Ссылки для упрощенного доступа

"Происходит катастрофа"


Жители Луганска на демонстрации в Киеве
Жители Луганска на демонстрации в Киеве

Жители Луганска просят президента обратить внимание на погибших, заложников и переселенцев

22 июля в Киеве перед администрацией президента Украины состоялась акция протеста против замалчивания масштабов гуманитарных проблем в Луганске. Ее организовали луганские правозащитники и журналисты, чтобы привлечь внимание к погибшим, заложникам и переселенцам. Организаторы призывают президента Украины объявить национальный траур по погибшим в Луганской области, число которых достигло 250 человек, принять эффективные меры для освобождения тех, кто находится в плену у сепаратистов, а также разработать государственную программу помощи жителям Донбасса. О непростой гуманитарной ситуации в Луганской области рассказал глава правозащитного центра "Поступ" Константин Реуцкий.

– Чего вы ожидаете от президента Украины Петра Порошенко? Вы передали к нему обращение. Как он, по вашему мнению, может помочь?

Константин Реуцкий
Константин Реуцкий

– Мы хотим, чтобы не замалчивались гуманитарные проблемы, чтобы не приуменьшались масштабы. Правительство и президент должны признать, что действительно происходит катастрофа, и мы просим их рассказать, как они намерены действовать для того, чтобы защитить и восстановить нарушенные права украинских граждан, проживающих на территории Луганской области, которая сейчас контролируется террористами. Подавляющему большинству переселенцев оказывают помощь общественные организации, они, по сути, выполняют вместо государства его работу. Так продолжаться не может, потому что ресурсы гражданского общества ограничены, и с таким объемом работы, с таким масштабом проблемы, гражданскому обществу не справиться. Если общество и государство не поможет ни в чем не повинным украинским гражданам, которые стали жертвами этого конфликта, то мы потеряем доверие этих людей, и последствия будут сказываться на всех нас еще очень и очень долго.

– Какая ситуация сейчас в Луганске?

– В общих чертах ситуация такова, что город постоянно обстреливают. Но со стопроцентной уверенностью нельзя сказать, кто это делает. Есть информация о том, что это провокации террористов, но, наверное, город также попал в эпицентр боев сил антитеррористической операции. Ежедневно гибнут десятки людей. Критическая ситуация сложилась с заложниками, которых захватывают террористы. Никакой эффективной работы на государственном уровне по этому вопросу не ведется. Нет уполномоченных, нет понятных процедур распространения информации о заложниках. Нет процедуры получения обратной связи у государственных институций. Родственники и знакомые похищенных людей не могут получить информацию о том, делает ли что-либо государство в отношении похищенных.

– Сколько человек находятся в заложниках и что это за люди, почему именно их сепаратисты захватывают в плен?

– Точной информации о количестве заложников нет. Сейчас наш центр работает с 8-10 похищенными. Но их гораздо больше. В Луганске довольно большая ротация заложников. По нашей информации, ежедневно десятки людей попадают в плен, многих через непродолжительное время освобождают, некоторые остаются в плену надолго. Причины разные. Это и журналисты, критически освещающие события на Луганщине и критикующие "ЛНР", и военнослужащие, и бойцы добровольческих батальонов. Это часто случайные люди, которых совершенно бездоказательно посчитали шпионами или корректировщиками, взяли в плен и подвергают пыткам. Это люди, с которыми просто сводят личные счеты. Они часто подолгу находятся в плену. Это и те, кто нарушил так называемый комендантский час. Их судьба вызывает меньше всего опасений. Хотя их нередко избивают и в обязательном порядке отправляют копать окопы или на другие принудительные работы, но, как правило, после нескольких дней – отпускают.

Они действуют в полной безнаказанности, занимаются криминальным произволом и осуществляют политический террор

– Раз количество заложников в последнее время увеличилось, означает ли это, что вооруженные силы так называемой Луганской народной республики постоянно патрулируют улицы?

– И Луганск, и весь юго-восток области находятся под полным контролем "ЛНР". Здесь нет государственной украинской власти, и все решают вооруженные автоматами люди. Они действуют в полной безнаказанности, занимаются криминальным произволом и осуществляют политический террор.

– Местные власти, насколько я знаю, все-таки работают. Или они лишь частично контролируют ситуацию?

– С областным советом все довольно сложно. Часть из них теперь работает на так называемое "правительство ЛНР". Чиновники областного совета, которые остались верны присяге народу Украины, переехали в Сватово, и сейчас там находится исполком областного совета, областная государственная администрация в изгнании. Туда же переехали и верные присяге луганские милиционеры. Часть милиции, впрочем, остается работать на своих местах, на захваченных территориях, и их положение тоже очень печальное и сложное. Они не могут полноценно выполнять свою работу, и, по сути, их работа сейчас ограничивается только тем, что они иногда, когда это возможно, выезжают на место и фиксируют факты каких-то преступлений. Но даже в этой ситуации это много значит. В то же время надо отметить, что большая часть луганских милиционеров также стали предателями и присягнули самозваной "ЛНР". Как и все сепаратистское правительство, даже милиция – бутафорская структура, которая использует сложившуюся ситуацию чаще всего для собственной выгоды. Так называемый министр внутренних дел "ЛНР", Юрий Ивакин, по большому счету, выполняет одну задачу – быстро обогатиться. Как, впрочем, и остальные так называемые министры. По большому счету, они пытаются до окончания проводимой Киевом антитеррористической операции выпить из этого региона последние соки. Режутся на

В целом творится хаос, и самое главное, что вообще не расследуются факты гибели людей

металлолом цеха заводов и предприятий, магистральные водопроводы, вывозятся в неизвестном направлении для продажи металлоконструкции. В целом творится хаос, и самое главное, что вообще не расследуются факты гибели людей. До сих пор непонятно, кто обстреливал тот или иной район города. Разные источники дают очень противоречивую информацию. Помощь людям со стороны так называемого правительства ЛНР оказывается, но, в основном, только для пиара, для новостей.

– Украинская армия проводит довольно активные боевые действия, даже появилась информация, что под давлением вооруженных сил сепаратисты покидают город. Правда ли это?

– Слухи о том, что сепаратисты покидают Луганск, муссируются уже вторую неделю после начала очередной активной фазы АТО. Но в целом ситуация пока такая, что сепаратисты остаются и в Луганске, и в других городах области. У них идет определенная ротация, какие-то их подразделения перебрасываются из одного города в другой, но большого оттока на территорию Российской Федерации пока, к сожалению, не наблюдается. Даже наоборот: через границу продолжают перебрасываться наемники. Граница до сих пор не перекрыта, более того, части, которые были брошены для того, чтобы отрезать сепаратистов от границы, сейчас оказались в окружении. Все довольно плохо. Пока каких-то серьезных успехов АТО в Луганской области, к сожалению, нет. Все будет затягиваться.

Партнеры: the True Story

XS
SM
MD
LG