В Санкт-Петербурге отмечают 60-летний юбилей легендарного музыканта-авангардиста, композитора и создателя группы "Поп-механика" Сергея Курехина, умершего в 1996 году от редкой болезни – саркомы сердца. В этот день в культурном центре его имени откроется выставка и состоится концерт.
"Талант в моем понимании – когда даны какие-то огромные творческие силы, которые осознанно реализуются. И этого сейчас я не встречаю. Я не говорю о традиционной гибели культуры или о том, что конец века, кризис культуры. Просто я говорю, что один виток завершился, должен наступить другой", – говорил Сергей Курехин в одном из своих интервью. Разговоры о кризисе искусства были очень характерны для времени, когда он придумывал свои невероятные проекты. Известный петербургский рок-музыкант, лидер группы "Телевизор" Михаил Борзыкин считает, что творчество Курехина было в большой степени ответом на эти настроения, издевкой над теми, кто провозглашал кризис искусства и даже пророчил его смерть:
– Можно сказать, что именно глумление над такими разговорами было его манифестом. Он был живой, многогранный человек, мы общались, он всегда заражал своей энергией. Хотя я в некоторых вещах был с ним не согласен – до сих пор не понимаю, зачем ему понадобился Лимонов (Курехин, как и один из идеологов нынешней российской власти Александр Дугин, был одним из первых членов "Национал-большевистской партии" Лимонова – Прим. РС) и зачем нужно было выступать против русского рока. Я всегда внимательно следил за его проектами, за его музыкой к фильмам, но вся его жизнь была провокацией, вызовом общественному вкусу. Он пытался быть впереди тех, кто был впереди.
Главные юбилейные события состоятся в понедельник в "Центре современного искусства имени Сергея Курехина". Пресс-секретарь центра Ольга Новожилова отмечает в их числе мультимедийный концерт-перформанс "Курехин: NEXT" и выставку "По следам "Поп-механики":
– Этот концерт мы готовили давно, ведь год – юбилейный, начало ему было положено прошлой зимой в московском "Гоголь-центре", где современный композитор, музыкант, дирижер Алексей Айги впервые представил переработанное произведение Сергея Курехина. Потом эта музыкальная составляющая перешла в церемонию Премии имени Сергея Курехина в области современного искусства, которая состоялась весной этого года в здании Главного штаба Эрмитажа. 16 июня эта программа в измененном виде будет сыграна снова. Мы ожидаем как старых друзей, которые уже играли на предыдущих концертах, так и новых исполнителей – Марину Капуро, Вячеслава Бутусова. Выступления будут сопровождаться видеоартом, будет подобрана хроника, которая напомнит нам 70–80-е годы. А перед концертом мы ждем всех на открытие выставки "По следам "Поп-механики", где можно будет увидеть артефакты, костюмы, которые предоставил из своего архива Сергей Бугаев-Африка. Но сначала – до концерта и выставки – все желающие поедут в Комарово, на кладбище, где похоронен Сергей Курехин.
На выставке будут представлены музыкальные инструменты, например, первый синтезатор с надписью "Капитан", на котором играл Курехин, афиши, билеты, коллекция театральных масок. По словам вдовы музыканта Анастасии Курехиной, эта выставка будет заявкой на настоящий музей, связанный не только с Сергеем, но и с его временем и с современным искусством. По ее словам, сейчас Курехин может быть возвращен в поле зрения людей и заново переосмыслен. Несколько иной точки зрения придерживается искусствовед Александр Боровский – по его словам, феномен Сергея Курехина – человека-оркестра, человека-вулкана, брызжущего идеями и мгновенно их воплощающего – принадлежит только своему времени, времени перелома, смены исторических эпох:
– Сережа, конечно, был исключительно ярким человеком, талантливым, но он выходил за рамки своей профессии, и тогда это выглядело органично. А сейчас такой тип человека-фейерверка не только не востребован, но и вызывает опасения. Тогда его везде приглашали, на радио, на телевидение, у меня в Русском музее он делал несколько выставок, мы вместе какие-то перформансы придумывали. Это был человек без всякой опаски, без острастки. Время порождало таких людей, и вместе с этим временем он ушел.
По мнению Александра Боровского, Курехин подвинул современное искусство на новые рубежи, к тому же он писал вполне серьезную, интересную музыку:
– Он остался в кино, он остался как человек, сумевший организовать вокруг себя совершенно разных людей, и правых, и левых, он использовал как неких фриков людей, которые теперь стали советниками где-то на самом верху. Он был очень глубоким человеком. Это дягилевский тип, но, к сожалению, ему было отведено более короткое время. Он ведь еще и художником стал: мы с ним задумали такой перформанс – он напишет картину, мы покажем ее как работу неизвестного художника и только года через два откроем, кто настоящий автор. То есть он мог делать что угодно, был совершенно свободным человеком в этом смысле. А что касается его дружбы с Лимоновым и Дугиным – он просто хотел включить их в свое многоголосье. Им казалось, что они его используют, а на самом деле было наоборот, так мне это видится. Он шел по грани, но не перешел ее, он хотел включить в свой проект еще и этих персонажей, хотя из этого мало что получилось. У него ведь там были овцы, куры, великие музыканты, случайные прохожие, вот и таких квази-философов он тоже хотел взять к себе.
Александр Боровский избегает слова "фашисты", по его ощущениям, взгляд на них в то время был вполне юмористический. А вот искусствовед Любовь Гуревич, признавая огромный талант Сергея Курехина, вовсе не склонна смотреть на все это с юмором и предпочитает даже неприятные вещи называть своими именами:
– Я не знаю, как относиться к тому, чем он кончил, к этой игре в фашизм. Ведь это большой вопрос, насколько можно заиграться в искусстве, насколько вообще художник может играть в политику и называть это искусством.
Несмотря на эти тяжелые вопросы, похоже, что те, кто лично знал Сергея Курехина, не мог устоять перед его энергией и обаянием. Рок-музыкант, писатель Владимир Рекшан познакомился с Курехиным в конце 70-х, ходил на его вечера, сталкивался с ним в культовых местах того времени, вроде знаменитого кафе "Сайгон" на углу Невского и Литейного. По его словам, сразу было видно, что перед тобой необычная личность:
– Еще до "Поп-механики" он обладал совершенно фантастическим пианизмом. Тогда не принято было так играть – сначала просто на клавишах, потом забираться внутрь рояля, что-то там подкручивать, чтобы было весело и увлекательно. Но главное, Курехин отличался интересом к таким вещам, которые для меня были полным туманом, к французской философии, например. Я даже помню, как мы с ним ездили на книжные развалы на окраинах Петербурга. Он был очень необычным человеком, и когда случился перестроечный взрыв, это в полной мере проявилось. У нас есть культурный центр его имени, и это справедливо, проходит фестиваль SKIF его имени, и это справедливо вдвойне.
В рамках музейного проекта "Реалии русского рока" коллекционер Сергей Чубраев собрал огромную коллекцию предметов – афиш, пластинок, музыкальных инструментов, имеющих отношение к творческой биографии Курехина. Чубраев начал коллекционировать эти вещи, когда обнаружил, что компания его московских друзей, которые были младше его лет на 10, ничего не знают о Сергее Курехине. Когда он рассказал о нем, они попросили привезти им его видеозаписи, но, вернувшись в Петербург, Сергей Чубраев обнаружил, что материалов о Курехине чрезвычайно мало. Тогда он решил сделать некую видеоподборку, но вскоре вышел первый документальный фильм "Курехин" Владимира Непевного, так что необходимость в этом отпала. А рабочие материалы остались, так же как и связи – родственники, друзья и знакомые Сергея Курехина:
– Процесс уже был запущен, и ко мне стали стекаться потоки информации, а других коллекционеров, с которыми я бы мог объединить усилия, не нашлось. Я хотел объединиться с "Центром Курехина", чтобы потом на основе наших архивов сделать единую медиатеку и музей. Моей минимальной целью было рассказать о Курехине друзьям и молодежи, а максимальной – популяризировать идеи Курехина, чтобы его творчество не забывали.
На вопрос, какие предметы из своей коллекции Сергей Чубраев взял бы на необитаемый остров, он ответил, что это были бы сценарии к фильмам, написанные Курехиным, и его либретто к собственным операм, а также проигрыватель, некогда принадлежавший Курехину, чтобы слушать на нем пластинки. И конечно, на необитаемый остров отправилась бы коробка с пластинками и дисками самого Курехина. 28 июня Сергей Чубраев открывает в музее современного искусства "Эрарта" выставку "Ощущение другого", где можно будет познакомиться с работами 50 московских и петербургских художников, по просьбе коллекционера написавших и посвятивших Курехину свои картины.
"Талант в моем понимании – когда даны какие-то огромные творческие силы, которые осознанно реализуются. И этого сейчас я не встречаю. Я не говорю о традиционной гибели культуры или о том, что конец века, кризис культуры. Просто я говорю, что один виток завершился, должен наступить другой", – говорил Сергей Курехин в одном из своих интервью. Разговоры о кризисе искусства были очень характерны для времени, когда он придумывал свои невероятные проекты. Известный петербургский рок-музыкант, лидер группы "Телевизор" Михаил Борзыкин считает, что творчество Курехина было в большой степени ответом на эти настроения, издевкой над теми, кто провозглашал кризис искусства и даже пророчил его смерть:
– Можно сказать, что именно глумление над такими разговорами было его манифестом. Он был живой, многогранный человек, мы общались, он всегда заражал своей энергией. Хотя я в некоторых вещах был с ним не согласен – до сих пор не понимаю, зачем ему понадобился Лимонов (Курехин, как и один из идеологов нынешней российской власти Александр Дугин, был одним из первых членов "Национал-большевистской партии" Лимонова – Прим. РС) и зачем нужно было выступать против русского рока. Я всегда внимательно следил за его проектами, за его музыкой к фильмам, но вся его жизнь была провокацией, вызовом общественному вкусу. Он пытался быть впереди тех, кто был впереди.
Главные юбилейные события состоятся в понедельник в "Центре современного искусства имени Сергея Курехина". Пресс-секретарь центра Ольга Новожилова отмечает в их числе мультимедийный концерт-перформанс "Курехин: NEXT" и выставку "По следам "Поп-механики":
– Этот концерт мы готовили давно, ведь год – юбилейный, начало ему было положено прошлой зимой в московском "Гоголь-центре", где современный композитор, музыкант, дирижер Алексей Айги впервые представил переработанное произведение Сергея Курехина. Потом эта музыкальная составляющая перешла в церемонию Премии имени Сергея Курехина в области современного искусства, которая состоялась весной этого года в здании Главного штаба Эрмитажа. 16 июня эта программа в измененном виде будет сыграна снова. Мы ожидаем как старых друзей, которые уже играли на предыдущих концертах, так и новых исполнителей – Марину Капуро, Вячеслава Бутусова. Выступления будут сопровождаться видеоартом, будет подобрана хроника, которая напомнит нам 70–80-е годы. А перед концертом мы ждем всех на открытие выставки "По следам "Поп-механики", где можно будет увидеть артефакты, костюмы, которые предоставил из своего архива Сергей Бугаев-Африка. Но сначала – до концерта и выставки – все желающие поедут в Комарово, на кладбище, где похоронен Сергей Курехин.
На выставке будут представлены музыкальные инструменты, например, первый синтезатор с надписью "Капитан", на котором играл Курехин, афиши, билеты, коллекция театральных масок. По словам вдовы музыканта Анастасии Курехиной, эта выставка будет заявкой на настоящий музей, связанный не только с Сергеем, но и с его временем и с современным искусством. По ее словам, сейчас Курехин может быть возвращен в поле зрения людей и заново переосмыслен. Несколько иной точки зрения придерживается искусствовед Александр Боровский – по его словам, феномен Сергея Курехина – человека-оркестра, человека-вулкана, брызжущего идеями и мгновенно их воплощающего – принадлежит только своему времени, времени перелома, смены исторических эпох:
– Сережа, конечно, был исключительно ярким человеком, талантливым, но он выходил за рамки своей профессии, и тогда это выглядело органично. А сейчас такой тип человека-фейерверка не только не востребован, но и вызывает опасения. Тогда его везде приглашали, на радио, на телевидение, у меня в Русском музее он делал несколько выставок, мы вместе какие-то перформансы придумывали. Это был человек без всякой опаски, без острастки. Время порождало таких людей, и вместе с этим временем он ушел.
По мнению Александра Боровского, Курехин подвинул современное искусство на новые рубежи, к тому же он писал вполне серьезную, интересную музыку:
– Он остался в кино, он остался как человек, сумевший организовать вокруг себя совершенно разных людей, и правых, и левых, он использовал как неких фриков людей, которые теперь стали советниками где-то на самом верху. Он был очень глубоким человеком. Это дягилевский тип, но, к сожалению, ему было отведено более короткое время. Он ведь еще и художником стал: мы с ним задумали такой перформанс – он напишет картину, мы покажем ее как работу неизвестного художника и только года через два откроем, кто настоящий автор. То есть он мог делать что угодно, был совершенно свободным человеком в этом смысле. А что касается его дружбы с Лимоновым и Дугиным – он просто хотел включить их в свое многоголосье. Им казалось, что они его используют, а на самом деле было наоборот, так мне это видится. Он шел по грани, но не перешел ее, он хотел включить в свой проект еще и этих персонажей, хотя из этого мало что получилось. У него ведь там были овцы, куры, великие музыканты, случайные прохожие, вот и таких квази-философов он тоже хотел взять к себе.
Я не знаю, как относиться к тому, чем он кончил, к этой игре в фашизм. Большой вопрос, насколько художник может заиграться в политику и называть это искусством
Александр Боровский избегает слова "фашисты", по его ощущениям, взгляд на них в то время был вполне юмористический. А вот искусствовед Любовь Гуревич, признавая огромный талант Сергея Курехина, вовсе не склонна смотреть на все это с юмором и предпочитает даже неприятные вещи называть своими именами:
– Я не знаю, как относиться к тому, чем он кончил, к этой игре в фашизм. Ведь это большой вопрос, насколько можно заиграться в искусстве, насколько вообще художник может играть в политику и называть это искусством.
Несмотря на эти тяжелые вопросы, похоже, что те, кто лично знал Сергея Курехина, не мог устоять перед его энергией и обаянием. Рок-музыкант, писатель Владимир Рекшан познакомился с Курехиным в конце 70-х, ходил на его вечера, сталкивался с ним в культовых местах того времени, вроде знаменитого кафе "Сайгон" на углу Невского и Литейного. По его словам, сразу было видно, что перед тобой необычная личность:
– Еще до "Поп-механики" он обладал совершенно фантастическим пианизмом. Тогда не принято было так играть – сначала просто на клавишах, потом забираться внутрь рояля, что-то там подкручивать, чтобы было весело и увлекательно. Но главное, Курехин отличался интересом к таким вещам, которые для меня были полным туманом, к французской философии, например. Я даже помню, как мы с ним ездили на книжные развалы на окраинах Петербурга. Он был очень необычным человеком, и когда случился перестроечный взрыв, это в полной мере проявилось. У нас есть культурный центр его имени, и это справедливо, проходит фестиваль SKIF его имени, и это справедливо вдвойне.
В рамках музейного проекта "Реалии русского рока" коллекционер Сергей Чубраев собрал огромную коллекцию предметов – афиш, пластинок, музыкальных инструментов, имеющих отношение к творческой биографии Курехина. Чубраев начал коллекционировать эти вещи, когда обнаружил, что компания его московских друзей, которые были младше его лет на 10, ничего не знают о Сергее Курехине. Когда он рассказал о нем, они попросили привезти им его видеозаписи, но, вернувшись в Петербург, Сергей Чубраев обнаружил, что материалов о Курехине чрезвычайно мало. Тогда он решил сделать некую видеоподборку, но вскоре вышел первый документальный фильм "Курехин" Владимира Непевного, так что необходимость в этом отпала. А рабочие материалы остались, так же как и связи – родственники, друзья и знакомые Сергея Курехина:
– Процесс уже был запущен, и ко мне стали стекаться потоки информации, а других коллекционеров, с которыми я бы мог объединить усилия, не нашлось. Я хотел объединиться с "Центром Курехина", чтобы потом на основе наших архивов сделать единую медиатеку и музей. Моей минимальной целью было рассказать о Курехине друзьям и молодежи, а максимальной – популяризировать идеи Курехина, чтобы его творчество не забывали.
На вопрос, какие предметы из своей коллекции Сергей Чубраев взял бы на необитаемый остров, он ответил, что это были бы сценарии к фильмам, написанные Курехиным, и его либретто к собственным операм, а также проигрыватель, некогда принадлежавший Курехину, чтобы слушать на нем пластинки. И конечно, на необитаемый остров отправилась бы коробка с пластинками и дисками самого Курехина. 28 июня Сергей Чубраев открывает в музее современного искусства "Эрарта" выставку "Ощущение другого", где можно будет познакомиться с работами 50 московских и петербургских художников, по просьбе коллекционера написавших и посвятивших Курехину свои картины.