Ансамбль «Студия новой музыки» откроет Новый 2014 год концертом, в котором будет представлена программа из современных камерных сочинений. Уникальность концерта заключается в том, что все произведения выбраны самими исполнителями, то есть каждый музыкант получает возможность поделиться со слушателями музыкой любимых авторов, а «Студия новой музыки» действительно предстает как ансамбль солистов.
Луи АНДРИЕССЕН
Серебро для ансамбля (1994)
С момента появления композиции «Состояние», принесшей композитору мировую известность в 1976 году, Луис Андриссен остается верным мастером стиля, который можно назвать хоральной аранжировкой, известной нам по произведениям Баха: сочетание замедленных мелодий в слоу моушн в одном регистре с быстрыми голосами в другом регистре. Это иллюзионистская техника, обнажающая быстроту, запрятанную в медлительность и наоборот. На ум приходит сравнение с тем, что наблюдает путешествующий по воздуху: как медленно под ним стелится земля, при том, что он пролетает над ней с большой скоростью.
Будучи произведением, появившимся после «Дерева» (1991) и последовавшим за ним циклом опусов, исполняемых малым составом, «Серебро» является вершиной в использовании этой хоральной техники. Из-за некоторых усложняющих факторов, как то использование непредсказуемых канонов, требуется некоторое время для того, чтобы понять, какие инструменты в структурном отношении играют роль самолета, а какие - простирающейся под ним земли, и услышать настоящие мелодии, расцветающие из нисходящих гамм, с которых все начинается. Что касается заглавия композиции, то по словам автора оно, вероятно, имеет отношение к двум серебряным инструментам - флейте и вибрафону - начинающим и завершающим произведение.
(Элмер Шёнбергер, перевод Фёдора Софронова)
София ГУБАЙДУЛИНА
Сад радости и печали для флейты, альта и арфы (1980)
«Сад радости и печали» — одночастное инструментальное трио, посвященное поэту Франциско Танцеру (1980). На замысел пьесы повлияло чтение композитором двух, казалось бы, противоположных видов литературы — восточной прозаической поэмы Ива Оганова «Саят-Нова» и сборника западных стихов Франциска Танцера.
Сад — это и Рай в Исламе, на вершине которого цветет Лотос, и собирательное восточное слово, равнозначное «миру», восточный символ цветения жизни. Участвующие в Трио инструменты — флейта и арфа — давно стали персонажами восточной и западной поэзии, обрели собственную символику. Два противоположных по смыслу слова в названии губайдулинской пьесы — «радость» и «печаль» — являются символами «бинарных оппозиций»
«Сад радости и печали» Губайдуллиной требует повышенного внимания к своим звуковым тонкостям и заранее подготовленного созерцательного настроя слушателей.
(По книге В.Хороповой и Э.Рестаньо «София Губайдулина»)
Франко ДОНАТОНИ
Fili (Нитки) для флейты и фортепиано (1981)
Сочинение развертывается как цепочка вариаций, связанных между собой. Структура его проста, стиль письма соответствует каждому из разделов сочинения: пуантилистическая, дискретная в первых вариациях фактура постепенно становится более контрастной, усиленной, а используемые мотивы преобразуются игрой автоматических мутаций и случайных превращений. Партия флейты также постепенно разворачивается по мере приближения к последним вариациям, где вспыльчивая виртуозность опирается на шумы, извлекаемые из инструмента непривычными способами.
(Франко Донатони, перевод Фёдора Софронова)
Артур ЛУРЬЕ
Дивертисмент для скрипки и альта (1929)
В четырехчастном дуэте для скрипки и альта, написанном в Париже в 1929 году, отчетливо слышны воспоминания о России: в первой части это мотив матросского танца "Яблочко", ассоциирующегося с революционным Петроградом, звучание балалаечных наигрышей во второй части, исполняемой целиком пиццикато. Третья часть — это элегия, тревожная и нестабильная, а финал — неторопливая, но моторная русская пляска. Стиль Игоря Стравинского, к которому Лурье был очень близок в те годы, наложил свой отпечаток на Дуэт, но почерк Лурье с его внезапными поворотами и изломами музыкального выражения все равно очень отчетлив.
(Федор Софронов)
Олли ВИРТАПЕРКО
Försoning для аккордеона соло (2006)
"Признание" несет на себе функции прелюдии к моей предыдущей композиции "Легкие дьявола" (2005), но может исполняться и самостоятельно. Пьеса написана для чествования защиты диссертации на тему "Зоофилия как преступление и культурный феномен в Финляндии 1728-1778" и впервые исполнена Вели Куяла на торжественном заседании по поводу защиты.
(Олли Виртаперко)
Эрки ЙОКИНЕН
Alone (Один) для аккордеона соло (1979)
По словам Илари Лааксо, "Йокинен — носитель независимого духа в музыке Финляндии в первую очередь не потому, что используемые им техники демонстрируют голод по радикальной новизне, а потому, что он избран быть отделенным от мейнстрима социальных предпосылок сочинения музыки". Эта характеристика как нельзя лучше подходит к его аккордеонной пьесе "Один" — одной из первых в мире сольных авангардных композиций для аккордеона. "Один" — это яростная, взъерошенная токката одиночества с искривленным метроритмическим рисунком и парой задумчивых остановок.
(Федор Софронов, Сергей Чирков)
Хосе-Мария САНЧЕС-ВЕРДУ
Jardín azul (Голубой сад) для аккордеона и фортепиано (2011)
Это три страницы тихой, бесконфликтной музыки, оправдывающей свое созерцательное название. Сонорное "гудение" на фоне красивой мелодии постепенно переходит от одного инструмента к другому, сближая их друг с другом.
(Федор Софронов, Сергей Чирков)
Якоб ДРАКМАН
Valentine для контрабаса соло (1969)
Пьеса начинается интенсивным драйвом и движется по направлению к эйфорическому состоянию. Это одно из самых сложных сочинений для контрабаса, требующая от исполнителя владения не только смычком, но и палочкой от литавр, умения играть пальцами на корпусе интрумента как на ударных.
Франко ДОНАТОНИ
Fili для флейты и фортепиано (1981)
Концертный дуэт для скрипки и контрабаса является третьим по счету произведением, написанным Пендерецким для Анны-Софии Муттер (включая Второй концерт и Вторую сонату). Сочинение открывается речитативным Andante контрабаса. В нем проводится тема, позднее переходящая к скрипке, и отсюда начинается течение формы, построенной в первую очередь на диалоге, в котором нет конфликтных намерений. Центральный раздел — оживленный, полный виртуозных пассажей scherzando. Следует заметить, что такой состав очень редок в музыке — с 1880 года, когда Камилло Сивори переложил для него концертный дуэт для двух контрабасов Боттезини, композиторы почти не обращались к подобному сочетанию инструментов.
Концерт состоится 17 января в Рахманиновском зале консерватории. Вход свободный.