В январе 1944 года Государственный Комитет Обороны СССР решил упразднить Чечено-Ингушскую АССР, все жители которой по обвинению "в пособничестве фашистским оккупантам" в результате специальной операции войск НКВД под названием "Чечевица" при поддержке подразделений Красной Армии были высланы в Центральную Азию, в основном в Казахстан и Киргизию. Депортация закончилась 9 марта. На сборы людям давали не более получаса, всех сопротивлявшихся, пожилых, больных и слабых убивали на месте. В дороге и за 13 лет ссылки погибли десятки тысяч чеченцев и ингушей, в первую очередь детей, женщин, стариков.
Судя по рассекреченным документам той эпохи, Сталин и его приближенные всерьез говорили между собой о том, что все чеченцы и ингуши с началом Великой Отечественной войны либо дезертировали из рядов РККА и перешли на сторону нацистов, либо сочувствовали Гитлеру и участвовали в партизанском антисоветском движении у себя на родине. Действительно, еще в 1940 году в Чечено-Ингушской АССР началось антисоветское восстание во главе с Хасаном Исраиловым, создавшим странную подпольную организацию под названием "Национал-социалистическая партия кавказских братьев", ставившую своей целью создание на Кавказе "свободной республики государств братских народов Кавказа по мандату Германской империи". Однако, судя по имеющимся в свободном доступе отчетам из архивов НКВД, число участников чеченских повстанческих отрядов даже в критическом 1942 году не превышало половины процента от числа всего населения.
При этом гораздо большее количество чеченцев и ингушей в течение всей войны сражалось с гитлеровцами на фронте – например, мало кому известно, что доблестная оборона Брестской крепости летом 1941 года продлилась, вероятно, так долго и потому, что заметную часть ее гарнизона составляли чеченцы и ингуши из 255-го стрелкового полка, о чем официальная военная историография во времена СССР умалчивала.
Точное количество депортированных в феврале-марте 1944 года вайнахов установить трудно. Согласно официальным данным, из Чечено-Ингушской АССР было вывезено более 496 тысяч человек, в том числе 411 тысяч – в Казахстан, в Киргизию – 85 тысяч. Но некоторые историки утверждают, что депортированных было больше – до 650 тысяч. Тысячи человек были убиты на месте во время начала операции "Чечевица" или умерли в пути в первые недели, в вагонах для скота, от голода, холода и обезвоживания. За время 13-летней ссылки всего погибли как минимум 120 тысяч депортированных.
Чеченке Мухажар Джабраиловой, жившей во время войны со своей семьей в горном селении Зандак, в феврале 1944 года было 13 лет. Она вспоминает, как ее мать подняла тревогу, увидев, как по горной дороге к деревне движется колонна грузовиков НКВД:
– Мама села на обочину и залилась слезами. Она сказала, что эти машины приехали за нашим народом и что завтра всех нас увезут очень далеко. Матери солдаты сказали: "Позови мужа!" Она ответила: "Хозяина нет дома". Они тут же стали заряжать автомат. Тут к ним вышел брат. Они сказали ему, чтобы он быстро оделся и пошел с ними. Затем они зашли в дом, начали обыскивать, все проверили, везде посмотрели, даже в кошелек, пытались понять, нет ли у нас оружия. Они ушли с братом. Мы остались плакать. Еще в день высылки еще убили мою тетю, сестру мамы, которая жила в другом селе. Она пошла к роднику с водой, стала черпать воду в кувшин, солдаты застрелили ее и там же сами закопали. Вот так, с плачем, нас собрали в Зандаке.
Высадили нас на станции Кизылык. Нашей семье дали сарай, где раньше держали ослов. Мы заходим и видим, как под потолком ползают змеи. Пол был весь пыли, везде жили какие-то кусачие насекомые. Мы к тому же остались абсолютно без еды. В первые месяцы высылки умер от голода мой отец, затем два брата, которые в Казахстане нашли нас и присоединились к нам. Все мои родные умерли там с голоду, – вспоминает Мухажар Джабраилова.
В марте 1944 года на карте Северного Кавказа вместо Чечено-Ингушской АССР, часть земель которой просто передали соседним Дагестану и Северной Осетии, появилась Грозненская область. Слова "чеченец" и "ингуш" перестали употребляться в документах, печати и литературе – вплоть до 1957 года, когда указом Президиума Верховного Совета СССР от 9 января 1957 года Чечено-Ингушская АССР была восстановлена, и вайнахи получили право вернуться на родину, однако им по-прежнему не разрешалось селиться во многих горных районах. В 2004 году Европейский парламент признал депортацию чеченцев и ингушей в 1944 году актом геноцида.
О том, как сегодня ингуши и чеченцы воспринимают день 23 февраля, говорит бывший член Совета Федерации от Ингушетии, бывший высокопоставленный следователь прокуратуры СССР, сыгравший важную роль в поимке маньяка Андрея Чикатило, ингуш Исса Костоев:
– День 23 февраля у наших народов отмечается как день траура. Религиозные деятели проводят всевозможные благотворительные акции в мечети по покойным, по усопшим. Это была жесточайшая акция, сотворенная Сталиным и его окружением.
Обозреватель газеты "Новые известия" Саид Бицоев, как и практически все чеченцы, родом из семьи депортированных:
– Моя семья понесла невосполнимые потери в связи с депортацией. Мы оказались в далеких степях Казахстана. Там, вследствие того, что произошло, умерла моя старшая сестра, умерли мои бабушка с дедушкой и много других родственников. Но были семьи, у которых ситуация сложилась хуже, чем у нашей семьи: там люди умирали целыми поселками. 23 февраля – очень холодное время, а людей вывезли практически на голый снег. Хотя, конечно, были жуткие истории: в коровниках высокогорного селения Хайбах сожгли 700 человек!
Для чеченцев и ингушей праздничный в России день 23 февраля – это день всеобщего траура. О народной чеченской памяти в связи с событиями 66-летней давности размышляет московский психолог Леонид Китаев-Смык:
– Память о депортации у них превратилась в эпическую память. Дети, внуки слушают своих отцов, своих дедов – и помнят все-все детали. Но это особая память, скорее укрепляющая, а не мучающая. Она способствует боевому состоянию современных чеченцев, как бы ни проявлялось это боевое состояние. Опираясь на свои семьи, они в значительной мере отчуждаются от окружающей действительности. Если говорить о выдающихся чеченцах, то каждое их выступление перед населением начиналось с того, что "русские хотят отделить вас от ваших детей, от ваших жен, от самих себя". В этом особенность чеченцев – в их слитности, их общности.
Обозреватель Северокавказской службы Радио Свобода Хасин Радуев напоминает, что у многих современных чеченцев и ингушей официальная сторона траурной даты 23 февраля – общероссийский государственный праздник, по сути, все тот же советский День Красной армии – неизбежно вызывает резкую реакцию, во многом из-за пафосно-торжественных официальных мероприятий, во главе которых стоят власти Чеченской и Ингушской республик:
– Нынешние чеченские власти четко для себя определили, что есть официальная точка зрения, официальное руководство, которому нужно подчиниться. Естественно, все мероприятия, которые проходят под эгидой руководства Чечни, они ориентированы на руководство России. Рамзан Кадыров просто-напросто не может игнорировать такой праздник, как День защитника Отечества. Что касается жителей Чечни – особенно тех, кто пережил те трагические годы, – то для них это двойная мораль, это лицемерие. Нормальный человек, который считает себя Божьим созданием, не может вот так равнодушно относиться к тому, что случилось с их предками.
Судя по рассекреченным документам той эпохи, Сталин и его приближенные всерьез говорили между собой о том, что все чеченцы и ингуши с началом Великой Отечественной войны либо дезертировали из рядов РККА и перешли на сторону нацистов, либо сочувствовали Гитлеру и участвовали в партизанском антисоветском движении у себя на родине. Действительно, еще в 1940 году в Чечено-Ингушской АССР началось антисоветское восстание во главе с Хасаном Исраиловым, создавшим странную подпольную организацию под названием "Национал-социалистическая партия кавказских братьев", ставившую своей целью создание на Кавказе "свободной республики государств братских народов Кавказа по мандату Германской империи". Однако, судя по имеющимся в свободном доступе отчетам из архивов НКВД, число участников чеченских повстанческих отрядов даже в критическом 1942 году не превышало половины процента от числа всего населения.
При этом гораздо большее количество чеченцев и ингушей в течение всей войны сражалось с гитлеровцами на фронте – например, мало кому известно, что доблестная оборона Брестской крепости летом 1941 года продлилась, вероятно, так долго и потому, что заметную часть ее гарнизона составляли чеченцы и ингуши из 255-го стрелкового полка, о чем официальная военная историография во времена СССР умалчивала.
Точное количество депортированных в феврале-марте 1944 года вайнахов установить трудно. Согласно официальным данным, из Чечено-Ингушской АССР было вывезено более 496 тысяч человек, в том числе 411 тысяч – в Казахстан, в Киргизию – 85 тысяч. Но некоторые историки утверждают, что депортированных было больше – до 650 тысяч. Тысячи человек были убиты на месте во время начала операции "Чечевица" или умерли в пути в первые недели, в вагонах для скота, от голода, холода и обезвоживания. За время 13-летней ссылки всего погибли как минимум 120 тысяч депортированных.
Чеченке Мухажар Джабраиловой, жившей во время войны со своей семьей в горном селении Зандак, в феврале 1944 года было 13 лет. Она вспоминает, как ее мать подняла тревогу, увидев, как по горной дороге к деревне движется колонна грузовиков НКВД:
– Мама села на обочину и залилась слезами. Она сказала, что эти машины приехали за нашим народом и что завтра всех нас увезут очень далеко. Матери солдаты сказали: "Позови мужа!" Она ответила: "Хозяина нет дома". Они тут же стали заряжать автомат. Тут к ним вышел брат. Они сказали ему, чтобы он быстро оделся и пошел с ними. Затем они зашли в дом, начали обыскивать, все проверили, везде посмотрели, даже в кошелек, пытались понять, нет ли у нас оружия. Они ушли с братом. Мы остались плакать. Еще в день высылки еще убили мою тетю, сестру мамы, которая жила в другом селе. Она пошла к роднику с водой, стала черпать воду в кувшин, солдаты застрелили ее и там же сами закопали. Вот так, с плачем, нас собрали в Зандаке.
Высадили нас на станции Кизылык. Нашей семье дали сарай, где раньше держали ослов. Мы заходим и видим, как под потолком ползают змеи. Пол был весь пыли, везде жили какие-то кусачие насекомые. Мы к тому же остались абсолютно без еды. В первые месяцы высылки умер от голода мой отец, затем два брата, которые в Казахстане нашли нас и присоединились к нам. Все мои родные умерли там с голоду, – вспоминает Мухажар Джабраилова.
В марте 1944 года на карте Северного Кавказа вместо Чечено-Ингушской АССР, часть земель которой просто передали соседним Дагестану и Северной Осетии, появилась Грозненская область. Слова "чеченец" и "ингуш" перестали употребляться в документах, печати и литературе – вплоть до 1957 года, когда указом Президиума Верховного Совета СССР от 9 января 1957 года Чечено-Ингушская АССР была восстановлена, и вайнахи получили право вернуться на родину, однако им по-прежнему не разрешалось селиться во многих горных районах. В 2004 году Европейский парламент признал депортацию чеченцев и ингушей в 1944 году актом геноцида.
О том, как сегодня ингуши и чеченцы воспринимают день 23 февраля, говорит бывший член Совета Федерации от Ингушетии, бывший высокопоставленный следователь прокуратуры СССР, сыгравший важную роль в поимке маньяка Андрея Чикатило, ингуш Исса Костоев:
– День 23 февраля у наших народов отмечается как день траура. Религиозные деятели проводят всевозможные благотворительные акции в мечети по покойным, по усопшим. Это была жесточайшая акция, сотворенная Сталиным и его окружением.
Обозреватель газеты "Новые известия" Саид Бицоев, как и практически все чеченцы, родом из семьи депортированных:
– Моя семья понесла невосполнимые потери в связи с депортацией. Мы оказались в далеких степях Казахстана. Там, вследствие того, что произошло, умерла моя старшая сестра, умерли мои бабушка с дедушкой и много других родственников. Но были семьи, у которых ситуация сложилась хуже, чем у нашей семьи: там люди умирали целыми поселками. 23 февраля – очень холодное время, а людей вывезли практически на голый снег. Хотя, конечно, были жуткие истории: в коровниках высокогорного селения Хайбах сожгли 700 человек!
Для чеченцев и ингушей праздничный в России день 23 февраля – это день всеобщего траура. О народной чеченской памяти в связи с событиями 66-летней давности размышляет московский психолог Леонид Китаев-Смык:
– Память о депортации у них превратилась в эпическую память. Дети, внуки слушают своих отцов, своих дедов – и помнят все-все детали. Но это особая память, скорее укрепляющая, а не мучающая. Она способствует боевому состоянию современных чеченцев, как бы ни проявлялось это боевое состояние. Опираясь на свои семьи, они в значительной мере отчуждаются от окружающей действительности. Если говорить о выдающихся чеченцах, то каждое их выступление перед населением начиналось с того, что "русские хотят отделить вас от ваших детей, от ваших жен, от самих себя". В этом особенность чеченцев – в их слитности, их общности.
Обозреватель Северокавказской службы Радио Свобода Хасин Радуев напоминает, что у многих современных чеченцев и ингушей официальная сторона траурной даты 23 февраля – общероссийский государственный праздник, по сути, все тот же советский День Красной армии – неизбежно вызывает резкую реакцию, во многом из-за пафосно-торжественных официальных мероприятий, во главе которых стоят власти Чеченской и Ингушской республик:
– Нынешние чеченские власти четко для себя определили, что есть официальная точка зрения, официальное руководство, которому нужно подчиниться. Естественно, все мероприятия, которые проходят под эгидой руководства Чечни, они ориентированы на руководство России. Рамзан Кадыров просто-напросто не может игнорировать такой праздник, как День защитника Отечества. Что касается жителей Чечни – особенно тех, кто пережил те трагические годы, – то для них это двойная мораль, это лицемерие. Нормальный человек, который считает себя Божьим созданием, не может вот так равнодушно относиться к тому, что случилось с их предками.