В детстве он болел полиомиелитом и его правая рука была деформирована. Но став пианистом, он умудрился перенести ритм, причем мощный и удивительно чёткий ритм, именно на правую руку, а левой играть тонко, изощренно и смело. Он пианист хард-бопа и пост-бопа. Он знаменит своим участием в двух наиболее успешных, вошедших в историю джаза, записях пластинок Чарли Мингуса: «Ah Um» и «Blues & Roots». В роли лидере он записал 22 диска; 24 , как сайдмэн.
На этой неделе ему исполняется 83 года. Он не раз звучал в джазе на «Свободе». Его зовут Хорас Парлэн.
Вы слушаете еженедельное свингующее «Время Джаза» на коротких волнах «Свободы» и с нашего сайта www.svoboda.org. У микрофона в Париже Дмитрий Савицкий.
Horace Parlan - Up In Cynthia's Room – 5:23 (Horace Parlan - Complete Blue Note Sessions)
«Up In Cynthia's Room», «Там, наверху, где живет Синтия…» - композиция Хораса Парлэна. Парлэн – рояль и лидер; Сэм Джоунс – контрабас и Эл Хээрвуд - ударные. 29 февраля 1960 года.
«Если спросить случайного прохожего (допустим, посетителя джаз-клуба - ДС), знакома ли ему фамилия Парлэна, Хораса Парлэна, он, скорее всего, переспросит:
- "Horace who?"
– Хорас кто? – так пишет джазовый обозреватель Том Джарек на многоуважаемом сайте allmusic.com и продолжает:
– Скорее всего, именно так и произойдет и это не вина (нью-йоркского) джазфана. Знатокам джаза вполне можно простить их неведенье! Да, они не слышали, как играет один из гигантов хард-бопа, который зарабатывает на жизнь не дома, а, начиная с 1972 года, в Дании. В свои семьдесят (Том Джарек писал этот обзор 14 лет назад) этот пианист невероятного таланта играет не на нашей стороне Атлантики; у нас он звучит, увы, редко…».
И вот мы опять разбиваем себе лоб о нечто железобетонное: одни были талантливы и успешны, талантливы в творчестве и успешны в пиаре; другим и пиар не был нужен; третьи довольствовались лишь тем божьим даром и теми оказиями, что небесами были им дарованы, чтобы хоть как-то запечатлеть, отпечатать на изнанке Времени то, что у них было на слуху, в душе, на кончиках пальцев…
Horace Parlan - Us Three – 4:33 (Horace Parlan - Us Three – Blue Note)
«Us Three», «Нас, трое…» - Хораса Парлэна. Парлэн – рояль; Джордж Такер – контрабас и Эл Хээрвуд - ударные. Студия звукозаписи Руди ван Гельдера, 20 апреля 60 года. Винил вышел на «Blue Note».
Хорас Парлэн родился 19 января 1931 года в Питтсбурге, Пенсильвания. С 1952 года по 1957 он работал с саксофонистом Сонни Ститтом в Вашингтоне, а затем целых два года у Чарли Мингуса, в оркестре который Мингус называл Jazz Workshop. Оркестр Чарли был Мастерской, с большой буквы. Через эту мастерскую прошли такие джазмены, как Пэппэр Эдамс, Джаки Байард, Букер Эрвин, Джон Хэнди, Джимми Ниппэр и Чарльз МакПёрсон.
Чарльз Мингус любил духовые, особенно тромбоны, баритон-саксофоны и тубы. Соло пианистов у него были укорочены до предела. Разве что он сам играл на рояле. Вот Хорас Парлэн в оркестре Мингуса, но после напоминания:
Ну, а теперь – отрывок из композиции Чарли Мингуса «Моя джелли-ролловская душа». Мингус имел в виду великого пианиста эпохи рэгтайма – Джелли Ролла Мортона из Нового Орлеана. Хорас Парлэн играет вступление, а дальше накатывается локомотив оркестра Мингуса:
Charles Mingus - My Jelly Roll Soul – 6:47 (Charles Mingus - Blues & Roots - Atlantic)
«My Jelly Roll Soul» - отрывок из композиции Чарли Мингуса (лидер и контрабас); Джаки МакЛин и Джон Хенди – альт-саксофоны; Букер Эрвин – тенор; Пэппэр Эдамс – баритон; Джимми Ниппер и Уилли Деннис – тромбоны; Хорас Парлэн рояль и Денни Ричмонд – ударные. 4 февраля 1959 года, Нью-Йорк.
В те давние годы Парлэн играл и записывался с Лу Дональдсоном, Букером Эрвином, Джорджем Такером и Элом Хээрвудом. Он был лидером и это был один из его любимых квинтетов. Он играл сайдмэном в квинтете Эдди «Локджо» Дейвиса и у Джонни Гриффина. И – целых три года – с Роландом Кёрком.
В 1973 году, а не в 1972, как пишет Том Джарек, Хорас Парлэн стал, как говорили в ту эпоху, культурным иммигрантом, осел в Копенгагене и начал записывать с таким же, как и он сам экспатриантами – с Декстером Гордоном, Редом Митчелом, Франком Фостером и Арчи Шеппом на датской фирме «Steeplechase».
Вот дуэт Хораса Парлэна и Арчи Шеппа, записанный в мае 1987 года, в Монстере, Нидерланды.
H.Parlan & A.Shepp - Sophisticated Lady – 7:47 (Archie Shepp Horace Parlan Duo – Reunion – Bellaphon Rds)
«Sophisticated Lady», «Утонченная Леди» Дюка Эллингтона. Чудесный дуэт Арчи Шеппа, тенор-сакс и Хораса Парлэна, рояль.
На этом мы с Хорасом и расстанемся – наилучшие пожелания, маэстро!
Он играет в январе в Линкольновском Центре в Нью-Йорке, в феврале в Сан-Диего, в Чикаго и Роквилле, и, к радости его поклонников, с 18 по 22 февраля он играет в Москве. Он так же Водолей и юбиляр этого месяца и вы его хорошо знаете. Он играл в «Вестниках Джаза», он руководил вместе с Артом Фармером «Джазтетом» и он автор великолепных и незабываемых композиций. 25 января ему исполняется 85 лет. Этого саксофониста зовут Бенни Голсон.
Benny Golson - Times Past (This Is for You, John) – 7:53 (Benny Golson - This Is for You, John - Timeless Rds)
«Times Past», «Былые Времена» - композиция Бенни Голсона, посвященная Джону Колтрейну, с которым он еще подростком играл в Фили, Филадельфии. Состав: Бенни Голсон – тенор-саксофон и лидер квинтета; Фароа Сандерс – второй тенор; Седэр Уолтон – рояль; Рон Картер – контрабас и Джак ДеДжонетт – ударные. 21 декабря 1983 года, «Vanguard Studio», Нью-Йорк.
Замечу, памятуя комменты наших слушателей, что оба саксофона звучали в конце пьесы близко к сопрано – так играл и сам Трейн и с таким же напористым вибрато.
«Мы были подростками, которые росли в Филадельфии и мечтали стать музыкантами. В какой-то момент нам повезло и нас обоих, как подающих надежду саксофонистов, взяли в местный оркестр: «Джимми Джонсон и его Послы». Мы играли обычно по уикендам и хотя нам платили лишь по восемь долларов, мы считали, что дела налаживаются.
Это отрывок из воспоминаний Бенни Голсона:
- Однажды в пятницу днем сын Джонсона заскочил ко мне домой и предупредил, что концерт отменяется. Так как мы обычно проводили всё время вместе, я и Джон, мы как раз были дома и слушали пластинки на 78 оборотов в гостиной. Когда моя мать увидела, как у нас помрачнели лица, она сказала:
- «Концерт отменен? В пятницу? Так поздно? Такого не бывает. Билеты на танцы, наверняка, уже проданы. Идите, проверьте».
И мы стремительно выкатились на улицу… Уже на подходе к клубу мы услышали звуки оркестра. Но в Фили в пятницу вечером музыка слышна отовсюду.
На кассе клуба висела табличка, что все билеты проданы. Мы проскользнули вовнутрь и обалдели – оркестр играл нашу программу! Без нас!
Мы вернулись домой и Джон сказал:
- Вы были правы, госпожа Голсон…
Я же был готов разреветься. Мать обняла Джона, потом меня.
– Не переживайте, - сказала она, - пройдет время и вы будете настолько знамениты, что Джимми Джонсон не осмелится с вами даже заговорить…»
Прошли годы. Мы играли с Трейном на Ньюпортском фестивале. Он на сопрано с Артом Фармером, я на теноре с моим «Джазтетом». Мы играли в репетиционной, разогреваясь перед концертом. Вдруг Джон отложил дудку и сказал:
- Помнишь тот денек, когда нас потурили с работы?
И мы оба начали хохотать, как безумные….
Benny Golson - How Am I to Know – 3:51 (Benny Golson - Turning Point – Mercury)
«How Am I to Know», буквально «Откуда я могу знать?» - стандарт Дороти Паркер и Джака Кинга. Квартет Бенни Голсона, тенор-сакс; с Уинтоном Келли - рояль, Полом Чэмбэрсом на контрабасе и Джимми Коббом на ударных.
1962-й год, год разочарований и сомнений для Голсона. Не даром винил этот называется «Turning Point», «Точка поворота», критический, переломный момент…».
Финишная прямая «Времени Джаза», волны «Свободы» и наш сайт www.svoboda.org. Спасибо за ваши комменты; отдельно спасибо за имейлы, запросы и просто – вопросы. Компактные диски на букву «Е», английскую «и» - весьма короток, но зато весом: два Эванса, Эллингтон, Элдридж и Иллинг. Это у Стива Харриса и Скотта Яноу. Вашему ДС остается взглянуть, что попало в его личный список. Это грядет…
Ну а пока что – финал с нашим вторым юбиляром, Бенни Голсоном. Его самые известные композиции звучали на наших частотах. Это "Stablemates", "Killer Joe", "Whisper Not", "Along Came Betty" и "Are You Real?"… Самая знаменитая композиция Голсона "I Remember Clifford" звучала десятки раз. Вот на одном из поздних вариантов импровизации на эту тему мы и расстанемся сегодня. В квартет Голсона, тенор-саксофон, входят: Кэвин Хэйз – рояль; Двайн Бюрно – контрабас и Карл Аллен – ударные. Это запись 1996 года. Она сделана в Швейцарии, в джазовом клубе «Устер»:
Benny Golson - I Remember Clifford – 15:21 (Benny Golson - Up Jumped Benny – Arkadia Jazz)
«I Remember Clifford», «Я помню Клиффорда», Клиффорда Брауна – самая знаменитая композиция Бенни Голсона. Голсон тенор-саксофон и лидер; Кэвин Хэйз – рояль; Двайн Бюрно – контрабас и Карл Аллен – ударные. 23 мая 1996 года, Устер, Швейцария.
Что ж, еще один поклон! Удачных гастролей, Бенни! Москва вас знает и любит!
На этой неделе ему исполняется 83 года. Он не раз звучал в джазе на «Свободе». Его зовут Хорас Парлэн.
Вы слушаете еженедельное свингующее «Время Джаза» на коротких волнах «Свободы» и с нашего сайта www.svoboda.org. У микрофона в Париже Дмитрий Савицкий.
Horace Parlan - Up In Cynthia's Room – 5:23 (Horace Parlan - Complete Blue Note Sessions)
«Up In Cynthia's Room», «Там, наверху, где живет Синтия…» - композиция Хораса Парлэна. Парлэн – рояль и лидер; Сэм Джоунс – контрабас и Эл Хээрвуд - ударные. 29 февраля 1960 года.
«Если спросить случайного прохожего (допустим, посетителя джаз-клуба - ДС), знакома ли ему фамилия Парлэна, Хораса Парлэна, он, скорее всего, переспросит:
- "Horace who?"
– Хорас кто? – так пишет джазовый обозреватель Том Джарек на многоуважаемом сайте allmusic.com и продолжает:
– Скорее всего, именно так и произойдет и это не вина (нью-йоркского) джазфана. Знатокам джаза вполне можно простить их неведенье! Да, они не слышали, как играет один из гигантов хард-бопа, который зарабатывает на жизнь не дома, а, начиная с 1972 года, в Дании. В свои семьдесят (Том Джарек писал этот обзор 14 лет назад) этот пианист невероятного таланта играет не на нашей стороне Атлантики; у нас он звучит, увы, редко…».
И вот мы опять разбиваем себе лоб о нечто железобетонное: одни были талантливы и успешны, талантливы в творчестве и успешны в пиаре; другим и пиар не был нужен; третьи довольствовались лишь тем божьим даром и теми оказиями, что небесами были им дарованы, чтобы хоть как-то запечатлеть, отпечатать на изнанке Времени то, что у них было на слуху, в душе, на кончиках пальцев…
Horace Parlan - Us Three – 4:33 (Horace Parlan - Us Three – Blue Note)
«Us Three», «Нас, трое…» - Хораса Парлэна. Парлэн – рояль; Джордж Такер – контрабас и Эл Хээрвуд - ударные. Студия звукозаписи Руди ван Гельдера, 20 апреля 60 года. Винил вышел на «Blue Note».
Хорас Парлэн родился 19 января 1931 года в Питтсбурге, Пенсильвания. С 1952 года по 1957 он работал с саксофонистом Сонни Ститтом в Вашингтоне, а затем целых два года у Чарли Мингуса, в оркестре который Мингус называл Jazz Workshop. Оркестр Чарли был Мастерской, с большой буквы. Через эту мастерскую прошли такие джазмены, как Пэппэр Эдамс, Джаки Байард, Букер Эрвин, Джон Хэнди, Джимми Ниппэр и Чарльз МакПёрсон.
Чарльз Мингус любил духовые, особенно тромбоны, баритон-саксофоны и тубы. Соло пианистов у него были укорочены до предела. Разве что он сам играл на рояле. Вот Хорас Парлэн в оркестре Мингуса, но после напоминания:
Ну, а теперь – отрывок из композиции Чарли Мингуса «Моя джелли-ролловская душа». Мингус имел в виду великого пианиста эпохи рэгтайма – Джелли Ролла Мортона из Нового Орлеана. Хорас Парлэн играет вступление, а дальше накатывается локомотив оркестра Мингуса:
Charles Mingus - My Jelly Roll Soul – 6:47 (Charles Mingus - Blues & Roots - Atlantic)
«My Jelly Roll Soul» - отрывок из композиции Чарли Мингуса (лидер и контрабас); Джаки МакЛин и Джон Хенди – альт-саксофоны; Букер Эрвин – тенор; Пэппэр Эдамс – баритон; Джимми Ниппер и Уилли Деннис – тромбоны; Хорас Парлэн рояль и Денни Ричмонд – ударные. 4 февраля 1959 года, Нью-Йорк.
В те давние годы Парлэн играл и записывался с Лу Дональдсоном, Букером Эрвином, Джорджем Такером и Элом Хээрвудом. Он был лидером и это был один из его любимых квинтетов. Он играл сайдмэном в квинтете Эдди «Локджо» Дейвиса и у Джонни Гриффина. И – целых три года – с Роландом Кёрком.
В 1973 году, а не в 1972, как пишет Том Джарек, Хорас Парлэн стал, как говорили в ту эпоху, культурным иммигрантом, осел в Копенгагене и начал записывать с таким же, как и он сам экспатриантами – с Декстером Гордоном, Редом Митчелом, Франком Фостером и Арчи Шеппом на датской фирме «Steeplechase».
Вот дуэт Хораса Парлэна и Арчи Шеппа, записанный в мае 1987 года, в Монстере, Нидерланды.
H.Parlan & A.Shepp - Sophisticated Lady – 7:47 (Archie Shepp Horace Parlan Duo – Reunion – Bellaphon Rds)
«Sophisticated Lady», «Утонченная Леди» Дюка Эллингтона. Чудесный дуэт Арчи Шеппа, тенор-сакс и Хораса Парлэна, рояль.
На этом мы с Хорасом и расстанемся – наилучшие пожелания, маэстро!
Он играет в январе в Линкольновском Центре в Нью-Йорке, в феврале в Сан-Диего, в Чикаго и Роквилле, и, к радости его поклонников, с 18 по 22 февраля он играет в Москве. Он так же Водолей и юбиляр этого месяца и вы его хорошо знаете. Он играл в «Вестниках Джаза», он руководил вместе с Артом Фармером «Джазтетом» и он автор великолепных и незабываемых композиций. 25 января ему исполняется 85 лет. Этого саксофониста зовут Бенни Голсон.
Benny Golson - Times Past (This Is for You, John) – 7:53 (Benny Golson - This Is for You, John - Timeless Rds)
«Times Past», «Былые Времена» - композиция Бенни Голсона, посвященная Джону Колтрейну, с которым он еще подростком играл в Фили, Филадельфии. Состав: Бенни Голсон – тенор-саксофон и лидер квинтета; Фароа Сандерс – второй тенор; Седэр Уолтон – рояль; Рон Картер – контрабас и Джак ДеДжонетт – ударные. 21 декабря 1983 года, «Vanguard Studio», Нью-Йорк.
Замечу, памятуя комменты наших слушателей, что оба саксофона звучали в конце пьесы близко к сопрано – так играл и сам Трейн и с таким же напористым вибрато.
«Мы были подростками, которые росли в Филадельфии и мечтали стать музыкантами. В какой-то момент нам повезло и нас обоих, как подающих надежду саксофонистов, взяли в местный оркестр: «Джимми Джонсон и его Послы». Мы играли обычно по уикендам и хотя нам платили лишь по восемь долларов, мы считали, что дела налаживаются.
Это отрывок из воспоминаний Бенни Голсона:
- Однажды в пятницу днем сын Джонсона заскочил ко мне домой и предупредил, что концерт отменяется. Так как мы обычно проводили всё время вместе, я и Джон, мы как раз были дома и слушали пластинки на 78 оборотов в гостиной. Когда моя мать увидела, как у нас помрачнели лица, она сказала:
- «Концерт отменен? В пятницу? Так поздно? Такого не бывает. Билеты на танцы, наверняка, уже проданы. Идите, проверьте».
И мы стремительно выкатились на улицу… Уже на подходе к клубу мы услышали звуки оркестра. Но в Фили в пятницу вечером музыка слышна отовсюду.
На кассе клуба висела табличка, что все билеты проданы. Мы проскользнули вовнутрь и обалдели – оркестр играл нашу программу! Без нас!
Мы вернулись домой и Джон сказал:
- Вы были правы, госпожа Голсон…
Я же был готов разреветься. Мать обняла Джона, потом меня.
– Не переживайте, - сказала она, - пройдет время и вы будете настолько знамениты, что Джимми Джонсон не осмелится с вами даже заговорить…»
Прошли годы. Мы играли с Трейном на Ньюпортском фестивале. Он на сопрано с Артом Фармером, я на теноре с моим «Джазтетом». Мы играли в репетиционной, разогреваясь перед концертом. Вдруг Джон отложил дудку и сказал:
- Помнишь тот денек, когда нас потурили с работы?
И мы оба начали хохотать, как безумные….
Benny Golson - How Am I to Know – 3:51 (Benny Golson - Turning Point – Mercury)
«How Am I to Know», буквально «Откуда я могу знать?» - стандарт Дороти Паркер и Джака Кинга. Квартет Бенни Голсона, тенор-сакс; с Уинтоном Келли - рояль, Полом Чэмбэрсом на контрабасе и Джимми Коббом на ударных.
1962-й год, год разочарований и сомнений для Голсона. Не даром винил этот называется «Turning Point», «Точка поворота», критический, переломный момент…».
Финишная прямая «Времени Джаза», волны «Свободы» и наш сайт www.svoboda.org. Спасибо за ваши комменты; отдельно спасибо за имейлы, запросы и просто – вопросы. Компактные диски на букву «Е», английскую «и» - весьма короток, но зато весом: два Эванса, Эллингтон, Элдридж и Иллинг. Это у Стива Харриса и Скотта Яноу. Вашему ДС остается взглянуть, что попало в его личный список. Это грядет…
Ну а пока что – финал с нашим вторым юбиляром, Бенни Голсоном. Его самые известные композиции звучали на наших частотах. Это "Stablemates", "Killer Joe", "Whisper Not", "Along Came Betty" и "Are You Real?"… Самая знаменитая композиция Голсона "I Remember Clifford" звучала десятки раз. Вот на одном из поздних вариантов импровизации на эту тему мы и расстанемся сегодня. В квартет Голсона, тенор-саксофон, входят: Кэвин Хэйз – рояль; Двайн Бюрно – контрабас и Карл Аллен – ударные. Это запись 1996 года. Она сделана в Швейцарии, в джазовом клубе «Устер»:
Benny Golson - I Remember Clifford – 15:21 (Benny Golson - Up Jumped Benny – Arkadia Jazz)
«I Remember Clifford», «Я помню Клиффорда», Клиффорда Брауна – самая знаменитая композиция Бенни Голсона. Голсон тенор-саксофон и лидер; Кэвин Хэйз – рояль; Двайн Бюрно – контрабас и Карл Аллен – ударные. 23 мая 1996 года, Устер, Швейцария.
Что ж, еще один поклон! Удачных гастролей, Бенни! Москва вас знает и любит!