Я провел на Майдане неделю, но ощущение – что это был один день. За это время протестующим удалось добиться от власти уступок, извлечь уроки из собственных ошибок, разочароваться в реакции Европы, и теперь людям на площади остается готовиться к решающему бою за свободу, который может произойти в ближайшее время.
Я покидаю Киев в тревожный момент. Оппозиция в лице бывшего министра внутренних дел Юрия Луценко сформулировала самый внятный на сегодняшний момент список требований Майдана, главное из которых по-прежнему – досрочные выборы президента. Такое ощущение, что президент Украины Виктор Янукович стал пробкой от шампанского, которая отказывается вылетать из бутылки за несколько секунд до новогоднего боя курантов. Запинка случилась с амнистией арестованных – двое суток парламент Украины не мог вынести на голосование какой-либо из проектов соответствующего закона.
Янукович стал пробкой от шампанского, которая отказывается вылетать из бутылки за несколько секунд до новогоднего боя курантов
Глава государства приехал в Верховную Раду из своей резиденции под Киевом. В "Партии регионов" раскол, депутаты ушли в подполье, на улице Грушевского – слухи о новых раненых из огнестрельного оружия, Кэтрин Эштон возлагает ответственность за любое развитие событий на власти. "У нас достаточно сил, чтобы контролировать ситуацию", – заявил Янукович депутатам-регионалам на совещании за закрытыми дверями. На часах пробило полночь, амнистия принята, но с условием освобождения административных зданий митингующими. На Майдане это было воспринято почти как объявление новой войны. Два шага назад после одного вперед – отставки правительства и отмены части репрессивных законов, принятых Радой 16 января.
Еще днем на территории Майдана царила некоторая расслабленность. На Европейской площади золой и прогоревшим углем из "буржуек" очертили футбольное поле. Из деревянных брусьев построили футбольные ворота – это уж точно проще, чем сооружать реплики средневековых орудий. По всему Крещатику отправились гонцы, набирать команды для футбольного турнира. Игра продолжалась до позднего вечера, благо уличное освещение на Европейской работает исправно. Когда люди во время войны или революции начинают посреди площади играть в футбол, хочется верить в скорый добрый конец. Верим в него и мы, покидая Майдан, но с тревогой продолжаем следить за развитием событий.
Напоследок несколько фотографий, которые по той или иной причине ранее не вошли в этот дневник, и одно маленькое видео про Радио Свобода – которое здесь, на Украине, стало одним из проводников в мир для голосов людей Майдана. Мы гордимся героической работой наших киевских коллег и верим, что лучшие времена – когда в журналистов не будут стрелять только потому, что они журналисты, – не за горами.