Генерал Власов – предатель. Генерал Калугин – предатель. Егор Просвирнин – предатель. Валерия Новодворская – предатель. Предатели развалили царскую империю и Советский Союз. Причем под руководством англичан и американцев, которые изобрели и успешно внедрили в жизнь технологию психологической войны.
Между тем враги не унимаются, и если вовремя их не разоблачить, то прохлопаем и Россию. Фильм Константина Семина "Биохимия предательства" оказался скучнее, чем ожидалось. Нет, нельзя сказать, что совершенно разочаровал – скорее оставил в недоумении. В нем, как бы сказать, мы не услышали той вдохновенной яростной ноты, что звучит, волнуя и терзая слух, во многих произведениях на заданную тему.
Нас ведь все-таки избаловали. Время приучило к тому, что если государствообразующие журналисты возвышают свои голоса против оппозиции, то это всегда производит неизгладимое впечатление. Это подается крупно, и сытый мужчина в кадре так страшно взмахивает руками и, сгоняя вес, с такой скоростью перемещается по студии, что прямо оторопь берет. Нас приучили к смелым постельным сценам, абажурам из человеческой кожи и сожженным гейским сердцам. И когда на добродеевском телеканале сам Дмитрий Киселев анонсировал новую работу своего подопечного, то предполагалось нечто страшное. Какое-нибудь такое срывание всех и всяческих масок, что в сознании зрителя померкнут и постельные сцены, и зарытые в землю сердца.
А что нам показали? Старенького Гаврилу Харитоновича, установившего астральную связь с повешенным генералом. Сергея Адамовича, который сообщил, что для него флаг – это тряпка на палке, так ведь получалось, что любой флаг, включая звездно-полосатый. Тысячи раз виденные кадры немецкой и советской кинохроники, повествовавшие о зверствах нацистов и их подручных из числа полицаев. Услышали тысячи раз слышанные речи о том, что американцы стали правопреемниками борьбы нацистской Германии против СССР. И – апофеозом всей этой биохимической документалистики – прокрутили нам по РТР картинку ядерного взрыва и зондеркоманду, которая бежит сражаться с русскими куда-то туда, где вырастает атомный гриб. Хотя бежать следовало бы в противоположном направлении.
Иными словами, вместо современного креатива с нанотехнологиями и вдохновенными монтажными наложениями одного оппозиционера на другого мы с тоской наблюдали тухлый советский агитпроп 70-х годов прошлых века и тысячелетия. По мотивам фильмов типа "Заговор против СССР" и книжек вроде "Антенны направлены на Восток". Мы готовились ужаснуться, замеряя уровень современных пропагандистских нравов, а нам показали ретро. Старое недоброе кино про то, как империалисты и их прихвостни, недобитые власовцы, дикторы радио "Свобода" и прочие враги народа, плетут паутину лжи на деньги Пентагона.
Если же говорить всерьез, то тема, заявленная Семиным, куда печальней и мрачнее, чем кажется самому автору. Все-таки неплохо бы разобраться, почему в коммунистической России в середине прошлого столетия образовалась миллионная армия коллаборационистов. Самая многочисленная за всю мировую историю. Как так вышло, что под чужими знаменами против своего государства и народа сражались сотни тысяч соотечественников. Откуда они, вообще говоря, взялись. И если углубиться в сюжет, то выяснится, что случилось это во многом по вине руководства, его комиссаров и агитаторов. По вине тех, кто успешно разжигал ненависть к собственной стране, истребляя российское крестьянство, рабочих и интеллигенцию. По вине садистов, безумцев и холуев, насаждавших в стране свою чудовищную идеологию, причем такими средствами, что внешний малознакомый враг в первые месяцы войны показался чуть ли не освободителем. Поскольку особый род военизированного патриотизма, который при Сталине внедрялся в сердца и умы, вызывал отторжение. А психология осажденной крепости, массовые посадки и расстрелы в мирное время внушали ответную ненависть и яростное желание увидеть эту крепость разгромленной. И чувства эти возникали у советских людей без подсказок со стороны чужеземцев.
Эти чувства порождала власть – репрессиями, пытками, голодомором. Если говорить всерьез, то и нынешние последователи Победоносцева, Жданова, Суслова, Суркова тоже играют с огнем. Раскалывая общество, устраивая травлю несогласных, пытаясь закошмарить инакомыслящих и оболгать их, они провоцируют ту же ненависть, что и предшественники. В конце концов и нерушимый Союз, и царская Россия развалились под гнетом этой ненависти, которую продуцировала сама власть, разжигая страсти. Она и была, вместе со своей обслугой, главным виновником всех несчастий, обрушившихся на страну. Мучителем и предателем собственного народа.
"Сытная кормушка и теплый хлев" – так формулирует Семин тайную мечту изменника. Исторический опыт, однако, показывает, что столь завидных жизненных успехов добивается далеко не всякий беглец и диссидент. Хлеб чужбины – он, говорят, горек. В отличие от штатных пропагандистов на службе у государства – тоталитарного или авторитарного. Эти, сгрудившись у корыта с казенными харчами, жрут до отвала – надо же подпитывать патриотизм. Однако переедать вредно, может получиться бездарная халтура, сработанная по древним ветхосоветским образцам. Тоже биохимия, если разобраться, но думать о ней как-то совсем уж тошно.
Илья Мильштейн – политический комментатор и публицист
Высказанные в рубрике "Право автора" мнения могут не отражать точку зрения редакции Радио Свобода
Между тем враги не унимаются, и если вовремя их не разоблачить, то прохлопаем и Россию. Фильм Константина Семина "Биохимия предательства" оказался скучнее, чем ожидалось. Нет, нельзя сказать, что совершенно разочаровал – скорее оставил в недоумении. В нем, как бы сказать, мы не услышали той вдохновенной яростной ноты, что звучит, волнуя и терзая слух, во многих произведениях на заданную тему.
Нас ведь все-таки избаловали. Время приучило к тому, что если государствообразующие журналисты возвышают свои голоса против оппозиции, то это всегда производит неизгладимое впечатление. Это подается крупно, и сытый мужчина в кадре так страшно взмахивает руками и, сгоняя вес, с такой скоростью перемещается по студии, что прямо оторопь берет. Нас приучили к смелым постельным сценам, абажурам из человеческой кожи и сожженным гейским сердцам. И когда на добродеевском телеканале сам Дмитрий Киселев анонсировал новую работу своего подопечного, то предполагалось нечто страшное. Какое-нибудь такое срывание всех и всяческих масок, что в сознании зрителя померкнут и постельные сцены, и зарытые в землю сердца.
А что нам показали? Старенького Гаврилу Харитоновича, установившего астральную связь с повешенным генералом. Сергея Адамовича, который сообщил, что для него флаг – это тряпка на палке, так ведь получалось, что любой флаг, включая звездно-полосатый. Тысячи раз виденные кадры немецкой и советской кинохроники, повествовавшие о зверствах нацистов и их подручных из числа полицаев. Услышали тысячи раз слышанные речи о том, что американцы стали правопреемниками борьбы нацистской Германии против СССР. И – апофеозом всей этой биохимической документалистики – прокрутили нам по РТР картинку ядерного взрыва и зондеркоманду, которая бежит сражаться с русскими куда-то туда, где вырастает атомный гриб. Хотя бежать следовало бы в противоположном направлении.
Иными словами, вместо современного креатива с нанотехнологиями и вдохновенными монтажными наложениями одного оппозиционера на другого мы с тоской наблюдали тухлый советский агитпроп 70-х годов прошлых века и тысячелетия. По мотивам фильмов типа "Заговор против СССР" и книжек вроде "Антенны направлены на Восток". Мы готовились ужаснуться, замеряя уровень современных пропагандистских нравов, а нам показали ретро. Старое недоброе кино про то, как империалисты и их прихвостни, недобитые власовцы, дикторы радио "Свобода" и прочие враги народа, плетут паутину лжи на деньги Пентагона.
Если же говорить всерьез, то тема, заявленная Семиным, куда печальней и мрачнее, чем кажется самому автору. Все-таки неплохо бы разобраться, почему в коммунистической России в середине прошлого столетия образовалась миллионная армия коллаборационистов. Самая многочисленная за всю мировую историю. Как так вышло, что под чужими знаменами против своего государства и народа сражались сотни тысяч соотечественников. Откуда они, вообще говоря, взялись. И если углубиться в сюжет, то выяснится, что случилось это во многом по вине руководства, его комиссаров и агитаторов. По вине тех, кто успешно разжигал ненависть к собственной стране, истребляя российское крестьянство, рабочих и интеллигенцию. По вине садистов, безумцев и холуев, насаждавших в стране свою чудовищную идеологию, причем такими средствами, что внешний малознакомый враг в первые месяцы войны показался чуть ли не освободителем. Поскольку особый род военизированного патриотизма, который при Сталине внедрялся в сердца и умы, вызывал отторжение. А психология осажденной крепости, массовые посадки и расстрелы в мирное время внушали ответную ненависть и яростное желание увидеть эту крепость разгромленной. И чувства эти возникали у советских людей без подсказок со стороны чужеземцев.
Эти чувства порождала власть – репрессиями, пытками, голодомором. Если говорить всерьез, то и нынешние последователи Победоносцева, Жданова, Суслова, Суркова тоже играют с огнем. Раскалывая общество, устраивая травлю несогласных, пытаясь закошмарить инакомыслящих и оболгать их, они провоцируют ту же ненависть, что и предшественники. В конце концов и нерушимый Союз, и царская Россия развалились под гнетом этой ненависти, которую продуцировала сама власть, разжигая страсти. Она и была, вместе со своей обслугой, главным виновником всех несчастий, обрушившихся на страну. Мучителем и предателем собственного народа.
"Сытная кормушка и теплый хлев" – так формулирует Семин тайную мечту изменника. Исторический опыт, однако, показывает, что столь завидных жизненных успехов добивается далеко не всякий беглец и диссидент. Хлеб чужбины – он, говорят, горек. В отличие от штатных пропагандистов на службе у государства – тоталитарного или авторитарного. Эти, сгрудившись у корыта с казенными харчами, жрут до отвала – надо же подпитывать патриотизм. Однако переедать вредно, может получиться бездарная халтура, сработанная по древним ветхосоветским образцам. Тоже биохимия, если разобраться, но думать о ней как-то совсем уж тошно.
Илья Мильштейн – политический комментатор и публицист
Высказанные в рубрике "Право автора" мнения могут не отражать точку зрения редакции Радио Свобода