Антон Орехъ считает историю, о которой он пишет в "Еженедельном журнале", весьма актуальной, – в то время, когда народ следит за чемпионатом мира по футболу.
Возможно, вы слышали, что ФИФА пригрозил наказать сборную России за баннер с "кельтским крестом", который является одним из знаков, по которым нацисты опознают друг друга. Мы и так ходим под условным наказанием аж в шесть очков, потому что наши фанаты уже успели отметиться и на матчах сборных, и на матчах европейских клубных турниров. И бананы чернокожим игрокам швыряли, и "ухали" им, и свастику на трибуны тащили, и "зига-зага" толпой скандировали, и вообще показали себя настоящими "молодцами".
К слову о борьбе с фашизмом, которую мы так самозабвенно ведем на Украине. Вот там – фашизм, а у нас – ерунда, ничего особенного, шалит молодежь по глупости, да и то больше из пальца высосано. В этом же стиле прокомментировали у нас и угрозу наказать сборную за тот самый "кельтский крест": подумаешь, мало ли кто что принес, не наказывать же из-за пары человек всех.
Это чудесно легло в канву недавнего решения мирового суда по "делу Гулливера". Славный парень (45 лет, кстати, пареньку) Алексей Нестеров в конце матча в Питере "Зенит"-"Динамо" выбежал в числе нескольких сотен других "любителей футбола" на газон, но не ограничился беготней с выпученными глазами, а с размаху врезал игроку "Динамо" (и, между прочим, сборной России) Владимиру Гранату по голове. Прозвище у Нестерова звучное – Гулливер. Хорошо, что Гулливера быстро оттащили и никто из его соплеменников не последовал его примеру, а дело ограничилось только сотрясением мозга у Граната.
Но ОМОН наш, такой резвый на митингах, хотя стоял у ворот арены, появился на месте действия только через десять (!) минут. Гулливера, которого видели миллионы зрителей трансляции, никто не задержал на выходе со стадиона. Не могли его найти и несколько дней спустя, хотя и сотни его фотографий в Сети уже были, и личность Нестерова народ установил сам почти мгновенно. А он успел съездить в Москву, вернуться в Питер и дать там пресс-конференцию!!! И только после нее милостиво сдался властям, представители которых дожидались на улице, пока Гулливер закончит свое общение с журналистами.
Привлекли к уголовной ответственности"? И какова же ответственность? Принес извинения? А нельзя ли теперь любому, кто прилюдно бьет человека, просто принести извинения и пойти домой?
После всей этой невероятной фантасмагории была надежда, что Гулливера хоть как-то в итоге накажут. Но уголовное дело завершилось… обычными извинениями и примирением сторон! И великолепнейшим комментарием директора по безопасности РФПЛ Александра Мейтина:
"В любом случае, данное дело весьма показательно. Все-таки мы привлекли фаната к уголовной ответственности. Это послужит хорошим уроком для других болельщиков. Люди задумаются над своим поведением на матчах".
В этом коротком комментарии глупость – буквально каждое слово, кроме того, что дело это и впрямь показательное.
"Привлекли к уголовной ответственности"? И какова же ответственность? Принес извинения? А нельзя ли теперь любому, кто прилюдно бьет человека, просто принести извинения и пойти домой?
"Послужит хорошим уроком"? Каким?! Кому?! Урок здесь один: ничего не бойся, иди на стадион, веди себя там, как скотина, хулигань, дебоширь, бей – и про тебя узнает вся страна, но тебе за все это ничего не будет.
"Люди задумаются над своим поведением на матчах"? Да, задумаются непременно – и привезут "кельтский крест" в Бразилию, потратив сутки на перелет и десятки тысяч рублей – вот ради того, чтобы показать все свои три извилины в голове. А потом, вернувшись на родину, продолжать "ухать", бросать бананы, "зиговать" и бить игроков по голове.
А еще у нас большие надежды были на закон о болельщиках. Мол, стоит его принять, и безобразия тут же прекратятся. Ну и как – прекратились?
Впрочем, Гулливера ведь отпустили, дела никакого нет, никто не наказан, стало быть, и происшествия в Питере тоже не было. А это значит, что на трибунах порядок и красота, и закон работает отлично! Как и многие другие законы, по которым гулливеры живут стране лилипутов.
* * *
Известный журналист Евгений Киселев пишет в блоге на сайте "Эхо Москвы" о поражении сборной России на чемпионате мира по футболу.
Высшему достижению нашей национальной футбольной команды – сборной СССР, правопреемницей которой считается сборная России, – четвертому месту на чемпионате мира в Англии в 1966 году скоро исполнится полвека. А о самом лучшем результате на чемпионатах континента совсем уж неловко вспоминать – было это еще во времена хрущевской оттепели, когда наши победили на первом кубке Европы в Париже в 1960 году. Еще до полета Гагарина!
Но того победного финала я, к сожалению, не видел – слишком мал был еще. А вот чемпионат мира в Англии – мое первое болельщицкое воспоминание. Как все воспоминания далекого детства, оно – как яркая вспышка, вырванная из контекста той давно ушедшей жизни, но навсегда врезавшаяся в память: мы с папой и его приятелем сидим на даче на тахте и слушаем репортаж из Англии (телевизор на даче тогда был невообразимой роскошью) – слушаем, прильнув к старинной радиоле…
Наши проигрывают в полуфинале сборной ФРГ со счетом 0:2. Играют фактически вдевятером. За грубость удален лучший наш тогдашний форвард Игорь Численко и травмирован ключевой полузащитник Йожеф Сабо, который беспомощно ковыляет по полю – в ту пору в матчах чемпионатов мира замен не было. За две минуты до конца игры наши все-таки забивают гол престижа, окончательный счет вроде бы не постыдный – 1:2, но этого ничуточку не легче. Обидно не то, что проиграли. Обидно, что играли беззубо, безвольно, бездарно, безнадежно. Только и слышалось – опять наши теряют мяч, опять ошибаются, опять неточный пас, опять удар мимо ворот, опять отдают мяч прямо в ноги противнику… И так – все девяносто минут.
И вот теперь, спустя почти полвека, после того, как наши в очередной раз бесславно поучаствовали в групповом этапе чемпионата и благополучно отбыли домой, оставив о себе память как о команде, которая умудрилась показать едва ли не самый скучный футбол (разве что Иран составил им в этом конкуренцию), у меня такое ощущение, что наша сборная все эти сорок восемь лет так и отыграла, как в тот день, когда я слушал первый в своей жизни репортаж с чемпионата мира – беззубо, безвольно, бездарно, безнадежно.
Конечно, это не совсем так – бывало, играли здорово, "русский Пеле" Эдуард Стрельцов забивал красивые голы, а Лев Яшин вытаскивал фантастические мячи из дальних углов ворот, трижды в истории нашим – тому же Яшину, Блохину и Беланову – присуждали "Золотой мяч", приз лучшему игроку года. Были яркие выступления на чемпионатах мира и Европы, пусть и не заканчивавшиеся итоговой победой. Так было в Мексике в 1986 году, когда сборная СССР – а по сути киевское "Динамо" под руководством незабываемого Валерия Лобановского – показала-таки хороший футбол и уступила бельгийцам в 1/8 финала в красивой борьбе с множеством голов, итоговый счет был 3:4.
Так было и на сравнительно недавнем чемпионате Европы 2008 года, когда наши под руководством голландца Гуса Хиддинка (первого в истории сборной тренера-иностранца) дошли до полуфинала, обыграли даже его прославленных соотечественников и уступили только будущим чемпионам-испанцам. Хотя бы не очень обидно было.
Но исключения только подчеркивают правило и в сухом остатке – то навсегда оставшееся детское чувство досады от бездарной, безвольной, беззубой, безнадежной игры – на протяжении десятилетий. От которой, как выяснилось, не спасают даже титулованные заморские тренеры.
Ощущение как в старом анекдоте, помните, "может, для начала в консерватории что-то поправить?" – что если мы хотим, чтобы в России что-то изменилось, возможно, для начала нужно что-то, наконец, поменять в футболе...
Почему так происходит – пусть судят футбольные специалисты. Не хочу уподобляться большинству – а то у нас, как известно, любой гражданин отлично разбирается в политике, в экономике и уж тем более в футболе. Не соглашусь и с моими единомышленниками-либералами, если кто-то из них скажет: все зло – от путинского режима, от отсутствия подлинной демократии, коррупции и уродливой экономики, прочно сидящей на нефтегазовой игле, вон, мол, все лучшие в мире команды представляют демократические страны с успешной современной экономикой. Бразильцы с аргентинцами, напомню, становились чемпионами, когда у них правили военные диктатуры, испанцы побеждали на европейском чемпионате при Франко, не говоря уже о двух победах итальянцев при Муссолини. Да и многие страны, сборные которых отличились на этом чемпионате мира – Колумбия, Мексика, Алжир – сегодня не входят в список безусловно свободных демократических государств, а та же Аргентина сейчас во второй раз за последние 15 лет стоит на пороге дефолта.
Но все равно ощущение как в старом анекдоте, помните, "может, для начала в консерватории что-то поправить?" – что если мы хотим, чтобы в России что-то изменилось, возможно, для начала нужно что-то, наконец, поменять в футболе...
* * *
Юрий Дудь в блоге на сайте Sports.Ru рассуждает о том, почему Россия провалилась в Бразилии.
На третьи сутки после того, как сборная России попрощалась с чемпионатом мира, о главном виновнике провала высказались, видимо, все. Виновника зовут Фабио Капелло, и он облажался на своем втором большом турнире подряд. Совершенно совковый стиль работы (в организации сборов, в общении с футболистами, в попытке оправдать итоговую неудачу всемирным антирусским заговором), не самый логичный подбор кадров, отсутствие какой-либо тактической гибкости – все это было, все это подтолкнуло нашу команду в пропасть. Мне не хочется повторять за коллегами. Мне хочется навести фокус на то, почему русские футболисты были так податливы и совершенно не сопротивлялись, когда их сбрасывали с обрыва. Мне хочется вспомнить матч против Южной Кореи, частично – два остальных, и принюхаться к игре нашей команды. Надо сказать, что запах довольно скверный – пахнут те матчи так же, как пахнет внезапный человеческий страх.
Так почему же многие (многие – не все) русские футболисты навалили на этом чемпионате в штаны? Начну отвечать как всегда – издали.
На самом севере Голландии есть город Гронинген. Там не самый лучший климат, не самые красивые девушки и не самый большой выбор развлечений. Зато в Гронингене полно студентов и бодрый футбольный клуб – тот самый, где главный метросексуал в истории украинского народа Евгений Левченко когда-то учил играть в футбол Луиса Суареса. Ровно месяц назад Гронинген с кавычками подарил Гронингену без кавычек большой праздник. Зеленый клуб хлопнул АЗ из Алкмара и всего в третий раз за последние 20 лет прорвался в еврокубки.
На самом севере Москвы есть указатель - город Химки. Там не самая лучшая транспортная система, не самый чистый воздух и не самая логичная архитектура. Зато в Химках есть IKEA и несколько футбольных стадионов – тех самых, на которых свои домашние матчи проводит в том числе московское "Динамо". Ровно полтора месяца назад в шустром гостевом матче футболисты "Динамо" обыграли "Ростов" и всего в третий раз за последние 13 лет прорвались в еврокубки. Сколько людей отмечало этот успех по возвращении команды домой, посмотреть довольно затруднительно. Потому что не отмечал это более или менее никто.
"Гронинген" закрался в эту аналогию совершенно спонтанно. В русскоязычном паблике чемпионата Голландии, на который я подписан еще с позапрошлого века, пару дней назад выложили фотографии с первой предсезонной тренировки этой скромной северной команды. Пара сотен пестрых болельщиков, оставив дома и пейнтбольные ружья, и серьезные физиономии, пришли поддержать своих, и я не смог этим с вами не поделиться. Не было бы тренировки – был бы не "Гронинген", а любая другая из сотен европейских команд, обитающих в правильной, настоящей футбольной экосистеме. Экосистеме, которая устроена по простому принципу: много людей приходит на стадион, чтобы увидеть что-нибудь интересное от 11 парней, которые на этот стадион приезжают чуть раньше.
За те четыре с половиной часа, что сборная России провела в игре на бразильских полях, я не меньше 50 раз услышал тоскливую историю о том, что в этой команде есть только один человек с опытом игры на чемпионатах мира. Если имеется опыт больших турниров, то аргумент выглядит не только механическим, но и сомнительным: многие из этой сборной в изрядном количестве получали его и на чемпионате Европы, и, разумеется, в Лиге чемпионов. Куда важнее, что у игроков этой сборной нет другого опыта – регулярной, еженедельной игры при большом количестве людей.
"Большой опыт, который приобретается при игре за рубежом, обеспечивает созревание, помогает расти, повышает конкурентоспособность. А мы всегда играем между собой", – одна из реплик, которой Капелло дразнил русских журналистов после матча с Алжиром. Когда пресс-конференция кончилась, все стали изучать заявку Алжира, находить в графе "место работы" довольно средние клубы и бросаться вопросами: чем это ЦСКА, "Локомотив" или "Динамо" существенно хуже, чем "Валенсия", лиссабонский "Спортинг", "Гранада" или, прости Господи, "Валансьен". Отвечу за Капелло: хотя бы тем, что этим командам действительно есть для кого играть.
Средняя посещаемость домашних матчей ЦСКА – 9000 человек, "Локомотива" – 12800, "Динамо" – 7800. Средняя посещаемость "Спортинга" – 33 000, "Гранады" и "Валансьена" – по 15 000. Прибавьте к этому, что 3-4 раза за сезон эти команды заезжают в гости к местным топ-клубам, собирают там по полсотни тысяч пар глаз. Еще добавьте, что даже у сборной Алжира четыре человека состоят на службе во вполне себе топ-клубах (Фегули – "Валенсия", Гулам – "Наполи", Тайдер – "Интер", Бенталеб – "Тоттенхэм") и, даже если не выходят в их форме на поле, каждую неделю наблюдают вокруг себя настоящую футбольную движуху.
Надо ли удивляться, что вырываясь из таких условий на здоровые, заполненные шумными людьми и многочисленными камерами стадионы, одни паникуют, а другие делают дела? Одни целых 70 минут боятся отдать хотя бы одну обостряющую передачу на ворота Кореи, а другие за то же время заталкивают этой Корее четыре мяча. Одни сквозь дрожь строят атаки в бельгийскую штрафную, а другие уже через полчаса зарабатывают в ней пенальти и открывают с него счет.
Так вышло, что некоторые виды спорта – из тех ремесел, в которых в сегодняшней России можно развиваться только до определенного уровня; если хочешь подняться на следующий – надо переезжать туда, где к этому располагают традиции, культура и правильная среда
Игроки сборной России показывают, как категорично переформатировал карьеры русских футболистов лимит. Выступление на ЧМ-2014 показывает, какие у этого могут быть последствия. Да-да, я помню, что на Евро-2008 легионеров у нас тоже не было, зато был результат. Но я также помню, что на Евро-2008 у России был тренер, который так ловко жонглировал самыми разными приемами психологии, что команда никого не боялась и неслась вперед на полной скорости. Хотя унесло ее в итоге в кальянные залы ресторана "Горки", надо понимать: такие тренеры нашей сборной попадаются раз во много лет. Жизнь сурова: иногда можно рассчитывать на умного дядьку на скамейке, но чаще – на себя самого.
Каждый домашний матч "Гронингена", который – еще раз – был помянут на старте этого текста совершенно произвольно, собирает 20 тысяч человек; каждый большой успех – сами видели сколько. Игроки таких команд каждую неделю учатся понимать, что такое ответственность перед людьми, которые тебя кормят, и как ловко, без паники с этой ответственностью управляться. Чему учатся Александр Кокорин и Алексей Козлов, обитая на пустой и тихой "Арене Химки", а в дни особенно плохой погоды перебираясь на первобытный стадион "Родина"? К чему привыкает Игорь Акинфеев, даже в чемпионские сезоны собирая в тех же Химках только фан-сектор, родственников, ну и еще тысячу-другую болельщиков?
Патриотизм – это не георгиевская ленточка на антенне автомобиля, это не голос, посаженный криками "Запад – враг России!", и это не карьера, в обязательном порядке проведенная между Ватутинками и Химками. Патриотизм – это, например, жвачки, выбрасываемые в урну, а не под ноги, это соблюдение законов, а не езда по трассе Москва-Дон со скоростью 250 км/ч, это собственное ремесло, которое ты довел до такого уровня, что оно приносит пользу не только тебе, но и большому количеству окружающих. Так вышло, что некоторые виды спорта – из тех ремесел, в которых в сегодняшней России можно развиваться только до определенного уровня; если хочешь подняться на следующий – надо переезжать туда, где к этому располагают традиции, культура и правильная среда. Это много лет назад поняли хоккеисты, лучшие из которых шлифуют свои карьеры там, а не здесь. Когда-то это надо понять и тем, кто посвятил себя чуть более популярной игре.
Не исключено, что когда-то правильная футбольная среда появится и у нас. Скажем, к 2018 году через коллективные страдания и чудовищные переплаты мы построим новые стадионы, а люди поймут, что проводить свободное время прикольно не только в кино, барах и на летних рок-фестивалях, но и на футболе. Однако до ЧМ-2018 и всех благ, которые он принесет нашей стране, еще целых четыре года. Пока ничего этого нет, среду надо искать самим футболистам – по крайней мере, самым способным из них.
Что-что? Я не расслышал. Не хочется уезжать от друзей? Страшно заново делать себе имя? Не получается учить иностранный язык? Зачем вообще куда-то подрываться, если и так все хорошо? А, ну выбор остается всегда, поэтому решайте, что вам нравится больше. Или продолжать держать задницу там, где хорошо. Или, выбираясь на чемпионаты мира и Европы, больно по этой заднице получать.