Ссылки для упрощенного доступа

Эрдоган против "Твиттера"


После попыток запретить сеть в Турции заблокировали двоих пользователей

Два анонимных пользователя Twitter в Турции – Haramzadeler и Bascalan – каждый с аудиторией в 400 тысяч, были заблокированы 20 апреля компанией Twitter.

Так решил Конституционный суд страны в минувшую пятницу, удовлетворив жалобу Реджепа Эрдогана на то, что пользователи нарушили его право на частную жизнь. Как отмечает агентство "Рейтер", популярность этим пользователям принесли разоблачения коррупционных скандалов, в которых, по данным этих пользователей, была замешана семья премьер-министра. Компания Twitter заявила, что будет выполнять решения суда, но не предоставит властям Турции информацию о личных данных этих пользователей.

Решение Конституционного суда – это продолжение войны против Twitter, которую начал более месяца назад Реджеп Эрдоган. На самом деле, премьеру пришлось из-за Twitter судиться с собственной страной и идти в Конституционный суд, потому что ранее судебные власти отвергли его решение полностью заблокировать Twitter в стране. Затем правительство заявило, что компания не платит налоги, и потребовало от Twitter открыть офис в Турции. Штаб-квартира Twitter в Сан-Франциско ответила турецким властям, что решение открывать офис в какой-то стране или не открывать зависит не от предписаний местных органов власти, а от коммерческого климата. В Турции он для Twitter не показался привлекательным.

Турки снимают блокаду


Многие турки говорят, что существует несколько полулегальных способов, которыми может воспользоваться каждый мало-мальски продвинутый пользователь, чтобы обойти запрет. Знакомый специалист предложил за сорок долларов установить программу, которой, по его словам, активно пользуются не только в коммерческих, но и в государственных структурах, что косвенным образом говорит об отношении общей массы населения к действующим запретам.

То же самое было с YouTube. Видеохостингом пользуются около тридцати пяти миллионов турок, почти половина населения страны. Несмотря на такую его популярность, власти считают, что этот сайт тоже угрожает национальной безопасности Турции. YouTube обвиняют в публикации видео секретных переговоров между высокопоставленными турецкими политиками, которые якобы обсуждали возможность военного вмешательства в сирийский конфликт. Предположительно на встрече присутствовали глава МИД, начальник Нацразведки, представители Генштаба. Появление записи вызвало гнев премьер-министра Турции Реджепа Эрдогана, который назвал это происками врагов и обещал найти виновных. В ответ на требование турецких властей ее удалить руководство Google ответило, что не несет ответственности за опубликованные материалы. Впрочем, учитывая популярность ресурса, миллионы пользователей все же успели ознакомиться с этими материалами, о чем говорит и Айхан, специалист по интернет-технологиям, владелец популярного интернет-кафе в Стамбуле. Айхан напоминает, что в 2007 году власти закрыли доступ к тысячам сайтов за противоправную, по их мнению, информацию и экстремизм. На два года был заблокирован выход к YouTube. Поводом стали критические видео, изображающие в нелицеприятном свете Ататюрка, основателя Турции. Доступ к сайту открыли только под давлением Европейского союза.

Такая политика оказывает влияние на молодежь. Все большее число подростков "уходят на войну в интернете" и становятся хакерами


Борьба с интернетом продолжается на протяжении 12 лет правления Партии справедливости. За эти годы были признаны опасными и заблокированы около 40 тысяч сайтов. Компания Google опубликовала в своем корпоративном блоге отчет за первое полугодие 2013 года. Уже в первом полугодии турецкие власти побили рекорд по "запросам на удаление материалов политического характера", отправив в общей сложности около двух тысяч жалоб в отношении более 12 тысяч материалов, в десять раз больше, чем за предыдущие полгода. Знакомый журналист Мустафа Акйол отмечает, что "неугодные ресурсы то открывают, то закрывают вновь, привлекая для этого "танки" и "тяжелую артиллерию" в виде заказных обличительных статей и новых судебных инстанций. Однако на самом деле действия турецких властей в отношении компании Google, например, больше напоминают какой-то шпионский сериал.

Как утверждают турецкие специалисты, местные сервис-провайдеры осуществляют подмену DNS-серверов Google, или, проще говоря, настраивают свои серверы так, что они полностью имитируют DNS-сервер Google. Как объясняет тридцатилетний хакер Мехмед, этот сервис преобразует строчные буквенные имена веб-сайтов в числовые IP-адреса. То же приблизительно происходит при поиске номера нужного номера в телефонной книге. Все это, по словам Мехмеда, происходит по настоятельной рекомендации властей. Если пользователи запрашивают запретные сайты, то их перенаправляют на серверы альтернативных турецких провайдеров TurkTelekom или на адрес турецкого правительственного сайта, где объясняется, что на сайты наложен запрет. "Такая политика, – говорит Мехмед, – оказывает влияние на молодежь. Все большее число подростков "уходят на войну в интернете" и становятся хакерами".

Хакер в почете


"Хакер в Турции – не просто профессия, но почетное звание, нечто вроде героя труда", – шутит Мехмед. Окончив престижный стамбульский вуз, Мехмед снимает жилье в самом центре шумного стамбульского Таксима, подрабатывает, в основном, заказами в сети, вечерами проводит время в кафе вместе со сверстниками, разочарованной стамбульской молодежью, которая недовольна тем, что происходит в стране. Это образованные, светские люди, знающие иностранные языки, в возрасте до тридцати, из состоятельных буржуазных семей, которые выступают за свободную Турцию. Они именуют себя "леваками", носят майки с изображением Че Гевары и Махира Чаяна, который был убит в начале 70-х годов спецназом и до сих пор считается наиболее ярым проповедником коммунистической идеологии в Турции. Одна из самых известных группировок "Красные хакеры" устраивает антиправительственные акции в сети. Хакеры получают доступ к конфиденциальной информации, вскрывают сайты госструктур, обнароду.т намерения и планы чиновников. Они утверждают, что защищают свободу слова и помогают обычным людям, которым больше некуда идти. Так, например, сейчас в интернете проходит их акция в поддержку жителей небольшой черноморской деревни, территорию которой власти намерены затопить, чтобы построить на этом месте ГЭС вопреки желанию самих людей.


Запреты способствуют популярности


Популярная социальная сеть Twitter была заблокирована 21 марта по обвинению в неуплате налогов и стремлении к максимальной прибыли, как заявил лидер правящей Партии справедливости, премьер-министр Турции Реджеп Эрдоган. Однако главной причиной блокировки, по мнению оппозиции, стало желание правящей Партии справедливости спрятать концы в воду и скрыть чудовищные факты коррупции накануне весенних выборов в местные органы власти. Пользователи сети активно обсуждали прослушку разговора премьера Эрдогана с его сыном Билялем о незаконно заработанных миллионах долларов, что, по мнению оппозиции, могло негативно повлиять на ход предвыборной кампании и вызвать отток голосов избирателей. Эрдоган назвал разговор сфабрикованным и приказал закрыть сеть, что вызвало бурю возмущения среди пользователей. "Запрет доступа к "Твиттеру" был принят в Турции 21 марта 2014 года, в день восьмилетия сети. Власть намеревалась пресечь все инакомыслие и посадить за решетку даже интернет", – написала, отправляясь на митинг, в своем блоге студентка Стамбульского технического университета, восемнадцатилетняя Айсель. Ее поддержали около сорока тысяч демонстрантов, которые вышли на улицы турецких городов в защиту свободного интернета. В Стамбуле участники акции с плакатами "Турция превращается в Северную Корею", в основном молодежь, перекрыли движение транспорта. Против закрытия сети микроблогов выступили Государственный департамент США и Евросоюз, в который вот уже много лет безуспешно стремится Турция. В Брюсселе, в частности, заявили, что право граждан выражать свое мнение является отличительной чертой демократического общества, которое, как говорит сам Эрдоган, пытается построить его партия на протяжении последних лет.

Был еще один лидер, который также не любил интернет и пошел на подобные меры. Это Муаммор Каддафи

Впрочем, микроблогеры довольно быстро научились обходить запреты властей. Помог отец-основатель Twitter Джек Дорси, который прислал турецким пользователям сообщение с инструкциями. Он, в частности, предложил отправлять сообщение с пометкой "Полиция" крупнейшему оператору сотовой связи "Тюрксель". Решение о блокировке сервиса микроблогов привело к обратному эффекту: люди продолжили использовать соцсеть, негатива в адрес режима Эрдогана стало еще больше. По сообщению руководства компании, в первые десять часов после вступления в силу запрета в турецком интернете были размещены более полумиллиона твитов, а число турецких пользователей сети увеличилось с полутора до почти двух миллионов человек. Запрет нарушили даже члены кабинета, в числе прочих вице-премьер Бюлент Аринч, который объявил свой рабочий график на Twitter, а также президент Турции Абдулла Гюль, который выразил свое несогласие с решением об ограничении на своей странице. Семнадцатилетняя ученица стамбульского лицея Айше Арман рассказывает, как они с друзьями обходили запреты: "В Турции люди уже не те. Они не боятся высказывать свое мнение, несмотря на угрозы. Нас забавляют эти запреты, мы умнее и хитрее их. В ответ на закрытие "Твиттера" многие разместили карикатуры на Эрдогана, который распыляет серное облако над синей птицей, логотипом компании. Был еще один лидер, который также не любил интернет и пошел на подобные меры. Это Муаммор Каддафи. Когда началось восстание, он отключил "Твиттер" и другие социальные медиаплатформы. Когда он понял, что дела очень плохи, полностью закрыл доступ в интернет. Сегодня у нас происходит нечто подобное".

Турецкие журналисты также научились хитрить и образом обходить запреты на публикации твитов. Им помогали в этом депутаты оппозиции, которые сознательно твитили со слушаний в парламенте, а после этого журналисты оппозиционных изданий получали возможность писать об их содержании в своих статьях. 2 апреля в ответ на обращение Союза журналистов Турции, Конституционный суд постановил разблокировать Twitter. Премьер-министр Эрдоган назвал "неверным и поспешным" решение суда и обещал продолжить бороться за отмену популярного ресурса, чтобы, цитирую, "искоренить его из турецкого интернета и внести в реестр запрещенных ресурсов". "Это решение нужно пересмотреть, так как оно не соответствует интересам нашего законодательства и служит интересам международных компаний, таким как "Твиттер", "Ютьюб", "Фейсбук". Но они должны подчиниться местным турецким законам. Мы не ограничиваем свободу слова, но боремся с проявлениями ненависти и расизма", – заявил премьер.


Самый массовый организатор


Twitter превратился в главного врага государства после акций протеста минувшим летом, когда на улицы городов вышли миллионы людей, которые выражали недовольство ползучей исламизацией Турции и вмешательством в их частную жизнь. Эрдоган тогда заявил, что настоящие организаторы и

Подавление протестов в Турции. 25 июня 2013 г.
Подавление протестов в Турции. 25 июня 2013 г.

вдохновители протестных акций находятся в сети. По этой причине в самый разгар событий премьер распорядился установить на главной стамбульской площади Таксим армейский радар, чтобы глушить сообщения демонстрантов, которые отправляли в сеть видео и фотоматериалы жестокого обращения полицейских. После подавления протестного движения в Турции сотни людей оказались за решеткой по обвинению "в разжигании ненависти". Многим грозит до 30 лет только за то, что отправляли сообщения в Twitter в поддержку участников.

Всего за пару твитов из страны был выдворен азербайджанский журналист Махир Зейналов, корреспондент англоязычной газеты Today's Zaman. На журналиста пожаловался премьер Эрдоган в феврале этого года. За то, что тот якобы разместил пост о коррупционном скандале в рядах правящей партии (в ходе которого своих постов лишились десять турецких министров). Эрдоган тогда заявил, что журналист использовал в сообщении "тяжелые оскорбления и бранные слова в попытке спровоцировать ненависть и вражду". Зейналов опроверг все обвинения и сказал, что только отправлял сообщения друзьям о ходе расследования коррупционного процесса. Он заявил, что "написал о препятствиях, с которыми столкнулись полицейские во время задержания подозреваемых чиновников партии".

В феврале вступил в силу закон, позволяющий регуляторам в сфере телекоммуникаций блокировать опасные сайты. Властям также разрешили мониторить турецких пользователей в соцсетях и на протяжении нескольких лет хранить данные о посещенных интернет-страницах и поисковых запросах. Правительство утверждает, что новый закон призван не ограничить, а защитить интернет-пространство от опасного воздействия на молодежь. Действия властей поддерживает значительная часть населения Турции. На недавних выборах в местные органы власти исламистская правящая Ппартия справедливости получила большинство голосов, победив, правда, с небольшим перевесом своих противников, Народно-республиканскую партию, сторонников светского пути развития Турции. Сторонники Эрдогана – в основном консервативное верующее население из центральных анатолийских районов и бедных городских окраин. Они убеждены, что премьер заботится о семье и контролирует интернет в целях сохранения будущего поколения. C 2011 года в Турции действует специальный реестр запрещенных интернет-ресурсов. Это прежде всего сайты о терроризме, порнографии и проституции. Однако за последние полтора года список "опасного контента" был существенно расширен. Согласно статистике правозащитной организации Freedom House, в 2013 году в реестре находятся около сорока тысяч интернет-сайтов, в том числе оскорбляющие религиозные чувства.

"Борьба с интернетом выглядит отчаянной, неуклюжей попыткой сохранить свою власть", – написал в своем блоге двадцатилетний студент Айдын из Измира. Блогеры заверяют, что если власть реализует свои угрозы, то по стране прокатится новая волна протестов. Ведь на пороге лето. А в прошлом году лето началось с протестов.

XS
SM
MD
LG