На традиционном семинаре, посвященном памяти А.А. Пинского, к обсуждению было представлено одиннадцать самых актуальных и дискуссионных вопросов, которые волновали профессиональное сообщество и общественность в 2013-2014 учебном году.
Список тем, предложенных постоянными участниками семинара Института образования НИУ ВШЭ, можно было бы поделить на две части. С одной стороны – стандарты дошкольного образования, новые профессиональные стандарты для педагогов, с другой – единые учебники истории и литературы, формирование федерального перечня учебников для общеобразовательной школы.
Не только в образовании совершился реакционный поворот, он совершился в стране. Потому что нет каких-то отдельно выделенных сфер жизни, в которых можно говорить о том, как все замечательно, а на другие сферы жизни не смотреть, мол, они к нам не относятся. И, несмотря на трагическую, я бы сказала, масштабность этого перехода, произошел он всего-навсего в два шага. Сначала школа прогнулась под экономику, а теперь экономика прогибается под политику. Таким вот образом школа начала расчеловечиваться
Тем не менее, новый ректор Московского педагогического государственного университета Алексей Семенов уверен в возможности модернизации.
– Я думаю, что сегодня мы должны открыто говорить о возрождении педагогического образования в России как о комплексном явлении. Частью этого движения, конечно, является работа по заказу министерства, но и все остальное как-то очень удачно складывается сейчас.
Учитывая, что порядка 35 процентов детей учатся во вторую смену, в свете введения федеральных государственных образовательных стандартов, которые этого не разрешают, придется расходовать все региональные ресурсы на решение этой проблемы. Всеобуч – это все-таки главное
Однако вице-президент Российской академии образования Виктор Болотов сомневается, что реформа педагогического образования даст ожидаемый результат.
– Первая угроза – это профанация. Мы хорошо помним, как были разработаны стандарты начальной школы, принципиально новые, другие, а уже через год в министерство пошли доклады: мы перешли на новые стандарты. Я боюсь, что снова, в режиме традиционной лекционно-семинарской модели преподавания все будут рассказывать про интерактивные модели, про проекты, про развивающее обучение и так далее, то есть имитировать реформу. Смогут ли педвузы вытащить себя за волосы из болота?
Профессиональный стандарт педагога, который ляжет в основу модернизации педагогического образования, сформировался в результате общественного обсуждения. И это главное отличие нынешней ситуации, напоминает директор Центра развития лидерства в образовании ВШЭ Анатолий Каспржак:
– Это первый эксперимент в России, когда стандарт не пишется коллективом умников, а сначала делается эксперимент, и потом по его результатам формируется стандарт. Основные пороки педагогического образования – так называемый двойной негативный отбор и архаичность подготовки педагогов – решаются через так называемую многоканальность и многообразие педагогических вузов. Это значит, что педагогические вузы будут работать вместе с лучшими образовательными учреждениями и, условно говоря, кафедра методики в идеале переместится в школу.
Впрочем, подобного рода проекты не изменят общую ситуацию в стране, полагает Елена Бирюкова, редактор недавно закрывшейся газеты для педагогов "Первое сентября":
– Не только в образовании совершился реакционный поворот, он совершился в стране. Потому что нет каких-то отдельно выделенных сфер жизни, в которых можно говорить о том, как все замечательно, а на другие сферы жизни не смотреть, мол, они к нам не относятся. И, несмотря на трагическую, я бы сказала, масштабность этого перехода, произошел он всего-навсего в два шага. Сначала школа прогнулась под экономику, а теперь экономика прогибается под политику. Таким вот образом школа начала расчеловечиваться. И когда чаша весов перевалила на эту сторону, стали бессмысленны все наши разговоры, и мы закрылись.
Еще одна тема, которая традиционно вызывает живой отклик и прямым образом влияет на социальный статус педагога, – это реализация майских указов Президента РФ по повышению уровня заработной платы учителей.
По данным директора Департамента стратегии, анализа и прогноза Министерства образования и науки РФ Григория Андрущака в 2013 году произошел самый значительный прирост – более 40 процентов:
– В нынешнем, 2014 году прирост составит уже 20-25 процентов, в зависимости от того, какие регионы какие результаты показали в прошлом году. Однако самое главное, что мы сейчас видим в связи с повышением оплаты труда, это вызов, связанный с оптимизацией системы. Потому что демографическая волна из детских садов перетечет к 2015-16 годам в школы, у нас уже сейчас прием в школу практически в два раза больше выпуска. Значит, потребуются новые места, примерно 1,8 миллиона новых мест. Если с учетом этого фактора все просчитать, то к 2020 году понадобится не менее 3,5-4 миллионов новых мест. Это очень существенные деньги, и, видимо, такие расходы система образования вынуждена будет нести.
Иными словами, находить деньги на обещанную педагогам зарплату регионам будет все труднее и труднее. Впрочем, это не простая задача уже и сейчас: опытом поделился руководитель Департамента образования Томской области Александр Щипков:
– То, что денег в бюджете никогда не хватает, это факт, но, наверное, хватать в полной мере никогда не будет. У нас в Томской области рост детей школьного возраста уже сейчас достаточно серьезный, и в ближайшие пять лет составит примерно плюс 24 процента. Учитывая, что порядка 35 процентов детей учатся во вторую смену, в свете введения федеральных государственных образовательных стандартов, которые этого не разрешают, придется расходовать все региональные ресурсы на решение этой проблемы. Всеобуч – это все-таки главное.
Из слов выступавших на семинаре получается, что, даже если реформа педагогических вузов пройдет успешно, региональные бюджеты не смогут поддержать выпускников ни финансово, ни материально-технически. А учительские зарплаты в минувшем году достигли своего максимума в значительной степени за счет увеличения нагрузки.