Существует несколько категорий многодетных семей. Одна – это когда детей заводят из чадолюбия, и, как всякая любовь, эта любовь не регламентируется такими прозаическими вещами, как размер заработной платы или количество квадратных метров.
С другой стороны, есть многодетные семьи, где дети получаются случайно или их заводят из каких-то экономических соображений. И такие ребята нередко растут на улице или попадают в детские дома.
В первом случае, не добирая дополнительного образования, дети не реализуют полностью тот потенциал, который у них есть, а во втором - уходят на дно потому, что у них нет возможности получить иные навыки, не те, которые им дает семья.
Должно ли государство помогать детям из многодетных семей?
Размышляют лидер движения "8 марта", активист внесистемной оппозиции Елена Васильева, председатель председатель РОО «Московский Городской Родительский Комитет», сотрудник аппарата патриаршей комиссии Руслан Ткаченко и координатор движения "В защиту детства", левый активист Сергей Пчелинцев (Нижний Новгород).
Елена Васильева, лидер движения "8 марта":
Самое сложное для многодетных семей – это, конечно, жилье. Правительство, региональные власти обещают таким семьям выделять земельные участки, но в городе Мончегорске, например, в Мурманской области им предложили коттеджи построить на кладбище, а в Новосибирске - на болоте. В средней полосе даже не предлагают, а просто выделяют участки - 20-30 в год, при том, в регионе около 3 тысяч многодетных семей.
Кроме того, в России большая часть таких семей проживает в поселках, селах, а в 2006 году практически все сельские школы были ликвидированы. Кроме того, в связи с реформой армии военные городки, где были многодетные семьи военнослужащих, остались без детских садов, без школ.
Я знаю в Краснодарском крае две семьи, которые в прошлом году зимой не водили своих детей в школу, потому что они настолько бедны, что у ребят не было обуви. В станицах, где 300-350 тысяч жителей и на станицу – одна школа, деткам 15-20 километров пешком надо пройти, чтобы сесть за парту. А в небольших станицах школьные автобусы вообще не предусмотрены.
Во всех странах люди гордятся своим генофондом и считают, что главное в стране – дети. Здесь же получается так, что государству дети не нужны. Все, что мы слышим, по сути - декларации. Вспомнить хотя бы о том, что дети в детских садах набиты, как селедки в бочках, и совсем недавно огромное число мам по всей России выходили на улицу, чтобы привлечь внимание к этой проблеме. С другой стороны, один педагог, один воспитатель на 25-30 детей – это тоже неправильно.
Я считаю, что если государство, общество себя уважает, мы должны любить и уважать всех наших детей. И тем матерям, которые готовы сделать так, чтобы страна демографически процветала, надо организовать условия, при которых они будут спокойно воспитывать своих детей, а не тянуть из себя последние жилы.
Сейчас в большинстве случаев государство многодетным родителям практически не помогает, особенно если люди попали в трудную жизненную ситуацию – потеря кормильца, например, инвалидность. В таких случаях предпочитают использовать новый закон о ювенальной юстиции: если, скажем, семья бедная, то чиновникам проще прийти и изъять детей, поместить их в детский дом или в больницу.
В целом ситуация становится катастрофической: правительство взвалило оказание помощи многодетным на плечи регионов, и региональные власти сами решают, какую поддержку они будут оказывать. Очень часто доплачивают мамам 100-150 рублей в месяц, не больше, на питание ребенку. Но даже в Москве возникла ситуация – многодетная семья, дети учатся в школе, у третьеклассника бесплатное питание, а брата, который учится во 2-м классе, лишили бесплатного обеда просто потому, что старшему уже выделили. Родители, у которых есть характер, могут прийти и стукнуть кулаком по столу, потребовать, а если человек тихий и скромный по натуре?..
Обычная многодетная семья в регионе: мама не работает, у папы заработная плата – 10, пусть даже 30 тысяч. Так почему бы государству ни приравнять мать, которая воспитывает детей, к работающей женщине и ни выплачивать ей заработную плату? И пусть у нее это идет в стаж, потому что в конечном итоге все упрется в пенсию, которую она не получит или получит минимальную.
Кроме того, в регионах зарплаты очень маленькие: 10-12 тысяч в месяц. Почему не добавить еще 8-10 тысяч? Ну, 20, 30 тысяч рублей в конце концов матери получат – это минимум для того, чтобы сходить в магазин один раз. Ведь в этих семьях отказывают себе в покупке хороших вещей, об этом даже речи нет, они отказывают себе и в походах в музеи, поездках на отдых. Особенно с севера невозможно вывезти детей на юг. Многодетная семья в России живет ниже среднего, живет бедно, это правда.
Сергей Пчелинцев, координатор движения "В защиту детства", левый активист (Нижний Новгород):
Среди коммунистов довольно-таки большой процент многодетных, но в основном это люди достаточно бедные, из регионов. Там, где нет излишков, люди ищут социальной справедливости, и для большинства такая социальная идеология наиболее понятна. Ведь у нас одно дело – спасение семьи и спасение России – не является идеологическим разногласием, а, напротив, объединяющим.
Конечно, помимо материальных трудностей, перед семьями стоит большая проблема – это моральное воспитание детей. Мы общаемся со школами, ездим по клубам, по образовательным учреждениям, и везде замечаем отсутствие моральных факторов в поведении молодежи.
Что касается дополнительных занятий, то у нас в Нижнем Новгороде дети, конечно, ходят в кружки, есть центры развития, но суммы за них явно неподъемные – до 22 тысяч в год за одного ребенка. Поэтому у многих наших родителей созрела мысль, что надо открывать свои центры внешкольного образования, на безвозмездной основе.К сожалению, это мера вынужденная и непрофессиональная, но другого выхода мы не видим.
Того образования, которое сегодня дает государство, недостаточно. Необходимо, чтобы программу дополнительного образования включили в основную, наравне с общим обучением, поскольку это очень важный момент для многодетных семей. Это главное, что государство должно сейчас сделать.
Руслан Ткаченко, председатель РОО «Московский Городской Родительский Комитет», сотрудник аппарата патриаршей комиссии:
Православные семьи, наверное, в чем-то отличаются от других многодетных семей, потому что у них есть опыт исповеди, прощения, сопереживания, любви, который помогает этой семье. Есть опыт благодарности Богу за то, что эти дети есть. В житейском плане все те же проблемы: куда пойти учиться, где получить высшее образование, где работать и так далее. Но именно опыт общения, опыт любви позволяет понимать, что не в деньгах счастье.
Конечно, коммунизм мы изжили, возврата к коммунистической идеологии быть не может. Демократия и либерализм – мы отстранились от этого, мы не там. Остается православие. И если мы требуем, чтобы школа давала что-то одно на всех, то мы должны быть готовы это жевать. А если мы хотим свою индивидуальность подчеркнуть, то мы должны это давать своим детям сами. Надо понять, что кесарево, а что Богово. Школа учит математике, а моя задача как родителя – учить, какому богу молиться, если я хочу, чтобы ребенок мой был в чем-то на меня похож…
Я против развешивания ярлыков. Когда в Москве начали отбирать детей, это мотивировалось тем, что в регламенте межведомственного взаимодействия было написано, что семья в тяжелой жизненной ситуации – это там, где есть сироты, наркоманы, алкоголики, а также матери без отца и многодетные семьи… Получалось, что в один пункт прописали наркоманов и многодетных, и дальше с ними идет работа. Но мы все разные. Если кого-то отсутствие денег на образование стимулирует на усиленные занятия, то другого хоть обвали бесплатной учебой, он все равно не выучится.
Да, материальных проблем у многодетных много. Однако с другой стороны, вот в одном подмосковном поселке несколько таких мам пошли кандидатами в депутаты, выиграли выборы и стали депутатами местных собраний. И они приняли решение выделить себе землю по краям этого поселка: сразу газ и свет от поселка получили, - вот, пожалуйста, выход.
Меня очень удивляло, что многие люди хотят возврата в СССР. А у нас демократия. Когда царь-батюшка за вас решает, партия – это очень удобно. Но демократия подразумевает, что вы что-то добавляете. Поэтому говорить, что государство не помогает, это вранье. Тот же материнский капитал, 400 тысяч рублей выделено в этом году. Получить 400, заработать 300, взять кредит, и еще чтобы родственники помогли – вот и квартира. У нас многодетные не любят просить помощь, а остальные не любят ее давать. Если вы видите, что у вас соседи многодетные, почему бы ни помочь? И часто мы сами себя ограничиваем. Я знаю семью, где семь пацанов, мама с ними не справляется, а папа, бывший военный, всех построил. Мама – риэлтер, прекрасно зарабатывает, дома все в порядке, все чисто. И все довольны.
Всегда надо действовать согласно ситуации. Сейчас ожидается кризис, денег будет меньше, и все, что связано с увеличением бюджета, зарубается на уровне Министерства финансов. Надо это понимать и к этому готовиться.
С другой стороны, есть многодетные семьи, где дети получаются случайно или их заводят из каких-то экономических соображений. И такие ребята нередко растут на улице или попадают в детские дома.
В первом случае, не добирая дополнительного образования, дети не реализуют полностью тот потенциал, который у них есть, а во втором - уходят на дно потому, что у них нет возможности получить иные навыки, не те, которые им дает семья.
Должно ли государство помогать детям из многодетных семей?
Размышляют лидер движения "8 марта", активист внесистемной оппозиции Елена Васильева, председатель председатель РОО «Московский Городской Родительский Комитет», сотрудник аппарата патриаршей комиссии Руслан Ткаченко и координатор движения "В защиту детства", левый активист Сергей Пчелинцев (Нижний Новгород).
Елена Васильева, лидер движения "8 марта":
Самое сложное для многодетных семей – это, конечно, жилье. Правительство, региональные власти обещают таким семьям выделять земельные участки, но в городе Мончегорске, например, в Мурманской области им предложили коттеджи построить на кладбище, а в Новосибирске - на болоте. В средней полосе даже не предлагают, а просто выделяют участки - 20-30 в год, при том, в регионе около 3 тысяч многодетных семей.
Кроме того, в России большая часть таких семей проживает в поселках, селах, а в 2006 году практически все сельские школы были ликвидированы. Кроме того, в связи с реформой армии военные городки, где были многодетные семьи военнослужащих, остались без детских садов, без школ.
Я знаю в Краснодарском крае две семьи, которые в прошлом году зимой не водили своих детей в школу, потому что они настолько бедны, что у ребят не было обуви. В станицах, где 300-350 тысяч жителей и на станицу – одна школа, деткам 15-20 километров пешком надо пройти, чтобы сесть за парту. А в небольших станицах школьные автобусы вообще не предусмотрены.
в Мурманской области многодетным семьям предложили коттеджи построить на кладбище, а в Новосибирске - на болоте.
Я считаю, что если государство, общество себя уважает, мы должны любить и уважать всех наших детей. И тем матерям, которые готовы сделать так, чтобы страна демографически процветала, надо организовать условия, при которых они будут спокойно воспитывать своих детей, а не тянуть из себя последние жилы.
Сейчас в большинстве случаев государство многодетным родителям практически не помогает, особенно если люди попали в трудную жизненную ситуацию – потеря кормильца, например, инвалидность. В таких случаях предпочитают использовать новый закон о ювенальной юстиции: если, скажем, семья бедная, то чиновникам проще прийти и изъять детей, поместить их в детский дом или в больницу.
В целом ситуация становится катастрофической: правительство взвалило оказание помощи многодетным на плечи регионов, и региональные власти сами решают, какую поддержку они будут оказывать. Очень часто доплачивают мамам 100-150 рублей в месяц, не больше, на питание ребенку. Но даже в Москве возникла ситуация – многодетная семья, дети учатся в школе, у третьеклассника бесплатное питание, а брата, который учится во 2-м классе, лишили бесплатного обеда просто потому, что старшему уже выделили. Родители, у которых есть характер, могут прийти и стукнуть кулаком по столу, потребовать, а если человек тихий и скромный по натуре?..
Обычная многодетная семья в регионе: мама не работает, у папы заработная плата – 10, пусть даже 30 тысяч. Так почему бы государству ни приравнять мать, которая воспитывает детей, к работающей женщине и ни выплачивать ей заработную плату? И пусть у нее это идет в стаж, потому что в конечном итоге все упрется в пенсию, которую она не получит или получит минимальную.
Кроме того, в регионах зарплаты очень маленькие: 10-12 тысяч в месяц. Почему не добавить еще 8-10 тысяч? Ну, 20, 30 тысяч рублей в конце концов матери получат – это минимум для того, чтобы сходить в магазин один раз. Ведь в этих семьях отказывают себе в покупке хороших вещей, об этом даже речи нет, они отказывают себе и в походах в музеи, поездках на отдых. Особенно с севера невозможно вывезти детей на юг. Многодетная семья в России живет ниже среднего, живет бедно, это правда.
Сергей Пчелинцев, координатор движения "В защиту детства", левый активист (Нижний Новгород):
Среди коммунистов довольно-таки большой процент многодетных, но в основном это люди достаточно бедные, из регионов. Там, где нет излишков, люди ищут социальной справедливости, и для большинства такая социальная идеология наиболее понятна. Ведь у нас одно дело – спасение семьи и спасение России – не является идеологическим разногласием, а, напротив, объединяющим.
Конечно, помимо материальных трудностей, перед семьями стоит большая проблема – это моральное воспитание детей. Мы общаемся со школами, ездим по клубам, по образовательным учреждениям, и везде замечаем отсутствие моральных факторов в поведении молодежи.
Что касается дополнительных занятий, то у нас в Нижнем Новгороде дети, конечно, ходят в кружки, есть центры развития, но суммы за них явно неподъемные – до 22 тысяч в год за одного ребенка. Поэтому у многих наших родителей созрела мысль, что надо открывать свои центры внешкольного образования, на безвозмездной основе.К сожалению, это мера вынужденная и непрофессиональная, но другого выхода мы не видим.
Того образования, которое сегодня дает государство, недостаточно. Необходимо, чтобы программу дополнительного образования включили в основную, наравне с общим обучением, поскольку это очень важный момент для многодетных семей. Это главное, что государство должно сейчас сделать.
Руслан Ткаченко, председатель РОО «Московский Городской Родительский Комитет», сотрудник аппарата патриаршей комиссии:
Православные семьи, наверное, в чем-то отличаются от других многодетных семей, потому что у них есть опыт исповеди, прощения, сопереживания, любви, который помогает этой семье. Есть опыт благодарности Богу за то, что эти дети есть. В житейском плане все те же проблемы: куда пойти учиться, где получить высшее образование, где работать и так далее. Но именно опыт общения, опыт любви позволяет понимать, что не в деньгах счастье.
Конечно, коммунизм мы изжили, возврата к коммунистической идеологии быть не может. Демократия и либерализм – мы отстранились от этого, мы не там. Остается православие. И если мы требуем, чтобы школа давала что-то одно на всех, то мы должны быть готовы это жевать. А если мы хотим свою индивидуальность подчеркнуть, то мы должны это давать своим детям сами. Надо понять, что кесарево, а что Богово. Школа учит математике, а моя задача как родителя – учить, какому богу молиться, если я хочу, чтобы ребенок мой был в чем-то на меня похож…
Я против развешивания ярлыков. Когда в Москве начали отбирать детей, это мотивировалось тем, что в регламенте межведомственного взаимодействия было написано, что семья в тяжелой жизненной ситуации – это там, где есть сироты, наркоманы, алкоголики, а также матери без отца и многодетные семьи… Получалось, что в один пункт прописали наркоманов и многодетных, и дальше с ними идет работа. Но мы все разные. Если кого-то отсутствие денег на образование стимулирует на усиленные занятия, то другого хоть обвали бесплатной учебой, он все равно не выучится.
семья в тяжелой жизненной ситуации – это там, где есть сироты, наркоманы, алкоголики, а также матери без отца и многодетные семьи…
Меня очень удивляло, что многие люди хотят возврата в СССР. А у нас демократия. Когда царь-батюшка за вас решает, партия – это очень удобно. Но демократия подразумевает, что вы что-то добавляете. Поэтому говорить, что государство не помогает, это вранье. Тот же материнский капитал, 400 тысяч рублей выделено в этом году. Получить 400, заработать 300, взять кредит, и еще чтобы родственники помогли – вот и квартира. У нас многодетные не любят просить помощь, а остальные не любят ее давать. Если вы видите, что у вас соседи многодетные, почему бы ни помочь? И часто мы сами себя ограничиваем. Я знаю семью, где семь пацанов, мама с ними не справляется, а папа, бывший военный, всех построил. Мама – риэлтер, прекрасно зарабатывает, дома все в порядке, все чисто. И все довольны.
Всегда надо действовать согласно ситуации. Сейчас ожидается кризис, денег будет меньше, и все, что связано с увеличением бюджета, зарубается на уровне Министерства финансов. Надо это понимать и к этому готовиться.