Ссылки для упрощенного доступа

РПР-ПАРНАС: раскол или дискуссия? "Гэндальф" и Нобелевские лауреаты против гомофобии. Охлобыстина допекли. Толоконникова и Алехина: тюрьма и мир

Лайвблог о дисскусиях в сети

19:12 14.1.2014
РПР-ПАРНАС: раскол или дискуссия?

"Владимир Рыжков покидает ПАРНАС.Фактор Навального разрушает единственную политическую коалицию демократов". Под таким заголовом вышла сегодня в "Независимой газете" статья Алексея Горбачева.
Разговоры о возможности раскола в РПР-ПАРНАС пошли в преддверии нового года, когда несколько членов партии (как утверждается - сторонники Рыжкова) выступили с открытым письмом о необходимости смены курса, а сам Рыжков резко ужесточил свою риторику в адрес Алексея Навального (а Илья Яшин и другие сторонники Навального - в адрес Рыжкова). "Независимая" пишет:

Судьба РПР–ПАРНАС, по информации «НГ», решится на политсовете партии в начале февраля. <...> Переговоры проходят непросто. Позиция Владимира Рыжкова, по словам источника «НГ» в партии, пока заключается в отделении Республиканской партии России (РПР) от ПАРНАС. Условия, на которых сотрудничество с республиканцами может быть сохранено, в ПАРНАС назвали невыполнимыми: речь идет об отказе от сотрудничества с оппозиционером Алексеем Навальным по причине националистических взглядов последнего. А также об исключении из рядов партии Ильи Яшина – ранее тот в жестких выражениях раскритиковал Рыжкова за недавний визит к президенту Владимиру Путину.

Коллеги по партии высказались против вынесения оскорблений в публичную плоскость, подчеркнув, что взаимоотношения с Кремлем действительно являются камнем преткновения между республиканцами и ПАРНАС. Если Рыжков допускает возможность компромиссов с властью, то другие сопредседатели готовы к диалогу лишь по конкретным вопросам, вроде освобождения политзаключенных или политической реформы. «Прогибы под Кремль приведут нас туда же, куда привели «Яблоко» и «Правое дело», – говорит источник «НГ» в партии. – Одно дело – разговаривать, а другое дело – прогибаться».


Тему "раскола" активно подхватила Кристина Потупчик.
Если проигнорировать вопрос о том, как можно расколоть то, чего нет, в новости все равно останется много смешного. Во-первых, Илья Яшин, которого, как известно, кормит перо. За почти тридцать лет жизни Илья Яшин так и не уяснил, что хамить старшим нехорошо.
<...>
Вновь опустим вопрос о том, можно ли саботировать то, чего нет. Рыжков, при всем небольшой масштабе фигуры, не постеснялся приехать к Путину на Валдай и задать вопрос об амнистии заключенных по "Болотному делу". Однопартийцы Рыжкова, помнится, потирали тогда руки и злорадно заявляли, что никакой амнистии Рыжков не дождется. Однако прошло несколько месяцев, и часть "болотников" амнистирована, причем именно президентской амнистией. Кто сделал для этого больше - Яшин со своей тысячей ретвитов, или люди вроде Рыжкова, которые на каждой встрече без особой надежды, но с завидным упорством задавали вопрос про амнистию?

Прочитав такое, невольно подумаешь, не идет ли речь о кампании по дискредитации Рыжкова. Именно об этом речь и идет, - заявил сам Рыжков "Коммерсант-ФМ".
Также Рыжков сказал:
По поводу Навального и Кремля — это не имеет никакого отношения к ситуации в партии, вообще никакого. У нас действительно идет очень серьезная острая дискуссия относительно корректировки стратегии партии на ближайшие годы, действительно есть разные мнения. Но к этому не имеют отношения ни Кремль, ни Навальный.
В партии нет "конфликта", но есть "дискуссия":
У нас есть радикальное крыло, которое фактически выступает исключительно за протестную деятельность. Есть умеренное крыло, которое считает, что партия должна побеждать на региональных и местных выборах, затем на федеральных выборах, затем реализовывать свою программу.
И наконец:
Что касается господина Яшина, то к нему претензия у очень многих регионов только одна — это постоянные информационные сливы и провокации. У меня лично к нему нет никаких претензий.

Слова Рыжкова подтверждает и Михаил Шнейдер:
Если серьёзно, то в РПР-ПАРНАС есть разные точки зрения на происходящее, и это нормально для аутентичной демократической партии. Члены партии у нас не берут под козырёк, не стоят по струнке, не смотрят в рот начальству и не ходят строем. Нормальная дискуссия. Партия открытая. Идёт приём новых членов. В том числе в питерской организации. Приводите сторонников, вступайте, убеждайте колеблющихся, доказывайте свою правоту. Не вижу здесь проблем. Наконец, 8 февраля соберётся федеральный политсовет, подведёт предварительные итоги дискуссии и обсудит дальнейшие шаги. Никто внутри партии, по моим ощущениям, раскола не хочет. Такого подарка в год выборов в Мосгордуму, где мы намерены дать настоящий бой жуликам и ворам, кремль от нас не дождётся.
Руководствуясь принципом "дыма без огня не бывает", многие продолжают обсуждать публикацию в "Независимой".
Dmitry Gudkov
Жаль, что дело дошло до конфликта. Я лично ко всем хорошо отношусь, и у меня со многими парнасовцами хорошие отношения.
Конечно, Рыжков - не мурзилка, а Навальный и Яшин - не радикалы. У них просто разные подходы. Но почему эти два подхода не уживаются в рамках одной партии?
А вы на чьей стороне? Как думаете, чем все закончится?
Dmitry Sokolov Наблюдаю за Рыжковом давно, так получилось случайно. У него одна и единственная проблема- он вовремя не успел заскочить в вагон под названием ЕР : видать в свое время не договорился или надеялся, что пройдет своей тропкой, а тропки-то уже затоптаны были. Так что этот развод - нормальное явление
Анна Галинкина Хочется верить, что эти противоречия будут преодолены... Да и конфликта как такового нет. ИМХО, здесь налицо попытки определенных сил из высоких кабинетов сделать с ПАРНАСом то же, что 5 лет назад они сотворили с СПС.
nikolai privezentsev Жаль , читаешь комментарии и понимаешь, что все находятся в состоянии войны со всеми. Не исключение и лидеры В чем смысл этой войны . непонятно
Еще мнения:
Денис Стяжкин:
Рыжков советует соратникам отказаться от чрезмерно радикальной по его мнению позиции и начать сотрудничество с Кремлем.
Короче Владимир просто мечтает стать системным политиком. Можно конечно даже выстроить конспирологическую теорию, что ему пообещали, что сделают его системным политиком, если он отбросит «радикальный балласт» в лице Касьянова-Немцова-Яшина. Я, разумеется, не особо люблю, а точнее вообще не люблю конспирологию, просто считаю, что Рыжков сам верит в то, что его пустят в Думу-Кремль или еще куда-нибудь, и дадут стать каким-нибудь Яблоком (хотя Яблоко мест нигде не имеет, но типа «системная»).
Рыжков, ты не прав! Никто тебя никуда не пустит, просто будут водить за нос, и кормить обещаниями.

Активист "Демвыбора" Владимира Милова Кирилл Шулика:
Мне вот буквально на днях рассказывали, что "Демвыбор" раскалывает протестное движение. На что я резонно заметили, что раскалывать нечего, протестного движения более не существует. <...> А теперь что касается Навального... Когда этот тройственный союз в РПР-ПАРНАСе создавался, я сразу сказал о том, что это не надолго. Ну что, мне сказали, что я мурзилка и раскольник. Я же люблю, когда прав... Так вот слушайте меня, дорогие друзья, с Навальным это тоже не надолго. Немцов и Касьянов его сожрут. Либо они превратят его в Яшина, либо его в партии не будет. Это вопрос, скажем так, до следующей думской кампании.

Комментариев Яшина и Немцова пока нет. Оба сопредседателя РПР-ПАРНАС - Немцов и Рыжков - пишут сегодня в ФБ не о конфликте в партии, а о "Болотном деле". О нем же - Александр Рыклин:
Скорее всего, приговоры по Болотному делу начнут оглашаться на следующей неделе. По-моему, у Никишиной уже нет никакой возможности утянуть их за Олимпиаду. Конечно, они будут обвинительными...
Но я очень хочу верить, что у власти хватит здравого смысла накануне столь важного для себя мероприятия не накалять ситуацию и всех отпустить в зале суда... Вся логика последних событий предполагает именно такой исход.
Потому что в ином случае...
В ином случае "болотников" посадят, международная общественность вяло возмутится, тысяча человек выйдут на Манежку, двести из них свинтят, а потом пройдет открытие Олимпиады, после которой репрессии уже развернутся во всей свое красе...
Я думаю, справка, примерно такого содержания лежит у Путина на столе...
18:18 14.1.2014
Охлобыстина допекли, а у Леонтьева нет проблем

О своем увольнении с поста креативного директора "Евросети" сам Иван Охлобыстин написал так:
С учетом беспрерывных угроз, провокаций и оскорблений со стороны содомитов в отношении моих друзей, партнеров и их семей, я всё-таки настоял на своем увольнении с поста креативного директора "Евросети". Близкие мне люди не должны пострадать от моей общественной позиции, от которой я никогда не откажусь. Содом и Гоморра должны быть уничтожены!
Один из самых остроумных комментариев:
Увольнения Охлобыстина - после его высказываний о необходимости "сжигать геев в печах" или, по крайней мере, вернуть статью за мужеложество, добивались активисты кампании "Европечь". Сворачивать кампанию они пока не намерены:
Ну что, господа, половина дела сделана. Охлобыстин уходит с поста креативного директора "Евросети". Это не может не радовать (надеемся, что официальные подтверждения записи в твиттере не заставят себя долго ждать). Между тем цели нашей кампании на этом не могут считаться достигнутыми.
Иван Охлобыстин не отказался от своей человеконенавистнической позиции и продолжает делать гомофобные заявления. Руководство компании не осудило эти фашистские высказывания. Напомним, что мы требовали не только уволить этого человека, но и публично осудить его античеловеческие заявления. <...>
Мы также хотим слышать комментарии о настоящих обстоятельствах ухода Охлобыстина из Евросети, поскольку его публичные высказывания о том, что он ушел по своей инициативе, и почему он так сделал, выглядят весьма нелепо. Мы хотим слышать версию президента Евросети Малиса.


Вал публикаций на тему "гей-лобби затравило человека, посмевшего высказать свое мнение, а еще жалуется на какие-то притеснения" нетрудно предугадать.


А вот у Михаила Леонтьева все хорошо. Сообщения подтвердились: телеведущий и редактор журнала "Однако" стал вице-президентом "Роснефти" по связям с общественностью. А самое главное,
Обсуждение в ФБ Олега Кашина:
Yaroslav Marshalkin "это не я люблю наркотики, это наркотики любят меня"
Elena A. Panfilova Чистая правда. Проблемы у окружающих. :-))
Roman Moguchiy Попробуй опровергни!
И самый популярный комментарий:
Рустем Галеев "У меня никогда не было проблем с наркотиками. У меня были проблемы только с полицией" (с) - Кит Ричардс, Rolling Stones
А Дмитрий Быков написал на восшествие Леонтьева в вице-президентское кресло целую оду:
Да. Лоялисты. Кто ж не без греха?
Конечно, не без склонностей греховных...
Но журналист, попавший на верха,
Мне все-таки милее, чем полковник.
И мерзостей не требуется, нет,
Вы унижать Леонтьева не смейте:
Всего-то послужи пятнадцать лет –
И ты уже, пожалуйста, в Роснефти.
15:57 14.1.2014
"Гэндальф" и Нобелевские лауреаты против гомофобии. О подлинности даров

Vasily Gatov
Видимо, фильмы о Гарри Поттере (а также "Братство кольца" и "Хоббит") попадут под запрет. Равно как и Кутзее, ну а за компанию и физика, химия и другое естествознание, как противоречащее соответствующим законо... как их там... актам.
Речь идет об открытом письме 27 Нобелевских лауреатов с призывом отменить закон о запрете "пропаганды гомосексуализма" в России, вдохновителем которого стал Иэн Маккеллен - исполнитель роли Гэндальфа. Текст опубликован в британском издании The Independent.
Протест никогда не бывает легким, но мы надеемся, что, выразив несогласие с новым законодательством, мы поощрим российское государство отстаивать в XXI веке гуманитарные, политические и демократические принципы, воплощением которых занимался Михаил Горбачев
Среди подписавшихся - 7 лауреатов премии по физике, 9 - по химии, 7 - по медицине, а также лауреат премии по литературе Джон Максвелл Кутзее и премии мира - Мейрид Магуйар.
Честно говоря, невозможно припомнить, чтобы мировая научная элита в таком количестве к кому-нибудь обращалась. <...> Чем на очередную выходку гей-лобби в виде мировой научной элиты ответят Милонов, Чаплин и Мизулина? Заочно приговорят к смерти два десятка Нобелевских лауреатов?
Александр Тимофеевский пророчествует:
Двадцать семь лауреатов Нобелевской премии - не жук чихнул. Теперь он точно этот закон не отменит.
Дорого, однако, обходится Родине девушка Мизулина. А ведь по ней не скажешь.

Konstantin Anisimovich это несомненный успех Путина: он таким дешевым путем стал властителем дум западной интеллигенции. Ждем, когда к нему потянутся на поклон умученные толерантностью европейские правые
Упомянутые Милонов и Мизулина пока не комментируют письмо ученых. У них свои заботы:

А Дары волхвов из Москвы перевезены в Петербург. Последний день поклонения в Москве был вчера - и ознаменовался скандалом. Некто Александр Ниязов (как сообщает Lifenews, Он вел в Интернете группу «Православная Русь», где поддерживал Глеба Грозовского) сбросил Дары с постамента, якобы "услышав глас с неба". Впрочем, святыня не пострадала.
Mitya Aleshkovskiy
"Задержанный пояснил, что услышал некий голос, когда вошел в храм, - рассказал LifeNews источник в правоохранительных органах. - Голос якобы сказал ему, что поклоняться золоту грешно. Тогда мужчина решил сбросить реликвию с постамента" — вот интересны какой момент. Я без разжигания, без насмешек и так далее. Ну, по сути же, все описаное в этой ситуации находится исключительно в плоскости веры. Мужик поверил в голос, и столкнул дары волхвов. А другие верят в дары волхвов и им поклоняются. Кто победит в этой схватке, юридически?
Здравый комментарий:
Vladimir Bayuklin Вообще, если по христианским понятиям, то всякие голоса и видения нужно изо всех сил игнорировать и молиться об избавлении от них, а не бегом воплощать. Если это голос Бога или Его ангелов, то проигнорировать всё равно не получится, а они объявят благодарность за бдительность. Этот персонаж - полный лох. А юридически победят менты.
Вопрос "подлинности даров волхвов" вообще занял какое-то непропорциональное место в дискуссиях вокруг очереди, стоявшей у храма.
А это правда те самые дары, которые Каспар, Бальтазар и Мельхиор принесли Иисусу? А откуда они у ортодоксальной церкви? А ладан правда может сохраняться две тысячи лет?
С тем же успехом можно задавать вопросы, правда ли мир был создан 6 тысяч лет назад и именно так, как описано в книге Бытия. Андрей Десницкий на сайте "Православие и мир" разъясняет (главным образом, как раз для ярых защитников "подлинности" святыни):

Для неискушенного человека всё просто: если я православный, то я обязательно верю и в подлинность каждой подобной святыни, а если я в ней усомнюсь – значит, пошатнулась и вся моя вера. И в поддержку такого взгляда выискиваются свидетельства подлинности, причем заранее утверждается, что «нет сомнений…»

Позиция эта совершенно проигрышная и бессмысленная, и сейчас объясню, почему. Во-первых, произнося символ веры, мы ежедневно исповедуем свою веру в Бога и в церковь, но из этого не следует, будто любое высказывание о Боге истинно, а любой предмет в церкви – святыня. Если бы это было так, не было бы и таких понятий, как «ересь» или «подделка».

Но самое главное, что высказывания не обязательно делятся на святоотеческие и еретические, бывают и просто частные мнения, в том числе ошибочные. И точно так же церковные предметы не делятся на подлинные святыни и ничтожные подделки. Копия чудотворной иконы, к примеру, тоже достойна почитания, хотя она – заведомо не оригинал.
<...>
Доказывать историческую подлинность любой святыни, как и, к примеру, доказывать буквальную точность любого выражения из Библии – значит привязывать самую суть нашей веры к вещам, от которых она заведомо не зависит. Вступая в такой бой, можно ожидать только поражения. Да и вообще, все эти доказательства только отвлекают от главного. Как прекрасно сказала поэт Ольга Седакова, самый лучший способ почтить дары волхвов – это принести Христу свой собственный дар в эти рождественские дни.
О современном "аналоге" даров волхвов - в колонке Валерия Панюшкина о девочке,
которая больна ДЦП, не умеет ходить, не умеет сидеть, но мечтает получить на Новый год в подарок коньки.
И коньки ей действительно подарили:
Вроде бы Дана сказала: «Коньки» — и издала хлюпающий звук, который у нее вместо счастливого смеха. Это были фигурные коньки с высокими белыми ботинками на шнуровке. Дана трогала коньки, гладила коньки и пыталась взять коньки в руки. Это долго не получалось. Наконец получилось: Дана подняла левый конек и целых четыре секунды держала его навесу, счастливо смеясь.

Меня там не было в этот момент. Мне потом рассказывали и показывали фотографии, сделанные айфоном. А я рассматривал фотографии и думал, что Ленка права: коньки — это идеальный рождественский подарок. Такой же идеально бессмысленный, как золото, ладан и смирна. Дело ведь в пустыне происходит. Холодно, нет крыши над головой. Ребенку не нужны золото, ладан и смирна. Ему нужны теплая одежда и тент. А его родителям нужны быстрые лошади, чтобы поскорее убраться из страны, где убивают детей, и оружие, чтобы защитить ребенка. Вот что им нужно. Но три звездочета тащатся через тридевять земель за звездой, чтобы подарить эти свои дурацкие золотые финтифлюшки, которые вы можете увидеть теперь над банкетным залом и автомойкой, если отстоите очередь.


А вот мнение о Дарах редактора "Правмира":
Anna Danilova Раз об этом говорит и свидетельствует духовенство, я верю. В символе веры про это ничего не сказано, поэтому верить не обязательно. Если гипер радиоуглеродный метод докажет, что это совсем не те дары волхвов, то я не расстроюсь. Опыт молитвы и паломничества - хороший опыт, а благодать измеряется не радиоуглеродными методами. Многие святые говорили -сиди в келье, тут тебе и Киев, и Иерусалим. Так что - все по вере.
Другие, однако, расстраиваются, и даже слишком. Вслед за Дмитрием Стешиным осуждает Михаила Эпштейна (предположившего, что дары - "средневековая подделка") и Егор Холмогоров. Тема та же - "евреи оскорбили христианскую святыню":
уважаемые евреи, если вы в некоем количестве решили собраться и похохмить, то христианские — не лучшая тема для разговора. Можно дать стопроцентную гарантию, что поймут неправильно.

Мало того, дискурсивно ответственному СМИ не стоит приглашать авторов-евреев для того, чтобы негативно отозваться о христианах или христианских святынях. Это отдает то ли антихристианской, то ли антисемитской провокацией (каковыми портал «Сноб» в последнее время вообще балуется через раз).

Ничего не поделаешь — вас просто неправильно поймут. Точно так же как вы неправильно поймете шутки про абажуры или особенности ашкеназской фонетики.

Помимо самих Даров, обсуждали и стоявших к ним в очереди. Две характерные реплики:
Владимир Варфоломеев:
По несколько часов люди стоят в очереди, чтобы в самый главный момент встречи с тем, что они почитают как святыню, впопыхах прикоснуться к ней и мигом вылететь из храма.
Почему всё так устроено?
В разных странах доводилось посещать места, особо почитаемые последователями разных религий, но ни в соборе Святого Петра, ни у Стены Плача, ни в мечети Султана Эйюпа - нигде не гонят "быстрее, быстрее!" пришедших туда паломников или просто туристов. Нигде не приходилось видеть такого бессмысленного конвейера, как нынче в Москве, который, пожалуй, обесценил и саму реликвию, и долгожданную для многих встречу с нею.
Вновь не по уму всё сделано. И уж точно без особого уважения к тем, для кого вроде бы всё это и было затеяно.

Игорь Караулов:
Всё потешаются и потешаются: вот, мол, фанатики и мракобесы часами стоят, чтобы посмотреть на Дары волхвов. Между тем поблизости, у Пушкинского музея, люди иногда мерзнут по три часа, чтобы глянуть на какое-нибудь откровенное фуфло вроде Сальвадора Дали. Ну, нравится людям, не будем их судить.
А советская интеллигенция, например, массово развлекалась горным туризмом. Это значило - нудно переть в гору с рюкзаком в половину собственного веса, на привалах тренькать Визбора на гитаре, а потом подняться на вершину, гордо посмотреть на мир сверху и тут же цурюк. И не пять часов на это уходило, а неделя или две. А что это им давало в духовном плане? Да ничего; как были дураками, так и оставались: тот же Визбор, те же Стругацкие.
А тут все-таки золото, ладан и смирна. Пусть поддельные, пусть. Но подделали-то их все равно раньше, чем творил какой-нибудь Караваджо.
Кстати, на благословенном Западе народ по 20 часов стоит в очередях, когда в продажу поступает новый айфон. Это - не мракобесие? Но ведь у нас такой дикости нет.

Можно, впрочем, предположить, что 10-часовых очередей за айфоном нет не по причине отсутствия дикости, а по иным соображениям (например, из-за цены айфона). Бывает, однако, и так:
14:00 14.1.2014
Шесть лет парализованному. Pussy Riot и мир. Советы выходящему из тюрьмы

Утром во вторник много новостей, но, быть может, самая главная - вот эта:
Судья Тверского райсуда Москвы Татьяна Неверова приговорила парализованного Топехина (31 год) к шести годам колонии общего режима и удовлетворила гражданский иск на 10 млн руб. Может быть, кто-нибудь не понимает, что это смертный приговор?
О парализованном Владимире Топехине в московском СИЗО впервые написала в начале декабря член Общественной наблюдательной комиссии Анна Каретникова:
Больного мы в результате увидели случайно. Заключенные больницы при раздаче гречки с куда-то вдруг сегодня девшимся мясом высунули свои головы в кормушку и говорили: зачем нам принесли этого человека, который не может даже сам поесть?
мы сказали: сейчас придем.
У этого парня 159 ч. 4, мошенничество. Он попал в автоаварию незадолго до посадки. ЧМТ, повреждение позвоночника, повреждения внутренних органов. На воле ему как-то помогали врачи, жил. Потом он попал в СИЗО-2, в Бутырку. Там ему парализовало нижнюю часть тела. Ноги отнялись. И немножко выше. Потом - рука <...> двигаться он больше не может. Ходить. Сидеть. Одеться. Умыться. Сходить в туалет. Он просто больше не может двигаться. Он парализован.

И вот - приговор, 6 лет колонии.
Комментарии у Романовой:
Xana Nenich точно судья? мне кажется, издавна этакие люди назывались иначе... мммм..палач вроде?
Дмитрий Гаврилов Обыкновенный фашизм. Обыденность зла. Сострадание как слабость. Необратимая мутация на психогенном уровне.
И иная точка зрения:
Вячеслав Фазлыев Если бы сегодня у Васильевой с Сердюковым отнялись ноги, кто нибудь выступал бы за то, чтобы их простить и отпустить? В чем вина судей?
Владимир Соловьев Чем суровее законы, тем слабее государство. Мысль не моя. Древние римляне заметили. И отвечаю на вопрос "В чем вина судей?" отвечу: в бесчеловечности и формализме. В цинизме, который напрочь убивает сам дух правосудия. Хотя, наверное, это будет дико звучать для некоторых)
и у Дмитрия Ольшанского:
"Суд на заседании в «Матросской тишине» приговорил парализованного к 6 годам колонии.
«Мы заявили несколько ходатайств о вызове врача, в них было отказано. После того, как Топехин начал плакать и кричать от боли, был вызван врач. После второго укола ему стало лучше, и судья настояла на том, чтобы он давал показания», - рассказала адвокат".
Россиюшка-матушка.
Мясная ты наша избушка.
Кровяная ты наша колбаса.

Anna Narinskaya От того, что эта судья - женщина прямо совсем концы с концами соходятся. даже слишком литература уже

Защита заключенных - цель поездки Марии Алехиной и Надежды Толоконниковой в Нижний Новгород.
Надя Толокно:
В ИК-2 сложилась по сути уникальная для женской зоны ситуация. Около 30 осужденных обратились к правозащитникам с жалобами на условия труда. Они свидетельствовали, они сказали правду и сейчас находятся в блокадном положении. Уже несколько недель мы не можем с ними связаться - отказывают в звонках. Доходят сведения о том, что на женщин оказывается давление. <...>
Жалобы из колонии не уходят. Тем самым совершенно невозможно обеспечить прозрачность - лагерь ИК-2 становится зоной произвола. Как только закрытый конверт с жалобой попадает в ящик для отправки корреспонденции, человека, его отправившего, вызывает заместитель начальника колонии по воспитательной работе Арзамаскина Ирина Юрьевна. И спрашивает: "Че надо? Тут вам не санаторий". "У тебя мужа-то нет, а ты тут с жалобами лезешь", - это лучшее, что можно от нее услышать. Если человек и дальше не отказывается от своих жалоб, его начинают травить. На него идет давление. Забирают теплые вещи, понижают зарплату (установленной сетки зарплат нет - все зависит от произвола администрации). <...>
Мы едем поддержать тех, кто смог набраться смелости и подтвердить известные всем факты.

Хроника происходящего в Нижнем - в твиттере группы "Война" и самих Толоконниковой и Алехиной.

"Сноб", между тем, опубликовал запись беседы двух участниц Pussy Riot с дьяконом Андреем Кураевым. Говорили по большей части о современной ситуации в церкви. Ситуация эта никому не нравится. Часть вины на то, что ныне происходит в РПЦ, Кураев возлагает и на своих собеседниц:
объективные последствия вашей акции, которых никто не мог предсказать, оказались очень серьезными и болезненными. Масштаб вашей акции тоже невозможно было определить — мне она казалась каким-то мелким эпизодом сначала.Но, объективно, вы притиснули Патриарха к кремлевской стене. То есть еще в январе 2012 года в интервью с Киселевым Патриарх говорил: «Наши люди и там, и там» — и на Болотной площади, и на Поклонной горе, и так далее. Но череда скандалов, первый из которых был связан с вами, привела к тому, что значительная часть симпатий городской интеллигенции, христианской интеллигенции к церковному официозу была утрачена. Это было заметно уже летом того же года. В этих условиях Патриарх сделал очень серьезный выбор и для себя, и для всех нас: он решил опираться на народническо-государственный фланг, который был ему чужд, когда он был митрополитом.
Вспомнили также известную беседу митрополита Филарета и доктора Гааза, поговорили об Охлобыстине и о том, может ли церковь участвовать в защите прав заключенных.
Обсуждение в ЖЖ Кураева.
Вот одно из мнений:
Мне глубоко не симпатичны, мягко говоря, дамы из пусси райт.
Но я уверен, что Андрей Кураев повел себя, как настоящий, подлинный священник.
Он поговорил с людьми из своей паствы. С теми, кто совершал ошибки. Он попытался разобраться. Наверное, он как-то их наставлял.
На мой взгляд, священник, которого волнуют души тех, кто рядом, должен вести себя именно так.
Совершенно не понимаю, почему на него нападают.

Владимир Голышев - один из самых вдохновенных сторонников Pussy Riot - видит во встрече компромисс, и потому расстроен и опечален:
В общем, с прискорбием должен признать, что болотная жижа, чавкнув, сомкнулась над их головами.
И далее:
вот и я думаю, что девушки потерялись
как карапузы в лесу
протодиакон, скорее всего, не врет
лишь грамотно смещает акценты

Мнение Григория Лурье:
Basil Lourié
а я думаю, что там все перехитрили "сами себе и другдруга", и что все еще устаканится, но само. ни у девочек, ни у Кураева нет сейчас устойчивой позиции по обсуждавшимся вопросам, даже если им самим кажется, что хотя бы в некоторых вопросах есть. так что дело совершенно не в содержании беседы.
когда после долгого отключения горячей воды открывают кран, то сначала долго идет ржавчина. нужно подождать, пока это дерьмо сольется -- одно из Кураева, другое из девочек. для этого им надо больше двигаться, бегать, прыгать.
Голышев поясняет свою позицию:
Владимир Голышев Попробую по пунктам. Я тоже условно. В том смысле, что у них никакого "специально-церковного" мотива не было. ХХС значил для них не больше, чем крыша СИЗО и (тем более!) Лобное место. Этот эпизод стал особенным не потому что они его выделяли изначально. Просто так получилось... Мне кажется, они не до конца понимают сами себя. Потому легко поддаются внешнему влиянию... Ведь что в них самое обжигающее было? Они не умещались ни в один шаблон. "Что это, вообще такое???" Они самим фактом своего существования в тупик ставили. Куда их записывать? В "белые ленточки"? В антиклирикалы? К питомник Марата Гельмана? Куда??? Кто они такие??? Что им нужно??? На какой профит они рассчитывают??? Дай ответ! Не даёт ответа... Мир ловил их, ловил и... сейчас всё указывает на то, что поймал... Оптимизм в отношении Кураева я, понятное дело, не разделяю. Мне кажется, его последние коленца - абсолютно циничная отработка конкретного заказа, закамуфлированная (не слишком умело) под "не могу молчать"... Но дело даже не в этом. Встреча с ЛЮБЫМ Кураевым - это для них потеря себя. Как красиво проговорился Верзилов: "Кадр со встречи, которой все так долго ждали". Еще раз: "...которой ВСЕ ТАК ДОЛГО ЖДАЛИ"... В этом беда - они стали сознательно делать то, чего ОТ НИХ ЖДУТ. Более того, стараются ПОНРАВИТЬСЯ. Они позволили навязать себе игру правил которой они не знают. Более того, они, вообще, не игроки. Были. А теперь стремительно превращаются в неумелых игроков, которым гроссмейстеры, ухмыляясь в усы, скармливают пешки и хвалят за "сильные ходы"... Смотреть на них сейчас просто больно... И всё.
Igor Igritsky Самое печальное, как по мне, - они больше не художники. Ни в каком сысле. Это свершившийся факт. Не важно, что это слово полисемантично. И началось это почти сразу в СИЗО, когда Алехина взялась за документы. Мир их поймал не по выходе, а сразу по посадке.
Ответ на эти соображения:
Tatyana Borovinskaya А их суровых критиков - "ах, они не те! ах, они "слились" - протащить бы в младенчестве через все то, через что они, "только от мамки", прошли и не запросили помощи и не стали каяться перед толпой бородатых дядек и хмурых теток. Вряд ли хоть одного из этих суровых критиков могут назвать "личным врагом Путина", как называли Толоконникову.
Ну а Slon.ru подытожил реакцию возмущенной общественности на то, что Толоконникова, Ходорковский и Фарбер "не так, как надо" вышли из тюрьмы.
Эдуард Лимонов:
Нет никаких правил, есть люди великие и ничтожные, каждый поступает соразмерно своей личности, а правил никто не писал. Я считаю, что захваленные СМИ глупые девки должны занять свое место, а не ходить с высоко задранной головой и не встречаться с дьяконом Кураевым, который тоже не бог весть кто. Всю эту фальшивую панораму жизни создают СМИ, когда поднимают людей на несколько дней, месяцев или лет на недосягаемую высоту, а потом эти люди грохаются. И Ходорковский, которого все ждали, поджал хвост и свалил за своими деньгами, по-моему, в Израиль. Героев нет.
Юрий Сапрыкин призывает никого не судить - ни освобождающихся, ни общественность:
Я считаю, что это не мое собачье дело: судить людей, которые просидели несколько лет за решеткой, я не вправе. Не знаю, что бы я сделал на их месте, может быть, упал бы лицом в асфальт с крыльца. Пережитый ими опыт вполне оправдывает любые огрехи, которые они могут совершить на выходе из тюрьмы. Но все эти претензии и критика вполне естественны, так как люди выходят из тюрьмы публичными персонами.
А вот универсальный рецепт Марии Бароновой:
1) Вы обязательно должны определить свою национальность, чтобы, когда все начнут инстаграмить вашу справку об освобождении, все были бы довольны. Желательно избрать что-то неместное. Например, назовитесь хуту. Ну, хуту и хуту. Это точно не расстроит прогрессивную общественность. Иначе выяснится, что вы не правы в любом случае.
2) Обязательно надо до «треска в колготках» начать обнимать под камеру своих детей сразу по выходу из другой камеры. Иначе вы очень, очень плохой родитель, а общественность будет расстроена, что ей показали недостаточно желтых моментов вашего освобождения. Но при этом слишком сильно увлекаться не стоит. Как только вы обнимете своего ребенка, то сразу же будете обвинены в том, что делаете это напоказ и, значит, вы плохой человек. <...>
5) Постарайтесь все же дать интервью тем журналистам, которые вас поддерживали. Они старались, а сейчас им нужно ваше интервью. У этих журналистов есть дети и начальство. Не будьте буками.
И воздержитесь от перформансов странного рода. На самом деле да.
20:06 13.1.2014
Не смейте забывать учителей

В фб все чаще встречаются объявления такого типа: Маму в школе сократили в связи с реформой. Простите, мне сейчас не до всего будет, и я буду заниматься решением этой проблемы. Возможности у меня невелики, т.к. со сферой образования я никак не связан, но что-нибудь попытаюсь сделать. Если кому-либо, вдруг, нужен преподаватель русского языка, русской литературы, русской словесности или чешского языка, звоните.

В России в который раз проходит реформа школы. В пятницу на сайте Минобрнауки был опубликован проект Концепции поддержки развития педагогического образования (http://минобрнауки.рф/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B/3871). Ее краткое содержание излагает сегодня «Коммерсант»: В первой части документа сотрудники Минобрнауки перечисляют многочисленные проблемы российского педагогического образования: "низкий престиж профессии учителя, отсутствие карьерных перспектив и т. д.". Из-за этого у педвузов "отсутствует возможность отбора абитуриентов, мотивированных к педагогической деятельности". Туда идут учиться преимущественно троечники, которые потом будут готовить таких же школьников. Авторы документа признают существование "двойного негативного отбора, когда в педагогические вузы поступают не самые "лучшие" (в академическом смысле) абитуриенты, а учителями становятся не самые "лучшие" выпускники". <…> Авторы концепции предлагают готовить учителей по принципам "прикладного бакалавриата" — для этого придется "заменить значительный объем теоретических курсов практической работой". Труд студентов-практикантов будет оплачиваться вузом и школой. При этом в концепции отмечается, что такой подход может привести "к излишнему ухудшению показателей эффективности" школ, то есть в результате студенты не смогут качественно подготовить учащихся.

Оценки, которые дают сегодня в фб этой концепции, полны сожалений. Андрей Тесля: Жаль, что так - прежняя идея, с ликвидацией педвузов как таковых (тем более, что по факту они все давно уже перестали быть педагогическими) и переводом педподготовки на магистратуру - мне казалась куда более здравой. Но педлобби, надобно понимать, оказалось сильнее.

Желание обучать учителей без отрыва от школы быстро нашло логическое завершение и было подвергнуто всеобщему осмеянию.
Hal Incandenza: А я бы начинал прям со школы: старшеклассники пусть и учат младшие классы.
Руслан Лошаков: Мне это напоминает лысенковские проекты. Будущих агрономов будем прямо на полях учить! Когда-то все это казалось ужасным, потом - смешным. А сейчас - просто не интересно!
Мария Юрлова: Ага, только одиннадцатикласснику трудно объяснить, какими педагогическими технологиями он должен пользоваться в преподавании и как потом отчитываться за это. Этому учит в вузе наука педагогика!

Александр Филиппов дает сразу и историческую справку, и прогноз на ближайшее будущее: Наверное, не все знают, поэтому я скажу. До того, как появились педагогические университеты, были педагогические институты, а до того, как были педагогические институты, были учительские институты. Да-да. Именно к этим последним сейчас возвращаются.
Учительские институты давали неполное высшее образование, чем, собственно, и является нынешний бакалавриат, а тем более -- прикладной бакалавриат, который, как я понимаю, и ляжет в основу.
Строго говоря, в этом нет ничего страшного. Просто надо понимать самое суть дела. А суть дела состоит в откате, скорее всего, к позднесталинской модели образования. Значительное количество школьников получит образование по госстандарту, учить их станут выпускники прикладных учительских бакалавриатов. Улучшенное образование школьников, скорее всего, рано или поздно, станет явно платным (сейчас деньги идут, как некогда в высшем образовании) репетиторам, занятия с которыми позволяют честно поступить в "хорошие школы" с 7 класса, то есть с выходом на "хорошие университеты". Преподавать в хороших школах будут выпускники университетов.
В свою очередь, обучение в университетах уже становится все более платным. Диплом маленького регионального университета будет выше по рангу, чем диплом учительского института, как бы они ни назывались, но все равно это будет волчий билет для тех, кто соблазнится легким или бесплатным началом карьеры. Все это станет вполне очевидным и неотменимым в течение нескольких лет. Рост социальных протестов, особенно в провинциях, оформится, в том числе, в части требований равного и справедливого доступа к образованию. История пошла на второй-третий круг.

Илья Матвеев на сайте openleft.ru критикует предложенную концепцию с позиций школы: В целом логика такая – если учить не преподаванию в школе, а чему попало, и обеспечить «возможность гибких и вариативных траекторий подготовки на программах бакалавриата», то, наверное, все-таки найдутся желающие стать учителями. Почему? Потому. Много вопросов задаете.
Практические шаги, как всегда, сводятся к дополнительному бюрократическому прессингу (новые мониторинги, квалификационные экзамены и т.д.), с одной стороны, и перекладыванию всей ответственности на самих будущих учителей, — с другой. Особенно мне понравилось такое предложение: «Самостоятельная педагогическая деятельность студентов-практикантов (подготовка и проведение уроков) с ее фиксацией в информационной среде, с последующим обсуждением совместно с учителями и преподавателями, создание цифрового портфолио работ студента и учащихся для использования при аттестации и предъявления работодателю».
Есть, допустим, какая-нибудь районная школа города Соликамска. Ей нужен учитель математики. Нормально обученный и видящий школьный класс не в первый раз в жизни. При чем тут «портфолио»? Что оно будет демонстрировать? На всякий случай, опыт работы и заслуги уже сейчас можно зафиксировать в таком особом инновационном документе – резюме. Но резюме, конечно, вещь куда проще, чем «цифровое портфолио» в «информационной среде».
Всего в девятистраничном тексте четыре раза повторяется выражение «сетевое взаимодействие» (и один раз – «сетевые гибкие программы»), пять раз – «мониторинг», пять раз упоминаются «квалификационные» экзамены, испытания и требования; ни разу – «зарплата», «достоинство», «права».
Конечно, ждать от этого текста чего-то другого было бы странно. Образование обеспечивает воспроизводство общества и экономики, а педагогическое образование – воспроизводство системы образования. При систематическом отказе в последние двадцать лет говорить о национальных целях, стратегических потребностях общества и экономики образование не только финансировалось, но и реформировалось по остаточному принципу, как один их неопределенных элементов в ситуации общей неопределенности.
Проще говоря, что делать со школами и вузами, правительство просто не знает. Поэтому фиксирует их в неолиберальном капкане «регулируемого дерегулирования», когда обязанностей у правительства все меньше, а «гибкости» у бюджетных учреждений все больше, вот только эта «гибкость» создается бюрократическими средствами, как полностью искусственная система наказаний и стимулов, где побеждают лишь те, у кого и раньше все было хорошо. Естественно, «стихийно» никакие прорывы в этой системе не происходят. Не выйдет ничего и в педагогическом образовании, и никакой надежды на «сетевое взаимодействие» и «гибкие программы», благодаря которым должен сам собой появиться национальный корпус профессиональных и мотивированных учителей, нет и не может быть. Неолиберальный режим господства – неолиберальное образование – неолиберальное педагогическое образование. Только одновременное наступление общества на все узлы этой системы (и в политике, и в студенческих аудиториях, и на рабочих местах) может изменить ситуацию к лучшему. Будущее – за обществом, а не за министерством.
19:09 13.1.2014
Навальный и сауна, разговоры с полицейскими

Все выходные в сети появлялись сообщения, что Алексея Навального «опять поймали в Подмосковье», и даже рассуждения о том, что он «хочет сесть». Сегодня РИА Новости уже сообщали: «Следователи могут ходатайствовать перед судом об избрании Алексею Навальному более строгой меры пресечения, сообщили РИА Новости в пресс-службе СК РФ. "Следствием установлен факт выезда обвиняемого Навального без соответствующего разрешения следователя. В этой связи следователем вынесено предупреждение о том, что в случае нарушения подписки о невыезде, следователь может ходатайствовать перед судом об избрании более строгой меры пресечения", — сказал собеседник агентства.

Навальный опубликовал в ЖЖ фотографию постановления, из которого следует, что он имеет право выезжать на территорию Московской области. Свои регулярные задержания он прокомментировал так: С какого-то времени меня (когда я в области) повадились останавливать какие-то странные гаишники с видеокамерами на груди. Им водитель неинтересен, они сразу берут к пассажирской двери и требуют, чтоб я им документы показал. Чаще всего мы с ними долго переругиваемся: какого чёрта они проверяют документы пассажира. Я говорю, что я Иван Сергеич и больше им про меня ничего знать не положено. Они ржут и кричат: Иван Сергеич не можем отпустить вас без паспорта и тд. Иногда находят какое-то зловещее нарушение: например я не пристегнул ремень, когда ехал сзади на пассажирском сиденье. В итоге мне надоедает с ними говорить, я сообщаю, что я Навальный, они громко повторяют это на камеру и мы разъезжаемся.
Ну а дальше, видимо, сидел перед монитором чешский шпион Бастрыкин, любовно поглаживая паспорт Чешской республики, макая кнедлик в пиво "Велкопропоицкий козел" и мечтая о том, как он будет жить на пенсии в Праге и вдруг в энторенте: НАВАЛЬНЫЙ НАРУШИЛ ПОДПИСКУ О НЕВЫЕЗДЕ. Он отбрасывает кнедлик, хватает телефон и кричит в него: ЧТО У ВАС ТАМ НАВАЛЬНЫЙ НАРУШАЕТ, ИЗМЕНИТЬ ЕМУ МЕРУ ПРЕСЕЧЕНИЯ! Следователи берут под козырёк и выписывают мне сегодня ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ (чтобы не покидал пределов Москвы). На всё моё недоумение, краснея, отвечают: такое принято решение.
Что с этим делать, не очень понятно. Постановление о мере пресечения никакого разрешения на выезд в Мособласть от меня не требует. Если просить разрешение (я его несколько раз просил для выезда за пределы области; ни разу не разрешили) надо письменно, отвечают на него месяц. Ответ всегда присылали по почте. Родители у меня живут в Мособласти. За продуктами я тоже еду, как и многие москвичи, формально в Мособласть - в один из торговых центров на МКАДе. Мне теперь за месяц писать: прошу разрешить мне выезд в Ашан для приобретения трех пачек макарон, чеки обязуюсь предоставить?
Вот такая история. То ли они меня троллят, то ли ищут повод посадить. То ли лайфньюз, то ли СК. То ли наркоманы, то ли идиоты.

Но бурю твитов вызвало даже не снятое LifeNews видео и не комментарии к нему

а статья на сайте «Молодой Гвардии», которая начинается так: Любимец девочек и мальчиков Алеша Навальный, оказывается, перед Новым годом отдыхает не только с женой и детьми в Марьино, но и предпочитает более «зажиточный» отдых. Например, поездку в сауну за границы Москвы, алкоголь и личного водителя на Range Rover.
Стало известно, что 19 декабря 2013 года сотрудники ДПС Одинцовского района остановили новенькую иномарочку с пьяненьким «борцом с коррупцией и российским режимом» на заднем сиденье. <…> Интересно даже не то, что Алеша пьяным возвращался из сауны, да еще и за территорией Москвы. Гораздо интереснее то, что рьяный «борец с коррупцией» оказался таковым лишь на страницах своих блогов и на митингах, а на самом деле, у него большие «связи». В результате, сотрудникам ДПС позвонило загадочное лицо, которое и помогло Навальному «отмазаться».


Глеб Морев: Но ведь все помнят, как Навальный, уже будучи под подпиской, в ходе предвыборной кампании ездил в Зеленоград и в Королев. Странная история. Если не принять гипотезу, что в СК, действительно, идиоты. Странно, что при тех усилиях, которые приложила к делу Лайфньюс, в Известиях о "нарушении" Навальным подписки - ни слова.

В дополнение – отличная история о разговоре с полицейскими по поводу курения: Вчера вечером иду по родному Саратову по улице Большая Казачья. Никого не трогаю. Перехожу улицу Горького Закуриваю. Далее, иду мимо театра оперы и балета им. Н.Г. Чернышевского. Перед крыльцом театра до самой ограды парка тротуар выложен плиткой. Возле ограды стоят два полицая и радостно смотрят на меня. Поскольку я ничего не нарушаю, я собираюсь пройти мимо, для чего делаю шаг по одной из плиток. Дождавшись, когда я вступлю на плитку, ко мне подходит бравый лейтенант, козыряет, далее следует дежурная скороговорка "здра-жла-лей-широкожопенко". Затем уже четко - но предельно вежливо:
- Гражданин, предъявите, пожалуйста ваши документы!
- Здравствуйте, - говорю я вежливо, но удивленно. - А позвольте встречный вопрос: в чем дело? Разве я что-то нарушил?
- Вы находитесь на крыльце театра оперы и балета, - заученной скороговоркой говорит лейтенант (видимо, этот спич он долго учил и повторял неоднократно). - Согласно федеральному закону курение вблизи запрещено! Пройдемте с нами для оформления протокола об административном правонарушении.
- Прошу прощения, - мягко и вежливо возражаю я, поскольку ситуация начала меня забавлять. - Я, в отличие от вас, товарищ лейтенант, понятия не имею, что это за здание. А поскольку никаких знаков и надписей, запрещающих курение в данном месте со стороны улицы Горького не наблюдается, то отсюда следует, что я ничего не нарушил.
- Незнание закона не освобождает от ответственности, - отрапортовал лейтенант. - Пройдемте, гражданин!

(далее следует дискуссия о принципе ubi jus incertum, ibi nullum и об абсолютных и относительных запретах)

- Но вы же знаете, что курение вблизи зданий запрещено! - возразил лейтенант. - А это здание - театр!
- Пардон, но, во-первых, я не обязан знать, что это здание театр, - ответил я. - Но, допустим, что даже я знаю. Что означает "вблизи"? Это означает, что я не могу курить ближе 15 метров от входа в здание. Хотя я пожилой и слабовидящий человек, но даже я вижу, что до входа в театр гораздо больше 15 метров.
- А это крыльцо театра, - не сдавался лейтенант.
- Простите, товарищ лейтенант, но тут имеется два скользких момента, - сказал я. Во-первых, я ведь не стоял на крыльце, а шел. Следовательно, я не имел намерений курить вблизи здания и, если бы вы меня не остановили, то я бы находился на крыльце менее трех секунд. А, во-вторых, вы же видели, что я приближался к крыльцу и курил сигарету. Но вы меня не остановили, не предупредили - следовательно, вы совершили должностное нарушение: допустили совершение формального правонарушения, не предотвратив его.
Лейтенант оторопел. Ему явно нечего было возразить. Тут я перешел на отеческий тон.
- А теперь ребята - не для протокола. Я старше вас и по возрасту вам в отцы гожусь. Посему послушайте пожилого человека. Ребята, да что же вы творите?! Вам что - заняться нечем?! Вы - два здоровых лба! - вместо того, чтобы реально охранять покой граждан, реально бороться с преступностью и предотвращать правонарушения, вы уже полчаса тратите на меня время! Вам самим-то не противно?
- Ладно, отец, теперь вы меня послушайте, - ответил лейтенант, посмотрел на меня и опустил глаза. Было видно, что ему стыдно и противно. - Я этого места долго добивался. А посему стараюсь удержаться на нем. Нам велели сегодня приносить протоколы на курильщиков. Если я не буду оформлять эти протоколы, то меня выгонят к чертовой матери - а высшего образования у меня нет: и куда я пойду? Только в дворники или грузчики, а я не хочу. Поэтому, раз уж мне сказали приносить протоколы, то я буду приносить протоколы, ибо я тоже хочу получать зарплату. А посему выбирайте: либо мы сейчас идем и оформляем на вас протокол об административном правонарушении - либо мы сейчас вас задерживаем за неподчинение законным требованиям сотрудникам полиции. А это сами знаете: намного серьезнее.
- А вот это аргумент! - ответил я. - Тут вы меня убедили! Подчиняюсь насилию.
Мы направились к пункту полиции на площади. Оба полицая шли, опустив глаза, и молчали. Я тоже помолчал, достал еще одну сигарету, закурил и громко сказал.
- Не знаю, ребята, какую цель преследуют те, которые дают вам такие приказы, но если они добиваются того, чтобы население вас ненавидело - с этой задачей они справляются отлично!
Лейтенант помолчал немного и ответил:
- Вы правы...
18:07 13.1.2014
Илья Фарбер, офицерские звездочки, истерика как норма жизни

"Дотоптался". Речь идет вот об этом эпизоде сразу после освобождения:

Сегодняшняя обличительная статья Андрея Сидорчика в «Аргументах и фактах»: Художника Фарбера все жалели. Особенно жалели, когда при пересмотре дела ему вместо восьми лет дали семь лет и один месяц. 10 января Илья Фарбер вышел из тверского СИЗО и первым делом… прошёлся по золотым звёздам, которые на его дороге рассыпал сын Петр.
— Это звезды с погон прокуроров и следователей, из-за которых многие сидят здесь, и я в том числе здесь сидел, — заявил художник и учитель, прежде чем умчаться в свободную жизнь на роскошном автомобиле с номерами, словно нарочно, «666».
И сразу вместо фигуры несчастного, несправедливо обиженного человека, возник крайне пошлый и самодовольный персонаж, которому не хочется сочувствовать ни в коей мере.
Золотые звёзды на погонах носили и носят тысячи и тысячи достойных офицеров, честно выполняющих долг перед Родиной. Их носили десятки тысяч героев, павших на полях сражений, отдавших свою жизнь за то, чтобы у Ильи и его сына Пети была возможность жить на этом свете.
(В КП эту тему еще в пятницу отработала Ульяна Скойбеда)

Контраргументы приводятся разные. Леонид Зашляпин публикует в ЖЖ список участников Великой Отечественной войны с фамилией Фарбер (там их двадцать четыре) – чтобы, очевидно, доказать, что на фронте были не только Сидорчики. Собственно, обсуждать тут особенно нечего (если, конечно, звезды не приведут к возбуждению нового уголовного дела), все сказала Ольга Романова:

Стояние Ильи Фарбера на звездочках с офицерских погонов все выходные обсуждалось в блогах. Волна осуждения поднялась еще в пятницу; в выходные она перешла в стадию осуждения «либеральной интеллигенции, поддержавшей Фарбера». Артем Рондарев: Учитель Фарбер оказался таким клиническим идиотом, что оторопели, судя по всему, все.
У прогрессивной общественности каждый раз один и тот же ступор: едва она добилась освобождения кого-либо из несправедливого застенка – как этот человек сразу принимается ступать по звездам или сниматься в модных журналах.
Судя по всему, есть какой-то универсальный (и не вполне понятный лично мне) закон, по которому в фокус широкого сочувственного внимания нашей городской интеллигентной публики раз за разом попадают почти исключительно мудаки. Или, как минимум, очень глупые люди. Потому что, например, Константинова, который сидит явно ни за что по облыжному обвинению в убийстве, защищают по большей части только свои. А на учителя Фарбера, тупого идиота, деньги собирали всем миром по подписке. Вот такая вот дизъюнкция.
Хорошо бы установить тот этап, на котором происходит данный отбор. Потому что это очень многое может рассказать нашей интеллигентной публике о самой себе.

Александр Рыклин: Послушайте, друзья мои, ну, предположим, ваше эстетическое чувство было оскорблено сценой выхода на свободу учителя Фарбера... Вам она, сцена эта, показалась постановочной, вычурной, избыточной...Я тоже в какой-то момент поймал себя на мысли, что кружева на рубашке не помешали бы, зря сэкономили на кружевах! Так что, пусть отправляется обратно в тюрьму? И уже через пару лет выйдет по-человечески?

Развернутый анализ поступка Фарбера с точки зрения бывшего политзека – у Виктора Давыдова на «Гранях»: Фарбер последние годы жил не в интернете, а в камере. Он отсидел свою «двушечку», а значит, уже стал зеком, пропитанным тюрьмой, как губка. Он знает, что тюрьма - это не замки и решетки, а постоянное 24/7 издевательство и унижение от тех самых, которые со звездочками. <…> Фарбер не стал кричать на выходе из СИЗО «бей ментов!» - он только прошелся по звездочкам. У этого человека масса самообладания. <…> Не знаю, что привелось видеть Фарберу за время его заключения, но вот пара эпизодов, которые прошли передо мной. Летом 1980 года на шмоне в камере Сызранской тюрьмы надзиратели нашли пачку чая. Сейчас чай в тюрьме разрешен, но в советское время это был криминал наравне с наркотиками - и за него убивали. Буквально. Зек - хозяин чая попался строптивый, и когда его били, послал ментов пару раз подальше - в ответ те забили его до смерти. Деревянными киянками, которыми обычно простукивают решетки на предмет подпилов. Списали, как обычно, на «сердечный приступ».

Сегодня Илья Фарбер с сыном был уже на заседании по болотному делу:

И сегодня же обсуждения потоптанных Фарбером звездочек и оскорбленной в своих эстетических чувствах интеллигенции перешли в область социально-философскую. Режиссер Алексей Герман написал большой текст в блогах «Эха Москвы»: Мы живем в сериале. В выдуманном мире. В этой реальности узницы всегда абсолютно мудры и благородны, принцы-узники, когда обретают свободу, должны непременно всех от всех спасти, учитель должен выходить из заключения непременно в костюме мушкетера, а симпатичные писатели должны обязательно наставлять и поучать о чем-то далеком абстрактном и непременно прекрасном. Все защищают заключенных и никто не просит денег у Ходорковского. Это требования среды.
Мы живем в «городе женщин». Населенном принципиальными институтками за сорок. В этом городе любят и ненавидят страстно и мелодраматично. Все от всех ожидают предательств, подвигов, подлостей, геройства, перерождения. Ожидают сюжетных поворотов. Приветствуется и амнезия, за которой следует катарсис. Все ждут неожиданных встреч и словесных дуэлей. <…>
Почему истерика стала нормой жизни? <…> Мы забыли, что русская интеллигенция — это не стадо престарелых женщин с идеями, не «город женщин», не страница в социальной сети и много френдов, а все-таки набор морально-нравственных норм.
Мне так думается. Если кто-то претендует на роль моральных камертонов общества, то извольте ими быть в реальном мире, а не виртуальном. Не покупайте проституток, не юлите, не делайте глупостей и гадостей, уважайте людей вне пределов Москвы и Питера, уважайте офицеров, которые честно служат, уважайте и их мнение, хотя бы раз попробуйте сделать что-то полезное не в фейсбуке, и многое другое. Сколько можно выяснять отношения, оскорблять друг друга? В этой истерической экзальтации забываются смыслы. Не надо топтать «звезды с погон». Это стыдно. Это начало финального распада. Даже, если это нужно медиа. Медиа Богу.

Из откликов на текст Германа. Леонид Кроль: Умно и точно про истерику как норму и форму жизни. Стадия общества такая. В этом и надорванность, и искусственность, и незрелость, и затяжная потребность в выражении, и отчаяние чтобы быть услышанными (слишком долго рот затыкали). Хотя по мне - перформанс с растоптанными звездами, когда заработано на "быть услышанным" - это лучшее и самое чистое, что есть в этом "деле". Конечно, извиняться никто не будет, ясно что Фарберы вскоре уедут, в статье точно и подробно (что отличает ее от истерических инфо-всхипов) высказано про среду и реакции.
16:39 13.1.2014
Нескончаемые дары волхвов и «люди с ближневосточными фамилиями»

Тема народного поклонения золоту, ладану и смирне оказалась исключительно живучей. Обсуждают в основном жажду чуда, неискоренимую в русском народе. Ирек Муртазин: Они не верят ни Путину, ни Собянину, ни Чубайсу, ни Навальному, ни Собчак, ни Толоконниковой, ни Бастрыкину, ни Чайке, они даже себе не верят. А верят только в чудеса. Потому и выстаивают в унизительной очереди часами, в надежде на чудо. К золотой рыбке или щуке, пойманной Иваном-дураком, тоже выстроилась бы такая же очередь?

Александр Кулик: В Средние века один логик довольно увлекательно писал об "Удивительном следовании", с его формулой "Если из того, что высказывание А ложно, следует, что А истинно, отсюда следует, что А истинно". Вряд ли он мог предположить, что его "Consequentia mirabilis" станет настолько популярным способом размышления в ширнармассах ХХІ века.

Есть некоторые попытки вывести дискуссию на более-менее рациональные рельсы – как для обессмысливания поклонения святыням, так и для наделения его ценностью. Вот по одному яркому примеру обоих типов рассуждения.

Александр Баунов: При обсуждении этих и прочих даров как-то забывают политэкономическую причину возникновения многочисленных святынь в эти самые средние века. А это просто духовные центры, епископства-княжества, монастыри, аббатства, епархии, целые страны мерились активами. У нас дары. А у нас часть креста. А у нас пояс. А у нас — весь крест. А у нас огонь. И глава. Нет, две главы и десница. К нам, к нам. Это и сейчас происходит, а тогда-то, когда важнее ничего не было.
И конечно тут нет ничего и на каплю специфически христианского. Ни одна приличная пятничная мечеть или дворец эмира не может обойтись без волосы из бороды Пророка, а в краях, где я провел почти месяц — ни один приличный город невозможен без зуба Будды в золотой ступе.

Анна Наринская: Тут кругом какие-то дискуссии о Дарах Волхвов, не могу уловить сути, но среди прочего пишут, что это подделка и, мол, какая глупасть к этой подделке очередиться.
В связи с чем, что называется, вспомнилось. В бытность мою в Киото (хо-хо) я, как все прочие, бросилась к Золотому храму. Оказалось, что он, конечно огого, но рядом с ним стоит другой - поменьше и даже древнее и вообще красивше. И вот в этом другом, рассказал мне экскурсовод, в 15 веке жил монах. И каждое утро в одно и то же время он выходил из храма, надевал сандалии, брал зонтик и всходил на холм. А потом возвращался и оставлял сандалии и зонтик у входа. А однажды он пошел без ничего -- и вознесся с холма на небо. А зонтик и сандали так и остались стоять у входа. И - указал экскурсовод - стоят и по сей день. У входа, действительно, стояли зонтик и сандалии: не новые, но вполне современные - на что я, в свою очередь, указала экскурсоводу. Он посмотрел на меня оч удивленно и сказал -- ну, разумеется, мы их прмерно каждые лет восемь меняем!
Ну и, честно говоря, глупой на этом месте показалась себе я.

Но по-настоящему дискуссию о дарах поддержала вот эта статья в «Комсомольской правде» за авторством Дмитрия Стешина, которого в сети уже прозвали «Скойбед-2»:

Стешин обвиняет евреев (то есть «либеральных интеллигентов с ближневосточными фамилиями» - тут впору уже объявлять конкурс на самый многословный эвфемизм к слову «жиды») в … намеренном раздувании антисемитизма в России: Известное сетевое и бумажное издание выносит в заголовок фразу: «Михаил Эпштейн: Дары волхвов – средневековая подделка». Молодец, философ и религиовед Михаил Эптштейн, не смог промолчать, отринул ложный стыд, раскрыл всем глаза. <…> Сообщают верующим о том, что за 20 веков, никакой ладан и смирна не уцелеют – истлеют, сгниют, распадутся. По странному совпадению, вряд ли кто-то из этих доброхотов является христианином, а их «ближневосточные» фамилии, в сочетании с критикой христианства, боюсь, могут вызвать в ответ лишь антисемитизм и ничего более. Потому что свои святыни, могут критиковать только свои. Только мусульмане имеют право обсуждать подлинность и святость «волоса Пророка» или устройство Каабы. Если этим будут заниматься христиане, по всем понятием это будет вопиющим хамством, наглостью, и не побоюсь этого слова – скотством. Чтобы лучше объяснить это, давайте отзеркалим ситуацию.
В мае, в канун празднования Дня образования государства Израиль, некий Дмитрий Стешин вылезает со статьей, о том, что ключ от Сионских ворот Иершалаима, переданный англичанами еврейской общине в 1948 году - базарная подделка, необходимая для обоснования политической и исторической легитимности спешно создающегося государства Израиль. <…> Представили? А представили, что будет потом? После такой манифестации мы бы имели множественные разрывы шаблонов, большой гевалт и даже обращение в Гаагский трибунал с жалобами на "антисемитизм". Крики «вон из профессии», жалобы в суд, предупреждение соответствующих органов, блюдущих толерантность в российских СМИ. И это было бы совершенно справедливо. Но заведенные порядки у нас таковы, что борьба с оскорблением чувств верующих у нас работает только в одну сторону. И никто, никогда, не найдет в выступлении Михаила Эпштейна и его сотоварищей разжигания того самого антисемитизма и оскорбления чувств верующих христиан. Интересно, эти люди понимают, какую ненависть пытаются сеять? Им не страшно?

Идею с эвфемизмами следует признать неудачной – колумнистам «Известий» не помешало бы поучиться у русского классика:

Но Достоевского колумнисты «Известий» не читают. Зато их читает Путин:

Но даже в мире колумнистов-пропагандистов случаются лучи света, доказывает Александр Архангельскийего статья в «Огоньке», посвященная закрытию программы Светы из Иванова на НТВ, называется «Отключение Светы». В том, что Света из Иваново за два года работы на НТВ никак не проявила себя, он видит доказательство толерантности и миролюбия русского народа: То, что настоящая представительница народа оказалась непригодной для роли пропагандиста, разоблачителя и обличителя — вот что важно. Из этого можно сделать вывод, что "народ" на самом деле мало озабочен судьбой либералов, кощунников или геев. У Светы не оказалось талантов телевизионных или светских, но и талантов пропагандистских — тоже. Какая-нибудь поумнее на ее месте быстро сообразила бы, о чем и как сегодня нужно говорить, и обеспечила бы себе надежный пожизненный пенсион (впрочем, Свете он тоже обеспечен — после полутора лет работы на НТВ ее будут оберегать от прессы еще тщательнее). И в этом смысле Света, а в ее лице и народ, так сказать, оказался лучше, чем мы думали,— ничьей крови он требовать не намерен, и агрессии в нем никакой нет. Мало того, если судить по репликам той же Светы, народ даже готов пожалеть узников Болотной. И все это противоречит той идее, которую нам внушают последние полтора года по телевизору: что есть какая-то неизмеримая пропасть между большинством и меньшинством, москвичами и россиянами, народом и либералами. Что есть в народе какая-то животная ненависть к интеллигентам, Pussy Riot, современному искусству, геям, Гельману, митингам и прочему. Напротив: есть подозрение, что эту ненависть питают исключительно специально обученные люди, а также, что мнению народа в этих вопросах они как раз больше всего и не доверяют. И это тоже показательный факт, и за это я должен поблагодарить Свету, а также в ее лице, получается, и весь народ.

Удручает, впрочем, то, что вот уже лет сто пятьдесят пресса в России по любому поводу рассуждает о жидах и «русском народе». Пора менять пластинку.
14:55 13.1.2014
Символизм и магия на фоне общей нечеткости жизни. Графа "против всех"

Понедельник начался с двух любопытных текстов о политическом символизме – похоже, именно этот феномен определяется пока как основной тренд 2014 года. Андрей Левкин на polit.ru описывает его в связи с новостями прошлой недели – о ФСО, якобы составляющей списки оппозиционных блогеров: Идея может быть дурацкой, но это же все равно идея. Поэтому всегда любопытнее не причины, которые на нее кого-то сподвигли, а то - как ее все же можно было бы реализовать. В данном случае, конечно, все непросто. С самого начала: ну вот что такое блогер в Рунете? По факту оба слова непонятны. "Рунет" это, в общем, зона .ru, но полно сайтов располагаются и не там, хотя, допустим, они и вполне российские. Так что "рунет" тут просто метафора.
"Блогер" в какой-то мере тоже метафора, поскольку очень уж расплывчат. Он, как блогер, пишет где? В соцсетях, на сайте, скажем, "Эха Москвы", в своем хомяке? Вот база данных, вроде бы, не метафорична, потому что конкретна – но и тут: что имеется в виду под авторами (учитывая ники), да и оппозиционность замаешься осознавать – тут как-то надо сильно грузиться авторским контекстом. Ну да, можно и не грузиться, но тогда просто эффективность будет минимальной – уж загрести/запретить всех подряд можно и без этих тонкостей.
А тут же еще и разный язык. Это же уже была тема зачисления в экстремисты за склонение к самоубийству - блогеров, употреблявших выражения "убей себя ап стену" или "аффтар выпей йаду". Поди пойми, что для кого негатив, а что нет. А если всерьез, то очевидно, что если кто-нибудь захочет устроить "вопиющий инцидент", то вряд ли станет использовать блоги и "публикации" в них. Неслучайно же, что в качестве примера не нашлось ничего, кроме вполне безобидного закидывания посла помидорами. И вряд ли в том же Бирюлево народ созывали через публикации в блогах.
То есть – что в данном случае и интересно – возникает этакое метафорическое облако, которое каждый может трактовать как угодно. В принципе, тенденция возникла еще в том году и тут какой-то новый подход к организации гос-инициатив: даже законодательных. С этакой ситуационной донастройкой. Опять же, следует отметить символическую составляющую данной идеи: ведь, по сути, не очень понятно, что стали бы делать с автором, которого запихнули бы в эту базу данных. Будто база данных сама по себе станет некой карой, действующей мистическим образом. Конечно, магическая составляющая действия – тоже интересно. То есть, получается цепочка: символическая составляющая, магия и общая нечеткость жизни, проходящей (казалось бы, парадоксально) в строго иерархической структуре. Разумеется, такой тренд совершенно отвечает склонности населения к конспирологии, поэтому есть все основания предполагать его развитие.

Свежий Кашин на «Слоне» сегодня совершенно о том же, только с уклоном в практику – он предлагает действующему президенту 10 возможных шагов, предприняв которые тот смог бы войти в историю «хорошим парнем». Первый очень серьезный – отменить все законы «взбесившегося принтера»: Программу первоочередных мер по быстрому и эффективному превращению из плохого Путина в хорошего в течение последних двух лет каждый день принимала Государственная дума. Законы о запрете усыновления российских детей гражданами США, о борьбе с гей-пропагандой, о статусе «иностранных агентов» для НКО и еще десяток или больше самых одиозных законопроектов – за эти два года у Владимира Путина скопился уникальный запас политической прочности, позволяющий провести либерализацию, не вставая с дивана, – достаточно только вернуть российское законодательство к состоянию осени 2011 года.
Эффектный символический жест – зарыть государственный прах: Войти в историю можно с помощью прямого контакта с ней – современная российская реальность располагает и к такому. Протестуя против вхождения своей страны в инициированный Россией Таможенный союз, украинские демонстранты сломали памятник Ленину в Киеве. Если Ленин до сих пор остается для иностранцев символом российской экспансии, можно воспользоваться этим стереотипом и, например, похоронить Ленина. На протяжении всех постсоветских лет первые лица российского государства повторяли, что Ленин в Мавзолее слишком много значит для старшего поколения советских людей и его захоронение вызовет раскол в обществе. Возможно, это действительно вызовет раскол, но ведь Владимир Путин не раз уже демонстрировал, что общественный раскол его не пугает, а иногда ему даже нравится раскалывать общество по надуманным вопросам (например, ЛГБТ-проблема, ставшая для России актуальной исключительно из-за инициатив власти). Похоронив Ленина, Путин гарантированно войдет в историю как главный десоветизатор России, заодно поставив точку в многочисленных дискуссиях о том, возрождает Путин советские порядки или только имитирует их.
Но вот, пожалуй, самое сильное предложение Кашина, полностью согласующееся с предложенным Левкиным описанием российской реальности – Путину следует уступить власть неожиданному преемнику: Рано или поздно Владимиру Путину все-таки придется всерьез, а не как в 2008-м, задуматься о том, кому «передать страну». Классическая, как в 1999 году, операция «Преемник» вызовет и протесты, и неизбежный осадок в общественном мнении – и спустя годы политологи будут писать, что Путин, уходя, не решился на честные выборы и передал власть назначенному наследнику, не демократ. Эффектнее была бы схема с двумя преемниками: подставным (да хоть опять Дмитрием Медведевым) и реальным (им может стать, например, Алексей Навальный или Михаил Ходорковский). Подставного преемника будет неуклюже толкать в президенты государственная пропаганда и «Единая Россия», и когда он проиграет и Путин передаст власть другому, все поймут, что Путин выше этих трюков с престолонаследием, Путин честно ушел сам и уступил власть тому, кого выбрал народ. О тайных договоренностях с настоящим преемником будет знать только совсем узкий круг приближенных, а если кто-нибудь напишет колонку о том, что Путин снова всех обманул, этой колонке никто не поверит – конспирология и ничего больше.

Вот и первое подтверждение верности тезиса об основополагающей символичности всех действий российских властей:

Петербургский писатель Андрей Аствацатуров поражен: В отличие от своих друзей, я не очень интересуюсь политикой, потому что я не могу интересоваться тем, чего не существует. А разбираться в логике корпоративных проектов неинтересно. Но вот наткнулся на новость: власти хотят восстановить графу "против всех". Представить себе, что у них проснулась совесть, я не могу. Возможно, у меня как у писателя среднего недостаток воображения. Вот, не могу, и всё тут... Но возможно тут кроется что-то другое? Какая-то хитрость... мне интересно, какая? На хрена им возвращать графу "против всех"?

Собственно, чтобы такие вопросы вообще возникали, как и подозрение о наличии «совести».

Алексей Навальный показывает, что возвращение графы ничего на самом деле не меняет. Тем не менее, он эту инициативу скорее поддерживает, чем нет: Как все мы помним, единыеросята решили вернуть "против всех" сразу после крайне неприятного для них результата выборов в Москве. Легенда для публики звучит как: "Это повысит явку на выборах, привлечёт протестно настроенных граждан. Мы должны дать возможность проголосовать тем, кто всеми недоволен". Правдивое объяснение звучит как: "Мы лживые вороватые единороссы. Нас все ненавидят. Появляются кандидаты (выскочка Навальный и другие), которые эксплуатируют народную нелюбовь к нам, ворам-единороссам, и получают неожиданно много процентов. Наши социологи говорят нам, что если мы вернём "против всех", то это отнимет у таких кандидатов 5-10% голосов".
Вот, что лично я думаю, по поводу возврата "против всех":
1. Это, конечно, глупость. Ведь если раньше победа "против всех" означала повторные выборы, то сейчас эту норму не возвращают. "Против всех" станет пустым голосованием, выгодным "Единой России" или кандидату от власти.
2. Тем не менее, я эту норму скорее поддерживаю, потому что считаю, что единороссы, как обычно, перехитрят сами себя. Это, конечно, нужно проверять нормальными социологическими исследованиями, но лично у меня есть ощущение, что «против всех» ударит и по Путину, и по ЕР, и по их кандидатам сильнее, чем по оппозиции. Посмотрите на все последние избирательные кампании власти. Они же не идут под лозунгом "Путин хороший" или "Собянин умеет городом управлять". Реальный рефрен: «Путин, конечно, не очень, но остальные ещё хуже», "Ну а если не Путин, то кто? Больше нет никого" или "Да, Собянин жулик, но остальные ещё хуже городом управлять станут" или "Да, ЕР - партия жуликов и воров, но и остальные такие же жулики". То есть, реальным посылом кампании всегда идёт: увы, это единственный выбор, альтернативы нет. В таких условиях избиратель власти запросто найдёт для себя «против всех»: ну, раз все плохие, значит плохие.
4. "Наш избиратель" - это люди, голосующие осознанно. Я думаю, что мы сможем разъяснить им, что голосование «против всех», когда есть реальный оппозиционный кандидат - это голос за "Единую Россию".
5. Надо помнить, что всё-таки главной "предвыборной технологией" путинских жуликов был и остаётся недопуск кандидатов на выборы. Таким образом, если нашего кандидата снимают, "против всех" может пригодиться и нам.
Резюме:
- Путин и «Единая Россия" ищут "волшебную пилюлю", которая помогла бы им на выборах. Они снова шарахаются и принимают решение, которое, в среднесрочной перспективе, принесёт им больше проблем, чем пользы.

Вот еще несколько сегодняшних примеров символических объяснений и работы «метафорического облака»:

Особенно символична рекомендация Ольги Романовой: Сегодня Дм. Медведев наградит большую группу российских журналистов за вклад. Вспомнилась никакого отношения к этому отрадному факту не имеющая история - про награждение Путиным Натальи Дуровой (светлая ей память). Принимая награду, великая артистка сказала благодарственное слово: «Есть три человека, перед которыми я снимаю шляпу. Вы, Владимир Владимирович, Патриарх и мой сын шимпанзе Яша».
XS
SM
MD
LG