Вечером 17 июля, в 22:00 Израиль начал наземную фазу операции "Несокрушимая скала". В израильском Генштабе ее первостепенной задачей называют уничтожение подземных тоннелей ХАМАС ведущих на территорию Израиля из сектора Газа, предназначенных для проведения терактов и похищений израильтян.
17 июля силы Армии обороны Израиля (ЦАГАЛ) провели операцию против 13 боевиков ХАМАС, проникших через одни из подземных тоннелей к кибуцу Суфа и планировавших устроить там теракт. "Премьер-министр Израиля Беньямин Нетаньяху после этого не мог не перейти к наземной операции, поскольку угроза таких тоннелей для государственной безопасности очень велика", – считает сооснователь института ICRES и в прошлом – советник главы правительства Элина Бардач-Ялов.
"Наземная фаза операции вызвана сложившейся ситуацией: ХАМАС отклонил предложение Египта о прекращении огня, продолжил атаки на израильское мирное население, продолжил попытки организации терактов (была попытка через тоннель, прорытый палестинским исламистским движением, организовать похищение израильтян, гражданских лиц), – говорит глава парламентской комиссии по иностранным делам и обороне Зеев Элькин. – Все это привело Израиль к пониманию того, что ХАМАС сознательно стремится к эскалации ситуации. Это меня удивляет, ведь на данный момент палестинская исламистская организация находится в тяжелой ситуации. Она во всем мире признана террористической организацией, она потеряла поддержку Египта, руководство которого заявило, и, с моей точки зрения, абсолютно обосновано, что ХАМАС несет ответственность за проблемы гражданского населения сектора Газа в прошлом и в будущем".
Сразу после прихода к власти партии ХАМАС, в секторе Газа, эта территория была полностью изолирована, доступы к границам с Египтом на юге (Рафа) и к ряду пропускных пунктов на западной границе с Израилем были блокированы. За этими действиями последовали экономические санкции ЕС, США и России. Таким образом, Палестинская национальная автономия была отрезана от внешнего мира. Режим умеренной экономической блокады подразумевает не только сложности с поставками продуктов питания, но и доступа к врачебной помощи.
В 2008 году, после того, как ситуация для гражданского населения сектора Газа не изменилась, члены ХАМАСа взорвали бомбу у пропускного пункта на границе с Египтом, вследствие чего полтора миллиона палестинцев бежали на территорию соседнего государства. Таким образом, пытаясь ограничить связи ХАМАСа со странами, окружающими палестинские территории, мало внимания уделялось условиям существования мирного населения сектора Газа.
По мнению профессора политологии израильского университета Бар-Илан Зеева Ханина, в данный момент военно-политическое руководство Израиля не предполагает оккупировать сектор Газа. В самом крайнем случае предполагается, что ЦАГАЛ останется там на какое-то время – для того, чтобы провести зачистку, то есть, ликвидировать, в первую очередь,
В данный момент военно-политическое руководство Израиля не предполагает оккупировать сектор Газа
военную инфраструктуру ХАМАСа и других террористических групп. Разумеется, после этого остается вопрос вопросов: что будет на следующий день, какая из международных и политических сил возьмет ситуацию под контроль и будет заниматься обеспечением потребностей полуторамиллионного населения. Но израильское общество на сегодняшний день не склонно поддержать такую инициативу. Основное требование, задачи, которые ставит общество перед командованием и политическим руководством Израиля – ликвидировать угрозу постоянных обстрелов, от которых страдает, прежде всего, население израильского юга на протяжении последних 13 лет. О меньшем, в то же время о большем, речь пока не идет".
Страдания испытывает и мирное население сектора Газа. Жители региона утверждают, что листовки, которые, по словам представителей израильской армии, распространяются перед обстрелами с помощью авиации - для предупреждения мирного населения об опасности - часто не достигают пунктов своего назначения. В четверг администрация президента США подтвердила эти данные и предупредила правительство Израиля о последствиях. Это заявление было сделано накануне пресс-конференции 18 июля, когда премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху заявил о том, что в ближайшие дни операция будет расширена. Глава комиссии парламента по иностранным делам и обороне Зеев Элькин уточнил, что это может означать переход от действий армии только на границе Газы к продвижению вглубь сектора и переход от поиска и уничтожения подземных тоннелей к уничтожению различных баз ХАМАС, складов оружия.
За июль 2014 года по Израилю было выпущено около полутора тысяч ракет, 326 из них сбила система ПРО "Железный купол". Заголовки израильских новостных сайтов в последнее время были полны сообщений о сиренах тревоги в центральных и южных городах страны, перемежающихся сообщениями о падении ракет или об их перехвате системой противоракетной обороны. Жителям рекомендовано находиться как можно ближе к бомбоубежищам. При этом, по данным израильских властей, не прекращались поставки гуманитарной помощи в Газу: через КПП Керем-Шалом 17 июля переправлено дизельное топливо, горючее, баллоны с газом, КПП Эрез принял 7 палестинцев, нуждающихся в медицинском лечении. Эти действия - вынужденная необходимость. Сразу после прихода к власти партии ХАМАС, территория сектора Газа оказалась в изоляции, доступы к границам с Египтом на юге (Рафа) и к ряду пропускных пунктов на западной границе с Израилем были блокированы. За этими действиями последовали экономические санкции ЕС, США и России. Таким образом, Палестинская национальная автономия была отрезана от внешнего мира. Режим умеренной экономической блокады подразумевает не только сложности с поставками продуктов питания, но и с доступом к врачебной помощи.
В 2008 году, после того, как ситуация для гражданского населения сектора Газа не изменилась, члены ХАМАСа произвели детонацию бомбы у пропускного пункта на границе с Египтом, вследствие чего полтора миллиона палестинцев бежали на территорию соседнего государства. Таким образом, пытаясь ограничить связи ХАМАСа со странами, окружающими палестинские территории, мало внимания уделялось условиям существования мирного населения сектора Газа. Эти и другие проблемы стороны конфликта пытались решить накануне наземной операции Израиля "Несокрушимая скала". При посредничестве Египта, велись переговоры по соглашению о прекращении огня. Таким образом, планировалось, наконец, завершить обсуждение договоренностей, достигнутых в 2012 году после операции "Облачный столп".
В обмен на прекращение обстрелов территории Израиля, ХАМАС стремился получить экономические преференции. В частности, открытие морского и воздушного пространства. Со временем к списку добавилось требование Израиля о демилитаризации сектора Газа и о присутствии международных наблюдателей на контрольно-пропускных пунктах на границе с Египтом. Вслед за этим, ХАМАС потребовал освободить своих сторонников, находящихся в тюрьмах в Израиле. Все эти договоренности были аннулированы из-за начала обстрела ХАМАСом израильской территории. "Израиль принял египетскую инициативу, а руководство ХАМАС эту инициативу решительно отвергло, полагая, что она работает в интересах Израиля в большей степени, чем в интересах палестинской исламистской организации, – говорит Зеев Ханин. – Вопрос в том, готова ли израильская сторона, после произошедшего, к подписанию соглашения? Ответ – да. Сейчас очевидно, что в секторе Газа не готовы были принять египетскую инициативу, предлагая в качестве посредников Турцию или Катар. Посредничество возможно, то на основе таких предложений, которые будут приемлемы как для Иерусалима так и, конечно же, для ХАМАСа, то есть, в данном случае, – на уровне компромисса, а не на основе того, что вот мы постреляли в вас, а теперь признаем свою ошибку – лежачего не бьют, дайте нам возможность снова накопить вооружение. Я думаю, что по этой модели переговоров больше не будет. Игра в одни ворота закончилась".