Ссылки для упрощенного доступа

Праздник спорта как пир во время чумы


С 7 января предолимпийский Сочи фактически перешел на осадное положение
С 7 января предолимпийский Сочи фактически перешел на осадное положение

Добровольно-принудительный труд на благо спорта: что российские учителя, врачи и полицейские думают об Олимпиаде

До зимней Олимпиады 2014 года остается меньше месяца. По российским городам проходит эстафета Олимпийского огня, Сочи готовят к приезду спортсменов и иностранных гостей: зачищают от бродячих животных, трудовых мигрантов, чистят и озеленяют улицы – словом, пытаются придать городу вид олимпийской столицы. К субботникам и другим добровольно-принудительным мероприятиям по благоустройству Сочи привлекают бюджетников со всего Краснодарского края: ветеринаров, агрономов, врачей, учителей и мелких чиновников. Их же убедительно просят поработать на Олимпиаде волонтерами. Отказываются немногие – опасаются неприятностей на работе.

Накануне Олимпиады в российских больницах прошли слухи, что в связи с Олимпийскими играми, слишком дорого обошедшимися российскому бюджету, врачам урежут зарплаты и различные надбавки. Этого же опасаются учителя.

Бабушка москвички Инны Денисовой с сердечным приступом попала в кардиологическое отделение 4 Градской больницы. Об этом Инна написала пронзительный пост в социальной сети фейсбук, на который откликнулось множество пользователей. Все больничные ужасы, которые описала Инна, происходили на фоне разговоров о том, что в связи с Олимпиадой финансирование медучреждений будет урезаться:

– С точки зрения спасения жизней в этой кардиореанимации, наверное, к врачам вопросов нет. Потому что, в общем, жизнь спасена, вопрос о качестве того, как все это делается. Человек, который в тяжелом состоянии попадает в нашу городскую больницу, ни для кого не секрет, попадает в немножко нечеловеческие условия. А дальше вопрос твоей моральной устойчивости, стрессоустойчивости – насколько ты можешь все это выдержать. Колоссальный стресс от того, что ты заходишь в помещение, где нехороший запах, ты видишь врачей, которые ходят в этой реанимации в куртках, в ботинках, ты слышишь разговоры о том, что в этой реанимации в два раза большей людей, чем коек. Ты ждешь возле входа в реанимацию информацию о своем больном – открывается дверь, и вывозят трупы один за одним. На самом деле, никакого осуждения этих людей у меня нет, потому что я слышу вокруг этого, что эти люди либо получают копейки, либо не получают зарплату вообще.

Мы слышим разговоры о сокращении федерального бюджета, а с другой стороны, мы видим цифры вливаний в Олимпиаду из этого федерального бюджета – это колоссальные цифры
Я спросила нескольких своих влиятельных знакомых в медицине, а правда ли, что бюджетникам урезаны деньги, – продолжает Инна Денисова. – Один из них сказал, что да, это абсолютная правда. Эта информация есть, но она никуда не попадает. На фейсбуке очень многие поддержали это мое наблюдение, многодетные матери сообщили, что им урезаны пособия, то есть не только врачам, медсестрам и охранникам больниц. Сообщили, что урезаны деньги детям, которые находятся на домашнем обучении. Какая-то такая странная ситуация происходит с федеральным бюджетом. При этом любой человек может набрать в интернете "расходы на Олимпиаду" и увидеть, что на Олимпиаду потрачено 185 миллиардов рублей из федерального бюджета. С одной стороны, мы слышим разговоры о сокращении федерального бюджета, а с другой стороны, мы видим цифры вливаний в Олимпиаду из этого федерального бюджета – это колоссальные цифры, – говорит Инна Денисова.

В департаменте здравоохранения Москвы, куда Радио Свобода обратилось за комментариями, информацию Инны опровергли: ни о каком снижении финансирования больниц, медицинская помощь в которых оказывается пациентам на должном уровне, не может быть и речи, сказали в пресс-службе департамента.

Несмотря на официальные заверения, что зарплаты бюджетников после Олимпиады останутся прежними, их снижения опасаются и российские педагоги. Учителей к тому же активно привлекают к участию в предолимпийских мероприятиях: они добровольно-принудительно встречают Олимпийский огонь в своих городах, изображая восторженных горожан, и рассказывают школьникам об истории Олимпийских игр. Конечно, сказать, что все учителя против Олимпиады, было бы неправдой, но вот то, что педагогов заставляют изображать олимпийскую массовку под угрозой увольнения, многих раздражает. Об этом говорит глава всероссийского фонда "Образование" Сергей Комков:

Что вы хотите, нам нужно покрывать расходы, которые понесло государство на целый ряд статусных мероприятий, в том числе и на Олимпийские игры
– Мы не слышали, чтобы в каком-то из регионов, тем более связанных с Олимпиадой, задерживали зарплату в связи с ее проведением. Но недавно был принят трехлетний бюджет, в соответствии с которым расходы на развитие образования значительно сократились. И многие чиновники неофициально, в приватных беседах говорили: "А что вы хотите, нам нужно покрывать расходы, которые понесло государство на целый ряд статусных мероприятий, в том числе и на Олимпийские игры". Поэтому недополучили из бюджета и не будут полностью получать из бюджета на протяжении двух-трех лет такие отрасли, как образование, медицина. Социальная сфера достаточно серьезно будет страдать.

Эстафета Олимпийского огня в Кургане
Эстафета Олимпийского огня в Кургане
Что касается участия педагогов во всех этих мероприятиях, связанных с проносом олимпийского огня по стране, то учителя всегда и везде принимают самое активное участие в этом, и порой не по своей воле. Их очень активно заставляют работать на выборах всех уровней, на всех общественных акциях. Детям в школах рассказывают об олимпийском движении. Я не вижу в этом ничего плохого, потому что дети должны знать эти вещи. Другой вопрос, что это все сделано командным путем, но у нас много делалось командным путем, а в советский период вообще все подобного рода мероприятия проводились исключительно по директиве.

На бытовом уровне, и не только среди учителей, идет много кухонного ворчания по поводу того, что мы слишком много внимания уделяем таким акциям, не занимаемся серьезно кропотливой работой внутри страны. А какого-то негодования по поводу проведения Олимпийских игр среди учителей не было никогда, – отмечает Сергей Комков.

В то время как бюджетники Краснодарского края участвуют в субботниках по благоустройству Сочи, учитель из Адлера Арсен Вишневский отказался участвовать в этих "трудовых десантах". Он рассудил, что уволить его, педагога со стажем, преподающего в школе четыре предмета за 12 тысяч рублей в месяц, администрация не решится. Арсен проигнорировал все призывы начальства стать дворником и озеленителем на добровольной основе. И пока с учителем ничего не случилось – он по-прежнему преподает в школе и ждет Олимпиаду, к которой относится крайне отрицательно:

– Мы все знаем, что на Олимпиаду выделялись большие деньги, и это все разворовывалось. А теперь я почему-то должен бесплатно убирать улицы. За те деньги, которые украли, можно было построить еще один такой город, как Сочи. Я получаю 12 тысяч, и отношение к учителям у нас просто бессовестное.

– А многие из коллег вас поддержали?

– Многие возмущались, но пошли. А я развернулся и ушел.

– Администрация школы вас как-то за это наказала?

Работа волонтеров в аэропорту Адлера
Работа волонтеров в аэропорту Адлера
– Пока молчат. Но я один веду несколько предметов: ОБЖ, технологии, история, обществознание. Меня выгонят – что они будут делать? За такие деньги – 12 тысяч – никто не пойдет работать!

– А школьники знают о вашем поступке? И как они к нему относятся?

– Я с ними об этом не говорил. Я не хожу и не говорю о своих поступках, тем более с учениками.

– Как сочинские учителя еще связаны с Олимпиадой? Как Олимпиада сказывается на вашей повседневной жизни и на работе?

– Снимают с занятий учителей. Возят на репетиции спортивных соревнований. Я отказался в грубой форме. Это подлость – устраивать Олимпиаду там, где был природный парк. Я там провел все детство. На озера орнитологи приезжали из Белоруссии, с Украины в советское время, изучали там птиц. И это все уничтожили! Нагло разворовывают бюджет, довели медицину и образование до такого состояния, что дальше уже нельзя.

В преддверии Олимпиады Сочи, который совершенно бесплатно метут, расчищают и украшают врачи и учителя Краснодарского края, превратился в город строгого режима. В нем уже несколько месяцев несут службу сотни тысяч полицейских из всех российских регионов. С 7 января там действует особый режим безопасности. Работа в полиции подразумевает, что ее сотрудник может быть отправлен для несения службы в любую точку страны, если это нужно государству.

Начальство приказало ей, маме двоих детей, на четыре месяца поехать в Сочи – стоять в олимпийском оцеплении. Светлана отказалась
Олимпиада в Сочи стала точкой в карьере старшего лейтенанта Светланы (она попросила не называть ее фамилии), которая долгие годы проработала в комиссии по делам несовершеннолетних в одном из райцентров Тверской области. Начальство приказало ей, маме двоих детей, на четыре месяца поехать в Сочи – стоять в олимпийском оцеплении. Светлана отказалась, и ей пришлось уволиться из полиции – за три года до выхода на пенсию. Впрочем, она об этом не жалеет, а сочувствует коллегам, которые поехали охранять Олимпиаду, хотя совсем этого не хотели:

– Я 20 лет проработала в службе МОП (это служба участковых), работала с трудными детьми и их родителями. Потом у нас приключалась такая петрушка: наши вышестоящие полицейские стали направлять нас в Сочи на четыре месяца – стоять по 12 часов в оцеплении. Охранять общественный порядок.

– А вас спрашивали, хотите ли вы ехать?

– Ко мне пришли и сказали: "Соглашайся. Или ты здесь больше не работаешь". И не я одна такая. Еще девушка из нашего района – она вообще мать-одиночка, и ее тоже поставили перед фактом. Но за нее заступился глава района. А за меня никто не заступился.

– Вас вынудили написать заявление "по собственному желанию"?

Сотрудник полиции возле Олимпийского парка Сочи
Сотрудник полиции возле Олимпийского парка Сочи
– Да, "по собственному желанию". И на данный момент я нисколько не жалею, что ушла оттуда. Это такое болото! Люди всего боятся, трясутся за каждую копейку, за зарплату, потому что негде работать у нас. Я уволилась, ничего, зато теперь чаще с ребенком бываю.

– Что вы потеряли, уволившись?

– Конечно, потеряла зарплату – 37 тысяч, и три года до пенсии.

Что послужило лично для вас главной причиной, по которой вы отказались ехать в Сочи?

– Я не поехала из-за детей. Моему младшему ребенку пять лет, у него врожденная травма, он часто болеет. Еще есть старшая дочка.

– А как вы в принципе относитесь к Олимпиаде?

– Я считаю, что это пир во время чумы! Это такие огромные деньги, я бы лучше все эти деньги на детей потратила. Обама и то не едет на эту Олимпиаду. Бредятина, короче!

Главной целью олимпизма, как говорится в Олимпийской хартии, является "становление спорта на службу гармоничного развития человека, чтобы способствовать созданию мирного общества, заботящегося о сохранении человеческого достоинства". Но нынешняя Олимпиада в Сочи, похоже, войдет в историю олимпийского движения как чемпион по унижению человеческого достоинства: тому пример – измученные олимпийской стройкой и обманутые при переселении местные жители, сгоняемые на радостные олимпийские гуляния врачи и учителя с зарплатой 12 тысяч рублей и другие бюджетники, которые называют объявленный в стране праздник спорта "пиром во время чумы".

Партнеры: the True Story

XS
SM
MD
LG