В Музее ГУЛАГа на Петровке прошел концерт Галереи актуальной музыки (сокращенно ГАМ-ансамбля) "Песнопения в темноте". Этот проект построен как диалог двух культурных музыкальных традиций, в него равным числом вошли новые произведения современных украинских и российских композиторов.
"Исподтишка меняются портреты"… Строчка из мудрого и одновременно пугающего как морок стихотворения Анны Ахматовой "Есть три эпохи у воспоминаний" не только про то, как забвение искажает знакомые черты, но также – о контексте. Мало того, что каждое поколение прочитывает классические романы по-новому и по-иному смотрит фильмы, - отношение к произведению может меняться в зависимости от поступков автора. Ничего не поделаешь, уже невозможно будет отделаться от знания, что вот этот конкретный сеятель разумного, доброго и вечного присоединился к хору поддержавших захват чужой территории, согласился-таки, чтобы его имя стояло под письмом, где безоговорочно одобряются все прошлые, нынешние и будущие действия первого лица государства.
Контекст способен вносить новые смыслы и в более простых случаях. Так вышло с "Песнопениями в темноте". У любого совместного с украинскими коллегами дела в эти дни особая оптика, и никому не от махнуться от неприятных вопросов. Какой будет цена за Крым, то есть удастся ли сохранить неформальные дружеские связи, благодаря которым, к примеру, возник проект "Песнопения в темноте"? В конце концов, возможны ли будут гастроли российских коллективов, скажем, в Киеве или Львове, а если они случатся, как воспримет оскорбленный оккупацией украинский слушатель или зритель российское искусство?
"Галерея актуальной музыки" возникла четыре года назад, музыканты предпочитают исполнять еще не получившие широкую известность произведения, написанные в течение последних 15-20 лет. Их площадки – совсем не обязательно концертные залы. ГАМ-ансамбль тяготеет к эксперименту, синтезу новейшей камерной музыки с перформансами, видеоартом, анимацией и элементами театрального зрелища.
"Песнопения в темноте" действительно звучат в полной темноте, если не считать направленного на пюпитры точечного света. Музыкантов не разглядеть, лишь смутные силуэты угадываются, зал не видно. Изначально так задумывалось для того чтобы ничто не отвлекало от непривычной для неподготовленного слушателя авангардной музыки, в которой важно уловить малейшие нюансы, вплоть до призвуков. Сейчас, помимо воли музыкантов, прием приобрел новое значение. Темнота помогает сосредоточиться и осмыслить драматические события сегодняшнего дня, когда и далекие от политики деятели культуры раскололись на два враждующих лагеря. На одном полюсе "Своих не бросаем!", на другом – жгучий стыд за посягательство на целостность Украины.
Музыканты ГАМ-ансамбля ни на чем не настаивают и ни за что не агитируют, утверждает руководитель ансамбля композитору Олег Пайбердин:
– Мы выбрали произведения четырех композиторов из России и четырех с Украины. Все они – наши друзья и знакомые. Чью-то музыку мы знали лучше, чью-то хуже. Например, я раньше киевляина Александра Шимко не знал музыку, его земляка Святослава Лунева не знал. А с Викторией Полевой
давно был знаком. Украинский композитор Максим Шалыгин живет в Амстердаме. Случайно через интернет, когда искали, кого бы из украинских коллег пригласить, нашли ту самую пьесу для голоса и фортепиано, которая прозвучала первой в нашем концерте. Называется "Песни юродивых". От нее и оттолкнулись, сразу родилась эта идея – "Песнопения в темноте". По жанру это, с одной стороны, вовсе не литургическое, а с другой стороны, все-таки духовное музыкальное приношение. Именно такую идею мы и предлагали композиторам, именно так композиция составлялась, по принципу, что в основе лежит некое песнопение, хотя вокала, строго говоря, там может и не быть.
Мы хотели узнать, что делают молодые украинские композиторы, а не всем известные мэтры. Обменяться идеями, понять, чем они дышат в музыке, чем мы дышим. Я и раньше такими вещами занимался, приглашал в Москву один украинский ансамбль, на следующий год второй украинский ансамбль. Потом они нас стали исполнять. Ансамбль "Рикошет" под управлением Сергея Пилютикова специально даже делал русскую программу. Все это были чисто музыкальные проекты. Никаких идеологических, а тем более политических идей мы туда не вкладывали. "Песнопения в темноте" однажды уже звучали в Музее ГУЛАГа. Почему именно сегодня решили повторить? Мне вдруг позвонил директор музея Роман Романов, говорит: "Олег, давай мы повторим проект, который уже был в ноябре". Получается, как будто проект специально был создан к сегодняшним событиям. Наш коллектив с удовольствием откликнулся.
Нам предлагали перед концертом что-то сказать слушателям, но не хотелось говорить никаких слов. Думаю, уж очень много слов за последнее время сказано. Они девальвировались. Хочется тишины. Отбросить от себя все наносное, негативное и открыться внутренней свободе. Современная серьезная музыка, по большей части трагическая, где-то саркастическая, где-то совершенно сумрачная. Медитативная, вдумчивая, углубленная. А так, чтобы радоваться... Хотя есть, конечно, и юмор в музыке, умный юмор, но его меньше. Такая жизнь.
Фрагмент итогового выпуска программы "Время свободы"
"Исподтишка меняются портреты"… Строчка из мудрого и одновременно пугающего как морок стихотворения Анны Ахматовой "Есть три эпохи у воспоминаний" не только про то, как забвение искажает знакомые черты, но также – о контексте. Мало того, что каждое поколение прочитывает классические романы по-новому и по-иному смотрит фильмы, - отношение к произведению может меняться в зависимости от поступков автора. Ничего не поделаешь, уже невозможно будет отделаться от знания, что вот этот конкретный сеятель разумного, доброго и вечного присоединился к хору поддержавших захват чужой территории, согласился-таки, чтобы его имя стояло под письмом, где безоговорочно одобряются все прошлые, нынешние и будущие действия первого лица государства.
Контекст способен вносить новые смыслы и в более простых случаях. Так вышло с "Песнопениями в темноте". У любого совместного с украинскими коллегами дела в эти дни особая оптика, и никому не от махнуться от неприятных вопросов. Какой будет цена за Крым, то есть удастся ли сохранить неформальные дружеские связи, благодаря которым, к примеру, возник проект "Песнопения в темноте"? В конце концов, возможны ли будут гастроли российских коллективов, скажем, в Киеве или Львове, а если они случатся, как воспримет оскорбленный оккупацией украинский слушатель или зритель российское искусство?
"Галерея актуальной музыки" возникла четыре года назад, музыканты предпочитают исполнять еще не получившие широкую известность произведения, написанные в течение последних 15-20 лет. Их площадки – совсем не обязательно концертные залы. ГАМ-ансамбль тяготеет к эксперименту, синтезу новейшей камерной музыки с перформансами, видеоартом, анимацией и элементами театрального зрелища.
"Песнопения в темноте" действительно звучат в полной темноте, если не считать направленного на пюпитры точечного света. Музыкантов не разглядеть, лишь смутные силуэты угадываются, зал не видно. Изначально так задумывалось для того чтобы ничто не отвлекало от непривычной для неподготовленного слушателя авангардной музыки, в которой важно уловить малейшие нюансы, вплоть до призвуков. Сейчас, помимо воли музыкантов, прием приобрел новое значение. Темнота помогает сосредоточиться и осмыслить драматические события сегодняшнего дня, когда и далекие от политики деятели культуры раскололись на два враждующих лагеря. На одном полюсе "Своих не бросаем!", на другом – жгучий стыд за посягательство на целостность Украины.
Музыканты ГАМ-ансамбля ни на чем не настаивают и ни за что не агитируют, утверждает руководитель ансамбля композитору Олег Пайбердин:
– Мы выбрали произведения четырех композиторов из России и четырех с Украины. Все они – наши друзья и знакомые. Чью-то музыку мы знали лучше, чью-то хуже. Например, я раньше киевляина Александра Шимко не знал музыку, его земляка Святослава Лунева не знал. А с Викторией Полевой
Современная серьезная музыка, по большей части трагическая, где-то саркастическая, где-то совершенно сумрачная
Мы хотели узнать, что делают молодые украинские композиторы, а не всем известные мэтры. Обменяться идеями, понять, чем они дышат в музыке, чем мы дышим. Я и раньше такими вещами занимался, приглашал в Москву один украинский ансамбль, на следующий год второй украинский ансамбль. Потом они нас стали исполнять. Ансамбль "Рикошет" под управлением Сергея Пилютикова специально даже делал русскую программу. Все это были чисто музыкальные проекты. Никаких идеологических, а тем более политических идей мы туда не вкладывали. "Песнопения в темноте" однажды уже звучали в Музее ГУЛАГа. Почему именно сегодня решили повторить? Мне вдруг позвонил директор музея Роман Романов, говорит: "Олег, давай мы повторим проект, который уже был в ноябре". Получается, как будто проект специально был создан к сегодняшним событиям. Наш коллектив с удовольствием откликнулся.
Нам предлагали перед концертом что-то сказать слушателям, но не хотелось говорить никаких слов. Думаю, уж очень много слов за последнее время сказано. Они девальвировались. Хочется тишины. Отбросить от себя все наносное, негативное и открыться внутренней свободе. Современная серьезная музыка, по большей части трагическая, где-то саркастическая, где-то совершенно сумрачная. Медитативная, вдумчивая, углубленная. А так, чтобы радоваться... Хотя есть, конечно, и юмор в музыке, умный юмор, но его меньше. Такая жизнь.
Фрагмент итогового выпуска программы "Время свободы"