свободы» и которое вы можете слушать без помех, не считая соседей, на нашем сайте www.svoboda.org. У микрофона в Лютеции ваш ДС.
Милт Джексон без MJQ? Почему бы и нет!
Milt Jackson - Old Devil Moon – 5:48 (Milt Jackson – Goodbye – CTI Rds)
«Old Devil Moon». Если вспомнить слова этой песни, которую исполняли и Франк Синатра, Билли Экстайн, Чет Бейкер, Кармэн МакРей, Мел Тормэ, Анита О’Дэй, Элла Фитцджеральд, и Сара Вон, то название нужно перевести, как «Эта колдовская, околдовывающая луна в твоих глазах». Песня была написана Бёртоном Лейном, музыка, и Айзидором Харбургом, слова, в 1947 году для бродвейского мюзикла «Finian's Rainbow». На тему песни импровизировали Ахмад Джамаль, Стен Кентон, Майлз Дейвис и, как в данном случае, Милт Джексон. С Милтом, вибрафон, 12 декабря 1972 года в студии Руди ван Гельдера в записи диска участвовали: Хьюберт Лоз – флейта; Сэдар Уолтон – рояль; Рон Картер – контрабас и Стив Гадд – ударные.
Милт Джексон был первым вибрафонистом бибопа. Конечно и Ред Норво и, особенно, Лайонел Хэмптон, звенели и гудели у него в голове. Особенно - взрывоопасный Хэмптон, чья карьера стартовала у Сатчмо. Милт же начинал у Диззи в 45 году в его большом оркестре. В 1951-м он собрал собственный квартет, в который входил, уведённый им из оркестра Диззи пианист Джон Льюис. Комбо называлось «Квартет Милта Джексона», но весьма быстро это комбо превратилось в MJQ, «Современный Джазовый Квартет», которым жёсткой, но элегантной рукой руководил Льюис. Он слегка приструнил Джексона, приучил его к дисциплине квази-классического квартета. MJQ просуществовал до ноября 1974 года, что не мешало Милту время от времени сколачивать собственные комбо. После роспуска квартета он собирался еще несколько раз: в 1981 и в 1982 году MJQ гастролировал по Европе и Японии. В январе 1984 Джон Льюис объявил о возрождение квартета, который, с перерывами, играл и гастролировал до 1994 года.
The Modern Jazz Quartet - Bachianas Brasileiras – 5:44 (The Modern Jazz Quartet - The Sheriff – Atlantic)
«Bachianas Brasileiras», «Бразильские Бахианы» Эйтора Вилла-Лобоса. MJQ, «Современный Джазовый Квартет». Записанный для «Atlantic» в 1963 году диск «Шериф». Классический состав: Милт Джексон, Джон Льюис, Перси Хис и Конни Кэй.
Милт Джексон отличался от своих предшественников, от Реда Норво и Лайонела Хэмптона тем, что он играл двумя, а не четырьмя молоточками, а главное тем, как он настраивал осциллятор вибрафона. Вибрафон Милта журчал, рычал и хрипел на трех целых и трех десятых оборота в секунду, а у Лайонела Хэмптона этот родственник ксилофона вибрировал со скоростью в десять оборотов в секунду. Джексон добился выразительности духовых инструментов, его вибрафон был способен мягко, округло напевать баллады и тягучие 12-тактовые блюзы. Хэмптон продолжал напоминать лучших ударников джаза, их феерические взрывы, рушащиеся хрустальные небоскребы… Учителями Джексона были саксофонисты; его вибрафон звучал, как человеческий голос…
Miles Davis - Bags' Groove – 9:20 (Miles Davis - Bags' Groove – Prestige)
«Bags' Groove», буквально «канавка записи винилового диска», «нарезка Багза». Но на жаргоне «groove» так же кайф, то от чего «тащатся». Одна из самых знаменитых версий пьески Милта Джексона: квинтет Майлза Дейвиса, записавший «Bags' Groove» для «Престижа» в июне 1954 года в студии Руди ван Гельдера. Майлз – лидер и труба; Милт – вибрафон; Телониус Монк – рояль; Перси Хис – контрабас и Кенни Кларк – ударные.
Я малость лукавлю, отрицая существование мешков под глазами у Милта. На самом деле они красовались на его физии, но не очень долго: Милт пил, как рыбка после дембеля в 1944 году. Мешки, увы, вернулись на прежнее место в конце века. В 1999 году Милт, страдавший от цирроза печени в стадии, при которой возникает одностороннее движение: отсюда – туда, покинул наш шарик. Джексону было 76 лет. Он оставил колоссальное наследие: в течение жизни он играл абсолютно со всеми гигантами джаза и выступал, и записывался с таким блюзменам, как Би-Би Кинг и Рей Чарльз.
Кто пришел на смену Милту Джексону? Не думаю, что его место можно было бы действительно «занять». В данный момент, и тут мы переходим к декабрьским результатам конкурсного опроса 2013 года читателей «Даунбита», вибрафонистом номер Один стал Гэри Бёртон.В свое время Уиллис Коновер включил Гэри Бёртона в список пяти великих джазовых вибрафонистов, наряду с Редом Норво, Лайонелом Хэмптоном, Милтом Джексоном и Бобби Хатчерсоном. Бёртон впервые стал Вибрафонистом Года в 1968 году (все тот же «Даунбит»), но в этом году его место в конкурсном опросе джазовых критиков занял Стефон Харрис. В читательском опросе Харрис на третьем месте, на втором Бобби Хатчерсон.
Гэри Бёртон – открыватель талантов. Так он вывел на нью-йоркскую джазовую сцену японского пианиста Макото Одзонэ.
Gary Burton & Makoto Ozone - O Grande Amor – 6:11 (Gary Burton & Makoto Ozone - Face To Face – GRP)
«O Grande Amor», «О, великая любовь!» Антониу Карлуса Жобима. Диск-дуэт Гэри Бёртона, вибрафон, и Макото Озонэ – рояль. Запись была сделана первого ноября 94 года в студии «Mad Hatter», Лос-Анджелес.
Еще несколько слов о Гэри Бёртоне. 23 января он будет праздновать день рождения — ему исполнится 71 год. Начинал он в шестидесятых, причем не в джазовом оркестре: он играл кантри! С 1962 по 1965 он выступал с Джорджем Ширингом и со Стеном Гетцем. В 1967 Гэри собрал собственный квартет с гитаристом Ларри Корриэлом, бас-гитаристом Стивом Своллоу и с ударником Бобом Моузесом. Что весьма приятно, он любил и любит играть дуэты. Так в начале 70-х он играл с Кизом Джарретом, с тем же Стивом Своллоу, с гитаристом Ральфом Таунером.
Дуэт Гэри с Макото Озонэ — это продолжение традиции.
Бёртон использует в игре четыре палочки и его музыкальная родословная идет от пианистов, от Билла Эванса в первую очередь.
Но пора сменить инструмент.
Wayne Shorter – Albatross - 5:19 (Wayne Shorter - Second Genesis - Vee-Jay Records)
«Albatross», «Альбатрос», композиция и тенор-саксофон Уейна Шортера. Сэдар Уолтон – рояль; Боб Крэншо – контрабас и Арт Блейки – ударные. Запись сделана 53 года назад, в октябре 1960-го в чикагской студии «Universal Rds».
Уейн Шортер, который отпраздновал свое восьмидесятилетие в августе прошлого года, стал музыкантом года и по решению критиков, и по решению читателей «Даунбита». Он завоевал первое место так же по мнению критиков и читателей, как лидер джазового комбо и, как сопрано-саксофонист. Читатели проголосовали за Уейна в категории «Композитор Года» и автора «Лучшего Альбома Года» – «Without a Net».
Я выбрал LP пятидесятитрехлетней давности по простой причине. Мне кажется, что на этом, втором всего лишь альбоме Шортера, его больше, чем на компактах последних лет. Для меня лично здесь просматривается синдром Майлза Дейвиса, который в поздние годы играл короткими колющими соло. Так же и у Шортера – сольные всплески на фоне раскаленной до бела ритм-группы; иногда чуть более плотные и частые, иногда абсолютно майлзовские…
Впрочем, судите сами:
Wayne Shorter - Flying Down To Rio - 12:44 (Wayne Shorter - Without a Net – Blue Note)
«Flying Down To Rio», «Полёт в Рио», композиция Гаса Кана и Винсента Юманса, написанная для одноимённой музыкальной комедии 33 года режиссёра Торнтона Фриланда. Это был первый фильм с тандемом танцоров Джинджер Роджерс и Фреда Астера. Уейн Шортер – сопрано-сакс и лидер, полностью переделал, переосмыслил мелодию Юманса. Не уверен, что Астер и Роджерс могли бы станцевать под эту версию. Но к танцевальной Уейн и не стремился. Данило Перез играл на фортепьяно; Джон Патитуччи – на контрабасе и Браян Блейд – на ударных. Вышедший в прошлом году на «Blue Note» альбом «Без подстраховки», «Without a Net», был собран из гастрольных записей квартета 2011 года.
Несомненно, восьмидесятилетний Уейн Шортер остается выдающейся фигурой джаза. Тенор-и-сопрано саксофонист, он впервые был отмечен премией «Даунбита» в 1962 году. Шортер завоевал девять премий «Грэмми». В 1998 году он получил Национальную Награду в Области Искусств. В 1999 он был удостоен почетной докторской степени музыкального колледжа Бёркли.
И все же, и все же (и это чисто личное) я люблю Шортера пост-колтрейновского периода, когда он все еще был наследником Трейна, но искал собственное звучание, собственный стиль. Это годы работы с Хэрби Хэнкоком, который, кстати, стал клавишником года по мнению читателей «Даунбита».
Kurt Elling - Golden Lady – 5:47 (Kurt Elling - The Gate - Concord)
«Golden Lady», «Золотая Дама» Стиви Уондэра. Завоевавший первое место среди вокалистов и в конкурсе критиков, и читателей «Даунбита» американский певец Курт Эллинг. Боб Минтцер – тенор-саксофон; Лоренс Хобгуд – рояль; Джон МакЛин – гитара; Джон Патитуччи – контрабас. Террион Галли – ударные. Эллинг – вокал.
Курт Эллинг – уроженец Чикаго, он 1967 года рождения. Интерес к музыке ему привил его отец, капельмейстер лютеранской церкви местной общины. Подростком Эллинг играл на скрипке, валторне, фортепьяно и на ударных. Тони Беннет, которого он увидел и услышал с оркестром Вуди Хэрмэна, сбил Курта с верного пути. Он перестал играть Баха и петь а капелла в хоре колледжа, а начал слушать Дейва Брубека, Эллу Фитцджеральд, Декстера Гордона и Хэрби Хэнкока. Дальнейшее легко вообразимо. Мне он напоминает Мэла Тормэ, но это уже Тормэ перебравшийся в новый век.
Вокалисткой года по решению профессионалов-критиков стала Кассандра Уилсон, а по решению профанов-читателей — Дайна Кролл.
Diana Krall - Lonely Avenue – 6:57 (Diana Krall - Glad Rag Doll – Verve)
«Lonely Avenue», «Одинокое Авеню» блюзового певца и композитора Джерома Солона Фелдера, творческий псевдоним — Док Помас. Дайна Кролл и её оркестр. Вышедший в прошлом году на «Verve» её альбом «Glad Rag Doll», «Приодетая Куколка».
Я надеюсь, что в вашем личном случае все было отфильтровано и вдова Клико не мешала вам мечтать о рассвете! О новом рассвете 2014. Без промозглой сырости, без обвала и оползней стабильно негативных новостей в эфире… Если все же рассветы были серыми, а синее небо в полдень было конфисковано, может быть, Старый Новый Год изменит ситуацию и не нужно будет удирать на Канары или Багамы, дабы пополнить запасы витамина «Д»…
Альтернативой солнечным странам является еженедельная порция «Времени Джаза», которое выходит в эфир на коротких волнах «Свободы» и которое вы можете слушать без помех, не считая соседей, на нашем сайте www.svoboda.org. У микрофона в Лютеции ваш ДС.
Милт Джексон без MJQ? Почему бы и нет!
Milt Jackson - Old Devil Moon – 5:48 (Milt Jackson – Goodbye – CTI Rds)
«Old Devil Moon». Если вспомнить слова этой песни, которую исполняли и Франк Синатра, Билли Экстайн, Чет Бейкер, Кармэн МакРей, Мел Тормэ, Анита О’Дэй, Элла Фитцджеральд, и Сара Вон, то название нужно перевести, как «Эта колдовская, околдовывающая луна в твоих глазах». Песня была написана Бёртоном Лейном, музыка, и Айзидором Харбургом, слова, в 1947 году для бродвейского мюзикла «Finian's Rainbow». На тему песни импровизировали Ахмад Джамаль, Стен Кентон, Майлз Дейвис и, как в данном случае, Милт Джексон. С Милтом, вибрафон, 12 декабря 1972 года в студии Руди ван Гельдера в записи диска участвовали: Хьюберт Лоз – флейта; Сэдар Уолтон – рояль; Рон Картер – контрабас и Стив Гадд – ударные.
Милт Джексон был первым вибрафонистом бибопа. Конечно и Ред Норво и, особенно, Лайонел Хэмптон, звенели и гудели у него в голове. Особенно - взрывоопасный Хэмптон, чья карьера стартовала у Сатчмо. Милт же начинал у Диззи в 45 году в его большом оркестре. В 1951-м он собрал собственный квартет, в который входил, уведённый им из оркестра Диззи пианист Джон Льюис. Комбо называлось «Квартет Милта Джексона», но весьма быстро это комбо превратилось в MJQ, «Современный Джазовый Квартет», которым жёсткой, но элегантной рукой руководил Льюис. Он слегка приструнил Джексона, приучил его к дисциплине квази-классического квартета. MJQ просуществовал до ноября 1974 года, что не мешало Милту время от времени сколачивать собственные комбо. После роспуска квартета он собирался еще несколько раз: в 1981 и в 1982 году MJQ гастролировал по Европе и Японии. В январе 1984 Джон Льюис объявил о возрождение квартета, который, с перерывами, играл и гастролировал до 1994 года.
The Modern Jazz Quartet - Bachianas Brasileiras – 5:44 (The Modern Jazz Quartet - The Sheriff – Atlantic)
«Bachianas Brasileiras», «Бразильские Бахианы» Эйтора Вилла-Лобоса. MJQ, «Современный Джазовый Квартет». Записанный для «Atlantic» в 1963 году диск «Шериф». Классический состав: Милт Джексон, Джон Льюис, Перси Хис и Конни Кэй.
Милт Джексон отличался от своих предшественников, от Реда Норво и Лайонела Хэмптона тем, что он играл двумя, а не четырьмя молоточками, а главное тем, как он настраивал осциллятор вибрафона. Вибрафон Милта журчал, рычал и хрипел на трех целых и трех десятых оборота в секунду, а у Лайонела Хэмптона этот родственник ксилофона вибрировал со скоростью в десять оборотов в секунду. Джексон добился выразительности духовых инструментов, его вибрафон был способен мягко, округло напевать баллады и тягучие 12-тактовые блюзы. Хэмптон продолжал напоминать лучших ударников джаза, их феерические взрывы, рушащиеся хрустальные небоскребы… Учителями Джексона были саксофонисты; его вибрафон звучал, как человеческий голос…
Miles Davis - Bags' Groove – 9:20 (Miles Davis - Bags' Groove – Prestige)
«Bags' Groove», буквально «канавка записи винилового диска», «нарезка Багза». Но на жаргоне «groove» так же кайф, то от чего «тащатся». Одна из самых знаменитых версий пьески Милта Джексона: квинтет Майлза Дейвиса, записавший «Bags' Groove» для «Престижа» в июне 1954 года в студии Руди ван Гельдера. Майлз – лидер и труба; Милт – вибрафон; Телониус Монк – рояль; Перси Хис – контрабас и Кенни Кларк – ударные.
Я малость лукавлю, отрицая существование мешков под глазами у Милта. На самом деле они красовались на его физии, но не очень долго: Милт пил, как рыбка после дембеля в 1944 году. Мешки, увы, вернулись на прежнее место в конце века. В 1999 году Милт, страдавший от цирроза печени в стадии, при которой возникает одностороннее движение: отсюда – туда, покинул наш шарик. Джексону было 76 лет. Он оставил колоссальное наследие: в течение жизни он играл абсолютно со всеми гигантами джаза и выступал, и записывался с таким блюзменам, как Би-Би Кинг и Рей Чарльз.
Кто пришел на смену Милту Джексону? Не думаю, что его место можно было бы действительно «занять». В данный момент, и тут мы переходим к декабрьским результатам конкурсного опроса 2013 года читателей «Даунбита», вибрафонистом номер Один стал Гэри Бёртон.В свое время Уиллис Коновер включил Гэри Бёртона в список пяти великих джазовых вибрафонистов, наряду с Редом Норво, Лайонелом Хэмптоном, Милтом Джексоном и Бобби Хатчерсоном. Бёртон впервые стал Вибрафонистом Года в 1968 году (все тот же «Даунбит»), но в этом году его место в конкурсном опросе джазовых критиков занял Стефон Харрис. В читательском опросе Харрис на третьем месте, на втором Бобби Хатчерсон.
Гэри Бёртон – открыватель талантов. Так он вывел на нью-йоркскую джазовую сцену японского пианиста Макото Одзонэ.
Gary Burton & Makoto Ozone - O Grande Amor – 6:11 (Gary Burton & Makoto Ozone - Face To Face – GRP)
«O Grande Amor», «О, великая любовь!» Антониу Карлуса Жобима. Диск-дуэт Гэри Бёртона, вибрафон, и Макото Озонэ – рояль. Запись была сделана первого ноября 94 года в студии «Mad Hatter», Лос-Анджелес.
Еще несколько слов о Гэри Бёртоне. 23 января он будет праздновать день рождения — ему исполнится 71 год. Начинал он в шестидесятых, причем не в джазовом оркестре: он играл кантри! С 1962 по 1965 он выступал с Джорджем Ширингом и со Стеном Гетцем. В 1967 Гэри собрал собственный квартет с гитаристом Ларри Корриэлом, бас-гитаристом Стивом Своллоу и с ударником Бобом Моузесом. Что весьма приятно, он любил и любит играть дуэты. Так в начале 70-х он играл с Кизом Джарретом, с тем же Стивом Своллоу, с гитаристом Ральфом Таунером.
Дуэт Гэри с Макото Озонэ — это продолжение традиции.
Бёртон использует в игре четыре палочки и его музыкальная родословная идет от пианистов, от Билла Эванса в первую очередь.
Но пора сменить инструмент.
Wayne Shorter – Albatross - 5:19 (Wayne Shorter - Second Genesis - Vee-Jay Records)
«Albatross», «Альбатрос», композиция и тенор-саксофон Уейна Шортера. Сэдар Уолтон – рояль; Боб Крэншо – контрабас и Арт Блейки – ударные. Запись сделана 53 года назад, в октябре 1960-го в чикагской студии «Universal Rds».
Уейн Шортер, который отпраздновал свое восьмидесятилетие в августе прошлого года, стал музыкантом года и по решению критиков, и по решению читателей «Даунбита». Он завоевал первое место так же по мнению критиков и читателей, как лидер джазового комбо и, как сопрано-саксофонист. Читатели проголосовали за Уейна в категории «Композитор Года» и автора «Лучшего Альбома Года» – «Without a Net».
Я выбрал LP пятидесятитрехлетней давности по простой причине. Мне кажется, что на этом, втором всего лишь альбоме Шортера, его больше, чем на компактах последних лет. Для меня лично здесь просматривается синдром Майлза Дейвиса, который в поздние годы играл короткими колющими соло. Так же и у Шортера – сольные всплески на фоне раскаленной до бела ритм-группы; иногда чуть более плотные и частые, иногда абсолютно майлзовские…
Впрочем, судите сами:
Wayne Shorter - Flying Down To Rio - 12:44 (Wayne Shorter - Without a Net – Blue Note)
«Flying Down To Rio», «Полёт в Рио», композиция Гаса Кана и Винсента Юманса, написанная для одноимённой музыкальной комедии 33 года режиссёра Торнтона Фриланда. Это был первый фильм с тандемом танцоров Джинджер Роджерс и Фреда Астера. Уейн Шортер – сопрано-сакс и лидер, полностью переделал, переосмыслил мелодию Юманса. Не уверен, что Астер и Роджерс могли бы станцевать под эту версию. Но к танцевальной Уейн и не стремился. Данило Перез играл на фортепьяно; Джон Патитуччи – на контрабасе и Браян Блейд – на ударных. Вышедший в прошлом году на «Blue Note» альбом «Без подстраховки», «Without a Net», был собран из гастрольных записей квартета 2011 года.
Несомненно, восьмидесятилетний Уейн Шортер остается выдающейся фигурой джаза. Тенор-и-сопрано саксофонист, он впервые был отмечен премией «Даунбита» в 1962 году. Шортер завоевал девять премий «Грэмми». В 1998 году он получил Национальную Награду в Области Искусств. В 1999 он был удостоен почетной докторской степени музыкального колледжа Бёркли.
И все же, и все же (и это чисто личное) я люблю Шортера пост-колтрейновского периода, когда он все еще был наследником Трейна, но искал собственное звучание, собственный стиль. Это годы работы с Хэрби Хэнкоком, который, кстати, стал клавишником года по мнению читателей «Даунбита».
Kurt Elling - Golden Lady – 5:47 (Kurt Elling - The Gate - Concord)
«Golden Lady», «Золотая Дама» Стиви Уондэра. Завоевавший первое место среди вокалистов и в конкурсе критиков, и читателей «Даунбита» американский певец Курт Эллинг. Боб Минтцер – тенор-саксофон; Лоренс Хобгуд – рояль; Джон МакЛин – гитара; Джон Патитуччи – контрабас. Террион Галли – ударные. Эллинг – вокал.
Курт Эллинг – уроженец Чикаго, он 1967 года рождения. Интерес к музыке ему привил его отец, капельмейстер лютеранской церкви местной общины. Подростком Эллинг играл на скрипке, валторне, фортепьяно и на ударных. Тони Беннет, которого он увидел и услышал с оркестром Вуди Хэрмэна, сбил Курта с верного пути. Он перестал играть Баха и петь а капелла в хоре колледжа, а начал слушать Дейва Брубека, Эллу Фитцджеральд, Декстера Гордона и Хэрби Хэнкока. Дальнейшее легко вообразимо. Мне он напоминает Мэла Тормэ, но это уже Тормэ перебравшийся в новый век.
Вокалисткой года по решению профессионалов-критиков стала Кассандра Уилсон, а по решению профанов-читателей — Дайна Кролл.
Diana Krall - Lonely Avenue – 6:57 (Diana Krall - Glad Rag Doll – Verve)
«Lonely Avenue», «Одинокое Авеню» блюзового певца и композитора Джерома Солона Фелдера, творческий псевдоним — Док Помас. Дайна Кролл и её оркестр. Вышедший в прошлом году на «Verve» её альбом «Glad Rag Doll», «Приодетая Куколка».