Иван Калашников в блоге на сайте "Sports.Ru" называет три причины, по которым сотрудничество "Газпрома" и Лиги чемпионов вызывает в Европе смех и раздражение.
Двадцать тысяч человек, пришедшие в октябре прошлого года на игру "Базеля" с "Шальке", около 10 минут смотрели не на поле, а наверх – с крыши стадиона в какой-то момент спустились несколько человек с баннером "Газпром, не трожь Арктику". Протест гринписовских активистов, требующих освободить экипаж корабля "Arctic Sunrise", прошел на этом матче по двум причинам: во-первых, "Газпром" спонсирует "Шальке"; во-вторых – с недавних пор – является одним из главных партнеров Лиги чемпионов.
Второе обстоятельство вот уже второй сезон служит мощным поводом для недовольства и насмешек футбольной Европы. Критикуют в основном журналисты, а шутят болельщики, но суть одна: спонсорство "Газпромом" Лиги чемпионов не нравится за пределами России почти никому (в России, скорее всего, большинству просто все равно). Ниже – несколько объяснений, почему так происходит.
"Газпром" – не потребительский бренд. Постоянный зритель матчей Лиги чемпионов наверняка время от времени покупает в магазине "Хайнекен" – просто потому, что привык ассоциировать с ними просмотр футбола. Один мой приятель не любит пиво, но финал ЛЧ-2005 специально смотрел с парой бутылок "Карлсберга", чтобы поддержать понятно какую команду. Кроме того, я лично знаю пару человек, сделавших себе "Мастеркард" исключительно из-за их выдающейся рекламной кампании для Лиги чемпионов.
С "Газпромом" это не работает. Да, в Германии можно найти несколько газпромовских заправок, но для среднего европейского телеболельщика эта реклама – повод пошутить "А можно мне купить себе немножко "Газпрома" на завтрак?" или "Бармен, мне двойной "Газпром" со льдом". Кроме того, многие просто не знают, что такое "Газпром" и что он производит.
"Мне нужен "Газпром". Не знаю, что это вообще такое, но смотреть без него Лигу чемпионов как-то неправильно".
"Налейте себе пинту "Газпрома", матч начинается".
"Завтра перехожу на газ: ставлю газовую плиту, покупаю газовый автомобиль, кота буду поить бензином".
Очень странная реклама. Сам 30-секундный ролик – предмет отдельного обсуждения. Он сделан в таком стиле, будто в 22:45 начнется не футбольный матч, а наступит Рождество. В нем звучит музыка Чайковского, которая, безусловно, прекрасна сама по себе, но болельщика наверняка оставит в недоумении – он-то, конечно, с куда большим удовольствием послушал какой-нибудь касабианообразный францфердинанд. Ну и люди в рекламе, машущие флагом, похожи скорее на революционеров, чем на фанатов – а кому, скажите, хочется революции прямо перед началом футбола?
"Дорогой Газпром, сейчас не 1986 год. Сделайте нормальную рекламу".
Футбол не любит политику. Наивно было бы утверждать, что они никак не влияют друг на друга, но большинство болельщиков по-прежнему хочет верить, что идет честная игра, всегда есть шанс на сенсацию и никаких мировых заговоров все-таки нет – по крайней мере до тех пор, пока не проигрывает их любимая команда. В любом случае, мысли о мировой закулисе вряд ли придут в голову во время просмотра футбола, но реклама "Газпрома" – в отличие от любой другой – слишком бесцеремонно напоминает о том, что газовый гигант, который представляет интересы не самой футбольной страны, просто взял и вложил кучу денег в самый популярный футбольный турнир Европы. К тому же "Газпром" поддерживает не только ЛЧ, но и отдельные клубы – и поэтому на успехи "Зенита" (не в этот раз), "Шальке" (не в этот раз) и "Челси" (а вот тут все может быть) будут теперь смотреть с подозрением.
Ну и разумеется из-за последних событий на Украине "Газпром" все чаще напрямую ассоциируется с Россией и политикой Путина, а отношение к ней на Западе почти единогласно отрицательное. Вот что пишет "Хаффингтон Пост": "Эта реклама не только коммерческая, но и вполне себе политическая. "Газпром" хочет, чтобы компания ассоциировалась у вас со словами "Лига чемпионов", а не "инструмент экономического давления на страны бывшего СССР".
"Газпром" – это способ для "Челси" обойти ФФП. Платини закроет на это глаза, потому что "Газпром" спонсирует Лигу чемпионов".
"После событий в Крыму эта реклама пугает. Если хотите узнать будущее, прокрутите этот ролик назад – и увидите, как в Европе гаснут огни".
"Мне нравится, что в рекламе "Газпрома" машут красным флагом. Толстый намек, Кремль".
* * *
Максим Михалко на сайте издания "Спорт день за днем" рассказывает "новейшую историю динамовской болезни".
Когда Дан Петреску в августе 2012 года готовился принять "Динамо", один авторитетный тренер, кстати, динамовец, сказал: "Лимит экспериментов в клубе уже исчерпали". Эти слова были о тренде менять каждый год тренеров, причем исключительно по ходу сезона. Символично, что его установление совпало с новым этапом клубного развития, а именно увеличением финансовых вливаний.
Только вот отношение к новым возможностям в "Динамо" сформировали, похоже, противоречащее не только футбольному, а любому развитию.
В старейшем российском клубе захотели всего и сразу – каждый вложенный миллион мгновенно и безгранично расширял амбиции неких авторитетных, загадочных, но до сих пор не известных клубных почитателей. Наверное, из того самого попечительского совета, откуда было спущено пожелание в разгар борьбы за медали уволить тренера.
Вернемся к этому тренеру. Петреску стал заложником клубного кошелька, позволяющим комплектоваться на широкую ногу. Безлимитная скупка всех достойных для решения новых задач россиян, а вместе с ней постоянная головная боль о тех, кого надо устроить в аренду, впутало Петреску в новую и незнакомую игру. Футбольный менеджер называется. Который отодвинул на задний план достоинства Петреску–тренера. А когда некоторые, считающие себя знатоками футбола, утверждают, что с таким–то составом "Динамо"-таки обязано быть если не в Лиге чемпионов, то в призерах, становится смешно. Да, футболисты в "Динамо" собраны хорошие, но их достаточно и в "Зените", ЦСКА, "Спартаке", "Локомотиве". И выступают они за свои команды намного дольше большинства динамовцев. И с одним и тем же тренером дольше работают, нежели многими динамовцами удалось поруководить Дану. Да и чемпионские вложения в других клубах начали намного раньше, чем в "Динамо". Так кому и почему вдруг стал обязан Петреску? До него команда, не успевая обсохнуть от брызг шампанского, купалась в трофеях, не вылезала из еврокубков и регулярно громила фаворитов? Интересно узнать, как высоко уже взлетели амбиции неких боссов, если отставание на одну победу от третьего места за шесть туров до финиша они расценили посягательством на успешность поставленной задачи?
Покупались в "Динамо" известные, дорогие, сильные игроки и уходили старые. Опять уходили старые и покупались новые звезды. Увольняли Кобелева, Божовича, Силкина, пришел черед познать всю прелесть работы в "Динамо" и Петреску. А последняя медаль команды в новейшей истории выиграна в 2008-м году. Со скромным бюджетом, ограниченном кадровом ресурсе, юными Комбаровыми, Шуниным и 17-летним Кокориным. Возможно, увольнение Петреску расширило лимит экспериментов. Параллельно заполнив очередную страницу в истории динамовской болезни.
* * *
Тему продолжает заместитель председателя Государственной думы Российской Федерации Игорь Лебедев в блоге на сайте "Чемпионат.соm"
Переход Станислава Черчесова на работу в "Динамо" вызвал массу вопросов. Чем может быть мотивирован уход из команды, которая проводит один из лучших сезонов в своей истории всего за 6 туров до финиша? Меркантильность? Тщеславие? Не хочу никого судить, но даже такие человеческие слабости не объясняют столь стойкого желания Черчесова срочно покинуть клуб, в котором у него все складывалось достаточно удачно. Не думаю, что если бы он согласился возглавить "Динамо" летом, московский клуб обиделся бы и стал искать другие варианты.
Что получается в сухом остатке? Деморализованный "Амкар" провалит концовку сезона, о чем свидетельствуют два поражения, которые пермяки потерпели после того, как тренер начал вести переговоры со "Спартаком". С другой стороны, маловероятно, что Черчесов успеет что-то глобально изменить в "Динамо" за оставшиеся до финиша полтора месяца. К тому же ниже 5-6 места команда так или иначе не опустится. Получается, что особых преимуществ заключение контракта именно сейчас не дает, зато отрицательные моменты заметны.
В связи с этим предлагаю взглянуть на зарубежный опыт. Похоже, там уже проходили все этапы наших проблем, после чего ограничили некоторые переходы во время сезона. Вот некоторые примеры: в Италии тренер, покинувший команду в ходе чемпионата, не может возглавить другую команду до завершения сезона. В Испании запрещены внутренние (между двумя испанскими клубами) переходы в середине сезона.
Оба ограничения вполне логичны. Если ввести такие же в России, то тренеры уже не смогут сбегать на лучшие условия по первому же зову. Ослаблять прямых конкурентов переманиванием лучших игроков по ходу сезона, как это умеет делать один амбициозный клуб с берегов Невы, тоже не получится.
И необходимо наконец положить конец порочной практике фактических запретов на выступления арендованных футболистов против своих бывших команд. Я не понимаю логики клубов, которые отдают игрока, но не хотят, чтобы он выступал против своих бывших партнеров. Искусственное ограничение возможности выполнять работу является ущемлением прав футболистов. Сейчас клубы не вводят прямого запрета, а предусматривают астрономическую компенсацию (по 5 миллионов долларов за матч), но если прописать в регламенте норму, исключающую любые барьеры для футболиста, результаты чемпионата станут объективнее, а его восприятие более целостным.
Если принять эти нововведения, то команды будут проходить всю турнирную дистанцию более стабильными составами, а некоторые лишатся рычага неспортивной конкуренции, так как с переманиванием кадров по ходу сезона будет покончено.
Двадцать тысяч человек, пришедшие в октябре прошлого года на игру "Базеля" с "Шальке", около 10 минут смотрели не на поле, а наверх – с крыши стадиона в какой-то момент спустились несколько человек с баннером "Газпром, не трожь Арктику". Протест гринписовских активистов, требующих освободить экипаж корабля "Arctic Sunrise", прошел на этом матче по двум причинам: во-первых, "Газпром" спонсирует "Шальке"; во-вторых – с недавних пор – является одним из главных партнеров Лиги чемпионов.
Второе обстоятельство вот уже второй сезон служит мощным поводом для недовольства и насмешек футбольной Европы. Критикуют в основном журналисты, а шутят болельщики, но суть одна: спонсорство "Газпромом" Лиги чемпионов не нравится за пределами России почти никому (в России, скорее всего, большинству просто все равно). Ниже – несколько объяснений, почему так происходит.
"Газпром" – не потребительский бренд. Постоянный зритель матчей Лиги чемпионов наверняка время от времени покупает в магазине "Хайнекен" – просто потому, что привык ассоциировать с ними просмотр футбола. Один мой приятель не любит пиво, но финал ЛЧ-2005 специально смотрел с парой бутылок "Карлсберга", чтобы поддержать понятно какую команду. Кроме того, я лично знаю пару человек, сделавших себе "Мастеркард" исключительно из-за их выдающейся рекламной кампании для Лиги чемпионов.
С "Газпромом" это не работает. Да, в Германии можно найти несколько газпромовских заправок, но для среднего европейского телеболельщика эта реклама – повод пошутить "А можно мне купить себе немножко "Газпрома" на завтрак?" или "Бармен, мне двойной "Газпром" со льдом". Кроме того, многие просто не знают, что такое "Газпром" и что он производит.
"Мне нужен "Газпром". Не знаю, что это вообще такое, но смотреть без него Лигу чемпионов как-то неправильно".
"Налейте себе пинту "Газпрома", матч начинается".
"Завтра перехожу на газ: ставлю газовую плиту, покупаю газовый автомобиль, кота буду поить бензином".
Мне нравится, что в рекламе "Газпрома" машут красным флагом. Толстый намек, Кремль
"Дорогой Газпром, сейчас не 1986 год. Сделайте нормальную рекламу".
Футбол не любит политику. Наивно было бы утверждать, что они никак не влияют друг на друга, но большинство болельщиков по-прежнему хочет верить, что идет честная игра, всегда есть шанс на сенсацию и никаких мировых заговоров все-таки нет – по крайней мере до тех пор, пока не проигрывает их любимая команда. В любом случае, мысли о мировой закулисе вряд ли придут в голову во время просмотра футбола, но реклама "Газпрома" – в отличие от любой другой – слишком бесцеремонно напоминает о том, что газовый гигант, который представляет интересы не самой футбольной страны, просто взял и вложил кучу денег в самый популярный футбольный турнир Европы. К тому же "Газпром" поддерживает не только ЛЧ, но и отдельные клубы – и поэтому на успехи "Зенита" (не в этот раз), "Шальке" (не в этот раз) и "Челси" (а вот тут все может быть) будут теперь смотреть с подозрением.
Ну и разумеется из-за последних событий на Украине "Газпром" все чаще напрямую ассоциируется с Россией и политикой Путина, а отношение к ней на Западе почти единогласно отрицательное. Вот что пишет "Хаффингтон Пост": "Эта реклама не только коммерческая, но и вполне себе политическая. "Газпром" хочет, чтобы компания ассоциировалась у вас со словами "Лига чемпионов", а не "инструмент экономического давления на страны бывшего СССР".
"Газпром" – это способ для "Челси" обойти ФФП. Платини закроет на это глаза, потому что "Газпром" спонсирует Лигу чемпионов".
"После событий в Крыму эта реклама пугает. Если хотите узнать будущее, прокрутите этот ролик назад – и увидите, как в Европе гаснут огни".
"Мне нравится, что в рекламе "Газпрома" машут красным флагом. Толстый намек, Кремль".
* * *
Максим Михалко на сайте издания "Спорт день за днем" рассказывает "новейшую историю динамовской болезни".
В старейшем российском клубе захотели всего и сразу – каждый вложенный миллион мгновенно и безгранично расширял амбиции неких авторитетных, загадочных, но до сих пор не известных клубных почитателей
Только вот отношение к новым возможностям в "Динамо" сформировали, похоже, противоречащее не только футбольному, а любому развитию.
В старейшем российском клубе захотели всего и сразу – каждый вложенный миллион мгновенно и безгранично расширял амбиции неких авторитетных, загадочных, но до сих пор не известных клубных почитателей. Наверное, из того самого попечительского совета, откуда было спущено пожелание в разгар борьбы за медали уволить тренера.
Вернемся к этому тренеру. Петреску стал заложником клубного кошелька, позволяющим комплектоваться на широкую ногу. Безлимитная скупка всех достойных для решения новых задач россиян, а вместе с ней постоянная головная боль о тех, кого надо устроить в аренду, впутало Петреску в новую и незнакомую игру. Футбольный менеджер называется. Который отодвинул на задний план достоинства Петреску–тренера. А когда некоторые, считающие себя знатоками футбола, утверждают, что с таким–то составом "Динамо"-таки обязано быть если не в Лиге чемпионов, то в призерах, становится смешно. Да, футболисты в "Динамо" собраны хорошие, но их достаточно и в "Зените", ЦСКА, "Спартаке", "Локомотиве". И выступают они за свои команды намного дольше большинства динамовцев. И с одним и тем же тренером дольше работают, нежели многими динамовцами удалось поруководить Дану. Да и чемпионские вложения в других клубах начали намного раньше, чем в "Динамо". Так кому и почему вдруг стал обязан Петреску? До него команда, не успевая обсохнуть от брызг шампанского, купалась в трофеях, не вылезала из еврокубков и регулярно громила фаворитов? Интересно узнать, как высоко уже взлетели амбиции неких боссов, если отставание на одну победу от третьего места за шесть туров до финиша они расценили посягательством на успешность поставленной задачи?
Покупались в "Динамо" известные, дорогие, сильные игроки и уходили старые. Опять уходили старые и покупались новые звезды. Увольняли Кобелева, Божовича, Силкина, пришел черед познать всю прелесть работы в "Динамо" и Петреску. А последняя медаль команды в новейшей истории выиграна в 2008-м году. Со скромным бюджетом, ограниченном кадровом ресурсе, юными Комбаровыми, Шуниным и 17-летним Кокориным. Возможно, увольнение Петреску расширило лимит экспериментов. Параллельно заполнив очередную страницу в истории динамовской болезни.
* * *
Тему продолжает заместитель председателя Государственной думы Российской Федерации Игорь Лебедев в блоге на сайте "Чемпионат.соm"
Переход Станислава Черчесова на работу в "Динамо" вызвал массу вопросов. Чем может быть мотивирован уход из команды, которая проводит один из лучших сезонов в своей истории всего за 6 туров до финиша? Меркантильность? Тщеславие? Не хочу никого судить, но даже такие человеческие слабости не объясняют столь стойкого желания Черчесова срочно покинуть клуб, в котором у него все складывалось достаточно удачно. Не думаю, что если бы он согласился возглавить "Динамо" летом, московский клуб обиделся бы и стал искать другие варианты.
В Италии тренер, покинувший команду в ходе чемпионата, не может возглавить другую команду до завершения сезона. В Испании запрещены внутренние (между двумя испанскими клубами) переходы в середине сезона
В связи с этим предлагаю взглянуть на зарубежный опыт. Похоже, там уже проходили все этапы наших проблем, после чего ограничили некоторые переходы во время сезона. Вот некоторые примеры: в Италии тренер, покинувший команду в ходе чемпионата, не может возглавить другую команду до завершения сезона. В Испании запрещены внутренние (между двумя испанскими клубами) переходы в середине сезона.
Оба ограничения вполне логичны. Если ввести такие же в России, то тренеры уже не смогут сбегать на лучшие условия по первому же зову. Ослаблять прямых конкурентов переманиванием лучших игроков по ходу сезона, как это умеет делать один амбициозный клуб с берегов Невы, тоже не получится.
И необходимо наконец положить конец порочной практике фактических запретов на выступления арендованных футболистов против своих бывших команд. Я не понимаю логики клубов, которые отдают игрока, но не хотят, чтобы он выступал против своих бывших партнеров. Искусственное ограничение возможности выполнять работу является ущемлением прав футболистов. Сейчас клубы не вводят прямого запрета, а предусматривают астрономическую компенсацию (по 5 миллионов долларов за матч), но если прописать в регламенте норму, исключающую любые барьеры для футболиста, результаты чемпионата станут объективнее, а его восприятие более целостным.
Если принять эти нововведения, то команды будут проходить всю турнирную дистанцию более стабильными составами, а некоторые лишатся рычага неспортивной конкуренции, так как с переманиванием кадров по ходу сезона будет покончено.