Ссылки для упрощенного доступа

Папа, (не) отменивший грех


Папа Франциск на праздник Крещения, 6 января 2014
Папа Франциск на праздник Крещения, 6 января 2014

Репутация папы Франциска заставляет верующих доверять самым неожиданным "новостям" о нем

«Церковь более не верит в реальное существование ада, где люди страдают. Эта доктрина несовместима с бесконечной любовью Господа. Бог — не судья, а друг, любящий человечество... Ад — это лишь метафора одинокой души, которая, как и все души, в конце концов соединится в любви с Господом».

Текст, содержавший эти слова, в рождественские дни стремительно распространялся в Сети – сначала на английском языке, затем и в переводах, в том числе на русский. Неудивительно, почему он привлек такое внимание – ведь эти слова, как говорилось в тексте, произнес сам папа Римский Франциск. «Отмена» догмата о аде – не единственное радикальное новшество, содержавшееся в речи, которую понтифик, как утверждалось, произнес в ходе Третьего Ватиканского собора. Текст содержит и такие пассажи: «Все религии истинны, потому что они являются истиной в сердцах тех, кто в них верит... Наша церковь может вместить и гетеросексуалов, и геев, тех, кто выступает за право на аборт и против него, консерваторов и либералов, мы приветствуем даже коммунистов».

Католические богословы, как утверждается далее, перестали настаивать на священности Писания: «Библия — прекрасная священная книга, но некоторые ее пассажи, как и всех великих древних трудов, устарели... В соответствии с нашим новым пониманием, мы начнем рукополагать женщин в кардиналы, епископы и священники. А в будущем, я надеюсь, однажды женщина сможет стать папой».

Кое-где на форумах и в соцсетях этот текст обсуждали всерьез, однако серьезные медиа не клюнули на фальшивку, которую до сих пор продолжают распространять некоторые африканские и азиатские сайты. То, что «революционные слова» папы – именно фальшивка, очевидно любому, кто следит за событиями в Ватикане: никакого Третьего Ватиканского собора в прошлом году не происходило, а возможность рукополагать женщин Франциск уже после своего избрания папой категорически отверг.

Urbi et Orbi, 25 декабря 2013
Urbi et Orbi, 25 декабря 2013


Заинтересовавшиеся происхождением фальшивки блогеры быстро нашли первоисточник фейка – 5 декабря его опубликовал сайт Diversity Chronicle. Это некое подобие российского сайта Fog News – создатель сайта Эрик Торсон даже опубликовал специальный дисклеймер, на котором утверждается, что «оригинальный контент этого блога по большей части сатирический», а блог он создал «для собственного развлечения».

Фейковые новости – неотъемлемая часть современного медиа-ландшафта: всегда найдется кто-то, кто поверит самым фантастическим сообщениям. В «новости» о «Третьем Ватиканском соборе» и его исторических решениях, однако, любопытно то, что она была вброшена в информационное пространство почти одновременно с гораздо более серьезным заявлением относительно политики папы, которое Ватикан поспешил опровергнуть. Итальянский журналист Эудженио Скальфари, основатель и колумнист газеты La Repubblica, в опубликованной в конце декабря колонке заявил, что Франциск «отменил понятие греха».

Отказ от понятия греха – конечно, еще не рукоположение женщин и не признание истинности всех религий. Но это в любом случае важный богословский сдвиг, в перспективе меняющий всю католическую доктрину. Скальфари – один из самых влиятельных итальянских интеллектуалов, а не анонимный копипастер. Более того – он состоит с папой в переписке и даже лично с ним встречался.

«Некоторые утверждают, что изменения после того, как Франциск стал понтификом, чисто фиктивные, и никаких новаций нет», - пишет Скальфари. «Другие подчеркивают организационные новшества, которые не нарушают, однако, богословских и доктринальных традиций, и наконец, третьи… говорят о понтифике – революционере. Лично я отношу себя к последним. В его еще кратком понтификате было много радикальных аспектов, но главный из них: по сути, он отменил понятие греха».

Дело в том, - объясняет Скальфари, - что грех всегда понимался в богословии как нарушение божественного запрета, а Бог – как судия. Однако Христос явил людям себя через любовь и прощение, по сути, отменив связку «грех-воздаяние». И именно такая трактовка христианства, считает Скальфари, ближе нынешнему папе.

Понтифик и журналист вели диалог – сначала заочный, а затем и очный, - почти весь минувший год. В сентябре 2013 папа Франциск отозвался на публикации Скальфари о его энциклике Lumen Fidei личным письмом – оно опубликовано на сайте Ватикана.

La Repubblica протестует против ужесточения закона о СМИ
La Repubblica протестует против ужесточения закона о СМИ

В нем папа говорит о стремлении к диалогу прежде всего с неверующими, такими, как сам Скальфари. Одна из причин этого – стремление преодолеть противоречия между верой и рациональным познанием: «Христианская вера, новизна которой и ее влияние на человечество выражались в символе света, часто теперь характеризуется как тьма – некая противоположность свету разума… Теперь пришло время для диалога, свободного от предрассудков».
Далее Франциск отвечает на прямо поставленные Сакльфари вопросы – о том, могут ли, согласно католической доктрине, спастись неверующие, которые сознательно отвергают религию, однако при этом объективно творят добро. «Учитывая, что милосердие Божие безгранично <...> вопрос для неверующего состоит в том, чтобы он следовал своей совести. Грехом будет, в том числе и для неверующих, не следовать собственной совести… На основании сознательного выбора между добром и злом предрешается, будут ли наши дела благими или злыми».

Затем последовала личная встреча папы со Скальфари. В беседе вновь зашла речь о совести и том, могут ли спастись неверующие: «У каждого есть свои представления о добре и зле, и для того, чтобы сделать мир лучше, достаточно, чтобы каждый выбирал путь добра и боролся со злом», - заявил (со слов Скальфари) Франциск.

Свои выводы журналист, однако, основывает не только на опыте личного общения с папой, но и на иных его публичных выступлениях по главному занимающего его вопросу – об отношении церкви и атеистов (и, шире, секулярного общества в целом). Например, речь идет о вызвавшем в мае прошлого года множество позитивных откликов выступлении папы о том, что атеисты тоже "искуплены кровью Христа". К сотрудничеству верующих и неверующих понтифик призвал и в своем рождественском послании.

Логика Скальфари проста – атеисты совершенно очевидно противятся Божьей воле, однако Франциск не спешит их осуждать, напротив, достаточно прямо намекает на то, что милосердие Божие распространится и на них. Но, поскольку грех неверия может быть прощен – не значит ли это, что само понятие греха как противления воле Бога больше не имеет силы?
В отличие от пародийного, хоть и широко разошедшегося по сети текста о «Третьем Ватиканском соборе», на статью Скальфари Ватикан счел нужным отреагировать: нет, Франциск не отменил понятие греха. Представитель святого престола Федерико Ломбарди заявил, что «те, кто действительно внимательно следит за Папой, знают, как много раз он говорил о грехе и о том, что мы являемся грешниками».

Такое объяснение не удовлетворило Скальфари, который продолжает стоять на своем.

Эудженио Скальфари
Эудженио Скальфари


Почему многие – от видных интеллектуалов до простых пользователей Сети – готовы верить в то, что нынешний папа Римский всерьез способен пересмотреть церковные догмы, «отменить» понятия греха и ада, заявить о возможности спасения для атеистов?

Речь идет не только об интерпретации слов папы по принципу «желаемое за действительное» (Скальфари интерпретировал их иначе, чем официальный Ватикан), но прежде всего – в желании значительной части общества видеть католическую церковь именно такой, какой она предстает в новости о «Третьем Ватиканском соборе», а в папе – исполнителя вариаций на тему песни Джона Леннона Imagine. Размышляет один из блогеров, вначале тоже «купившийся» на подделку: «Мы поверили в это, потому что мы очень хотим Разумного Лидера, Мы хотим, чтобы кто-то важный верил и проповедовал истину: все мы люди, каждый из нас способен сжедать свой Индивидуальный выбор. Мы заслуживаем образования, которое даст нам инструменты для того, чтобы принимать наилучшие решения. И в этом мире мы живем вместе со всеми другими людьми, и нам нужно всем сотрудничать, иначе мы навредим друг другу и всему миру, в котором существует множество настоящих чудес, так что нам необходимо срочно прекратить выяснения отношений по вопросу о том, чей бог лучше».

Только желания, однако, было бы мало. Дело еще в сложившейся репутации Франциска как реформатора и либерала. Подобно тому, как репутация северокорейского режима способствовала массовому распространению истории о том, как Ким Чен Ын повелел, чтобы его дядю разорвали 120 голодных собак, «выросшей» из твита одного китайского сатирика, так же многие верят в то, что Франциск готов «раскрепостить» церковь, вести ее к сближению с секулярным обществом и ради этого отказаться от ряда догматов.

Франциск омывает ноги юным преступникам
Франциск омывает ноги юным преступникам


Насколько, однако, такая устойчивая репутация соответствует действительности? И не породят ли большие ожидания – большое разочарование?

В то время как религиозные консерваторы ругают папу на чем свет стоит (известный американский комментатор Раш Лимбо назвал его «настоящим марксистом» за критику рыночной экономики, высказанную в апостольском послании Evangelii Gaudium), все чаще звучат голоса разочарования и из "прогрессивного" лагеря. «Католическая церковь стоит на тех же политических позициях, что и под руководством папы Бенедикта», - утверждает комментатор издания New Statesman, по мнению которого и журнал Time назвал папу человеком года не за то, кем он является, а за то, каким он предстает в СМИ.

Далеко не все "прогрессисты", однако, отказывают Франциску в доверии. Ведущее леволиберальное издание The Guardian отмечает: «Папа возглавляет глубоко консервативную организацию, которая враждебна к женщинам, в которой институциализирована гомофобия и которая фундаментально занята лишь поддержанием status quo. В этих аргументах безусловно есть доля истины, однако энтузиазм, который действия папы вызвали в секулярном мире, сам по себе является важным посланием».

Как поступит Франциск с этим репутационным ресурсом? Означает ли много раз обозначенное стремление к диалогу с секулярным обществом готовность "отменить понятие греха" или, по крайней мере, смягчить позицию церкви по отношению, например, к однополым бракам или к противозачаточным средствам? Насколько вероятно, что когда-нибудь мы действительно услышим от папы слова о том, что «Церковь более не верит в реальное существование ада»? Понтификат папы Франциска только начинается, а заработанная репутация может стать ценным ресурсом в борьбе за перемены – если, конечно, прав Эудженио Скальфари, и Хорхе Марио Бергольо действительно готов войти в историю католической церкви как революционер.
XS
SM
MD
LG