Ссылки для упрощенного доступа

Сбитый под Луганском украинский самолет
Сбитый под Луганском украинский самолет

Дефенестрация в СК. Трудности Геббельса. Очистить МГУ от Дугина. Идиот и самолет. Военные дневники

Лайвблог о дискуссиях в сети

19:23 16.6.2014
Зависимая газета и невозможные выборы

Конец эпохи свободной журналистики в России зафиксирован в заявлении о создании независимого союза журналистов: События последних месяцев стремительно подвели Россию к черте, за которой свободный обмен мнениями и информацией станет возможным только на кухнях.
Без объяснения причин заблокированы независимые интернет-ресурсы Грани.ру, ЕЖ.ру, Каспаров.ру. Лишен каналов распространения «Дождь».
Взяты под государственный контроль основные операторы Рунета: произошла смена руководства социальной сети «ВКонтакте», идет наступление на «Яндекс». Ущемление свободы слова в Интернете происходит практически ежедневно, путем как законодательных ограничений, так и необоснованных судебных преследований пользователей.
Кремлю потребовался невиданный в истории поток лжи и низкопробной пропаганды, дабы оправдать российское вмешательство в дела Украины и аннексию части ее территории. В результате большинство сотрудников государственных и аффилированных с государством СМИ фактически перестали быть журналистами.
Назрела необходимость комплексных мер по защите и сохранению профессии журналиста, для чего нужно провести демаркацию, отделить поле журналистики от поля пропаганды и пиара, создать автономное пространство независимой журналистики, способное сопротивляться политическому и экономическому давлению и цензуре.

Некролог российским газетам сегодня написал и Гасан Гусейнов: Газета в России – это, конечно, как у взрослых – рассказ о последних горячих событиях только что минувшего дня, которые важны для дня текущего, начинающегося. Но российские газеты – особ статья, здесь какая-то странная смесь пропаганды с недоговоренностями. О самом главном в стране и мире – все равно ни гу-гу, а случившееся предстает в привычной советской смеси.
Газета, говорят нам, не пользуется спросом.
Чтобы понять, что же все-таки случилось, я снова вспоминаю простые советские бытовые ассоциации с газетой. Не краткосрочные – перестроечного времени, первых лет «Независимой газеты», «Коммерсанта», «Сегодня», когда вдруг не слишком приятная действительность заговорила с газетных полос своим довольно похабным иногда языком. Нет, я вспомнил о более давней и более прочной традиции применения газеты. О газете как народной скатерти-самобранке под скудной закуской. О газете, которую нарезали на подтирку. С пушкинских времен эта традиция тянется, со строчки «и на подтирку изорвала, конечно, «Невский альманах».
Но что же такое все-таки настоящая газета, и почему она так нужна человечеству, несмотря ни на какие интернеты?
Это такая штука из бумаги, которую делают профессионалы, чтобы дать каждому грамотному человеку всю картину мира, подготовившую его сегодняшний день. <…> В эти дни о газете, об идеальной даже газете вспоминала вся Европа, потому что 12 июня умер едва ли не самый влиятельный немецкий журналист – редактор газеты «Франкфуртер альгемайне» Франк Ширрмахер (1959-2014). Все газеты Германии, Швейцарии, Франции – даже плохонькие – откликнулись на это событие, потому что Ширрмахера считают одним из спасителей профессии газетчика в эпоху интернета, человеком, который придал своей газете еще одно довольно неожиданное измерение: она стала политическим и гражданским университетом для тех, кто никогда до университета и не доберется. Не коллективным агитатором, не коллективным пропагандистом, а – антиагитатором и антипропагандистом. Вместо того, чтобы приводить людей, своих читателей в раж и ажитацию, Ширрмахер влезал в существо любого политического и культурного дела. <…> Конечно, рассказывать приходится, в основном, о всяких гадостях, трудностях и напастях. Газеты хороших новостей, может, и бывают, но читателю газета особенно нужна в эпоху кризиса. А вот виновникам кризиса лучше, когда газет нет совсем, или когда есть только газеты «для подтирки».

Есть еще одна версия, почему газеты в России – главным образом «для подтирки». Они таковы не потому, что содержание в них недостойное, а потому что их никто не умеет читать. Эту версию высказывает Инна Булкина: Меня всегда безумно раздражало, когда про стихи говорили "стих". Это как-то по-детски и стыдно, приблизительно как "лОжить" и "коЛидор". Вот теперь "Сноб" разместил новые стихи Жадана с заголовком "Стих Сергея Жадана в переводе Алексея Цветкова". Ну в общем-то мы все знаем про "Сноб", и этот его детский faux pas ни мало к нашему знанию не добавляет.
Но интересно другое. Стихи про беженцев пошли гулять по фисбукам, и пришли комментаторы, не тролли и не фейки, а настоящие вполне. Так одна женщина из Луганска предположила, что Жадан "сам такой" беженец, "спасает свою шкуру" "попивает сок где-нибудь в Канаде", тогда как "киевские убийцы расстреливают" мирных жителей Луганска, и сама она живет под бомбежками, но (и тут она спонтанно или нет цитирует известные стихи другого поэта) "до конца останется со своим народом".
Тут ведь замечательно не столько то, что люди не понимают стихи, а то, что вообще вся эта ситуация - ровно о том, как люди не понимают некие тексты. Собственно, проблема всей этой "информационной войны" и несчастных обманутых жителей Луганска - она в том, что люди катастрофически разучились понимать слова, т.е. различать смыслы того, что им говорят и того, что хотят сказать. А это ведь вполне доступная техника.
Я думаю, что когда все закончится, а все обязательно закончится победой добра над злом, тогда мы обязательно сделаем так, как в благословенной Финляндии, и у нас в школах будет обязательный курс "чтения" - не в смысле чтения слов, а в смысле медленного чтения и понимания текстов. Там, в этих финских и скандинавских курсах, насколько я помню, как раз не стихи учат читать, а именно медиа: газеты и прочие информационные потоки и риторическую ерунду.

Политической работе тоже, видимо, придется учиться заново – «когда все закончится», то есть когда они снова станут проводиться. Сегодня Навальный обратился к КПРФ и Яблоку с просьбой включить Константина Янкаускаса и Николая Ляскина в партийный список: Дорогие Геннадий Зюганов, Сергей Митрохин и их сторонники!
ваши партии, КПРФ и "ЯБЛОКО" ведут подготовку в выборам в Московскую городскую думу.
Обе партии заявили о желании выдвигать не узкопартийный список, а коалиционный. Обе ваши партии имеют возможность регистрировать кандидатов в депутаты без сбора подписей, являющегося, фактически, запретительной процедурой. У других оппозиционных партий (например "Партии Прогресса") такой возможности нет (что несправедливо, но обсуждать это сейчас бессмысленно).
Я бы не стал просить вас об этом, если бы не очевидно незаконные действия власти, препятствующие выдвижению некоторых кандидатов с помощью фабрикации уголовных дел.
В настоящее время, один из сильнейших кандидатов - Константин Янкаускас - будет лишен возможности даже собирать подписи, потому что поместив его под домашний арест, власть не даёт ему отнести заявление на регистрацию, которое необходимо подавать лично.
В этих условиях было бы политически правильно и честно по отношению к москвичам, включить Янкаускаса в предвыборный список КПРФ или ЯБЛОКА, что дало бы ему возможность вести кампанию и победить, даже находясь под арестом.
Округ Янкаукаса (Зюзино, округ 31) не является для вас ни важным, ни первоочередным. Никто, кроме него победить единоросса там не сможет.
Кроме того, будет правильно рассмотреть вопрос о включении в ваши списки ещё одного незаконно обвиняемого - Николая Ляскина, находящегося (пока) под подпиской о невыезде и нескольких других сильных независимых кандидатов.
Никто из них не претендует на "лучшие округа", все они ведут сложную кропотливую работу в тех районах, где победа достанется только высокой ценой.
Я уверен, что такие действия ваших партий будут восприняты и москвичами и активом других оппозиционных партий как верные, что положительно скажется на общем ходе кампании, явке и шансах других кандидатов.
С уважением,
Руководитель "Партии Прогресса"
Алексей Навальный

О реакции лидера Яблока пишет yopolis: Сергей Митрохин заявил, что Янкаускас сам к партии не обращался и, поэтому они не будут рассматривать просьбу «от третьих лиц».
«Мы давали возможность обращаться к нам больше месяца и предлагать кандидатуры. Мы рассматриваем только тех кандидатов, которые сами себя предложили. А сейчас наши списки практически сформированы. Всё, поезд ушел», - отметил Митрохин.
Однако еще во время суда 11 июня, после которого Янкаускаса заключили под домашний арест, он обратился в своем твиттере к партиям КПРФ и Яблоко с просьбой выдвинуть себя на выборы в Мосгордуму. А 15 июня его жена, Ольга Горелик, написала подробное обращение к этим партиям в блоге Янкаускаса.

Тем временем Кашин на «Свободной прессе» объяснил владельцу «Дождя» Александру Винокурову, которому «Яблоко» тоже отказало в статусе кандидата, почему выдвигаться надо было вовсе не от «Яблока»: Один мой знакомый владелец независимого телеканала решил стать депутатом Московской городской думы. И что он для этого сделал: договорился с партией «Яблоко», что она его выдвинет, а потом пришел на соответствующее собрание, и оказалось, что никто с ним не договаривался, то есть обманули человека — что-то пообещали, а сами выдвинули по всем округам совершенно не избираемых своих безымянных аппаратчиков. Мой знакомый, конечно, возмущен и недоволен, а я его спрашиваю — ну ладно, а зачем тебе это нужно-то вообще? И он мне так торжественно отвечает: «Вообще-то я живу в этом городе».
Мы знакомы довольно давно, и мне кажется, я неплохо его понимаю. Он живет в этом городе, он не хочет занимать радикальную неконструктивную позицию, он хочет стать депутатом, чтобы сделать в этом городе хоть что-то — как знаменитый Капков, о котором, конечно, разное можно говорить, но лавочки-то он в городе поставил.
Это понятная позиция. Я с ней совсем не согласен, но не готов кому-то отказывать в праве на такую позицию. Хочешь быть как Капков — будь как Капков. Тонкость в том, что если бы Капков шел к своей цели через партию «Яблоко», то он бы никуда не пришел, и никаких лавочек не было бы в принципе. Партия «Яблоко» существует для чего угодно — чтобы проводить собрания, делать заявления, консультироваться с Кремлем, исключать Навального, заседать в особняке на Пятницкой, но совсем не для того, чтобы кандидаты от партии «Яблоко» становились депутатами даже Мосгордумы.
Людям, которые хотят быть как Капков, надо не в «Яблоко». Надо идти к Собянину, к Анастасии Раковой, к Володину, не знаю, к кому еще и говорить — так, мол, и так, я хозяин независимого телеканала, но не хочу занимать неконструктивную позицию, живу в этом городе, хочу изменить жизнь к лучшему. Они угостят тебя чаем с баранками и выберут для тебя округ, в котором ты в напряженной борьбе с анонимным яблочником, пожилым коммунистом и похожим на рыбу-каплю справедливороссом одержишь убедительную победу и станешь депутатом. Еще раз замечу, что мне такая модель поведения не нравится, но я при этом понимаю, что к успешному результату сегодня ведет только она.

Ольга Романова решила обратиться за помощью не к партиям, а к собственным избирателям: Сдали документы в окружную избирательную комиссию. Теперь я самовыдвинутый кандидат в депутаты Мосгордумы. Оказалась первым кандидатом, сдавшим документы с округе № 44. Таганка, Якиманка, Тверская, Замоскворечье. Мне нужно собрать минимум 5 тысяч подписей жителей округа. Помогите, пожалуйста.

В комментариях справедливо отмечают, что даже если пять тысяч подписей будут собраны, еще не факт, что все их признают подлинными.

Но горячее всего обсуждается, конечно, вот этот пост в инстаграмме Рамзана Кадырова: Так называемый министр иностранных дел Украины Андрей Дешица 14 июня вместе с толпой погромщиков российского посольства допустил грубую и оскорбительную выходку в адрес Президента России Владимира Путина. Однако, он не был за это отправлен в отставку. Инцидент свидетельствует о том, что в Киеве к власти пришли люди, не имеющие понятия о политике, дипломатии, этике, признанных мировым сообществом принципах взаимного уважения между политиками разных стран. Украинские чиновники не знают, что такое государственное строительство, демократия, сотрудничество. Подобные нецензурные высказывания не позволяют себе даже должностные лица воюющих стран. Я твердо убежден в том, что власти этой страны каждое утро должны начинать с публичных извинений за свой хамский поступок. Дешица оскорбил весь российский народ, всю Великую Россию. За это придется ответить. Если он думает, что отделается детским лепетом, что подпевал толпе и больше не будет, то глубоко заблуждается. Владимир Путин наш национальный лидер, Президент, Верховный Главнокомандующий. И можете быть уверены, что есть кому спросить не только за то, что публично сказано в его адрес, но и за то, что Дешица, стоя на коленях не попросил прошения. Если же Дешица не догадался встать на колени, то ему доходчиво подскажут!Дешица должен немедленно подать в отставку! Другого выхода у него нет.

Распространяли этот пост Кадырова, конечно же, LifeNews.

Пока LifeNews совместно с российским МИДом и Рамзаном Кадыровым лечат душевные раны Путина, российские либералы мечтают о введении на Украину российских войск, как ни парадоксально это звучит. Денис Драгунский: САМЫЙ ВЕРНЫЙ ШАГ РОССИИ БЫЛ БЫ – предоставить Киеву военную помощь. Помочь законному правительству обезвредить вооруженных сепаратистов.
Тем самым Россия достигнет двух целей. Во-первых, восстановит отношения с соседним дружественным государством.
Во-вторых, ликвидирует опаснейшую угрозу для себя самой. Ведь Украина в самом крайнем случае может отсечь Донбасс и Луганск. России же этакий кошмар на своей территории нужен, как кошке триппер, извините. И понимание этого растет. Думаю, решение будет принято в очень обозримые сроки.

Ага. Сегодня Сергей Шойгу как раз отчитался перед депутатами Госдумы о боеготовности российской армии.
17:31 16.6.2014
Генеральская дефенестрация. Опера-митинг. Трудности Геббельса

Бывший замглавы антикоррупционного управления МВД Борис Колесников сегодня выбросился из окна Следственного комитета и погиб. В чем обвиняли генерал-майора МВД, можно узнать, например, тут. Твиттер потрясен:

Екатерина Шульман: Ох ты батюшки. Это все эпизоды дела Сугробова - смертельной схватки ментов с чекистами. Вообще мы тут думаем, что мы с вами главные жертвы режима, потому что у нас профессиональное разочарование и геополитическая тоска. А самые-то игры престолов, они у бульдогов под ковром - ковер уже от крови отяжелел, по полу течет. Исполать им, конечно, но как-то смущает такая грубость нравов. Если они друг с другом так, то как же они с гражданскими подследственными.
Меня на самом деле вот что занимает: чем таким можно напугать милицейского чина, чтоб он решил покончить с собой? Все громкие коррупционные дела заканчиваются ничем - условным сроком и засчитанными днями в СИЗО. Даже если он сядет, он сядет в особую зону и ненадолго. И это мент, а не литератор - ему зона дом родной, общество и нравы все те же, что в его повседневной жизни, а еду будут с воли передавать. Так что, опасаюсь, выкинули его.

Эффективная агитация:

Ну и о том, что Россия – страна литературцентричная:

Вторую сегодняшнюю самую популярную новость, о выходе Михаэля Шумахера из комы, комментируют в основном так:

Еще несколько размышлений о том, что произошло, пока Шумахер спал. Александр Морозов пытается понять, куда делся Кургинян и что стало с прокремлевскими молодежными организациями: Интересно, что кургинян и "суть времени" совершенно пропали на фоне дугинцев и рогозинцев в период донбасса. вообще произошло какое-то "перераспределение личных инвестиций в поддержку путина" с того края. Скажем, Дугин, Ольшанский, Холмогоров, Прилепин (с кругом русско-украинских литераторов на "Свободной прессе") с большой страстью, "самоотверженно" взялись поддерживать и аннексию Крыма и "русскую весну". И вот на этом фоне заметно "отсутствие". Например, "пропали" совсем все "кремлевские молодежки" и их лидеры - ни одной акции. Вместо них какие-то новые организации ("Триколор.ру", "Национально-освободительное движение России"). Кургинян пропал. Зато внезапно Сергей Миронов заступил на его место по части "крика о фашистах с пеной у рта". Любопытно, что Лимонов - де-факто - остался в стороне (если сравнивать с Дугиным и его "евразийцами"). Вообще этот вопрос еще не проанализирован: как перераспределились публичные роли пропутинских организаций в условиях "украинского кризиса".

Упомянутый Захар Прилепин в интервью порталу «Зеркало Крыма» так рисует будущее России: Россия должна, оставаясь открытой и вписанной во многие мировые процессы, иметь 100-процентную возможность перекрыть в любую минуту границы, закрыть таможни, чтобы без проблем кормить, одевать, обогревать и развлекать себя в течение ста лет, как минимум. Это ощущение самодостаточности даст нам необычайную и единственно возможную внутреннюю свободу. Потому что свободны только независимые.

Развлекать, кстати, в закрытом режиме вполне получается. Особенно в Петербурге, где ждут премьеры оперы-митинга «Крым» - о затее рассуждает в «Газете.ру» Ян Левченко: Одаренный петербургский оперный режиссер Юрий Александров, предводитель театра «Санктъ-Петербургъ Опера» дал интервью, в котором заявил о своих планах поставить модернизированную версию оперы «Севастопольцы», которую советский композитор Мариан Коваль написал в 1946 году в память об освобождении Крыма от немецко-фашистских захватчиков.
Отзывы о театре в основном благосклонные. «Петербургский театральный журнал» цитирует похвалы многочисленных критиков. Правда, иногда какой-нибудь ренегат родом из тех же 1990-х и назовет случайно виденный спектакль «чудовищным», но что нам стоны ренегатов? Словом, театр на подъеме и в творческом поиске, расширяет репертуар. Александров хочет вернуться к смелому жанру агитпропа, сделать оперу-митинг под названием «Крым», где жители полуострова будут просить у России не оставлять их, а бандеровская сволочь — этому мешать.
Актуальное искусство должно быть понятно массам, а не оскорблять их в лице Pussy Riot, арт-группы «Война» и прочих «кощунников», место которым в тюрьме или за границей, что для творческого человека почти одно и то же.
Кстати, насчет пользы от оперы «Крым». Это, кроме прочего, ребрендинг отечественного производителя. Автор оригинала, Мариан Коваль, был очень хорошим композитором, хотя сейчас он незаслуженно забыт. Почему забыт? Все просто. В начале 1930-х Коваль спасал отечественную музыку от вредоносного конструктивизма Александра Мосолова, в результате чего этот последний был осужден на восемь лет, но выжил, шельма, и дальше как миленький писал сдержанно-консервативные произведения.
Позже, в 1948 году, бдительный Коваль решил пройтись по Дмитрию Шостаковичу, который к тому моменту уже всех достал. В качестве главного редактора журнала «Советская музыка» Коваль в трех номерах кряду жаловался, как трудно слушать Шостаковича, как «тянут его назад» чуждые русскому уху наложения, какая же все это «заумь» и в то же время – «сумеречная, субъективная музыка, которая не может захватить непосредственным чувством». <…> Так что нынешнее стремление режиссера Александрова вспомнить славных деятелей нашего искусства нельзя не признать в высшей степени уместным.

Вот еще, из рубрики Новости культуры. Екатерина Барабаш: "Культура": на войне как на войне. Сегодня "культурный" канал - с чего бы вдруг?! - показывает документальный фильм "Палачи Хатыни". Чтоб мы, суки, знали, что нынешний Майдан - прямой наследник 118-ого полицейского батальона, сжегшего Хатынь. А так - никакой политики. Только культура.

Правда, эффективно и самостоятельно развлекаться закрытой на сто лет России могут помешать депутаты Госдумы. «Известия» сообщают: Фильмы, сериалы, книги, песни и другие произведения о преступниках, в которых формируется их положительный образ, представляют опасность для нравственного состояния общества, считают в «Справедливой России». И предлагают запретить «пропаганду насилия и преступлений» в публичной сфере. Поправки в закон об информации подготовил зампред комитета Госдумы по энергетике Олег Михеев.

Содержательно о проекте закрытой России рассуждает Мариам Новикова: В прошлом у СССР было хреновое настоящее, но волшебное будущее. Будущее советских граждан, предлагаемое тогдашней пропагандой (в 20-ые годы или даже позже, во времена Хрущева, когда обещали построить коммунизм к 1980-ому), было куда лучше, чем будущее американцев (хотя настоящее было лучше у вторых).
И в моем детстве нам тоже предлагали будущее. В перестройку, например - прекрасное будущее вдруг возникло, в котором маячило братство со всем миром, вхождение в число нормальных стран (СССР все же был явно с диагнозом - а тут наконец замаячила выписка из больницы, полная реабилитация и снятие с учета).
А теперь внезапно вообще на будущее забили и начали предлагать прошлое. Сталинград, Великую победу и т.п. То есть у нас теперь будущего совершенно официально нет. Отпилили этот кусок на временной линейке, а остаток закольцевали.
Это очень интересный ход. Я бы подумала, что он связан со старением верхушки власти и лично товарища Брежнева, типа "у нас нет будущего и у вас не будет", но в СССР будущее прекрасно существовало при геронтократии. Так что дело скорее всего в том, что нестрашное будущее сейчас достоверно не исполнить, а пугать народ - куда уж дальше? И так невротики все и глаз дергается.

И еще о войне. Яков Кротов анализирует эволюцию легенды о матери Путина, едва не погибшей в блокаду: Отрывок из только что вышедших воспоминаний Клинтон. В т.ч. она описывает разговор с Путиным:
"Оказавшись с Путиным за одним столом на саммите АТЭС во Владивостоке в сентябре 2012 года (к этому моменту между Россией и США резко обострились разногласия из-за Сирии), госпожа Клинтон заговорила о том, как она побывала у мемориала жертвам ленинградской блокады. И неожиданно Путин заговорил о своих родителях, о том, как отец вернулся с фронта и перед квартирой увидел, что грузят тела умерших от голода в грузовик.
По обуви Путин-старший узнал в одной из умерших свою жену и потребовал выдать ему тело. Взял ее на руки и обнаружил, что она еще жива, отнес в квартиру и вернул к жизни. Восемь лет спустя, в 1952 году, у них родился сын Владимир. Американцев совершенно потрясла эта история, которую никто из них до этого не слышал."
По умолчанию я предполагаю, что это чистое беспримесное вранье - как воспоминания путинского министра Мединского про распиливание его деда бандеровцами. Как и про крестик, чудом не сгоревший с дачей. Как и про то, что то ли венчан на жене, то ли вовсе не венчан... Ну, не вранье, а "контрпропаганда", которой В.В. Путина учили и научили. Так что на месте американцев я бы о других вещах потрясался. Впрочем, нет оснований видеть в "потрясении" Клинтон что-то, помимо риторического оборота. Выживший в коридорах Белого дома человек уж наверное знает цену вранью примитивного провинциального деспота.
Этот текст Путин выдавал в 2005 году. Сопоставление показывает серьезный разнобой, подтверждающий версию о вранье. В варианте 2005 года все менее трагично - мать была еще живой, отец узнает ее не по обуви. Путин модифицировал ложь, видимо, для большей убедительности, потому что нигде в воспоминаниях о блокаде не говорится, чтобы забирали умирающих. Забирали только умерших.
Надо помнить и то, что отец Путина не был солдатом. Он воевал в "истребительном батальоне НКВД". Это довольно специфическое формирование, "обеспечивавшее порядок в тылу армии". Правда, и тут разночтение - в других текстах говорится, что отец воевал в составе 86-й стрелковой дивизии. Может, батальоны НКВД были расписаны по дивизиям? В книге "От первого лица" (текст писала Наталия Геворкян и другие), 2000 год, этот эпизод звучит еще мягче: "Однажды мама от голода потеряла сознание, думали - она умерла, и ее даже положили вместе с покойниками. Хорошо, что мама вовремя очнулась и застонала. Чудом, в общем, осталась жива". В этом рассказе отец вообще отсутствует, мать очнулась сама, ее - так понимается текст - вытащили именно те, кого в 2012 год Путин обвинил в стремлении похоронить живого человека.

И вот еще историческая картинка. Дмитрий Ольшанский, много писавший о ветре истории, задувшим из Крыма и Донбасса, с главным редактором «Ленты» Гореславским. Интересно будет проследить дальнейшую трансформацию.
15:47 16.6.2014
Всеобщее разочарование. Дугин, Бородай и соцфак МГУ

В сети уже который день царит всеобщее разочарование. Особенно российскую либеральную интеллигенцию разочаровала акция у российского посольства в Киеве. Перевернутые машины лежали красиво, но «Майдан боролся не за это»:

Аркадий Бабченко: Я гляжу, в Киеве российское посольство фигачат. Молодцы. А что потом? Депортировать всех с российским паспортом? Фильрационные лагеря? В двадцать четыре часа покинуть территорию? Что дальше?
Я понимаю - эмоции, злоба, ненависть. Убить дракона. Но потом-то что? Чем вы сейчас отличаетесь от тех, кого ненавидите?
Вы точно тот объект для агрессии нашли?
Вы точно такую страну хотели построить?
Когда стояли там, на Майдане?

Михаил Бутов: А вот интересно, киевские жители, веселящиеся у российского посольства, всерьез верят, что в случае серьезного нападения на посольство у России не хватит горючки для танков доехать до Киева и что за них потом кто-то вступится?

Евгения Коротич: Я сперва привычно возмутилась "ну зачем делать Киселеву такую прекрасную картинку", а потом подумала, что если бы сегодня у посольства народ удержался в цивилизованных рамках, Киселев достал бы кадры из Сирии и сказал бы, что это в Киеве. Я не думаю, что решение Путина может зависеть от какой-то там реальности. Танки так танки, валяйте. Мы готовы. Я без иронии, если что. У меня полный балкон не выбрасываемых с зимы стеклянных бутылок.

Вот и поговорили. Мария Баронова разочаровалась в украинском народе не в связи с происшествием у российского посольства в Киеве, а в связи с военной операцией на юго-востоке Украины: Из того, что мне за последние сутки понаписал свободный украинский народ, сделала такой вывод. Донецк напал на Киев в 4 утра без объявления войны. Киев собрал все силы и скоро победит фашистского врага. Такая тема.
Ну и чтобы 20 раз не вставать. Исследователи обычно говорят, что на личный опыт опираться нельзя и это неправильный прием с научной точки зрения. Но я расскажу свой опыт.
Ноябрь 2002 года, только что был Норд-Ост. Мы идем с другом по Новопушкинскому скверу. А там в былые времена всегда был митинг против чего-то. Стояли обычно все, кто потом спустя десять лет будет ходить в Болотный суд на ежедневной основе и распугивать всех, кого бы хотелось видеть в Болотном суде на ежедневной основе. Сами понимаете, мощная гвардия. И вот, в тот день тоже кто-то такой стоял. Но и чуть-чуть молодежи. И я такая вся красивая иду, на каблуках, в чем-то модном, короче офигеть. И тут я вижу, что написано на плакатах. А написано там что-то из серии: "Суд, который может оправдать насильника и убийцу полковника Буданова..." и что-то там про войну в Чечне еще, но Буданов главный. И все такое крайне антивоенное. И стоят там не только люди, помнящие еще Сахарова ребенком, но и мои ровесники. А на дворе 2002 год и Норд-Ост только что. ...
В общем, душа моя не выдержала и я показала всей антивоенной группе средний палец. Такой был мой протест. И все мимо проходившие люди мне поаплодировали и всячески меня поддержали. И друг мой был горд, что вот какая у него девушка. И особенно меня возмущало, что были там мои ровесники. "Как вообще могут", - думала я: "Эти предатели Родины в 41 году и немцев бы не давали убивать". Что-то, в общем, такое, думала я. Потому что люди вообще говно. Особенно, когда еще не доросли до более приличного уровня самосознания. И я не исключение.
Но потом многое произошло. В том числе в ментальном плане. А свободный украинский народ, который мы все так поддерживали, и чье стремление к европейским ценностям нам казалось очевидным, вдруг пребывает где-то в районе российского большинства. Кругом все враги и ни шагу назад.
Людям про выпускников Донецких школ, а они тебе про Путина. Людям про гуманитарные коридоры, а они тебе про то, что твой пост Кремль оплачивает.
Однажды, великий американский народ понарожал после Второй Мировой войны много детей. Дети подросли и не хотели слышать про духовные скрепы и коммунистическую угрозу. И стали дети выходить на марши против войны во Вьетнаме, например. А потом и в Европе тоже самое вдруг часть детей стала делать. Это если вкратце. Так получилось общество новой формации, в котором мы все сейчас хотим жить. Общество, где конечно главу государства все также выбирает малоприятное большинство, но при этом есть масса симпатичных меньшинств, делающих в итоге жизнь приятной.
Любой, кто зачем-то приводит примеры старых войн, последней из которых в Европе была WW2 не учитывают, что людей до WW2 и после WW2 вообще нельзя сравнивать. Проводить тут дополнительную лекцию на тему антибиотиков-противозачаточных-памперсов и того, как это поменяло мир, мне кажется странным. Предполагается, что в фейсбуке этого всего объяснять не надо.
Так вот, возвращаясь к европейским ценностям и кто скорее окажется в Евросоюзе. Москва по-ходу быстрее придет к этой приятной жизни. Хорошая новость для нас.

Но разочарованы не только россияне в украинцах и наоборот. Россияне разочарованы еще и в друг в друге. Свежий Кашин на «Слоне» объясняет, что заставило его отклониться от «общеинтеллигентской политической линии»: Не быть сволочью до Украины было просто. Русские, черт побери, действительно великий народ, и культура неучастия, культура, прости господи, пассивного сопротивления у русских тоже вполне великая. Все уже сказано до нас, все уже написано до нас – при желании можно стать настоящим деревянным солдатом пассивного сопротивления, ни на градус не отклоняющимся от генеральной линии, заложенной многими поколениями русской интеллигенции. Я, персонально я сломался на Крыме – да, я не могу, не вижу в себе моральных сил сказать, что Крым должен быть частью Украины. Не должен. Я легко соглашусь с тем, что путинский Кремль, отбирая у Украины Крым, поступил бессовестно и цинично, нарушив все гласные и негласные международные принципы, и об этом можно долго и интересно говорить, но любые понятные и очевидные аргументы перевесит вот это простое: да, он наш. Частью Украины он стал в результате двух (хрущевской и ельцинской) трагических случайностей, путинская аннексия эти случайности отменила. Если Путин поплатится за эту аннексию, более того, даже если через сколько-то лет Крым снова отделят от России, это все равно не отменит того, что Крым наш, русский. Запущенный, грязный, заселенный неприветливыми аборигенами, в жизни не нужный нормальному туристу – ну так и вся Россия, в общем, такая, это ведь не повод говорить, что она не наша, правда же?
Второй момент, в котором я, персонально я, один конкретный частный человек, не готов следовать явно сложившейся теперь генеральной общеинтеллигентской линии, – я не готов желать успеха организаторам «антитеррористической операции» Киева на юго-востоке Украины. Я не желал успеха в аналогичной ситуации даже российской армии в Чечне и не вижу оснований поддерживать действия чужой армии в мятежных регионах чужой страны. Война – зло. Война центрального правительства против нелояльных ему провинций – не просто зло, но преступление, потому что центральное правительство для того и существует, чтобы мирными средствами удерживать все провинции в своем составе, даже если обстановку в этих провинциях расшатало недружественное соседнее государство. Я не спорю, что дестабилизаторская инициатива в юго-восточных регионах исходила от пророссийских и часто просто российских кругов, но даже это не дает украинскому правительству права вести войну на своей территории. Я не готов желать бойцам Стрелкова удачного попадания в украинский вертолет из ПЗРК, но я не готов желать и вертолету удачного обстрела жилых домов Славянска, пусть даже где-то в этих домах прячется сам знаменитый Бабай. Нельзя, нельзя. Здесь даже снова стоит сослаться на нашу русскую интеллигентскую культуру: мы понимаем, как нужно относиться к своему, Российскому государству. Его, Российского государства, интересы, как правило, не совпадают с интересами частного человека. Приличный человек, идущий в услужение Российскому государству, заслуженно получает минус сто баллов в карму, мы знаем множество таких случаев. И вот даже если к Российскому государству мы относимся вот так – есть ли хотя бы одно основание относиться иначе к любому другому государству, тем более к Украинскому, несовершенство которого признают даже самые лояльные граждане Украины? Осуждая поведение российских спецслужб на Кавказе, как можно аплодировать украинской армии в Донбассе? Презирая Киселева, как можно повторять зады украинской пропаганды? Стыдно и то и другое. «Жить не по лжи» не значит жить по чужой лжи.

Сепаратисты тоже переживают разочарования. «Премьер» «Донецкой народной республики» Александр Бородай разочарован в евразийце Дугине – его заявление публикует сайт «Актуальные комментарии»: В некоторых СМИ стали появляться истеричные заявления господина Дугина и его последователей о том, что Россия «сдает» Новороссию. Очевидно, что этот человек не имеет ни прямого, ни косвенного отношения к Новороссии, к Донецкой Народной Республике и к их связям с Россией. <>
Хотелось бы предложить господину Дугину помочь Донецку и Луганску какими-то конкретными делами. На митингах орать – не мешки ворочать. Пока никакой ощутимой помощи от т.н. евразийцев наша Республика не получала. Ни гуманитарной помощью и лекарствами, ни нужными кадрами, ни дельными советами.
В России тысячи порядочных и неравнодушных людей, которые в отличие от политолога Дугина, не пишут гневные агитки в Интернете, а без всякой идеологии и пиара собирают по всей стране гуманитарную помощь и рискуя жизнью доставляют ее до стариков и детей в осажденный бандеровскими бандами Славянск. Спасибо им!

Дугин, в свою очередь, считает заявление Бородая провокацией: Мы знаем, что одна из задач Киева, а также шестой колонны в Кремле (всех этих недочищенных либералов, атлантистов, ставленников олигархии, семьи и продажных технологов) поссорить патриотов между собой. Так всегда действовала шестая колонна в Кремле для того, чтобы слить патриотическое движение (например, Родину, но не только). Я знаю Александра Бородая с начала 90-х, мы вместе отстаивали страну в газете "Завтра" Александра Проханова нашего общего близкого друга. Александр Бородай - это патриот принципов, и чем бы он ни занимался, он руководствуется любовью к Отечеству. Он взял на себя тяжелейшее бремя возглавить Правительство Донецкой Народной Республики в самый трудный момент. Все это заставляет меня предположить, что это заявление сделано не им (кстати, это не его стиль - не стиль сына русского философа и профессионального журналиста), размещено и раскручено (судя тем, кто по первыми дал на него ссылки) без его ведома. <…> Он не может не знать объем реального вклада евразийцев в дело ДНР и ЛНР. Поэтому его кто-то явно решил подставить. Также целенаправленно украинские СМИ сообщают то о болезни Дмитрия Киселева, то о том, что Константин Эрнст застрелился, то о кровавых разборках между собой лидеров Новороссии и руководителей силового блока. Я подозреваю, что за этой подделкой стоят те же, кто развязал против меня травлю в "патриотических" пабликах и собирает петиции за увольнение (а инициатором лживой петиции был неонацистский философ, проживающий в Киеве, Сергей Дацюк, один из вдохновителей "Правого Сектора").

Петиция за увольнение Дугина с социологического факультета МГУ российское научное сообщество тоже разочаровала.

Вячеслав Данилов: Вот ведь, кретины, проснулись. Где все они были, когда Добреньков прессовал студентов ОД-Групп? А ведь именно в результате подавления студенческого бунта на соцфак пришли Дугин сотоварищи. И никто тогда, кроме очень узкого круга, в который входил и я, не протестовал и не предлагал объявить МГУ бойкот. Но в те годы выражать протест было еще не модным.

Евгения Вежлян: Не надо подписи против Дугина собирать. Надо -- повторяю - открытое письмо российских философов с разъяснением того, почему философская позиция Дугина профессионально неприемлема. А то что ж - может, мы ему еще цикуты предложим выпить? Не много ли чести, а?

Яна Бражникова: Никогда т.н. "российские философы" не смогут доказать чью-либо профнепригодность. Тем более профнепригодность АГД. Потому что в процессе верификации (или фальсификации) они сами превратятся в нечто, требующее экспертизы - и так до конца.
До самого Конца)

Алексей Касьян: Лично я однозначно считаю, что МГУ должен быть очищен от Дугина (кроме того, разумеется, и от дугинского патрона Добренькова). Под «очищен» понимается непродление годового контракта с Дугиным.
Я готов назвать две причины, по которым Дугину не место в МГУ:
1) Во-первых, научный уровень этого мракобесного безумца не соответствует уровню головного вуза страны.
Просто пара цитат, а так их можно надергать сотни:
«Химия и физика являются бесовскими науками, а всем православным россиянам надо сплотиться вокруг президента РФ в последней битве добра и зла, следуя примеру Ирана и КНДР» (из публичной лекции Дугина 2012 г.).
«Развитие космонавтики есть вещь богомерзкая и постыдная. Это классическая глобалистская утопия, предвосхищающая приход антихриста. Космос это иллюзия. Надо быть верным Христу и русской земле» (Дугин 2010 г.).
2) Человек призывает к противозаконным и аморальным поступкам, апеллируя в качестве подтверждения к своему научно-преподавательскому статусу. Это совершенно непозволительное нарушение научной этики. Спекулируешь и торгуешь своим званием -- положи «партбилет» на стол. Вдобавок ко всему Дугин демонстрирует свою низкую квалификацию как социолога.
Собственно, речь о свежем интервью Дугина, касающемся украинского конфликта. Дугин (на 18-й минуте ролика) заявил, имея в виду украинцев или часть украинцев, следующее: «Убивать, убивать, убивать. Больше разговоров никаких не должно быть. Как профессор я так считаю».
Прямые призывы к массовым убийствам украинцев (безобъектная редуплицированная фраза «убивать, убивать, убивать» предполагает максимально широкий объект, ну, или по-крайней мере украинцев -- сторонников киевской власти) со ссылкой на свой статус профессора социологии («Как профессор я так считаю») переводит его публичное высказывание из ранга какого-то перформанса (как нас пытаются убедить некоторые сочувствующие этому общественному деятелю) в ранг научного утверждения.
Социолог, призывающий к массовым убийствам в качестве решения внешнеполитического конфликта, конечно же, должен быть уволен за профнепригодностью. Пусть призывает у себя на кухне как частное лицо.
Сочувствующие т.н. «русской весне» (певцом которой является Дугин), конечно, говорят, что Дугина травят за его политические взгляды. Мол, за профессора МГИМО Андрея Зубова заступались (когда того выгоняли за призывы к миру с Украиной), а теперь якобы те же люди требуют увольнения идеологически неугодного Дугина.
Нет, МГУ, да и любой другой вуз, должен избавиться от Дугина не из-за его публичной политической позиции. А по причинам, изложенным выше.

Константин Бандуровский: И что так все всполошились по поводу профессора Дугина? Вплоть до того, что МГУ бойкот объявлять. Боюсь, большинство профессоров разных вузов в принципе согласится со многими его положениями, может быть не в столь резкой форме, но по существу. А какие прекрасные профессора есть в других вузах? Я вот всякий раз поражаюсь, узнавая, с какими людьми хожу по одним коридорам. На днях, например, узнал, что сам профессор Шамхалов Феликс Имирасланович, крупный специалист в области государственного регулирования экономической и социальной сферы, теории государственного управления, теории и практики современного российского предпринимательства, кафедрой в моей альме матер заведует.

Дугин тем временем успешно руководит аспирантами и даже выводит их на защиту, причем по темам более чем актуальным. Екатерина Шульман: Завтра в МГУ на кафедре социологии международных отношений защищается некто Сосновский Дмитрий Викторович, по теме "Процессы формирования региональной идентичности в Крыму в контексте поляризации украинского общества (1991-2014)". Научный руководитель Дугин Александр Гельевич. Работа веселая - ссылки на новостные сайты, газету Известия, а также Брокгауза и Эфрона, Советскую энциклопедию и почему-то Краткую еврейскую энциклопедию (большую не достал, подозреваю).
Гипотезы в работе нету, но какие в наше время гипотезы - только выводы. А выводы такие:
«2. Ключевую роль в формировании крымской региональной идентичности играет русское население, являющееся большинством на полуострове и обладающее специфическим восприятием Крыма как своей Родины;
3. Украинское население Крыма не может рассматриваться как отдельный политический актор на территории полуострова, так как большинство его представителей являются носителями той же идентичности, что и русские его жители;
4. Одним из главных факторов для будущего формирующейся крымской региональной идентичности является исторический выбор крымских татар, которые могут либо принять участие в уже начатом общем региональном процессе, либо стать ему в оппозицию. Сложность политической ситуации в крымскотатарской среде позволяет сделать вывод, что оба представленных сценария являются в равной степени вероятными на данный момент».
В общем, украинцы, они суть те же русские, а про татар можно и так сказать, и эдак, точно автор не знает. Потому что это вам наука, а не абы что.
14:57 16.6.2014
Универсальное звание фашиста. Идиот и самолет. Военные дневники

Вот эта картинка, пожалуй, лучше всего отражает общее безумие по поводу ситуации на Украине. Все называют всех «фашистами».

Если пытаться сформулировать иначе, то получается вот так:

Виталий Пуханов: Валерий Шубинский помог мне наконец сформулировать: "Гражданская война это такая война, когда сами себя сожгли и сами себя взорвали"

Вот две реакции на сбитый в выходные самолет с украинскими военными. Уже не очень понятно, чем поучающая детишек Юнна Мориц отличается от поучающего украинских военных Аркадия Бабченко:

Идиот и самолёт
(для детей от 5 до 500 лет)

Самолёт летит бомбить,
Он летит тебя убить!
Если ты – не идиот,
Ты сбиваешь самолёт:
Или ты его собьёшь,
Или он тебя убьёт!

Если он тебя убьёт,
Этот храбрый самолёт,
Он – отважный патриот,
Ты – убитый идиот.
Если всё наоборот,
Очень жалко самолёт!

Очень жалко самолёт,
Если всё наоборот, –
Он погиб, как патриот,
Он летел тебя бомбить,
Он хотел тебя убить.
К счастью, ты – не идиот!

Аркадий Бабченко: На Украине я понял, что в этой войне держаться нужно тех людей, которые уже проторчали какое-то время на блокпостах, пережили несколько обстрелов и боев и научились выживать. Тех, которые на своей шкуре поняли - на войне живут только зарывшись в землю по самую макушку, перемещаются только в земле от щели до щели, от кухни до сортира передвигаются только ползком на пузе или перебежками, а в сортире - только в бронежилете и каске, не выпуская из рук автомата.
Вот с этими людьми можно находится рядом.
Все остальное - это какой-то клуб самоубийц. <…>
Кто додумался послать транспортник в город, где кроме периметра аэропорта не контролируется больше ничего, а все окружающее пространство принадлежит противнику с ПЗРК и ЗУ?
По темноте, без вертушек, с посадкой практически в зеленку?
Как это вообще можно было придумать?
Итог - сорок девять двухсотых.
Сколько украинской армии еще нужно времени, чтобы понять - на партизанской войне те люди, которые хотят жить, передвигаются только днем, только большими колоннами, только после разведки, только под прикрытием ДОСТАТОЧНОГО количества брони и только с авиаподдержкой? И то только на относительно небольшие расстояния. Продвинулся - закрепился. Продвинулся - закрепился. Все, иначе никак.
А если бортом - то только под прикрытием нескольких пар "Крокодилов", которые чешут зеленку все время в точке взлета и в точке посадки? Никаких одиноких бортов в принципе быть не может.
На партизанской войне больше всего людей гибнет именно в моменты передислокации. Перемещение пятидесяти человек из точки "А" в точку "Б" - это сложная войсковая операция.
Ну, ок, страна двадцать три года не воевала - но ведь был же Афганистан?
Я много раз замечал это у людей на войне - через какое-то время человек сознательно начинает нарушать правила безопасности, более того, делает все для того, чтобы погибнуть - всегда это происходит с каким-то веселым идиотизмом на лице. Но это такая форма легкого психического расстройства.
Здесь же настолько феерическое системное упорство в своем желании действовать по старым лекалам и радостно умереть, не научившись ни на чем, что просто диву даешься.
Как будто не война, а в магазин за пивом сгонять.

В качестве редкого образца здравомыслия распространяется вот этот текст политолога Игоря Чубайса: Российские танки в Донецке, в Луганске сбит Ил-76 украинских ВВС, 49 человек погибло…
Это значит, что
- Российские власти развязали и ведут войну с Украиной, точнее – с украинской антикоррупционной революцией национального достоинства.
- Это новый тип войны – без ее объявления и без линии фронта. Но это война, потому, что используется военная техника, потому, что люди погибают, счет идет на сотни. Среди погибших - и граждане Украины, и граждане России.
Развязанная война
- разрушает все официальные советско-постсоветские мифы и
- выявляет подлинный характер существующего в России политического режима.
Полностью разрушен культивируемый властью миф об Отечественной войне, о том, что «память о ней священна». Георгиевской ленточкой удушен трагический исторический опыт нашего народа, отброшен главный вывод из 41-45 о том, что война недопустима, а тот, кто ее развязывает, совершает преступление против человеческой природы - против человечности, против жизни, против мира. 27 миллионов пали напрасно!!
Полностью разрушен миф о «братском украинском народе», у нас теперь очень долго не будет никаких братьев, никаких друзей. Ведь правда, обычный россиянин ни с кем не враждует, он может дружить и с немцем и с китайцем, и с таджиком, и с чехом…, но украинцы-то всегда были просто своими! (Первый Украинский, Второй Украинский…) Воевать с Украиной могут только антирусскиенечеловеки!
Разрушен миф о нынешней России как государстве православном. Православные не могут стрелять в православных! А иерархи РПЦ не только не посмели отлучить от церкви разжигателей братоубийственной войны, но даже не высказывают требование ее остановить! В нынешней России православие превратилось в инструмент официальной политики, завернутый в рясу!
Российские СМИ полностью прекратили выполнять функцию информирования граждан. Ведущие телеканалы – это прямой и открытый рупор террористических организаций «ДНР» и «ЛНР». В России больше нет СМИ, здесь восстановлены существовавшие в СССР средства массовой агитации и пропаганды. СМАиП действуют, а западные свободные голоса почти не слышны!
Разрушение ключевых постсоветских мифов означает крушение всех остальных построенных на них официальных мифов и обессмысливание любых властных деклараций. Конституция, правовое государство, запрет цензуры – это «облака в штанах» или без штанов...

Виктор Каплун разбирает состояние российских СМИ на примере программы Владимира Соловьева: Воскресный вечер с Владимиром Соловьевым на «Россия 1» про Украину. В течение двух часов депутаты и эксперты на повышенных тонах требовали войны. Главный дебат: со стороны России война должна быть явной (ввод войск? армейские десанты? обеспечение бесполетной зоны над Юго-Востоком Украины средствами ПВО России? 300 танков, а не 3? что еще?..), или неявной (военно-техническая помощь; специалисты и добровольцы; много чего еще… - собственно, то же, что и в варианте 1, но тайно). Государственные мужи, кто мудрее (типа зам.пред. Гос.Думы Железняка), увещевая тех, кто не такие мудрые (типа Затулина): не надо вслух о том, что составляет государственную тайну. «Не надо вслух».
Соловьев как мудрый ведущий взял на себя вопрос идеологии. Сказал: столько лет в России не было идеологии – из-за этого все беды и отсутствие в прежние годы внятной политики по отношению к Украине. И сформулировал главный тезис.
Ситуацию нужно описывать так. На Украине неонацисты ведут войну с антифашистами. Это великая ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНАЯ война. Так вот. Сюда со всего мира съезжаются добровольцы-неонацисты, чтобы поддержать неонацистов (sic!). И вот, естественно, с другой стороны, сюда со всего мира съезжаются добровольцы-антифашисты, чтобы поддержать борьбу с нацизмом и защитить весь мир. От нацизма. Но в основном, от Америки.
Иными словами, вариант 2. И при этом, очевидно, как-то так, чтобы внешне походило на Испанию 1936 года.
Неужели это и будет внешняя политика России в ближайшем будущем? Если да, то, по-видимому, все кончится очень плохо. Т.е., в конце концов, все, наверное, кончится хорошо. Но до этого будет плохо.

Андрей Гаазе приходит к тому же выводу: Отказ Украины от платежей и передача дела в суд, как ни странно вкупе с яростной антиукраинской пропагандой практически всех зависимых СМИ, заставляет задуматься, что мы готовимся к большой войне! О чём неоднократно писалось в блогах известных политологов и блогеров Фэйсбука. Очень хотелось бы ошибиться, но факты - упрямая вещь!

Если мобилизация начнется в России, особого недостатка в добровольцах не будет. Рассказ Павла Никулина о воинстенно настроенном строителе по имени Олег публикует сайт «Кашин»:
— У меня наган есть. 45-года. Это последний год, когда наганы собирались. У него ствол запаян и втулки стоят. Но ствол ведь расточить можно, а втулки выбить, — рассказывал мне Олег и хитро улыбался. Он был лыс и пьян. На вид — лет за сорок. Во рту вроде бы не хватало пары зубов.
Наган Олегу понадобился, чтобы вместе с другом рвануть в Донецк, защищать русских от фашистов. Настроены мужчины были решительно, дело было за малым — уговорить жен, которые и слышать ничего не хотели об интернациональном долге мужей.
Олег живет в Громово и работает строителем в Питере. Каждое утро он садится в электричку и час трясется в переполненном вагоне по дороге на работу. Он не жалуется. Ветеранам Афгана положен бесплатный проезд. А он как раз — ветеран Афгана. И как положено ветерану Афгана Олег не любит наркотики, геев и США. <…>
он жаловался на власти, которые развалили все санатории и больше совсем не проводят в Громово военных учений. А он хорошо помнит эти учения — на озере возводили мост, солдаты стреляли холостыми, а потом по воде куда-то сплавляли настоящий самолет.
Но долго рассказывать о себе Олег не мог, поэтому начал распрашивать нас про события в Украине. Что именно отвечать человеку, убежденному, что дезертиров в украинской армии заживо закатывают танками в землю, было решительно непонятно. Он, тем временем, продолжал перессказывать выпуски «Первого канала», перемешанные со слухами.

Еще к теме добровольцев – материал «Новой газеты» о тайно награжденных за крымскую операцию (в распоряжении газеты оказался список награжденных): По социальным сетям мы связались с несколькими «туристами» из наградного списка и попросили рассказать подробности пребывания в Крыму. Большинство адресатов делали вид, что впервые слышат о «командировке», либо начинали угрожать. При этом некоторые тут же удалили «компрометирующие» фото со своих страничек. Впрочем, один из награжденных, на правах анонимности, рассказал следующее.
«Мне позвонил знакомый из нашей «качалки» и предложил съездить в командировку в Крым, чтобы помочь нашим русским братьям. В Крым нас доставили военным самолетом Ил-76, всего на борту находилось человек 50. Приземлились на военном аэродроме, и автобусами нас доставили в пансионат. Еще группу привезли по морю из Севастополя. Командовал нами человек по имени Николай, про него говорили, что он из Измайлова. В задачи нашего отряда входили штурм и блокировка зданий в Симферополе, поддержка наших военных, и гасили недовольных. Один боец из Москвы хорошо знал наших телевизионщиков. Мы постоянно были в масках и капюшонах и снимали их во время митингов. Многие отрастили бороды, чтобы их не узнали. В отряд входили спортсмены из Подольска, Ногинска и «правильные пацаны» из Орехова-Зуева. Они звали друг друга только по кличкам. Еще был накачанный боевой пловец из морского спецназа и много людей, воевавших в Чечне. Кормили нас хорошо и даже съездили в Ялту на экскурсию. После того как Крым стал нашим, некоторые добровольцами уехали в Донецк и об их судьбе я ничего не знаю. В Кремль я не ездил, «Благодарственное письмо» от Путина и медаль мне привез мой знакомый».

С украинской стороны тоже имеются добровольцы. На сайте «Петр и Мазепа» - дневник железного правосека – человека, который долго, но безуспешно пытался попасть в какую-нибудь добровольческую часть и, отчаявшись, пошел в добровольцы к «Правому сектору»: С утра заступил на боевое дежурство на блок-посту. Работа простая – проверять документы выезжающих из донецкой области машин. Выезжает, кстати, очень много народу.
Люди, выезжающие из Донецка, рассказывают, что в Днепропетровске и Славянске – полная задница, что в Днепропетровске по улицам уже открыто ходят сепаратисты. Поскольку я только вчера из Днепра, звучит это смешно. Тем не менее, люди это говорят, то есть они в этом мире волшебных слухов и фантазий «все пропало» и живут. Людей из Донецка едет много, примерно каждая третья легковушка – люди покидают Донецк, бегут от войны. Грузовики, кстати, отлично катаются как в донецкую область, так и наружу, снабжения всякими товарами не остановлено, так что регион не отрезан от снабжения и в этом смысле все нормально.
Из Амвросиевки, люди выезжают семьей, пара, говорит, что у них стояла украинская армия, но вчера соседям в дом прилетело из «Града», и теперь они решили уехать. Да, я знаю, что Град так не стреляет. У людей в голове каша полная. <…>
Людей с Донбасса едет очень много. Очень многие решили бежать. При этом говорят вещи довольно дикие. С одной стороны, рассказывают про бомбежки Градами. Понятно, что с нашей стороны стрельбы Градов нет, но все разговоры только о них. Интересовался у людей, знают ли они, как выглядит Град, как он стреляет, какие оставляет повреждения. Нет, не знают. Но знают, что обстрел производится именно Градами. Кажется, российская пропаганда создала прекрасный деструктивный мем. Люди знают про Грады, люди боятся, люди уезжают.
Другая история, которая заставляет людей уезжать – сами боевики. Говорят, что они ходят по домам и требуют записываться в армию ДНР. Люди, понятное дело, боятся, ни в какую армию не хотят, и уезжают. Но, опять же, речь не о конкретных боевиках и конкретных требованиях, а о том, что «говорят». То есть на марше еще один деструктивный мем. Если его запустила наша пропаганда – ну, неплохо, молодцы.

Еженедельник The New Times пбуликует дневник Карины Микловой из Славянска – по нему не скажешь, что у живущих там людей какая-то особая каша в головах: Славянск опустел. Остались только те, у кого не нашлось родственников в других городах или оказалось недостаточно денег на побег. Кто-то укрылся в монастыре в Святогорске, в 20 километрах отсюда (в основном женщины, дети и кошки). А кто-то — в старых железнодорожных вагонах в районе Андреевки, близ горы Карачун, по которым продолжают палить с холма.
Место, где встречаются дороги на Харьков и Донецк, теперь называется «перекрестком смерти» — украинская армия нещадно стреляет по нему днем и ночью. Ополченцы уже невосприимчивы к разрывам бомб и снарядов — они их называют «концертами». Они уверены: город продержится еще долго. Они — дети великорусской ностальгии, пришедшие сюда благодаря дырявым границам из «корневой» России, из Чечни и Осетии, из регионов Украины, чтобы повоевать за Новороссию.
Снаряд может быть «коровой» или «крокодилом» в зависимости от калибра — этот сленг знают теперь даже дети. Уличная война научила их высчитывать секунды между свистом от запуска снаряда и грохотом взрыва, спать в погребе, играть в мирную жизнь под землей, где стены — из банок с огурцами и неоновые лампы.
XS
SM
MD
LG