Ссылки для упрощенного доступа

От Лу Ливи и до Калифорнии


Ленивый Лос-Анджелес, Venice Beach
Ленивый Лос-Анджелес, Venice Beach

Пианист Лу Ливи, трубач Блю Митчелл, певица Сара Вон, квинтет Хораса Сильвера, рычащий саксофон Эдди «Lockjaw» Дейвиса и октет Бенни Картера с Барни Бигардом на кларнете и Беном Уэбстером на тенор-саксофоне

Быть в восемнадцать лет аккомпаниатором одной из главных певчих птичек джаза, Сары Вон, удается не всем. Однако он начал выбивать искры из клавиш домашнего пианино в десять лет, а в двенадцать его приходили послушать знающие толк в джазе соседи. И всё это не смотря на то, что прабабушка его не работала на хлопковых плантациях, а дедушка не играл на трубе на трехпалубном пароходе на Миссисипи. Предки его скорее всего оставили Старый Свет с его березками и погромами в конце девятнадцатого века. Зовут его Лу Ливи, родился он в бандитском Чикаго пятого марта 1928 года. До ареста Аль Капоне оставалось три года.
Вы слушаете еженедельное и свингующее «Время Джаза» на коротких волнах «Свободы», через спутники HotBird и AsiaSat-3, а так же нашего сайта www.svoboda.org. У микрофона в Париже – Дмитрий Савицкий.

Lou Levy - Dancing In The Dark – 6:39 (Lou Levy - Ya Know – Verve)

«Dancing In The Dark», «Танцы в темноте» - Артура Шварца. Лу Ливи – рояль; Пьер Мишло – контрабас и Алвин Квин – ударные. 30 марта 1993 года, Париж. То есть это – поздний Лу Ливи.
Скот Яноу писал про Лу Ливи «… великолепный пианист, пустивший корни в би-бопе, который играл с целой армией самых великолепных джазменов. В 1947 году он играл с канадским саксофонистом Джорджем Олдом, затем в комбо контрабасиста Чабби Джексона, входил в состав оркестра Бойда Ребёрна, позже играл у Томми Дорси, аккомпанировал саксофонисту Флипу Филлипсу (Джозефу Филлипелли)».
Лу Ливи на несколько лет оставил джаз, превратившись в менеджера издательства книг по медицине. Вернувшись на сцену, он прославился в роли многолетнего аккомпаниатора певицы Пегги Ли. За Ли последовала целая серия певиц: от Эллы Фитцджеральд до Аниты О’Дей. В этот, скажем предпоздний, период он играл с Шорти Роджерсом, Стеном Гетцем, Терри Гиббсом и Бенни Гудмэном. После чего перебрался на Западное побережье, где аккомпанировал уже Тони Беннету, Франку Синатре и Лине Хорн. Называя лишь крупные созвездия.

Lou Levy - Yesterdays - 6:16 (Lou Levy - A Most Musical Fella – RCA)

«Yesterdays», «Вчера» Джерома Кёрна. С Лу Ливи, рояль, играли: Макс Беннет – контрабас и Стен Леви – ударные. 2 января 1957 года, Голливуд, Калифорния.

Восьмидесятитрехлетний ветеран джаза, саксофонист Сонни Роллинс объявил о выходе третьего тома его гастрольных записей «Road Shows». В этой серии Роллинс использует записи последних лет, сделанные во время концертов в Европе, в основном на фестивалях во Франции, но так же и в Японии. Обозреватель «Даунбита» Пол де Баррос пишет, что, цитирую: «Титан тенор-сакса спарашютировал в триумфальный и бурный период творчества. От него исходит та самая радость, которую все мы были бы рады чувствовать, испытывать в восемьдесят лет».

Blue Mitchell - When The Saints Go Marching In – 7:00 (Blue Mitchell - Out Of The Blue - Riverside)

«When The Saints Go Marching In», «Когда святые пойдут маршем, я хочу быть в их рядах» - классический госпел. Чудесный диск трубача Ричарда Аллена Блю Митчелла – «Out Of The Blue». Как всегда двойное прочтение.
Блю Митчелл – труба и лидер; великий Бенни Голсон – тенор-саксофон; Уинтон Келли – рояль; Пол Чэмбэрс – контрабас (и со смычком тоже!); Арт Блейки – ударные. Декабрь 1958 года, город Желтого Дьявола.
Блю Митчелл разлепил младенческие глаза 13 марта 1930 года в чудесной Флориде, где нынче многие говорят по-русски. Клапанами трубы он занялся довольно поздно – в семнадцать лет, что не помешало ему тут же войти смелой походкой в мир джаза.
Митчелл, как многие из будущих боперов, начинал в оркестре R & B - Пола Уильямса. Что было радужной стороной ангажемента, так это присутствие в комбо молодых Шафи Хади и Сэма Джоунса. Это, сделаем зарубку, 1951 год. Блю перебирается в Нью-Йорк, играет часа два или три у саксофониста Реда Прайсока и застревает у Ёрла Бостика на четыре года. Бостик был бэндлидером, альт-саксофонистом и пионером послевоенного обновленного стиля Ритма-и-Блюза. Со временем до Ёрла дошла музыкальная истина века и он стал последователем Джона Колтрейна.
Затем Блю Митчел попадает в объятия все той же певички, которая терзает наши нервы последние двадцать минут – молодой Сары Вон и путешествует с ней целых два года. Вы когда-нибудь слышали настоящую Сару? Некоторые считали, что она – живой саксофон…

Sarah Vaughan - Smoke Gets in Your Eyes – 3:58 (Sarah Vaughan - 'Round Midnight – Verve)

«Smoke Gets in Your Eyes», «Они говорили мне, что все влюбленные слепы: когда твое сердце пылает – дым попадает в твои глаза…» Сара Вон – вокал и музыканты оркестра Каунта Бейси с Тадом Джоунсом – первая труба; Уендел Калли, Снуки Янг и Джо Ньюман – трубы; Хэнри Коукэр, Эл Грей и Бенни Пауэл – тромбоны; Маршал Роял – альт-саксофон; Фрэнк Уесс – флейта; Фрэнк Фостер и Билли Митчелл – тенор-саксы; Чарли Фоукэс – баритон-саксофон; Роннел Брайт – рояль; Фредди Грин – гитара; Ричард Дейвис – контрабас и Сонни Пейн – ударные. 15 декабря 1958 года, Нью-Йорк.
«Smoke Gets in Your Eyes» - сочинили Джером Кёрн (музыка) и Отто Харбах (слова) в 1933 году для оперетты «Роберта».
Сара Вон родилась так же в марте – 27 числа 1924 года в Ньюарке, штат Нью-Джерси.

После затяжных гастролей с Сарой Вон Блю Митчелл взял октавой выше: он начал записываться с Кэннонболом Эддерли, Лу Дональдсоном и Джонни Гриффином. И главное – в 1958 году Хорас Сильвер пригласил его в свой квинтет. Сначала, как пишет в своих воспоминаниях «Let’s get to the Nitty Gritty» сам Сильвер, это был сеанс звукозаписи на «Blue Note»:
«Альфред Лайон, основатель и директор фирмы «Blue Note», вечно рыскал в поисках талантов. Лу Дональдсон зазвал меня участвовать в записи его квартета на «Blue Note». За первой записью последовала вторая и квартет превратился в квинтет – кто-то пригласил на запись трубача Блю Митчелла, скажем, для пробы. Дональдсон знал Блю и давно понял, насколько талантлив этот парень».
Позже Альфред Лайон попросил Сильвера записать диск в формате трио. Причем он предложил Хорасу не одну, а четыре sessions. Но Сильверу формат трио был не по душе и он превратил трио в квинтет. Кенни Дорэм был трубачом, Хэнк Моубли играл на теноре, Даг Уоткинс – на контрабасе и Арт Блейки на ударных. Так родился квинтет, будущий, «Хорас Сильвер и Вестники Джаза». На дворе был 1953 год. Вскоре Хорас Сильвер передал всю власть «Вестников» Арту Блейки и организовал новый квинтет. На этот раз трубачом у него был Ли Морган, затем - Блю Митчелл. Блю играл в квинтете Хораса целых шесть лет.

Horace Silver - You Happened My Way – 5:26 (Horace Silver Quintet - Finger Poppin' – Blue Note)

Тягучий блюз - «You Happened My Way», «Ты оказалась на моем пути» - Хораса Сильвера, он же за роялем, он же – лидер. Блю Митчелл – труба; Джуниор Кук – тенор-саксофон; Джин Тэйлор – контрабас и Луи Хэйз – ударные. Руди ван Гельдер сделал эту запись 31 января 1959 года и провел ремастеринг в 2002 году.
Закрывая тему Блю Митчелла, скажу, что играя в клубах, он и Хорас Сильвер на спор, не люблю это слово «кадрили», девиц, сидевших в баре. Если одному из них было оказано внимание, второй, как пишет Хорас, «раскланивался».
Но пора сменить инструмент:

Eddie Lockjaw Davis - Light And Lovely – 8:43 (Eddie ''Lockjaw'' Davis - Jaws Strikes Again – Black & Blue)

«Light And Lovely», «Небрежно и мило» Эдварда Дейвиса, он же Эдди «Lockjaw» Дейвис. Lockjaw – это и столбняк и, по идее, сомкнутые челюсти, эдакий акулий захват. Но, чтобы играть на саксе, нужно все же не откусывать каждые три минуты по мундштуку. Скажем, «столбняк»… Итого, Эдди «Lockjaw» Дейвис – тенор-саксофон и лидер; Уайлд Билл Дейвис (родственная связь не обнаружена) – орган; Билли Батлер – гитара и Оливэр Джексон – ударные. Запись была сделана в Париже в студии «Барклай» 21 января 1976 года.
Удивительно, но Lockjaw начинает свою пьеску с прямой цитаты из «Блюза в Ночи» - «My mama don’t told me…». Блюз этот вы услышали на прошлой неделе в исполнении Эллы Фитцджеральд.
Скотт Яноу писал, что у Lockjaw легко опознаваемый грубоватый, даже наглый, звук. Так оно и есть и я часто принимал его за саксофониста техасской школы, которые любили хрипеть и играть с органистами. Ан Дейвис родился 2 марта в Нью-Йорке и играл у Кути Уильямса, Лаки Миллендера, Энди Кёрка, с Луи Армстронгом и Джонни Гриффиным. В середине сороковых он рычал в оркестрах ритма-и-блюза, а в начале пятидесятых входил в состав оркестра Каунта Бейси. В шестидесятых он попробовал уйти в бизнес и какое-то время занимался бронированием билетов на концерты и фестивали. Вернувшись, домой, то есть в джаз, он играл с Харри «Sweets» Эдисоном.
Эдди «Lockjaw» Дейвис удержался на нашем шарике 64 года.

Кларнет, в чем вы убедились на прошлой неделе, был лидирующим инструментом эпохи свинга. Первоначально он служил некой лианой сплетающей вместе трубу и тромбон. Но в эпоху свинга, когда джаз приблизился к популярной музыке и в огромной степени стал музыкой танцплощадок, кларнетисты вышли на авансцену.
Олбани Леон Бигард, он же Барни Бигард, принадлежал к так называемому «третьему поколению» кларнетистов. То есть до него королями кларнета были Альфонс Пику, Джонни Доддс, Джимми Нун, Сидней Беше и Алберт Николас. Добавим Лиона Ропполо, Джимми Дорси и Пи Уи Рассела.
Барни Бигард был креолом и родился 3 марта 1906 года в Новом Орлеане.
Барни был кларнетистом в двух знаменитых оркестрах: у Дюка Эллингтона и в оркестре «All Stars» Луи Армстронга. Его мемуары так и называются «С Луи и Дюком». Барни Бигард автор или – со-автор знаменитого стандарта "Mood Indigo".
Вот комбо альт-саксофониста и трубача Бенни Картера с Шорти Шероком на трубе; Барни Бигардом на кларнете (его первое соло начинается на шестой минуте), Беном Уебстером на тенор-саксофоне; Джимми Роулсом за фортепьяно, Дейвом Барбуром – гитара, Лиройем Виннегэром на контрабасе и Мелом Льюисом – на ударных. Все восемь джазменов покинули Восточный берег и перебрались жить в Калифорнию с ее чудесным климатом и с ее радушными студиями звукозаписями. Блюз написан историком джаза, пианистом и композитором Леонардом Фезером. Это еще более тягучий блюз, чем «You Happened My Way». Я бы сказал блюз-оползень перегретых на солнце звезд свинга:

Сarter - Webster- Bigard - You Can't Tell The Difference When The Sun Goes Down Blues – 12:05 (Benny Carter with Ben Webster & Barney Bigard - BBB & Co)

«You Can't Tell The Difference When The Sun Goes Down», «Нет никакой разницы и после того, как солнце село…» - Леонарда Фезера. Бенни Картер, Бен Уебстер и Барни Бигард – лидеры этой калифорнийской лени.

Партнеры: the True Story

XS
SM
MD
LG